Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1: Вокально – хоровая работа↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Адаптированная, для детей 4-7 лет
Автор-составитель: Шарова Наталия Олеговна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория
г. Ярославль, 2011 год
Содержание:
1. Пояснительная записка …………………………………………………………3
2. Учебно-тематический план ……………………………………………………...7
3. Содержание изучаемого курса ………………………………………................9
4. Методическое обеспечение ……………………………………………………13
5. Список используемой литературы ……………………………………………17
6. Приложение «Мониторинг образовательных результатов» ………………...18
1. Пояснительная записка Искусство – необходимая часть жизни человека, его душа. Вокальное пение – одна из самых массовых форм музыкального искусства, играющая большую роль в формировании духовной культуры, развитии творческой активности человека, ведь в голосе проявляется вся гамма человеческих чувств и эмоций. Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребёнок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Данная программа «Музыкальные лучики» – это синтез уже известных программ и технологий известных педагогов: Н.А Ветлугиной Т.М. Орловой, К.В. Тарасовой, О.П. Радыновой, О.В. Кацер, Д.Е. Огороднова, В.В. Емельянова, М.Н. Лазарева, А.Н. Стрельниковой, Л.Н. Алексеевой, Т.Э. Тютюнниковой и др. Отличие данной программы от других заключается в том, что в ней используется принцип сквозного воспитания. Вокальная группа, занимающаяся по данной программе – разновозрастная, в неё входят дети от 4 до 7 лет. Таким образом, у младших детей есть возможность ориентироваться на умения старших, брать с них пример, прислушиваться к звучанию их голосов, а у старших – есть возможность передавать свой опыт малышам, помогать им и опекать. Актуальность и практическую целесообразность программы заключается в том, что дошкольный возраст – это период в развитии ребёнка, который характеризуется формирующимися особенностями голосового аппарата, их голоса не совершенны, быстро утомляются. Дети не могут долго и громко петь, поэтому необходим продуманный подбор музыкального репертуара соответствующий их певческому диапазону. Данная образовательная программа реализуется в рамках комплексной образовательной программы художественно-эстетического направления Школы вокала «Контрасты». Цель программы – создание условий для развития музыкальных способностей, овладения вокальными навыками, формирования музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры дошкольников в детской студии «Кораблик детства». Достижению данной цели способствует решение следующих задач: - расширение диапазона голоса дошкольного возраста и формирование его естественного звучания; - овладение вокально-певческими навыками: развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания; - знание основ певческой гигиены и самоконтроля, голосового аппарата; - усвоение знаний о музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, её интонационно – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально – творческой деятельности: в слушании музыки, пении, музыкально – пластическом движении и игре на детских музыкальных инструментах; - развитие музыкальной памяти и восприимчивости музыкального материала, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, артистических способностей; -воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения гармоничного звучания в процессе хорового исполнения; - воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской, музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; - воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству, потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой; - воспитание у дошкольников творческого начала, поощрение самостоятельности, инициативы и импровизационных способностей в пении. Данная образовательная программа рассчитана на обучающихся 4 - 7лет и реализуется в течение 3 лет обучения – младшая, старшая и концертная группы. Комплектование осуществляется по желанию обучающихся. Наполняемость групп – 8-10 человек. Девиз программы: «Учить, играя!». Игра – вид деятельности, с помощью которого можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку. Для дошкольников характерны: яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления. Поэтому введение ребёнка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Основная форма обучения – музыкальные занятия в форме игровых упражнений и творческих заданий, выступлений на праздниках, а также, тематические, комплексные (в основе которых лежит определённая тема) и доминантные (в основе - один вид деятельности) занятия. Структура занятий: 1. Массаж лицевых мышц. Цель - расслабление мышц лица, (нижней челюсти). 2.Упражнения на дыхание. Цель - восстановление дыхания. 