Криминологический портрет преступника в 2017 году по материалам психиатра, профессора М.В. Виноградова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Криминологический портрет преступника в 2017 году по материалам психиатра, профессора М.В. Виноградова.



Пол: мужской.

Средний возраст: от 30 до 50 лет.

Образование: среднее (школа).

Социальное положение (место работы): не работает.

Семейное положение: как правило женат и даже может иметь детей.

Психологическое состояние: отклонений нет.

Возможность рецидива: все тяжкие насильственные преступления рецидивны на 100 процентов.
Задание 6.

Составьте криминологическую характеристику (портрет) личности преступника:

а) профессионального;

б) рецидивного;

в) организованного;

г) насильственного;

д) корыстного;

е) неосторожного.

с учетом социально-демографических, нравственно-психологических, уголовно-правовых признаков структуры личности преступника.

Тема 5. Механизм индивидуального преступного поведения.

Понятие механизма преступного поведения. Криминологическое значение и взаимосвязь допреступного формирования личности, индивидуального преступного акта и посткриминального поведения личности преступника. Основные элементы механизма индивидуального преступного поведения (криминальная мотивация, планирование преступных действий, исполнение замысла, оценка криминального результата). Криминальная мотивация как основной элемент механизма индивидуального преступного поведения. Функции и составляющие (ценностные ориентации, потребности, интересы, мотив и цель) криминальной мотивации. Взаимодействие личности и социальной среды в механизме индивидуального преступного поведения.

Понятие конкретной жизненной ситуации. Особенности криминальной ситуации как разновидности жизненной ситуации. Роль криминальной ситуации в индивидуальном преступном поведении и его последствиях. Виды криминальной ситуации по содержанию, по характеру воздействия на преступника, по масштабам действия, по времени действия, по объему действия и по источнику возникновения.

Практическое задание:

Задание 1

Проанализируйте роль семьи в формировании личности в целом, и в формировании предрасположенности к противоправному поведению.

Задание 2

Проанализируйте роль школы в формировании личности; имеются ли в школьном воспитании человека предпосылки для того, чтобы впоследствии индивид мог стать на путь противоправного поведения.

Задание 3

Проанализируйте роль трудового коллектива в дальнейшем формировании личности; какие условия, складывающиеся в трудовом коллективе, могут способствовать противоправному поведению индивида.

Задание 4.

Ознакомьтесь в сети Интернет с описанием совершенных преступлений Александром Пичушкиным (Битцевским маньяком).

Ответьте на следующие вопросы:

1. Установите мотивацию и условия, облегчающие совершение преступлений.

2. Назовите условия неблагоприятного формирования личности А. Пичушкина.

Задание 5.

Раскройте содержание микро и макро среды в формировании личности преступника (влияние средств массовой информации, исправительных учреждений, армии)? Какова их роль в формировании личности преступника?

Задание 6.

Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу и выполните следующие задания:

а) укажите обстоятельства, непосредственно способствовавшие совершению указанного преступления;

б) разграничьте обстоятельства, относящиеся к ситуации совершения преступления и личности виновного; 

в) оцените роль в совершенном Е. преступлении его личностных свойств и ситуации;

Водитель Е., закончив работу, возвращался домой. Его машину оставил Т. и попросил подвезти к вокзалу. По дороге пассажир неоднократно просил Е. ехать побыстрее, так как до отхода поезда оставались считанные минуты, и обещал хорошо «отблагодарить» его. При выезде из переулка на улицу с интенсивным движением Е. резко затормозил: на дороге оказалась девочка, выбежавшая из здания школы, расположенной на противоположной стороне. Из-за гололеда машину занесло влево, на полосу встречного движения транспорта, где и произошло столкновение с машиной, идущей навстречу, в результате чего был причинен тяжелый вред здоровью самого Т. и водителя встречного автомобиля.

Девочка не пострадала, работниками ГИБДД, прибывшими на место происшествия, было установлено, что машина Е. столкнулась со встречной машиной в трех метрах от знака «Осторожно, дети!» Скорость движения его машины в момент столкновения была 70 км/час, встречной машины – 50 км/час. При медицинском освидетельствовании у него была обнаружена легкая степень алкогольного опьянения. Как показал Е., дорожного знака он не видел из-за тумана.

В аварии себя виновным не признал, заявив, что вынужден был резко затормозить, спасая девочку. Что касается незначительного превышения скорости, то оно, по его мнению, не является причиной случившегося.

По материалам личного дела было установлено, что Е. проработал в таксомоторном парке свыше 15 лет, неоднократно премировался за высокие показатели в работе. К уголовной ответственности ранее не привлекался. За нарушение Правил дорожного движения (превышение скорости и двойной обгон) дважды привлекался к административной ответственности.

Три года назад по заявлению жены о фактах его пьянства и сквернословии в семье поведение Е. рассматривалось по месту работы. По свидетельству жены, он час то пьянствовал, так как имел «лишние» деньги. Заработанную плату в основном отдавал в семью. Фактов появления Е в состоянии опьянения в рабочее время установлено не было.

Задание 7.

Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу В. и дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

Какие обстоятельства жизни В. могли оказать неблагоприятное влияние на его нравственное формирование?

Каковы характеристики ситуаций совершенных В. преступлений (первой кражи, разбойного нападения, применение насилия в отношении представителя власти) и роль в совершении каждого из этих преступлений личностных свойств В. и ситуаций совершения преступлений?

На какие положительные черты личности В. и особенности его биографии можно опереться в индивидуальной профилактической работе с ним?

