Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V . Основные этапы развития мировой социологии
Первый этап – протосоциологический (доконтовский период развития социологии) – от античных времен до нач. XIX в. Тут выделяют несколько периодов относительно формирования взглядов на общество и законов его развития: 1) античный(I тис. до н.э. – IV ст. н.э.) – накапливаются знания про общественную жизнь, формируются первые теории права, морали, государства и общества. В основе мировоззренческих взглядов – мифы. В них содержатся сведения о власти, общественном устройстве, добре и зле и т.д. Анализируя мифы, можно понять структуру социальных процессов в древности, основные общественные ценности и нормы и т.д. Постепенно мифы заменяют философские рассуждения. Среди античных философов были: Демокрит, Платон, Аристотель, Зенон, Сенека и др. Философы рассматривали, как единое целое, общество и государство. Марк Тулий Цицерон и Аврелий Августин рассматривали историю человечества как закономерный и объективный процесс. 2) средневековый (V – сер. XVII вв.) – религия становится основным источником знаний про окружающий мир, природу, человека, общественные отношения, существенно потеснив науку. Этот этап подразделяется на 3 под этапы: раннее средневековье (V-XI вв.), период развитого феодализма (XI – сер.XVвв.), позднее средневековье (кон. XV - сер. XVII вв.). Тут выделяется религиозный деятель Фома Аквинский. Разрабатывал систему мирового порядка: народ - властитель – закон человеческий – закон природный – закон божественный – закон вечный. Одной из форм социальной и политико-правовой теории стали еретические движения народных масс, которые, не опровергая основные догматы христианства, выражали социальный протест против католической церкви и феодального устройства. Господство церкви привело к упадку политических, социальных и правовых учений. 3) эпоха Возрождения (XIV-XVII вв.) – основными были уважение к достоинствам человека, определение приоритета его прав, необходимость их практического применения. Выделяют 3 периода: гуманистический (сер. XIV – сер. XV вв.), неоплатоновский (сер. XV – сер. XVI вв.), натуралистический (сер. XVI – нач. XVII вв.). Основные деятели – Николо Макиавелли, Томас Гоббс, Джон Локк, Бенедикт Спиноза и др. Впервые общество рассматривается как целостный и самостоятельный институт.
4) эпоха Просвещения (XVIII в.) – этот период характеризуется разнообразием направлений и школ, занимающихся изучением теорий про государство, право и общество. Основные – консерватизм (критиковали изменения в обществе), либерализм (отстаивали принципы реформирования), утопический социализм (поиск нового справедливого общественного устройства). Второй этап – классический – нач. XIX в. – до XX в. – конкретизируются и обобщаются социологические знания. Социология формируется как наука про общество. Французский исследователь Сен-Симон разрабатывает концепцию «социальной физиологии», но автором науки про общество считается его ученик – Огюст Конт. Основная научная разработка Конта «Курс позитивной философии» (6 т., 1830-1842 гг.). Ученый дает определение общественной науке – «социальная физика», а затем – «социология». Развитие общества подлежит тем же законам, что и природа, поэтому социология - позитивистская наука. Идеи Конта развил английский исследователь. Г. Спенсер. Считал, что в основе любого знания относительно изучения общества лежат эволюционные процессы. В конце XIX в. западная социология развивалась под влиянием 2-х основных концепций – эволюции и натурализма. Основными проблемами для изучения были: групповое поведение людей, психология толпы, взаимоотношения индивидуумов в обществе. Третий этап – современный – с 70-х гг. XX в. Характеризуется углубленным изучение общественных процессов. На высоком уровне – эмпирические методы социологического исследования.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.004 с.) |