3. Артикуляционная гимнастика, проговаривание скороговорок, потешек, пестушек; развивающие игры с голосом, ритмо-интонационные игры и упражнения, ритмодекламация, речевая зарядка. Цель - совершенствование дикции, артикуляции. 4. Основная часть - вокально-хоровая работа. Цель: работа с песней (знакомство, разучивание, работа над сложными оборотами в мелодии, над интонацией и т.д.). 5. 3авершающая часть - игра на детских музыкальных инструментах, народные игры с пением, театральные импровизации. Создавая подходящие условия для музыкального воспитания и развития дошкольников, педагог устанавливает тесную взаимосвязь различных форм организации музыкальной деятельности. В процессе занятий важна доброжелательная, творческая атмосфера. Педагог должен быть заинтересован в этом процессе и привлекать на свою сторону родителей с помощью индивидуальных бесед, консультаций, собраний. Таким образом, осуществляется взаимосвязь «ребенок-педагог-семья». Ожидаемые результаты: 1 год обучения Ребёнок должен знать и понимать: 1. Что голос – наше богатство и к нему надо относиться бережно. Певческий аппарат есть двигательный аппарат со сложной системой мышц, обладающий высокой чувствительностью. Что для правильного пения надо правильно брать дыхание. 2. Строение артикуляционного аппарата. 3. Особенности и возможности певческого голоса. 3. Гигиену певческого голоса. 4. Понимать по требованию педагога – петь «мягко, нежно, легко». 5. Понимать элементарные дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звучания и его окончание). 6. Основы музыкальной грамоты. 7. Эмоционально откликаться на прослушанное произведение, и выражать свои эмоции в рисунках и движениях. Ребенок должен уметь: 1. Бережно относится к своему голосу. Правильно выполнять дыхательные упражнения. Следить за дыханием во время пения, брать дыхание между короткими музыкальными фразами 2. Правильно дышать. 3. Петь короткие фразы на одном дыхании. 4. Петь без сопровождения отдельные фразы. 5. Петь лёгким звуком, без напряжения. 6. На звуке «ля» первой октавы показать индивидуальное звучание голоса. 7. Находить звучание голоса, которое соответствовало бы содержанию произведения. 8. Петь выразительно.
2 год обучения Ребёнок должен знать и понимать: 1. Соблюдать певческую установку. 2. Понимать элементарные дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание). 3. Жанры музыки. Ребенок должен уметь: 1. Правильно дышать. 2. Точно интонировать любой заданный звук. 3. Уметь сделать быстрый вдох. 4. Правильно показать индивидуальное звучание своего голоса. 5. Петь чисто, слаженно в унисон. 6. Петь без сопровождения отдельные попевки и фразы. 7. Дать критическую оценку своему исполнению. 8. Уметь применять словарь эмоциональных состояний в своих откликах. Выявлять жанровое начало. 9. Принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
3 год обучения Ребёнок должен знать и понимать: 1. Основные типы голосов. 2. Жанры музыки. 3. Типы дыхания. 4. Поведение певца до выхода на сцену и после выступления. 5. Реабилитация при простудных заболеваниях. 6. Образцы вокальной музыки современных композиторов, народное творчество. 7. Различать части музыкального произведения (вступление, куплет, припев, заключение). Вступать и заканчивать песню самостоятельно. Ребенок должен уметь: 1. Петь чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринуждённо. 2. Петь на одном дыхании длинные музыкальные фразы. 3. Петь несложные двухголосные каноны. 4. Овладеть выразительным исполнением. Уметь ускорять, замедлять усиливать и ослаблять звучание, петь отдельные отрезки мелодии с аккомпанементом. 5. Петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него. Исполнять вокализ. 6. Использовать элементы ритмики и движений под музыку. 7. Уметь свободно держаться на сцене. 8. Импровизировать и сочинять попевки на заданные интонации, темы, мелодико – ритмические модели, стихотворные тексты. 9. Принимать активное участие во всех конкурсах, фестивалях, концертах. Виды контроля 1. Вводный – проводится в начале работы, направлен на выявление текущих навыков и способностей. 2. Текущий – проводится по ходу занятия, направленный на закрепление полученных знаний. 3. Рубежный – проводится после завершения темы. 4. Итоговый – по завершению программы учебного года, (в форме открытого урока, участия в праздниках, концертах). 2. Учебно-тематический план Год обучения Цель (доминирующая деятельность): становление певческого дыхания, певческой дикции, певческой интонации. Задачи: - формирование правильной постановки корпуса - формирование и развитие подвижности голосового аппарата, снятия напряжения артикуляционных мышц (языка, губ, щёк, нёба); - формирование и развитие певческого дыхания (короткий вдох, плавный экономный выдох во время фонации; дыхание глубокое, лёгкое, быстрое, незаметное для окружающих); - формирование и развитие ясной дикции (чёткое и ясное произношение слов во время пения); - формирование и развитие певческой интонации Возраст детей: 4 года.
