Кафедра экономики, финансов и природопользования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра экономики, финансов и природопользования



Кафедра экономики, финансов и природопользования

 

Г.Г.Уварова, Ю.А.Мащенко

 

 

Региональное управление и

территориальное планирование

Учебно-методический комплекс

 

 

Ростов-на-Дону

2014


ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ

 

Кафедра экономики, финансов и природопользования

 

 

Рецензент: д.э.н., профессор Кюрджиев С.П.

Уварова Г.Г, Мащенко Ю.А.

Региональное управление и территориальное планирование: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во Южно-Российского института – филиала РАНХиГС, 2014. 47 с.

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит общие требования к освоению курса, учебно-тематический план, учебную программу, планы семинарских и практических занятий, вопросы для подготовки к экзамену, методические указания по выполнению курсовых работ, список основной и дополнительной литературы, тесты.

Предназначен для бакалавров очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление».

 

 


 

Содержание

 

 

Общие сведения о курсе……………………………………………4

 

Учебно-тематический план ……………………………………….11

 

Программа дисциплины…………………………………………...12

 

Планы семинарских и практических занятий……………………18

 

Рекомендации по организации самостоятельной работы………27

 

Указания по выполнению курсовой работы……………………..31

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Дисциплины………………………………………………………..36

 

Рекомендации по подготовке к промежуточному и итоговому

контролю знаний…………………………………………………..43

 

Глоссарий…………………………………………………………..50


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ

 

 

В современных условиях формирования инновационной модели развития страны особо возрастает значение эффективного управления социально-экономическими процессами при смещении центра управления социально-экономическими преобразованиями на уровень территорий страны: округов, районов, регионов, муниципальных образований, а также входящих в их состав хозяйствующих субъектов. В связи с этим возникает настоятельная необходимость изучения теоретических и практических основ регионального управления и территориального планирования как комплекса специально организованных системных действий, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного воспроизводства социального, хозяйственного и природного потенциалов территории.

Дисциплина «Региональное управление и территориальное планирование» входит в раздел профессионального цикла вариативного модуля основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Государственное и муниципальное управление». Преподавание данной дисциплины предполагает обращение к знаниям и научным понятиям и категориям, освоенным в блоках общегуманитарных дисциплин, таких как «Экономическая теория», «Государственное регулирование экономики», «Теория управления» и других. Знания и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование», необходимы для освоения других дисциплин профессионального цикла, обеспечивающих качество подготовки бакалавра по направлению «Государственное и муниципальное управление».

1. Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование комплекса знаний о региональных аспектах управления развитием РФ, их отдельных элементах и взаимодействии между ними, экономических и управленческих отношениях, возникающих в процессе функционирования и развития социально-экономических систем региона, а также механизмах управления ими.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

- определение роли региональных аспектов и факторов в социально-экономическом развитии Российской Федерации;

- овладение теоретическими основами регионального управления, методами региональных исследований, инструментами региональной политики;

- анализ современных тенденций управления социально-экономическим развитием регионов в России и за рубежом;

- изучение основ территориального планирования на всех уровнях управления.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные понятия, категории, и термины регионального управления;

- типологию и классификацию регионов;

- основные научные школы отечественных и зарубежных исследователей, изучающих вопросы регионального управления;

- особенности территориальной организации региональной экономики в РФ;

- методы и средства управления региональным развитием;

- цели, принципы и механизмы государственного воздействия на социально-экономическое развитие регионов РФ.

 Уметь:

- определять факторы и условия регионального развития;

- анализировать состояние экономики и социальной сферы региона, тенденции его развития;

- использовать плановый и программно-целевой подход для решения региональных проблем;

- применять современные инструменты регионального управления в практической деятельности.

Демонстрировать способность и готовность:

- к анализу значимых региональных социально-экономических проблем, явлений и процессов, тенденций их развития; работе с аналитической информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах, являющейся основой принятия разноплановых управленческих решений.

Формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров осуществляется посредством достижения следующих образовательных результатов:

- способность применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);

- умение обобщать и систематизировать информацию для создания баз данных, владение средствами программного обеспечения анализа и моделирования систем управления (ПК-17);

- умение готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18);

- способность применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-26);

- умение находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, институтами гражданского общества, способностью определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела дисциплины Лекции Практи- ческие Лабора- торные Семи- нары СРС
1

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Теоретико-методологические аспекты регионального управления и территориального планирования

 

Предмет, цель, задачи дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование». Основные понятия и категории региональной науки. Методы региональных исследований. Развитие региональных исследований в России и за рубежом. Теории размещения производства, центральных мест, региональной специализации и межрегиональной торговли. Общие теории размещения. Отечественная школа региональных экономических исследований. Современные направления развития теорий региональной экономики и регионального управления.

ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарское занятие №1

(2 часа)
Теоретико-методологические аспекты регионального управления и территориального планирования

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет, цель, задачи дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование».

2. Основные понятия и категории региональной науки.

3. Методы региональных исследований.

4. Развитие региональных исследований в России и за рубежом.

 

Доклады:

1. Роль региональных аспектов и факторов в социально-экономическом развитии.

2. Эволюция теории региона.

3. Региональные исследования в трудах зарубежных экономистов (И. Тюнена, В. Лаунгарда, А. Вебера, В. Кристаллера, А. Леша, А. Смита, Д. Рикардо и др.).

4. Региональные исследования в отечественной экономической науке.

5. Современные направления развития теорий региональной экономики.

Семинарское занятие №3

(2 часа)
Региональная структура РФ

Вопросы для обсуждения:

1. Регион как объект хозяйствования и управления.

2. Государственное устройство и административно-территориальное деление РФ.

3. Экономическое районирование в РФ.

4. Классификация регионов как объектов управления. Проблемный принцип группировки регионов.

5. Территориальная дифференциация уровней социально-экономического развития в РФ.

Доклады:

1. Регион как социально-экономический комплекс.

2. Анализ изменения системы административно-территориального деления: от Руси до современной России.

3. Особенности и проблемы государственно-территориального устройства РФ.

4. Современные тенденции развития административно-территориального устройства РФ.

5. Проекты экономического и административного деления территории РФ.

6. Анализ опыта административно-территориального устройства зарубежных федераций.

7. Социально-экономический потенциал федеральных округов РФ.

8. Дифференциация регионов РФ по уровню экономического и социального развития.

9. Общие черты и особенности типов проблемных регионов РФ.

10. Современные проблемы функционирования регионов Крайнего Севера и Арктики РФ.

 

Семинарское занятие №5

(2 часа)
Основы регионального управления

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность регионального управления.

2. Система управления регионом и ее основополагающие элементы.

3. Нормативно-правовые основы регионального управления.

4. Формирование и функционирование региональных органов власти и управления.

5. Эффективность управления: понятие, критерии оценки.

Доклады:

1. Классификации методов регионального управления.

2. Нормативно-правовые основы регионального управления в РФ.

3. Система распределения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Зарубежный опыт регулирования территориального развития и особенности его использования в России.

5. Распределение субъектов РФ в рейтинге эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Семинарское занятие №6

(4 часа)

Семинарское занятие № 7

(2 часа)

Территориальное планирование

Вопросы для обсуждения:

1. Нормативно-правовые основы территориального планирования в РФ.

2. Основные понятия и категории территориального планирования.

3. Система и содержание документов территориального планирования.

4. Региональная практика территориального планирования в субъектах РФ.

 

Доклады:

1. Особенности территориального планирования в районах различных типов.

2. Перспективные направления развития территориального планирования в РФ.

 

Семинарское занятие № 8

(2 часа)

Региональная политика

Вопросы для обсуждения:

1. Региональная политика: понятие, цели, задачи.

2. Объекты и субъекты региональной политики.

3. Методы и формы реализации региональной политики.

4. Приоритетные направления и инструменты региональной политики государства в РФ.

5. Зарубежный опыт реализации региональной политики.

Доклады:

1. Стратегические направления государственной политики регионального развития в РФ.

2. Бюджетно-финансовые механизмы реализации региональной политики в РФ.

3. Основные направления совершенствования региональной политики в РФ.

