Основные функции и настройки фотоаппарата Canon PowerShot A 650 IS 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные функции и настройки фотоаппарата Canon PowerShot A 650 IS



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………..……….  
1. Устройство и возможности цифровой фотоаппаратуры…………………………..……..………………..........................  
1.1. История цифровой фотографии………………………….  
1.2. Общие положения цифровой фотографии……………..  
1.3. Основные функции и настройки фотоаппарата Canon PowerShot A650 IS…………………………………………………...  
2. Методы запечатлевающей фотосъемки……………………….  
2.1. Панорамная фотосъемка………………………………….  
2.2. Измерительная фотосъемка………………………………  
2.3. Опознавательная (сигналетическая) фотосъемка……..  
2.4. Стереоскопическая фотосъемка…………………………  
2.5. Репродукционная фотосъемка…………………………...  
2.6. Макрофотосъемка (крупномасштабная съемка)………  
3. Методы исследовательской фотосъемки……………………...  
3.1. Микрофотосъемка…………………………………………  
3.2. Контрастирующая фотосъемка…………………………..  
3.3. Фотосъемка в невидимой зоне спектра…………………  
4. Приемы и некоторые виды криминалистической фотосъемки………………………………………………………………………  
4.1. Общие сведения о приемах криминалистической фотосъемки…………………………………………………………  
4.2. Задачи и последовательность применения приемов фотосъемки при осмотре места происшествия……………..  
4.3. Задачи и последовательность применения приемов фотосъемки при осмотре трупа на месте его обнаружения  
5. Процессуальные и криминалистические требования оформления фотосъемки…………………………………………………..  
5.1. Отражение факта применения фотосъемки в протоколе следственного действия……………………………………  
5.2. Изготовление и оформление фототаблиц………………  
Библиографический список………………………………………..  
Приложения………………………………………………………….  

ВВЕДЕНИЕ

 

Блестящим образом полезность фотографии обнаруживается в применении к уголовному процессу: еще так недавно она была введена впервые в эту область, и уже столь многообразны случаи приложения ее. Пока мы можем только предугадывать ее богатое будущее: мы знаем смутно, что в некоторых случаях фотография оказывается полезной, но мы совершенно не представляем себе всей области применения фотографии, так как известные нам случаи составляют лишь неизмеримо малую часть всей той пользы, какую фотография может оказать делу правосудия

(Ганс Гросс «Руководство для судебных следователей как система криминалистики», 1908 г.)

 

Эти слова родоначальника криминалистики Ганса Гросса, написанные более ста лет назад, блестяще оправдались. С тех пор фотография прошла большой путь – от первых попыток получить изображение на светочувствительных материалах до появления фотографических процессов, материалов, инструментов, позволяющих получать изображение в натуральных цветах, передавать глубину пространства и его размеры, фиксировать объекты, невидимые глазом, и т.п.

На сегодняшний день как раздел криминалистической техники криминалистическая фотография представляет собой систему научно разработанных методов и средств фотосъемки при разных видах криминалистической деятельности, связанных с раскрытием и расследованием преступлений. В зависимости от субъектов применения криминалистическая фотография подразделяется на судебно-следственную, оперативно-розыскную и экспертную. В зависимости от целей и задач на з апечатлевающую и исследовательскую.

Как запечатлевающая, так и исследовательская фотосъемка характеризуется системой определенных фотографических методов, способов и приемов. Под методами криминалистической фотографии понимают совокупность правил и рекомендаций по выбору фотоаппаратуры, материалов, условий съемки и обработки полученного изображения. Сущностью приема съемки является совокупность рекомендаций по правильному выбору места съемки, направления и расстояния фотографирования, определяющих содержание фотографического снимка. Съемка различных объектов в ходе расследования преступления, розыска и изобличения преступника имеет свои особенности обусловленные спецификой самого объекта, а также целями фотографирования. Совокупность методов, приемов и правил фотографирования применительно к каждому из объектов съемки в криминалистической фотографии понимают как вид съемки.