В., находясь в нетрезвом состоянии, направлялся на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник полиции пытается задержать Д., совершившего хулиганские действия. В., подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: «Надо бы помочь». С криком: «А что! Попробуем!» В. набросился на полицейского, сбил его с ног, нанес несколько ударов, причинив его здоровью вред средней тяжести. Вместе с Д. Они бросились бежать, но были задержаны нарядом полиции. При задержании оказали сопротивление. Среди участников и очевидцев происшествия, знакомых В. не было. Гражданин, который сказал: «Надо бы помочь», был установлен и пояснил, что он имел ввиду необходимость оказания помощи сотруднику полиции в задержании хулигана. Эти объяснения признаны убедительными, и уголовное преследование в отношении данного гражданина прекращено.

В., 32 года, образование 8 классов, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступление совершил в 18-летнем возрасте, после того, как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями. Отец – инвалид, злостный пьяница, мать вела антиобщественный образ жизни, привлекаясь к ответственности за различные правонарушения. После ухода из дома В. попал в компанию опытных воров. По его собственному признанию, участвовал в совершении не менее 10 краж, однако, был осужден только за одну из них. В колонии дал откровенные показания об остальных совершенных им преступлениях. Объясняя свой поступок, заявил: «Начальник отряда душевный и справедливый человек был. Перед таким таиться нельзя».

Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания «хотел жить честно», возвратился домой, но там было все по-старому», даже еще хуже. Поселился у приятеля, потом у сожительницы. Поступил на работу в транспортный цех грузчиком. Перед этим, имея навыки радиолюбителя, пытался устроиться в радиомастерскую, однако не был принят ввиду отсутствия документов, подтверждающих наличие этой специальности. На работе за уголовное прошлое никто В. не упрекал. В свободное время В. как «болельщик» посещал стадион, ипподром, играл в домино, смотрел телевизионные передачи (в основном спортивные и развлекательные). Спиртовыми напитками не злоупотреблял, лиц с антиобщественной направленностью поведения сторонился.

Случай свел В. с соучастником по делу о кражах, который приобщил его к потреблению наркотиков. Сам В. по этому поводу пояснил: «Вначале просто было интересно попробовать, а затем незаметно втянулся».

Вскоре они вдвоем в уединенной части парка совершили разбойное нападение на пьяного. Угрожая ножом, отобрали у него кошелек и избили. Отбывая наказание за это преступление, В. проявил себя как злостный нарушитель режима: отказывался работать, потреблял наркотики и их суррогаты, играл в карты, не подчинялся требованиям представителей администрации, проявляя по отношению к ним озлобленность.

Освободившись из мест лишения свободы, В. после соответствующего лечения перестал потреблять наркотики. Пытался возобновить совместную жизнь с прежней сожительницей, однако получил отказ. Проживал с матерью, отец к этому времени умер. Свободное время проводил в основном в компании ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, злоупотреблял спиртными напитками. Привлекая к ответственности за мелкое хулиганство. За время, прошедшее после освобождения В. из колонии до совершения им последнего преступления (7 месяцев), участковым инспектором полиции были проведены две беседы с В. (одна – при решении вопроса о его регистрации, вторая – после отбытия административного ареста за мелкое хулиганство). Других профилактических мероприятий в отношении него не проводилось.

В беседе с научным сотрудником В. заявил, что считает себя «пропащим человеком», никаких перспектив в жизни не видит, озлоблен на мать, сожительницу, сотрудников полиции.

Отвечая на вопрос о том, было ли страшно идти на первую кражу и не мучила ли его потом совесть, В. заявил: «Трудно сказать, какая она первая была. С тех пор, как себя помню, помаленьку тащил все, что «плохо лежит», а когда связался с ворами, даже понравилось, что стал «работать» не по мелочам, а по-настоящему».

По последнему делу была проведена судебно-психиатрическая экспертиза. В заключении эксперта отмечено наличие у В. признаков психопатизации личности (повышенная реактивность, недостаток самообладания, плохая приспосабливаемость к условиям среды), а также констатирована черепно-мозговая травма, полученная им в 17-летнем возрасте.

Тема 6. Виктимология

Первые упоминания о проблеме жертвы в механизме совершения преступления (И. Бентам, А. Фаттах, А. Фейербах, Г. Клейнфеллер и т. д.). Возникновение виктимологии в середине ХХ века (выход в свет в 1948 году монографии Г. Гентинга «Преступник и его жертва»). Развитие виктимологии за рубежом и в России. Организация международного сотрудничества в области виктимологии.

Понятие виктимологии как отрасли криминологии. Основные направления изучения виктимологии на современном этапе в России. Значимость виктимологических исследований. Методы виктимологических исследований. Понятие жертвы как основа виктимологии и соотношение данного с понятием потерпевшего.

Понятия «виктимность» и «виктимизация». Виды виктимности (групповая и индивидуальная). Виктимологические особенности различных социальных и профессиональных групп и категорий населения. Виктимологическая характеристика представителей групп риска.

Понятие личности потерпевшего. Основные элементы, определяющие поведение жертвы. Личность и поведение потерпевшего. Провокация как определяющий элемент. Классификация жертв по направленности поведения и по его содержанию.

Роль жертвы в механизме преступного поведения. Страх перед преступностью как фактор виктимизации. Криминологическая безопасность и защита граждан от преступных посягательств. Виктимологическая профилактика преступлений в системе предупреждения преступности. Виктимологическая профилактика преступлений в деятельности следственных подразделений органов внутренних дел.

Практическое задание:

Задание 1.

Составьте памятку (перечень мероприятий) по виктимологической профилактике:

- квартирных краж;

- грабежей;

- разбойных нападений;

- изнасилований;

- карманных краж.

Задание 2.

Самостоятельно найдите фабулу уголовного дела, в которой идет описание жертвы преступления?

Проведите виктимологический анализ совершенного преступления.

Определите роль жертвы в механизме преступного поведения?

Какие меры профилактики можно применять в подобных ситуациях?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.022 с.)