Год обучения Цель: расширение диапазона голоса дошкольного возраста и формирование его естественного звучания; Задачи: - овладение вокально-певческими навыками: развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания; - дальнейшее формирование знаний по музыкальной грамоте; - развитие музыкальной памяти и восприимчивости. Возраст: 5 лет
Год обучения Цель: Совершенствование вокально-певческих навыков Задачи: - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально – творческой деятельности: в слушании музыки, пении, музыкально – пластическом движении и игре на детских музыкальных инструментах; - усвоение знаний о музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, её интонационно – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре; - развитие музыкальной памяти и восприимчивости музыкального материала, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, артистических способностей; Возраст: 6 лет
Содержание изучаемого курса. Тематическое построение программы позволяет объединить ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. В процессе музыкального воспитания используются следующие общеобразовательные принципы: - последовательности и систематичности - занятия проходят 1раза в неделю по 30 мин. Они дисциплинируют ребёнка, приучают его к регулярной работе. - доступности - предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей ребёнка и в связи с этим – определение посильных для него заданий (обучение на высоком уровне трудности, но в пределах возможностей обучающихся); - индивидуализации - сохранению индивидуальных особенностей звучания детского голоса отводится главная роль, что обусловлено многообразием природных индивидуальных различий; - постепенного повышения требований – заключается в постановке перед ребёнком и выполнении им всё более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным для успешного обучения, является чередование нагрузок с отдыхом, постепенное усложнение певческого репертуара и вокальных упражнений; - сознательности и активности – для успешного достижения цели ребенку необходимо представлять, что и как нужно выполнять и почему именно так, а не иначе; - повторяемости материала – только при многократном повторении образуется двигательный стереотип. Эффективность занятий выше, если повторение вариативно, т.е. в упражнения вносятся какие-либо изменения и предлагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, что вызывает интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции, ситуацию успеха, работу на перспективу. - наглядности – безукоризненный практический показ движений педагогом. - принцип целенаправленного управления регистровым звучанием голоса - основополагающий в вокальной работе. Основные содержательные линии программы: - обогащение опыта эмоционально – целостного отношения обучающихся к музыке и вокалу; - накопление музыкальных впечатлений, слухового опыта, вокально – хоровых знаний; - обогащение опыта учебно – творческой музыкальной деятельности. В программе выделены следующие направления: вокально-хоровая работа, музыкально-теоретическая подготовка, теоретико-аналитическая работа, концертно-исполнительская деятельность. Содержание 1 года обучения Введение. Беседа о гигиене полости рта и охране певческого голоса. Работа над дикцией Дикция - чёткое и ясное произношение слов во время пения (согласные в пении произносятся быстрее, для того, чтобы гласный звучал дольше), работа над скороговорками, речевые, пальчиковые, музыкально-ритмические игры, артикуляционные гимнастики (мимические), детский фольклор. Основы музыкальной грамоты - учить различать высокие и низкие. Долгие и короткие звуки, движение мелодии вверх и вниз. - знакомить с написанием и расположением нот, приучать петь по нотам. - узнавать звучание нескольких нот, знакомить с восьмыми и четвертными длительностями. - учить называть ноты и длительности, петь по нотам и со словами. Учить на слух различать долгие и короткие звуки, складывать из карточек ритмические рисунки; на нотном стане выкладывать простейшие