На протяжении многих десятилетий в криминалистике фотографические методы, способы, приемы и виды разрабатывались для пленочной фотографии. Однако, начиная с 1998 г. цифровая фотография резко потеснила традиционную пленочную фотографию и сегодня является серьезным ее конкурентом. Трудоемкий классический фотографический процесс заменяется точным математическим расчетом. При применении цифровой фотографии исключается лабораторная обработка с «мокрым» процессом, сокращается количество используемых расходных материалов. Цифровое изображение – это последовательность цифровых данных, записанных на носитель электронной информации. Полученные изображения можно легко и быстро редактировать, распечатывать, копировать без потери качества, пересылать по сетям цифровых коммуникаций. Иными словами, цифровая фотография имеет целый ряд неоспоримых и весьма важных преимуществ перед обычной «классической» фотографией.

Нельзя сказать, что переход от пленочной фотографии к цифровой был гладким. Цифровая фотосъемка неоднократно подвергалась резкой критике, а возможность ее использования в криминалистической деятельности вообще ставилась под сомнение. Основным аргументом противников цифровой фотографии являлось то, что цифровое изображение можно легко изменить при помощи компьютерных программ, не обладая при этом какими-либо специальными знаниями или образованием. Однако за прошедшие десять лет цифровая фотография доказала свою состоятельность как в техническом аспекте (возможность реализации криминалистических фотографических методов и приемов), так и в правовом (возможность использования в процессе доказывания при соблюдении процедуры исключающей фальсификацию полученных результатов).

В настоящее время на практике цифровая фотография широко используется при производстве следственных действий, экспертных исследований, при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Однако теоретических разработок раскрывающих специфику реализации криминалистических методов и приемов с использованием цифровой фотоаппаратуры, а также возможности самой цифровой фотоаппаратуры явно недостаточно.

Настоящее пособие призвано устранить этот пробел[1]. В пособии наглядно и последовательно проиллюстрированы все традиционно выделяемые методы и приемы криминалистической фотографии, а также раскрыты особенности их реализации с помощью цифровой фотоаппаратуры.

Пособие предназначено для преподавателей, студентов, слушателей и курсантов юридических вузов, сотрудников правоохранительных органов.


Глава 1

УСТРОЙСТВО И ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ФОТОАППАРАТУРЫ [2]

История цифровой фотографии

 

Работы по созданию цифровых фотоаппаратов начались в середине 70-х годов двадцатого столетия, а первые действующие образцы появились на свет в 1981 году (MAVICA от компании Sony).

Первой настоящей цифровой камерой по праву считается Sony Dycam Model 1, известная также под именем Logitech FotoMan FM-1.

Этот фотоаппарат стоил около тысячи долларов и имел следующие характеристики: матрица с разрешением 376 х 240 пикселей, 256 градаций серого и всего 1 МБ встроенной памяти, а также дешевый объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Подобные характеристики едва ли позволяли профессионалам от фотодела рассматривать это устройство всерьез. Тем не менее, начало было положено, и перспективное направление стало привлекать серьезных производителей и разработчиков.

Дело осложнялось тем, что разработки приходилось вести сразу в нескольких направлениях: конструкторы совершенствовали матрицы, разрабатывали более емкие и надежные носители информации (напомним, что знаменитый стандарт CompactFlash был разработан компанией SanDisc лишь в 1994 году), совершенствовали алгоритмы обработки изображения, а также решали проблемы с энергопотреблением. За исключением оптики, опыт традиционной пленочной техники оказался практически бесполезен. Попытка компании Kodak выпустить в 1991 году зеркальную цифровую камеру не принесла ничего, кроме разочарования – камера Kodak DCS-100, созданная путем механического копирования пленочного зеркального фотоаппарата Nikon F3 стоила 25 тысяч долларов, требовала ношения пятикилограммовой сумки с блоком питания и жестким диском и не отличалась при этом сколько-нибудь серьезным качеством съемки.