4. Региональное развитие и региональная политика в зарубежных странах (по выбору).

5. Зарубежный опыт регулирования развития территорий с особым правовым и экономическим статусом.

 

Семинарское занятие № 9

(2 часа)

Семинарское занятие № 10

(2 часа)

Семинарское занятие № 12

(2 часа)


Управление региональными рынками и межрегиональными связями

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность, структура и основные параметры региональных рынков.

2. Виды региональных рынков и их взаимодействие.

3. Анализ системы управления региональными рынками.

4. Виды и формы межрегиональных связей.

5. Расчет показателей состояния и тенденций развития региональных рынков.

Доклады:

1. Экономическая интеграция субъектов РФ на межрегиональном
и межгосударственном уровне.

2. Общая характеристика регионального рынка труда (на примере конкретного субъекта РФ).

3.  Тенденции развития регионального рынка недвижимости (на примере конкретного субъекта РФ).

4. Особенности развития регионального рынка информационных услуг (на примере конкретного субъекта РФ).

 

Семинарское занятие№ 13

(2 часа)


Управление региональным социально-экономическим развитием

Вопросы для обсуждения:

1. Цели и задачи управления социально-экономическим развитием региона.

2. Социальная сфера как часть регионального экономического пространства.

3. Управление развитием экономики региона.

4. Оценка уровня и качества жизни населения в регионе.

Доклады:

1. Взаимосвязь экономического и социального развития регионов.

2. Экономический рост в регионе и возможности его обеспечения.

3. Региональные особенности развития социальной сферы в РФ.

4. Сущность и основные направления региональной социальной политики.

5. Основные подходы к интегральной оценке уровня и качества жизни населения.

Семинарское занятие № 14

(2 часа)

Содержание практических занятий

 

Тема дисциплины Содержание практического занятия Результат обучения
1 Теоретико-методологические аспекты регионального управления и территориального планирования   Практическое занятие 2 (2 часа) В рабочих группах проводится анализ условий, современной практики и тенденций развития регионального управления в РФ. Применяемые методы и технологии обучения: групповая работа, деловая игра, анализ конкретных ситуаций (case-study), игровые упражнения, тематическая дискуссия.

Уметь:

- определять принципы и направления развития социально-экономической системы;

- выявлять закономерности развития общества;

- выявлять причинно-следственные связи в различных сферах общества;

- анализировать основные экономические события в регионах страны;

- находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономического и социального развития;

- анализировать особенности современной практики регионального управления;

- работать в составе творческого коллектива;

- высказывать и отстаивать собственную точку зрения.

2 Региональная структура РФ Практическое занятие 4 (2 часа) В рабочих группах проводится анализ дифференциации федеральных округов РФ по основным показателям социально-экономического развития. Осуществляется представление результатов работы и составление обобщающей матрицы. Применяемые методы и технологии обучения: групповая работа, презентация, тематическая дискуссия.
3 Управление территориально-отраслевой структурой экономики региона Практическое занятие 11 (2 часа) В рабочих группах проводится расчет и анализ показателей специализации федеральных округов РФ в сфере материального и нематериального производства, выявляются проблемы и перспективные направления развития отраслевой структуры экономики округов. Осуществляется представление результатов работы и составление обобщающей матрицы. Применяемые методы и технологии обучения: групповая работа, презентация, тематическая дискуссия.
4 Анализ проблем управления и перспектив социально-экономического развития регионов Юга России Практическое занятие 15 (2 часа) Представление итогов самостоятельной работы. Применяемые методы и технологии обучения: презентация, научно-практическая конференция.

 


 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Значительное место при изучении курса «Региональное управление и территориальное планирование» отводится самостоятельной работе студентов. Все типы заданий, выполняемых студентами в процессе самостоятельной работы, содержат установку на приобретение и закрепление определенного государственным образовательным стандартом объема знаний, умений и навыков, а также на формирование вышеперечисленных компетенций.

Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование» включает в себя следующие элементы:

1) подготовка к аудиторным (практическим и семинарским) занятиям. При подготовке к практическим занятиям студент должен изучить теоретический материал по теме занятия, освоить основные понятия и формулы расчета показателей, ответить на контрольные вопросы. Возможна подготовка доклада по приведенному перечню тем. Необходимо предварительное согласование с преподавателем содержания и регламента выступления; 

2) самостоятельное изучение отдельных вопросов по темам курса в соответствии с учебно-тематическим планом;

3) выполнение практической работы, направленной на анализ особенностей социально-экономического развития и организации управления в регионах Юга России.

Формой контроля данного вида самостоятельной работы является написание контрольной работы по определенному плану. Тематика работы, требования к структуре, содержанию и оформлению приводятся в одном из следующих разделов настоящего учебно-методического комплекса;

4) подготовка ко всем видам контроля: текущего, промежуточного и итогового. При подготовке к тестированию студенты должны освоить теоретический материал по блокам соответствующих тем. При подготовке к аудиторной контрольной работе студентам необходимо повторить материал практических занятий по отмеченным преподавателям темам, а также повторить теоретический материал по данным темам;

5) участие в научных и научно-практических конференциях, работе факультативов и семинаров, организуемых и осуществляемых вузом, факультетом или кафедрой, по тематике дисциплины;

6) другие виды деятельности.

Учебным планом дисциплины«Региональное управление и территориальное планирование»предусмотрено выполнение одного из видов самостоятельной работы, оформляемой и представляемой на проверку преподавателю как контрольная работа. Общая тема контрольной работы - «Особенности управления и социально-экономического развития регионов Юга России».

Цели контрольной работы.

 

Целью ее выполнения является углубление знаний по темам дисциплины;приобретение практических навыков в области диагностики функционирования и управления региональными социально-экономическими системами; развитие самостоятельных навыков работы с литературой, статистическими данными, материалами периодической печати; развитие способности находить оптимальные решения по повышению эффективности управления региональными социально-экономическими системами.

 

2. Порядок подготовки контрольной работы

 

В контрольную работу включается пять приведенных ниже заданий, выполняемых на основе статистических данных, материалов периодической печати, официальных данных интернет-источников по одному из регионов Юга России. Распределение вариантов контрольной работы – регионов Юга России - производится согласно номеру фамилии студента в списке журнала учета посещений и успеваемости.

Распределение вариантов работы

Регионы Юга России № фамилии
Республика Адыгея 1, 14
Республика Дагестан 2, 15
Республика Ингушетия 3, 16
Республика Кабардино-Балкария 4, 17
Республика Калмыкия 5, 18
Республика Карачаево-Черкесия 6, 19
Республика Северная Осетия – Алания 7, 20
Чеченская Республика 8, 21
Краснодарский край 9, 22,27
Ставропольский край 10, 23
Астраханская область 11, 24,28
Волгоградская область 12, 25,29
Ростовская область 13, 26,30

 

Контрольная работа выполняется в форме аналитического обзора материалов по вопросам, затрагивающим содержание тем настоящей дисциплины, расчетов показателей экономического и социального развития региона и анализа полученных значений (требуется в разделах 1, 4, 5). При этом студент должен самостоятельно подобрать необходимыеисходные данные и материалы для анализа, указать в тексте ссылку на источники информации. В некоторых случаях материал может предоставляться преподавателем. В случае необходимости студенты могут получить консультацию на кафедре у ведущего курс преподавателя.Готовая работа в печатном виде представляется ведущему практические и семинарские занятия преподавателю для проверки за 4 недели до окончания семестра.

 

Содержание контрольной работы.

 

«Особенности управления и социально-экономического развития регионов Юга России»

1. Диагностика социально-экономического развития региона.

Для выполнения используется статистическая информация об основных показателях, отражающих социально-экономическое развитие субъекта РФ. Раздел должен отражать особенности экономико-географического положения, административный состав субъекта РФ, место в хозяйственном комплексе страны, демографическую ситуацию, общую оценку уровня социально-экономического развития.