попевки нотами. Содержание 2 года обучения Содержание 3 года обучения Вокально-хоровая работа Распевание: по цепочке (цепное), музыкальное эхо, со сказочными героями Использование элементов ритмики и движений под музыку, сценическая культура. Канон. Певческое дыхание – основа вокально - хоровой техники Цепное дыхание: Преимущество коллективного пения, возможность исполнять очень длинные музыкальные фразы. Дирижёрские жесты: -Привлекают внимание к песне, активизируют работу на занятии. Обеспечивают: -Точное и одновременное начало (вступление), -Снятие звука, -Единовременное дыхание (в определённом темпе и характере), -Единообразное звуковедение (legato, non legato), -Изменение в темпе, ритме, динамике. Унисон – приведение певцов к общему тону. Начало двухголосия - только в упражнениях и распевании хороводных песен каноном. Музыкально – теоретическая подготовка Части музыкального произведения. Жанры и лад (мажор, минор) музыки. Основы музыкальной грамоты, длительности без записи. Знать музыкальные термины: forte, piano, crescendo, diminuendo. Их прим Развитие чувства ритма в музыке. -Знание названия звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая и вторая октавы), устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон) - определение в песнях фразы, а в ней запева и припева -различать основные средства музыкальной выразительности (динамика, темп) - различать звучание: фортепиано, скрипки, виолончели, трубы. - различать певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас. - различать: высокие и низкие звуки, восходящее и нисходящее движение мелодии, их повторность, долготу, громкость. Год обучения.
Года обучения
Года обучения.
Результат учебно–воспитательного процесса по освоению детьми данной программы во многом зависит от её методического обеспечения. Методика проведения занятий носит воспитывающий и развивающий характер обучения дошкольников и обеспечивает: - эмоциональную настроенность атмосферы обучения (музыка всегда должна радовать, волновать, вызывать интерес); - установку на сознательные действия детей («вслушайся», «вдумайся», «сравни», «оцени»); - слуховой контроль в практических действиях («правильно ли ты спел?», «поправь ошибку», «передал ли ты характер песни?»); -ориентировку в самостоятельных действиях («спой без сопровождения», «назови, сколько куплетов в песне», «исполни знакомую песню»); - творческие, поисковые действия детей («спой музыкальный ответ на музыкальный вопрос», «передай в мелодии радость, грусть, удивление, ласку», «придумай свою песню», «инсценируй песню»). Методическое обеспечение включает в себя формы, методы и приёмы, используемые педагогом для освоения материала образовательной программы. Формы работы с детьми, планируемых по каждому разделу содержат следующие конкретные формы занятий, а именно: На речевом этапе: музыкально - дидактическая игра, все виды артикуляционных, дыхательных, музыкальных, речевых, пальчиковых игр. б) на теоретическом этапе: музыкальные сказки и игры, беседы (с появлением неожиданных героев, игрушек, предметов), показ наглядного материала, сюрпризные моменты. в) на музыкально – теоретическом этапе: использование нотных, игровых аудио и видео пособий, музыкально –ритмических разминок. Педагог использует в своей практике МНОЖЕСТВО дополнительных пособий (дидактический материал – всевозможные карточки, схемы, игры с кубиком, перчаточные куклы и т.д.), и проявляет заинтересованность в успешном освоении материала, стараясь максимально обогатить занятие и использовать различные средства. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: 1. Музыкальное сопровождение как методический прием. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несет в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении. 2.Наглядно-зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию). 3.Словесный метод - с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его ярким, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании дошкольников является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен. 4.