Тем не менее, уже к 1995 году основные технологические проблемы были успешно решены, и на рынке появилось большое число цветных цифровых камер с разрешением матрицы, заметно превосходящим первые серийные образцы.

В те годы моду на развивающемся рынке диктовала компания Kodak. Именно ей принадлежит первенство по многим немаловажным показателям. Так, модель DC-20 стала первой по-настоящему компактной и удобной цифровой камерой.

Для того чтобы составить конкуренцию пленочным камерам, качество цифровых устройств необходимо было серьезно повысить. Одной лишь возможности вывода цифрового снимка сразу же на экран компьютера было явно недостаточно. На первом месте в списке требований по-прежнему оставалось качество печати. Так, для идеальной печати снимка популярного формата 10х15 разрешение матрицы должно было составлять 2,1 мегапикселей. Однако матрицы с таким разрешением еще пока находились в стадии разработки.

В 1998 году компания Sony начала выпуск матриц ICX 224 с разрешением 2 МП, конкуренты тоже не отставали - год спустя началось массовое производство 2-мегапиксельных цифровых камер.

Разумеется, не обошлось и без трудностей: увеличение разрешения матрицы ужесточило требования к оптике (что не могло не сказаться на конечной цене), а такие возможности, как наличие трансфокатора, автофокус и информативный ЖК-дисплей, превратились из предметов роскоши в необходимость.

Тем не менее, уже в 2000 году цифровая техника значительно потеснила на рынке пленочную фототехнику и продолжает стремительно развиваться.

Однако нужно отметить, что на сегодняшний день преимущества цифровой техники (такие, как возможность «снимать без пленки», предельная доступность результатов фотосъёмки и т.п.) имеют значение для фотолюбителей, но не для фотопрофессионалов. Лишь по одному параметру (по разрешению матрицы) даже узкоформатные (35 мм) пленочные камеры пока значительно превосходят современную цифровую технику. Для достижения качества, аналогичного слайду, эффективное разрешение матрицы должно составлять около 25 мегапикселей. Затруднения, связанные с реалистичной цветопередачей и низким диапазоном яркости, на данный момент не позволяют цифровым камерам конкурировать с широко- и даже со среднеформатной пленочной техникой.

Существующие на сегодняшний день цифровые фотокамеры (ЦФК) можно разделить на три основных класса:

1. Компактные любительские (Consumer) фотокамеры. Этот класс камер сравнительно дёшев, оснащён простыми несменными объективами и матрицами малого размера. Визирование обычно производится или через отдельный видоискатель (оптический или электронный), и/или с помощью ЖК-дисплея (иногда - поворотного).

2. Полупрофессиональные (Prosumer - комбинация слов professional + consumer ) фотокамеры, предназначенные для пользователей с навыками художественной съёмки выше среднего уровня. По своей функциональности (а иногда - и по стоимости) приближаются к профессиональным моделям и принципиально отличаются от них в основном лишь отсутствием возможности смены объективов. Установленные в таких аппаратах объективы обычно гораздо более качественные и светосильные, чем объективы любительских камер.

3. Профессиональные (Professional) фотокамеры. Практически все профессиональные ЦФК являются зеркальными, то есть, D-SLR (от Digital Single Lens Reflex - цифровая однообъективная зеркальная камера). Они обладают возможностью использования сменных объективов, имеют матрицы большого размера. Визирование в таких камерах производится с использованием оптического видоискателя, изображение на который подается из объектива с помощью откидного зеркала.

Рассмотрим общие положения цифровой фотосъемки.


Общие положения цифровой фотографии

 

Прежде всего, следует отметить, что принцип создания изображения одинаков как при цифровой, так при пленочной фотосъемке: в обоих случаях запись объекта съемки, создается с использованием проходящей через объектив энергии света, воздействующей на светочувствительный материал. Основное отличие состоит в том, что если в традиционных камерах свет попадает и создает скрытое изображение на чувствительной к свету фотопленке, то при фотографировании ЦФК световая энергия попадает на светочувствительный электронный сенсор (матрицу), преобразовывается в электрическую, далее в цифровой код и сохраняется на цифровой носитель (флэш-память фотоаппарата). Далее с флэш-памяти фотографии можно распечатать, скопировать в компьютер, на CD или DVD и т.д.

