Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Покрытосеменные растения
Отдел Магнолиевые – Magnoliophyta, Цветковые растения – Anthophyta, или Покрытосеменные – Angiospermae
1. Объясните, чем обусловлено название отдела Покрытосеменные – Angiospermae. ______________________________________________________ _____________________________________________________________________________
2. Из какой части цветка после оплодотворения формируется плод? _____________________________________________________________________________
3. Какие еще части цветка принимают участие в формировании плода? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
4. Из какой структуры, и внутри какой части цветка формируется семя? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5. Назовите основные особенности покрытосеменных растений. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
6. На какие классы подразделяется отдел Покрытосеменные? Напишите русские и латинские названия классов. _________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Работа 1. Методика определения растений.
Дата: «___» ____________ 201___
Задание 1. Ознакомиться с методикой определения растений. Для распознавания растений используют специальные пособия – определители. Для изучения флоры центральных областей России можно рекомендовать определители: Определитель сосудистых растений центра европейской России / И.А. Губанов и др. 2-е изд. – М.: Аргус, 1995; П.Ф. Маевский, 2006, 2014; И.А. Губанов и др. 2002, т. 1; 2003, т. 2; 2004, т.4. и др. Основу определителя составляют таблицы (ключи) для определения семейств, родов, видов.
Таблицы построены в основном по дихотомической схеме: каждая ступень таблицы состоит из тезы, обозначенной порядковым номером с левой стороны, и антитезы, обозначенной тире. Успех определения зависит от внимательного и грамотного анализа морфологии растения. Работа проходит в три этапа – определения семейства, рода и вида растения. Ход определения: I. Рассмотреть растение в цветущем состоянии, с корнями и листьями. Строение цветка, волоски и чешуйки изучаем с помощью лупы, пользуясь препаровальными иглами.
II. Выявить его особенности, согласно предлагаемому плану: III. Записывая ступени ключа «Определителя» установить семейство, род, вид растения (на примере Определителя сосудистых растений центра европейской России / И.А. Губанов и др. 2-е изд. – М.: Аргус, 1995). По ходу последовательно записываем русское и латинское название таксона: 1) 1 – 38 – 43 – 85 - 86 – 88 – 98 - 99 – 100 – 102 – 103 - 104 – 105: Семейство Лютиковые – Ranunculaceae Juss. 2) 1 – 6 – 10 – 16 – 17: Род Лютик – Ranunculus L. 3) 1 – 5 – 8 - 9 – 10: Вид Лютик ползучий – Ranunculus repens L. Для латинского названия вида обязательно указываем его автора. 4. Выполнить определение нескольких видов семейства Лютиковые. 5. Отметить признаки значимые для распознавания растений данного семейства, используя полученный опыт и материал приложения с. 1 – 5. 6. Дать характеристику семейства, отметив значение в природе и хозяйстве человека по нижеприведенному плану: План характеристики семейства 1. Семейство (русское, латинское название) ______________________________ ____________________________________________________________________ 2. Подсемейства (русские, латинские названия) ___________________________ ____________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 3. Примерное число видов семейства ____________________________________ ____________________________________________________________________ 5. Преобладающие жизненные формы ___________________________________ ____________________________________________________________________ 6. Строение вегетативных органов: а) стебель _______________________________________________________ б) листорасположение _____________________________________________ в) лист __________________________________________________________ г) метаморфозы __________________________________________________ 7. Строение генеративных органов: а) соцветие_______________________________________________________ б) формула цветка_________________________________________________ в) плод __________________________________________________________ г) семя __________________________________________________________ 8. Важнейшие особенности семейства а) морфологические_______________________________________________ ____________________________________________________________________ б) биохимические_________________________________________________ ____________________________________________________________________ 9. Представители______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 10. Значение в природе и хозяйстве человека_____________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 11. Охраняемые виды__________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Морфологический анализ растений 1. Жизненная форма: ______________________________________________ (дерево, кустарник, полукустарник, кустарничек, или трава: многолетняя, двулетняя, однолетняя) 2. Корневая система: _______________________________________________ (формы: стержневая, мочковатая; типы: система главного корня, система придаточных корней, смешанная корневая система) 3. Видоизменения корня: ___________________________________________ (корнеплоды, корневые шишки, втягивающие корни, наличие клубеньков, или микоризы) 4. Побеги: _________________________________________________________ (удлиненные, укороченные, розеточные; прямостоячие, приподнимающиеся, вьющиеся, цепляющиеся, стелющиеся, ползучие, кущения) 5. Нарастание побега: ______________________________________________ (моноподиальное, симподиальное, ложнодихотомическое, дихотомическое) 6. Метаморфозы побегов: ___________________________________________ (клубень, луковица, клубнелуковица, укороченные или удлиненные корневища; кочан, усы, плети, столоны, «плодушки», усики, колючки, кладодии, филлокладии) 7. Стебель: ________________________________________________________ (размеры ….