Социо – игровой метод – у детей 4-6 лет игра – ведущий вид деятельности, малыш лучше всё воспринимает через игру. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе. Список используемой литературы. 1. Абелян Л.М. «Забавное сольфеджио» Москва «Советский композитор» 1985г. 2. Абелян Л.М. «Как Рыжик научился петь» Москва «Советский композитор» 1989г. 3. Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников», Ярославль, «Академия развития» 2005г. 4. Барабошкина А. В. «Сольфеджио» Москва «Музыка» 1990г. 5. Ветлугина Н. А. «Методика музыкального воспитания в детском саду» Просвещение, 1982г. 6. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь» Москва «Музыка» 1986г. 7. Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» Москва «ВАКО» 2006г. 8. Кацер О.В. «Игровая методика обучения детей пению» Санкт – Петербург, «Музыкальная палитра» 2008г. 9. Котляревская – Крафт М.А. «Сольфеджио» Ленинград «Музыка» 1988г. 10. Лаврова Т.А. «Путешествие в мир музыки» Волгоград «Учитель» 2008г. 11. Михайлова М.А. «Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка», Ярославль, Академия развития, 2008г. 12. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» 13. Михайлова М.А. «Ритмика для всех» Ярославль «Академия развития» 2005г. 14. Орлова Т.М., Бекина С. И. «Учите детей петь» Москва «Просвещение» 15. Светличная Л.В. «Сказка о музыке» Смоленск «ТЦ Сфера» 2003г. 16. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» Прометей, 1992г. 17. Суязова Г.А. «Методические рекомендации» Волгоград «Учитель» 2007г. 18. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» Нижний Новгород «Флокс», 1995г. 19. Шейн В.А. «Гамма», Москва, «ГНОМ и Д», 2002г. 20. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой - М;, Метафора, 2007. приложение Адаптированная, для детей 4-7 лет
Автор-составитель: Шарова Наталия Олеговна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория
г. Ярославль, 2011 год
Содержание:
1. Пояснительная записка …………………………………………………………3
2. Учебно-тематический план ……………………………………………………...7
3. Содержание изучаемого курса ………………………………………................9
4. Методическое обеспечение ……………………………………………………13
5. Список используемой литературы ……………………………………………17
6. Приложение «Мониторинг образовательных результатов» ………………...18
1. Пояснительная записка Искусство – необходимая часть жизни человека, его душа. Вокальное пение – одна из самых массовых форм музыкального искусства, играющая большую роль в формировании духовной культуры, развитии творческой активности человека, ведь в голосе проявляется вся гамма человеческих чувств и эмоций. Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребёнок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Данная программа «Музыкальные лучики» – это синтез уже известных программ и технологий известных педагогов: Н.А Ветлугиной Т.М. Орловой, К.В. Тарасовой, О.П. Радыновой, О.В. Кацер, Д.Е. Огороднова, В.В. Емельянова, М.Н. Лазарева, А.Н. Стрельниковой, Л.Н. Алексеевой, Т.Э. Тютюнниковой и др. Отличие данной программы от других заключается в том, что в ней используется принцип сквозного воспитания. Вокальная группа, занимающаяся по данной программе – разновозрастная, в неё входят дети от 4 до 7 лет. Таким образом, у младших детей есть возможность ориентироваться на умения старших, брать с них пример, прислушиваться к звучанию их голосов, а у старших – есть возможность передавать свой опыт малышам, помогать им и опекать. Актуальность и практическую целесообразность программы заключается в том, что дошкольный возраст – это период в развитии ребёнка, который характеризуется формирующимися особенностями голосового аппарата, их голоса не совершенны, быстро утомляются. Дети не могут долго и громко петь, поэтому необходим продуманный подбор музыкального репертуара соответствующий их певческому диапазону. Данная образовательная программа реализуется в рамках комплексной образовательной программы художественно-эстетического направл
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.47 (0.013 с.) |