Матрица современной фотокамеры – это электронный аналог пленки, представляющий собой небольшую микросхему прямоугольной формы, на которую через объектив проецируется изображение. Матрица, запоминающая изображение в цифровой камере, состоит из массива светочувствительных ячеек. В большинстве сенсоров каждая ячейка "покрыта" красным, синим или зеленым фильтром. Фильтры собраны в группы по четыре, причем на два зеленых приходится по одному красному и одному синему (такой тип организации фильтров называется "шаблоном Байера"). Это сделано из-за того, что человеческий глаз наиболее чувствителен к зеленому цвету. Каждый фильтр пропускает на светочувствительную ячейку преимущественно свою составляющую света. Каждая ячейка содержит информацию не только о яркости, но и о цвете отдельного элемента изображения. Чтобы создать цветное изображение, программное обеспечение камеры анализирует все три массива полученной цветовой информации, сопоставляет значения соседних ячеек и по сложному алгоритму рассчитывает итоговый цвет каждой ячейки (пикселя). Этот процесс называется цветовой интерполяцией.

Интерполяция является важнейшим этапом получения цветного изображения, поскольку точность этого процесса оказывает серьезное влияние на итоговое качество фотографии.

Следующими немаловажными факторами, влияющими на качество фотоизображения, выступают – площадь и размер матрицы.

Количество пикселей по ширине и высоте матрицы определяют размеры получаемого изображения, а их произведение – площадь (рис.). Современные технологии позволяют размещать в массовом порядке на матрицах миллионы ячеек – мегапикселей[3] (Мp).

 

Количество пикселей по ширине и высоте Площадь (Мр)
640 x 480 = 300 000 px 0,3
1600 x 1200 = 1 920 000 px 2
2272 x 1704 = 3 871 000 px 4
3008 x 2008 = 6 040 000 px 6
и т.д.  

 

Рис.. Определение площади матрицы

Количество мегапикселей показывает, сколько точек (пикселей) содержит матрица, которая преобразует пойманное объективом изображение в цифровое отображение. Само собой, чем больше таких точек, тем более качественным получается результат и тем большим форматом можно напечатать фотографию (рис.).

 

Число мегапикселей Размер снимка в пикселях Максимальный формат печати
Менее 1 от 640x480 до 800x600 Web или e-mail, отпечатки 7,5x12,5 см
1 1,154x852 10x15 см
1,3-1,5 1,280x960 или 1,280x1,024 12,5x17,5 см
3 2,048x1,536 20x30 см
6 3,008x2,008 30x40 см
11 4,064x2,704 40x60 см
14 4,536x3,024 50x70 см

 

Рис.. Зависимость максимального формата фотографии без потери качества от количества пикселей

 

Разрешение матрицы - показатель объективный, но не абсолютный. Не меньшее (если не большее) значение имеет физический размер матрицы, и в конечном итоге – каждого пикселя.

Типичная ошибка – измерять качество чего-либо по шкале, на которой "больше" - значит "лучше". По такой шкале получается, что 5 млн. пикселей лучше, чем 4 млн. пикселей. Это, безусловно, верно, если физические размеры пикселей в первом и втором случае одинаковы. Именно здесь и кроется основное отличие профессиональных камер от камер потребительских. В массовых потребительских камерах сенсоры меньше, чем в профессиональных (поскольку меньше и сами камеры), следовательно, при равном количестве пикселей физический размер светочувствительной ячейки (пикселя) тоже меньше. Меньшие ячейки обладают меньшей светочувствительностью, в результате чего появляется больше "шума" (оптических искажений из-за погрешностей светочувствительных ячеек)[4].

Исторически сложилось так, что размеры матриц для фото- и видеотехники обозначаются в виде дроби с размерностью в дюймах, например 2/3", 1/2,5", 1/1,8" и т.п. (рис.).

