Предмет теории государства и права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет теории государства и права.



Предмет теории государства и права.

Предмет науки-то, что изучает наука.

 Объект юр наук-право и гос-во как явления действительности в разных аспектах существ.

ТГП изучает-общее устойчивое постоянное в праве и гос-ве, что и составляет её предмет.

Сущность-предельно общее в тех или иных вещах.

ТГП стремится изучить право и гос-во в их сущности, постичь общее в их функционировании и содержании, др науки.

Любая теория характеризуется целостностью логической зависимостью ее элементов.

Система юр наук: 1)науки философско-теоретич и историч характера

2)отраслевые юр науки

 3)прикладные юр науки

4)науки изучающие международное право

ТГП-базисная наука в системе юр наук.

Правовая оценка-оценка социальной действительности на предмет реализации в ней правовых начал.

ТГП пользуется научным знанием полученным отраслевыми юр науками для построения теоретич утверждений, проверки и до-ва.

Связь ТГП с историч науками о праве в предоставлении эмпирического материала для теоретич выводов проверки и подтверждения обобщений.

Функции теории государства и права.

Функция-роль, которую выполняет явление относительно системы, частью которой оно выступает.

Функции ТГП показывают её назначение и роль в системе познания и об-ве, специфическое воздействие.

Познавательная ф-ция-познание своего предмета, выработка объективно-истинных системно организованных и обоснованных знаний об общих и существ сторонах и связях права и гос-ва.

Задача ТГП-получение истинных знаний о праве и гос-ве, обобщение и его систематизация, раскрытие и объяснение сущности этих явлений.

Мировоззренческая ф-ция-выработка единой гармоничной системы знаний о праве и гос-ве, об их сущ-ти, о месте и роли в развитии об-ва и каждого человека в формировании мировозрения.

Цель ТГП-формирование твёрдых правовых убеждений, правовых идеалов и принципов, стимулов правового поведения личности.

Воспитательная ф-ция- формирование твёрдых правовых убеждений, правовых идеалов и принципов, стимулов правового поведения личности.

Оценочная ф-ция-познание сущностей права позволяет оценивать соц явления на предмет их соответствия идее права, критиковать наличную соц действ как неправовую нарушающую свободу и право личности.

Идеологическая ф-ция-раскрытие сущности права и гос-ва, формирование системы взглядов, которые распространяются в обществ сознании.

Практико-прикладная ф-ция-использование правовых принципов и сущности права при разрешении конкретного дела.

Методологическая ф-ция-разработка методов познания правовых и гос явлений.

Принципы и аксиомы права.

Аксиомы и принципы права-конкретизирующие сущность права, основополагающие начала и идеи, лежащие в основе системы правовых норм-объективного права.

Конкретизирующе-констатирующая ф-ция-принципы и аксиомы являются основанием системы действ правовых норм.

Регулятивная ф-ция-упорядочение поведения людей.

Виды принципов и аксиом.

1. Всё, что не запрещено, разрешено (нарушение субъективных прав других лиц).

2. Всё, что не разрешено, запрещено (публично-властная деятельность).

3. Всякое правонарушение предполагает юр ответственность.

4. Никто не может быть судьёй в своём собственном деле.

5. Никто не может быть лишён жизни, свободы, имущ-ва иначе как по решению суда.

6. Презумпция невиновности.

7. Относительно невозможного обязательство ничтожно.

8. Пусть будет выслушала другая сторона.

9. Всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого.

10.  Открытость публично-властной деят.

11. Нельзя приобретать последствия преступления.

 

Право и мораль.

Право и мораль – основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

Общие черты морали и права определяются тем, что они:

- принадлежат к социальным нормам поведения;

- являются основными регуляторами поведения;

- имеют общую цель – регулирование поведения людей;

- базируются на справедливости как высшем нравственном принципе;

- выступают мерой свободой индивида, определяют ее границы.

Мораль и право, являясь формами общественного сознания, вместе с тем имеют следующие различия:

- Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с правом, а право – с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовывать интересы индивида и общества. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может существовать несколько моральных систем (классов, социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль).

- Норма морали формируется как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге и других категорий этики. При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

- Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы выражения, закрепления вовне. Конечно, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается.

- Не совпадают предметы регулирования норм морали и норм права. У них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морального регулирования – сферы дружбы и любви и т.п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудительной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть сферы правового регулирования, к которым мораль подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относятся, в частности, предмет технико-юридических норм.

- С точки зрения внутренней организации та или иная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой, как система права.

- Мораль и право различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлинно моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личностной убежденности человека в справедливости и необходимости этических требований, когда поведением человека руководит совесть. Существует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Мораль и право взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Предприниматель не может вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы прав.

 

Право и экономика.

Структура нормы права.

 

Эл-ты: гипотеза, диспозиция и санкция. (логическая структура)

Гипотеза-часть ПН, указывающая на жизненные ситуации, при наступлении которых возникают права и обязанности.

Диспозиция-часть ПН, содержащая правило возможного и должного поведения субъектов обществ отношения, взаимные права и обязанности.

Санкция-часть ПН, указывающая на неблагоприятные последствия при нарушении диспозиции.

Санкция может быть одна на несколько диспозиций, а гипотезой может служить предыдущая диспозиция.

Санкция всегда выступает как полномочие соответствующего субъекта прмиенить неблагоприятные меры и обязанность нарушителя их претерпеть.

НП делятся на: регулятивные и охранительные.

Охранительная норма-санкция с точки зрения трёхэлементной структуры, вступаетв действие при нарушении регулятивной и защищает её.

Разновидности Г, Д и С.

Г, Д и С могут быть сформулированы по-разному.