…. см, ………. м; олиственный, безлистный; стрелка, ствол, соломина; округлый, сплюснутый, трех-, четырехгранный, многогранный, ребристый, крылатый; голый или опушенный: волоски простые, сложные, звездчатые, железистые, жгучие) 8. Листорасположение: _____________________________________________ (очередное¸ супротивное, мутовчатое) 9. Листья: ________________________________________________________ (простые или сложные; черешковые или сидячие; с прилистниками или без них; с раструбом; влагалищные: влагалище открытое или замкнутое; опушенные или голые) 10. Жилкование: __________________________________________________ (параллельное, дуговое, сетчатое, перистое, пальчатое, дихотомическое) 11. Форма листовой пластинки простого листа: _______________________ __________________________________________________________________ (яйцевидная, обратнояйцевидная, округлая, овальная, сердцевидная, треугольная, ромбическая, многоугольная, почковидная, лопатчатая, стреловидная, копьевидная, эллиптическая, линейная, ланцетная, обратноланцетная, продолговатая) 12. Лист простой с цельной или расчлененной листовой пластинкой: __________________________________________________________________ (лопастной: тройчато-, перисто-, пальчато-; раздельной: тройчато-, перисто-, пальчато-; рассеченной: тройчато-, перисто-, пальчато-; многократноперисторассеченной) 13. Лист сложный: _________________________________________________ (тройчатый, пальчатосложный, непарноперистосложный, парноперистосложный, двоякоперистосложный; число и форма листочков) 14. Край листовой пластинки: ______________________________________ (цельнокрайний, зубчатый, пильчатый, городчатый, выемчатый, двоякозубчатый, двоякопильчатый, неравнозубчатый, неравнопильчатый) 15. Видоизменения листья: _________________________________________ (колючки, усики и др.) 16. Цветки: _______________________________________________________ (одиночные или в соцветии) 17. Соцветие: ______________________________________________________
(моноподиальное: кисть, щиток, зонтик, головка, корзинка, простой колос, сережка, початок, сложный колос, сложный зонтик, метелка; симподиальное: монохазий – завиток, извилина; дихазий, плейохазий или цветки собраны в соцветия нескольких порядков) 18. Околоцветник по форме: ________________________________________ (полисимметричный, или актиноморфный; моносимметричный, или зигоморфный; асимметричный) 19. Простой околоцветник: _________________________________________ (чашечковидный, венчиковидный; число листочков околоцветника – 2, 3, 4, 5, …; листочки околоцветника свободные, сросшиеся; их окраска) 20. Двойной околоцветник: _________________________________________ (чашечка; число чашелистиков – 2, 3, 4, 5, …; их окраска; венчик; число лепестков – 2, 3, 4, 5, …; их окраска) 21. Андроцей: _____________________________________________________ (братственный, многобратственный, двубратственный, однобратственный: число тычинок – 2, 3, 4, 5, …) 22. Гинецей: ______________________________________________________ (апокарпный: число пестиков – 1, 2, 3, 4, 5, …; монокарпный; ценокарпный: синкарпный, паракарпный, лизикарпный; число плодолистиков – 1, 2, 3, 4, 5….) 23. Пестик: ________________________________________________________ (число столбиков – 1, 2, 3, 4, 5, …; столбика нет, рыльце сидячее, рыльце простое, лопастное, головчатое, нитевидное, перистое) 24. Завязь: ________________________________________________________ (верхняя, нижняя, полунижняя) 25. Формула цветка: _______________________________________________ 26. Плод: _________________________________________________________ (простой: сухой: многосемянный, коробочковидный (листовка, боб, стручок, стручочек, коробочка); односемянной, ореховидный (орех, желудь, орешек, семянка, крылатка, зерновка); сочный: многосемянный, ягодовидный (ягода, тыквина, яблоко, померанец); односемянной, костянковидный (костянка); членистый (стручок, орешек, боб); дробный (двукрылатка, двусемянка, или вислоплодник); сложный, или сборный: сборный орешек, сборная костянка, сборная семянка, сборная листовка; соплодие) 27. Семя: _________________________________________________________ (величина, форма, окраска)
Работа № 1. Определение растений семейства ________________________
_______________________________________________________________________________________
Подкласс _____________________________________________________
Дата: «___» ____________ 201___
Задание 1. Определить семейство, род и вид растения семейства
____________________________________________________________________ Задание 2. Дать характеристику семейства, провести, согласно плану, морфологический анализ определенного растения, составить формулу цветка. 1. Ступени ключа «Определителя» для семейства.
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 2. Ступени ключа «Определителя» для рода и вида. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Растение: _____________________________________________________ Формула цветка: _______________________________________________
Характеристики семейства. 1. Семейство (русское, латинское название) ______________________________ ________________________________________________________________________________ 2. Подсемейства (русские, латинские названия) ___________________________ ________________________________________________________________________________ 3. Примерное число видов семейства ____________________________________ 4. Распространение (тропическое, внетропическое) ________________________ ________________________________________________________________________________ 5. Преобладающие жизненные формы ___________________________________ ________________________________________________________________________________ 6. Строение вегетативных органов: а) стебель _______________________________________________________ б) листорасположение _____________________________________________ в) лист __________________________________________________________ г) метаморфозы __________________________________________________ 7. Строение генеративных органов: а) соцветие_______________________________________________________ б) формула цветка_________________________________________________ в) плод __________________________________________________________ г) семя __________________________________________________________ 8. Важнейшие особенности семейства а) морфологические_______________________________________________ ________________________________________________________________________________ б) биохимические_________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 9. Представители______________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 10. Значение в природе и хозяйстве человека_____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 11. Охраняемые виды__________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.162 (0.058 с.) |