 

Рис.. Типоразмеры матриц по отношению к 35 мм кадру фотопленки

Таким образом, матрица 1/1,8" оказывается крупнее, чем 1/2,5" Для матриц большого размера, используемых в зеркальных камерах, обычно или указывают их длину и ширину в миллиметрах, например 22,5x15 мм; или используют такое понятие, как кроп-фактор (Kf). Кроп-фактор представляет собой отношение диагонали пленочного стандарта 24х36 мм к диагонали данной матрицы.

Естественно, чем больше физические размеры матрицы (при том же количестве пикселей на ней), тем более высокое качество изображения (за счет большего размера каждого светочувствительного элемента и, тем самым, большего их динамического диапазона и устойчивости к шумам) она потенциально может обеспечить. Но за качество, которое обеспечивает крупная матрица, приходится платить - увеличение размеров матрицы в разы увеличивает цену камеры, а также требует другой оптики.

Как в пленочной, так и в цифровой фотографии, огромное значение имеет качество оптики смонтированной в объективе, разрешающая способность[5] которого определяет качество снятого изображения.

Другой немаловажной характеристикой объектива является его фокусное расстояние, которое определяет угол зрения, степень приближения объектов и представляет собой расстояние от плоскости матрицы до центра системы линз объектива, когда он сфокусирован на "бесконечность". В силу традиции для объективов цифровых камер часто приводят условные значения фокусного расстояния, эквивалентного объективам для 35-миллиметровой пленки. Фокусное расстояние обычно указывается на оправе объектива и представляет собой две цифры - минимальное и максимальное значение, например: 7,4 мм - 44,4 мм.

В зависимости от величины фокусного расстояния объективы делятся на короткофокусные (широкоугольные) с фокусным расстоянием меньше 20 мм; нормальные (используемые для большинства повседневных задач и имеющие фокусное расстояние от 20 до 100 мм) и длиннофокусные (иначе - телеобъективы) с фокусным расстоянием больше 100 мм.

Большинство ЦФК имеют трансфокатор ("zoom") позволяющий изменять фокусное расстояние объектива, что значительно расширяет возможности при съемке.

Степень изменения угла охвата обозреваемого пространства (или оптического увеличения фотографируемого объекта) определяется его кратностью – отношением максимального и минимального фокусных расстояний объектива.

На минимальном (широкоугольном) фокусном расстоянии угол обзора объектива будет максимальным и в кадр попадет большее количество объектов. На максимальном фокусном расстоянии угол обзора будет меньше, объектов в кадре - тоже меньше, но зато они будут гораздо крупнее.

Трансфокационные параметры камеры определяются коэффициентом кратности трансфокации – то есть, тем, во сколько раз объектив может увеличить попадающее на матрицу изображение. Стандартный коэффициент трансфокации - 3х или 4х (трехкратное или четырехкратное увеличение), а некоторые особо мощные камеры обеспечивают и десяти и более кратное увеличение.

Следует обратить внимание, что речь идет об оптической («optical zoom»), а не цифровой трансфокации («digital zoom»). Цифровая трансфокация – это не более чем программное "растягивание" части изображения на всю матрицу. Происходит это, в отличие от трансфокации оптической, как правило, всегда с потерей качества изображения, поэтому цифровая трансфокация вовсе не заменяет оптическую и присутствует в камере лишь как второстепенная дополнительная функция.

После прохождения света через объектив, попадания его на матрицу и соответствующей обработки, изображение сохраняется на карте памяти фотоаппарата. Подавляющее большинство фотоаппаратов сохраняют изображение в формате JPEG (Joint Photographic Experts Group)[6]. Формат JPEG предназначен для сохранения точечных файлов со сжатием. Сжатие по этому методу уменьшает размер файла от десятых долей процента до ста раз (степень сжатия зависит от компрессии, которая может быть изменена пользователем в соответствующих настройках фотокамеры), но сжатие в этом формате происходит с потерями  и артефактами[7]. Распаковка JPEG-файла происходит автоматически во время его открытия.