Гипотеза может быть сформулирована как простая, если указано только одно условие, при наступлении которого возникают права и обязанности.

Гипотеза может быть и сложной-условий много.

Гипотеза может быть сформулирована как альтернативная, если для возникновения прав и обязанностей необходимо одно из указанных условий.

Гипотеза может быть сформулирована как абстрактная, если обстоятельства указаны в общей формке, так и в казуистической форме, если указываются конкретные обст-ва, при которых наступают права и обязанности.

Диспозиция может быть описательной, если модель поведения подробно описывается.

Диспозиция может быть простой,если указаны лишь права и обязанности без описания действий их реализации.

Диспозиция:

1)       Обязывающая, если указана юр обязанность

2)       Запрещающая, если указан запрет

3)       Управомочивающая, если закрепляется субъективное право.

Санкции:

1)       Абсолютно-определённые, если вид и мера неблагопр последствий точно определены

2)       Относительно-опред, если вид и мера указаны от мин до макс

3)       Альтернативные, если допускается выбор неблагопр действий.

 

Закон как источник права.

Закон– это принятый в особом порядке нормативный юридический акт высшего государственного органа (или непосредственно народа), обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы страны.

Признаки закона:

1. Закон – юридический акт, всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения.

2. Закон – акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны – Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума). Процедура принятия, изменения и дополнения закона строго регламентирована.

3. Закон – нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, все иные акты «ниже» закона, находятся «под» ним, должны ему соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить. Кроме того, его не может отменить никакой другой орган, кроме принявшего его.

4. Закон – нормативный акт, который издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни по основным, ключевым вопросам жизни страны, экономическим, политическим, социальным вопросам.

5. Закон содержит первичные нормы, которые в дальнейшем конкретизируются и развиваются в подзаконных актах.

6. Выражает волю большинства (народа или его представителей).

В правовом государстве законы должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы.

Виды законов. Законы подразделяются на: конституционные законы и обыкновенные (или текущие).

К конституционным законам относят саму Конституцию, законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституции, и законы, необходимость которых предусматривается самой конституцией (например, Закон о Правительстве РФ). Конституция – это основной закон государства, определяющий его правовую основу, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия. В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя.

Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции и конституционным законам.

В зависимости от органов, издавших закон, а также от территории, на которую он распространяется, следует различать:

а) федеральные законы – те, которые принимаются федеральным законодательным органом – Федеральным Собранием – и распространяются на всю территорию РФ;

б) законы субъектов федерации – те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республикам, другим субъектам федерации и распространяются только на их территорию. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы (административные; гражданские и т.д.) и межотраслевые законы, в которых содержаться нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, др. отраслей права).

Правовой прецедент.

Правовой прецедент широко используется в странах англо-саксонской правовой семьи.

Правовой прецедент-решение судебного или административного органа по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общеобязательное правило при разрешении аналогичных дел. (общеобязательным становится не всё решение, а только резолютивное обобщение, правовая позиция юрисдикционного органа, которая легла в основу вынесенного решения).

Резолютивное обобщение-формулируется в судебном решении в одном или двух предложениях в виде абстрактного принципа, лежащего в основе вынесенного решения.

Формулировка резолютивного обобщения может быть более обобщённой или конкретной. В некоторых случаях норма права формулируется на основе синтеза нескольких судебных решений.

Прецедентная форма права предполагает, что суд выступает в роли не только правоприменительного, но и правоустановительного органа.

Особенностью прецедентной формы права является его надгосударственный характер: суды одних гос-в могут использовать прецеденты других.

В России правовой прецедент не распространён.

С позиции естественно-правовой концепции вряд ли возможно существ одного и того же случая двух противоречащих норм, равно имеющих правовой характер.

Виды субъективных прав

1. Правоповедение. Право на собственные поступки, право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать и т.д.). Гражданин может поступать в Вуз, а может не поступать (право на высшее образование). Избирательное право это правоповедение. Можно идти на выборы, а можно и не ходить. Право объединяться в политические партии тоже граждане осуществляют добровольно (вступать или не вступать)

2. Правотребование - право требовать от другой стороны исполнения обязанности, т.е. право на чужие действия (заимодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей). Появляется тогда, когда обязанная сторона не выполняет свои обязанности. Полученный в банке кредит, по окончании срока банк требует возвратить долг. А потом у банка возникает:

3. Правопритязание– третий вид субъективного права, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т.е. право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе). Банк приобретает право обратиться в соответствующий компетентный орган, чтоб они принудительно заставили должника вернуть деньги. Суд выносит решение и судебный исполнитель исполняет его.

4. Иногда выделяютправопользование - право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению);

Предмет теории государства и права.

Предмет науки-то, что изучает наука.

 Объект юр наук-право и гос-во как явления действительности в разных аспектах существ.

ТГП изучает-общее устойчивое постоянное в праве и гос-ве, что и составляет её предмет.

Сущность-предельно общее в тех или иных вещах.

ТГП стремится изучить право и гос-во в их сущности, постичь общее в их функционировании и содержании, др науки.

Любая теория характеризуется целостностью логической зависимостью ее элементов.

Система юр наук: 1)науки философско-теоретич и историч характера

2)отраслевые юр науки

 3)прикладные юр науки

4)науки изучающие международное право

ТГП-базисная наука в системе юр наук.

Правовая оценка-оценка социальной действительности на предмет реализации в ней правовых начал.

ТГП пользуется научным знанием полученным отраслевыми юр науками для построения теоретич утверждений, проверки и до-ва.

Связь ТГП с историч науками о праве в предоставлении эмпирического материала для теоретич выводов проверки и подтверждения обобщений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.041 с.)