Рассмотрев общие принципы работы цифровых фотоаппаратов, подробнее остановимся на особенностях работы с фотокамерой Canon PowerShot A650 IS.

 

Подготовка фотоаппарата к съемке.

Включение и выключение фотоаппарата производится нажатием кнопки ON / OFF.

Для производства фотосъемки необходимо переместить переключатель режимов в положение  (съемка), установить диск на необходимый режим съемки. Если фотосъемка не требует специальных методов или приемов, то выбирается режим .

В зависимости от целей фотосъемки необходимо выбрать соответствующее разрешение и компрессию файла. Нажатием кнопки FUNC SET на экран ЖК-монитора выводится меню настройки. Нажатием кнопок ­ ¯ выбирается режим изменения компрессии или разрешения.

Выбрав изменение компрессии или разрешения, с помощью кнопок ® устанавливается соответствующее значение для выбранного режима. Повторным нажатием кнопки FUNC SET камера переходит обратно в режим фотосъемки.

Выбрав объект съемки необходимо выстроить композицию кадра, т.е. определить его границы, решить, что должно найти свое отражение в кадре и т.д.[8] Для приближения / отдаления снимаемого объекта можно использовать трансфокатор.

При использовании трансфокатора следует помнить, что с увеличением кратности возможно снижение качества из-за вероятности сотрясения камеры[9] и увеличения шумов.

Для производства фотосъемки необходимо произвести фокусировку фотокамеры. Для этого кнопка спуска затвора нажимается наполовину. Индикатор должен загореться зеленым (оранжевым при использовании фотовспышки) цветом.

Рамка автофокусировки на экране ЖК-монитора должна отразиться зеленым цветом.

Зеленый цвет индикатора и рамки автофокусировки означают, что камера готова к фотосъемке. После этого ни чего не меняя спусковая кнопка нажимается полностью, камера подает сигнал срабатывания затвора и начинает запись изображения. При этом индикатор мигает зеленым цветом, а полученное изображение отображается на экране ЖК-монитора в течение двух секунд.

Просмотр и удаление изображений.

Для просмотра полученных изображений необходимо установить переключатель режима в положение  (воспроизведение). Кнопками ® выбирается изображение для просмотра. Для одновременного просмотра девяти последних кадров необходимо нажать рычаг трансфокатора влево. Для увеличения размера изображения необходимо нажать на рычаг трансфокатора вправо (при этом перемещение по изображению производится при помощи кнопок ­ ® ¯).

Для удаления изображения необходимо установить переключатель режима в положение  (воспроизведение). Кнопками ® выбрать изображение которое требуется стереть, нажать кнопку , в появившейся внизу экрана строке выбрать пункт «Стереть» и нажать кнопку FUNC SET.

Для выхода из операции без стирания нажать «Отмена».

Макросъемка.

Для фотосъемки мелких объектов крупным планом предусмотрен режим макросъемки, который включается кнопкой . Включение режима макросъемки отражается на экране ЖК-монитора.

При съемке в режиме макросъемки использование фотовспышки нежелательно.

В режиме макросъемки возможно использование трансфокатора. При этом необходимо обращать внимание на шкалу приближения. В диапазонах приближения, в которых макросъемка невозможна, эта шкала отображается желтым цветом, а пиктограмма  - серым цветом.[10]

При макросъемке загорается нижний желтый индикатор.

Съемка с фотовспышкой.

При фотосъемке в условиях недостаточной освещенности необходимо использование встроенной, либо дополнительной (внешней) фотовспышки.

Переключение режимов работы фотовспышки производится нажатием на кнопку . При этом выбранный режим отражается на ЖК-мониторе.

 

Глава 2

Панорамная фотосъемка

При производстве многих следственных действий возникает необходимость в фотофиксации объектов, расположенных на больших пространствах или имеющих значительную протяженность (например, участки дороги, здания, сооружения). Вместить такие объекты в один фотографический кадр невозможно[13], либо они оказываются запечатленными в очень мелком масштабе, не позволяющем воспринять по фотоснимку их криминалистически значимые участки и детали. В таких случаях прибегают к методу панорамирования. Он состоит в том, что объект фотографируют по частям таким образом, чтобы последующий кадр являлся продолжением предыдущего. Для этого на каждом следующем снимке захватывается небольшая часть предыдущего кадра, т.е. на соседних снимках дважды фиксируется один и тот же ориентир. Такие сопряженные ориентиром снимки просто и удобно монтируются в фотопанораму. В результате получается развернутый фотоснимок, на котором объект запечатлен полностью и в достаточно крупном масштабе.

Фотопанорамирование широко используется в следственной практике в случаях, когда: 1) нужно запечатлеть обширное пространство, в границах которого находятся объекты, имеющие важное криминалистическое значение (например, фрагмент улицы); 2) при фотографировании нельзя выбрать точку съемки, с которой весь объект помещался бы на одном кадре (например, просторная комната); 3) объект нужно сфотографировать так, чтобы все его особенности были запечатлены в достаточно крупном масштабе (например, дорожка следов ног).

Панорамный, т.е. скомпонованный из нескольких снимок, не только передаст общий вид объекта, но и позволит воспринять все его криминалистически значимые детали, которые остаются неразличимыми на фотографии, отпечатанной с одиночного кадра.

Таким образом, панорамный метод – это метод, основанный на последовательном фотографировании объекта по частям на отдельные, но взаимосвязанные друг с другом кадры, когда последующий из них является продолжением предыдущего.

Различают следующие способы панорамной съемки:

- линейная панорама;

- круговая панорама;

- ярусная (ступенчатая) панорама.

Панорамирование может осуществляться как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении.

Линейная панорама. Этим способом фотографируют объекты, которые имеют значительные линейные размеры и располагаются на линии относительно друг друга (след шины транспортного средства, дорожка следов ног и т.д.). Чтобы получить качественные панорамные снимки подобных объектов, необходимо соблюдать следующие правила.

Линейное панорамирование должно применяться только для съемки одноплановых объектов. Разноплановые объекты, имеющие различную протяженность в глубину, на смежных участках кадров оказываются смещенными и последующий монтаж панорамы без искажения невозможен.

Съемка должна осуществляться при перемещении фотоаппарата из одной точки в другую (например, слева направо) строго параллельно снимаемому объекту, с позиций, удаленных на одинаковое расстояние от объекта. Для этого на месте происшествия намечается ориентировочная линия съемки. Такой линией может служить край тротуара, бордюр дороги, рельс и т.п. В прямоугольном вытянутом помещении при фиксации панорамой обстановки и предметов, располагающихся вдоль удлиненной стороны, фотоаппарат может устанавливаться вдоль противоположной стороны, что обеспечит его параллельность снимаемому объекту.

Круговая панорама. Этот способ приемлем для фотосъемки разноплановых (находящихся на различном удалении от точки съемки) объектов расположенных на значительной по площади территории. При проведении кругового панорамирования фотоаппарат размещается за пределами или по периферии места происшествия с таким расчетом, чтобы на снимках оно полностью отобразилось. В отдельных случаях панорамирование целесообразнее производить из центра места происшествия, когда важно показать расположение следов и других предметов вокруг того места, где произошло расследуемое событие. Это позволяет получить полную развертку окружающей обстановки, следов и произошедших изменений относительно центра места происшествия.

В отличие от линейного, при круговом панорамировании фотосъемку ведут с одной точки путем поворачивания фотоаппарата вокруг вертикальной оси в горизонтальной плоскости. Круговое панорамирование может быть полным – 360°, либо частичным (секторным) – менее 360°.

При круговой панорамной съемке очень важно строго выдерживать размещение фотоаппарата на одном уровне. По возможности необходимо использовать штатив с вращающейся головкой. При отсутствии штатива, необходимо найти в кадре какую либо относительно ровную линию (нижний край здания, бордюр вдоль дороги и т.п.) и выдерживать параллельность при поворотах камеры относительно этой линии.

Для получения на снимке плавного изменения перспективы и минимального искажения изображения, расстояние от фотокамеры до объекта съемки должно в 3-5 раз превышать размер (высоту или ширину) снимаемого объекта.

Ярусная (ступенчатая) панорама применяется в случаях, когда криминалистические объекты располагаются в пространстве не по прямой линии и не по дуге окружности, а на разных уровнях или смещены по отношению друг к другу в стороны.

Суть ярусного панорамирования состоит в том, что объекты фиксируются на отдельные кадры, а ориентиры для монтажной стыковки избираются не только по сторонам, но и по углам фотокадров. После печати снимки склеивают таким образом, чтобы повторяющиеся детали по углам парных кадров в точности перекрывали друг друга при наложении.

Другими словами, при монтаже панорамы готовые снимки стыкуются не только по линии вертикальной или горизонтальной стороны кадра, но и захватывают незначительную площадь в вершине последнего. Поэтому некоторые детали общей картины происшедшего, не имеющие существенного криминалистического значения, остаются за пределами снимков, однако это обычно не снижает информационной ценности ярусной панорамы.

При производстве панорамной фотосъемки независимо от способа панорамирования необходимо придерживаться следующих общих правил.

Перемещение фотоаппарата должно производиться на расстояние, обеспечивающее отображение последующего участка фотографируемого объекта и дублирование части предшествующего кадра. При этом наложение снимков при совмещении не должно превышать 10-15%.

Нельзя изменять расстояние от точки съемки до объекта, так как это приводит к разнице в масштабе изображения. По этой же причине, во время панорамирования нельзя пользоваться трансфокатором. Масштаб изображения должен быть выбран и композиция кадра должна быть составлена до производства первого кадра панорамы.

Экспозиция, т.е. соотношение выдержки и диафрагмы должно быть постоянными для каждого кадра панорамы, иначе снимки могут получиться разными по плотности (одни темнее, другие светлее). Для соблюдения единой плотности кадров не рекомендуется снимать в режиме AUTO, так как камера на каждый снимок будет делать новый замер экспозиции и корректировать ее. Съемку необходимо производить в режиме М (ручной режим) таким образом, чтобы обозначения выдержки и диафрагмы на ЖК-мониторе находились в зеленой зоне. Перед началом панорамирования необходимо замерить экспозицию на самом светлом и самом темном участке снимаемого пространства и установить усредненное значение экспозиции.

Желательно, чтобы разделение снимков не проходило в местах наибольшего сосредоточения криминалистически значимой информации, т.е. в тех местах, которые подлежат узловой и детальной фотосъемке[14].

 

Измерительная фотосъемка

Измерительной фотосъемкой называется метод, позволяющий по фотоснимкам определять абсолютные размеры предметов, а также расстояние между ними.

Измерительная фотосъемка может осуществлять следующими способами:

- масштабным[15];

- метрическим с глубинным масштабом;

- метрическим с квадратным масштабом.

Измерительная масштабная фотосъемка представляет собой способ, при котором одновременно с криминалистическим объектом фотографируется масштабная линейка с контрастными сантиметровыми и миллиметровыми делениями. Масштабная линейка при съемке располагается в плоскости фотографируемого предмета, поэтому оба изображения на фотографии получаются с одинаковым уменьшением или увеличением. Это значительно облегчает расчеты по восстановлению истинных размеров запечатленного объекта и его деталей.

Расчет истинного размера сфотографированного объекта осуществляется по одной из формул:

 

R = (А: В) ´ С      или     R = (С ´ А): В

 

где:

R – реальный размер объекта;

А – реальная длина масштабной линейки;

В – длина линейки на снимке;

С – размер (длина или ширина) объекта на снимке;

 

При проведении измерительной масштабной фотосъемки необходимо соблюдение следующих правил.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.11 с.)