2. Система и инструменты управления социально-экономическим развитием региона:

Выполнение задания предполагает обзор материалов периодической печати и интернет-источников по следующим вопросам:

2.1. Организационно-правовое устройство органов государственной власти субъекта РФ;

2.2. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона;

2.3. Программирование социально-экономического развития субъекта РФ (обзор основных программных документов, в том числе федеральных целевых программ регионального развития – при наличии);

2.4. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ

2.5. Состояние территориального планирования в субъекте РФ.

3. Характеристика ресурсного потенциала региона. Определение эффективности использования ресурсов.

Выполнение задания предполагает анализ основных компонентов ресурсного потенциала региона (природно-ресурсного, трудового, производственного, инфраструктурного, финансового, инвестиционного), выявление положительных и отрицательных аспектов в обеспеченности региона ресурсами, направлений повышения эффективности использования региональных ресурсов.

4. Расчет показателей рыночной специализации региона.Направления совершенствования отраслевой структуры региона.

Для выполнения используется статистическая информация об отраслевой структуре валовой добавленной стоимости (ВДС), объемах промышленного и сельскохозяйственного производства в регионе и РФ.

5. Интегральная оценка уровня жизни населения региона.

Для выполнения используются статистические данные, отражающие динамику и состояние развития сферы образования, здравоохранения и др.

Требования к контрольной работе.

 

Контрольная работа оформляется в печатном виде. Размер полей: слева

– 30 мм, справа – 15 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм. Размершрифта –14; типшрифта Times New Roman. Межстрочный интервал – 1,5. Объем контрольной работы не может составлять менее 10 страниц печатного текста.

Контрольная работа состоит из следующих разделов: титульный лист; оглавление (содержание работы); введение, в котором формируются цели и задачи работы, обосновываются актуальность и практическая значимость темы; основной раздел работы, содержащий материал по приведенному выше перечню вопросов; заключение, содержащее предложения и рекомендации по совершенствованию системы регионального управления в субъекте РФ; библиографический список, отражающий использованные нормативно-правовые акты, официальные статистические сборники и публикации, монографии, периодические издания, интернет-ресурсы и др.

Главный критерий оценки качества работы – всесторонность и комплексность освещения темы, правильность расчета показателей, глубина и полнота выводов. Оценка данной контрольной работы является составным элементом рейтинга студента. Шкала оценивания контрольной работы приводится в таблице 2 раздела «Общие сведения о курсе».

 


 УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Учебным планом дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование» предусмотрено выполнение курсовой работы.

Целями курсовой работы являются:

- закрепление теоретических знаний в области региональной экономики, управления процессами, происходящими на территории региона, стратегического и территориального планирования и разработки программ социально-экономического развития региона;

- развитие навыков проведения самостоятельной работы и овладение методиками исследования при решении определенных проблем.

1. Основные этапы подготовки курсовой работы

Каждый студент выбирает тему курсовой работы из предложенной тематики. В соответствии с выбранной темой с научным руководителем должен быть определен круг вопросов, подлежащих исследованию.

В процессе подготовки курсовой работы студент должен последовательно выполнить следующие виды работ:

- определиться с теоретическими и практическими проблемами рассматриваемого вопроса, сопоставляя их с имеющимися знаниями по изучаемому курсу;

- четко сформулировать цель работы и решаемые в рамках цели задачи;

- осуществить подбор литературы, статистических, законодательных и нормативных материалов по избранной теме;

- логически верно изложить материал по выбранной тематике;

- сделать обобщения, выводы,вытекающие из контекста работы.

В процессе выполнения курсовой работы студент вправе обратиться к преподавателю (научному руководителю) для консультации по вопросам выбора темы работы, подбора литературных источников, цели и задач, а также основных положений курсовой работы.

2. Структура и содержание курсовой работы

Курсовая работа включает в себя титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение и библиографический список. В структуру работы может также входить приложение. Данные разделы органически и логически связаны между собой, подчинены цели и задачам, обусловленным темой.

Оформление титульного листа должно иметь единую для всех курсовых работ форму и содержать наименование вуза, кафедры, название дисциплины и темы, номер группы, фамилию, имя, отчества автора работы и научного руководителя, место и год выполнения работы.

Наименование работы на титульном листе должно точно соответствовать ее формулировке в перечне предлагаемых тем курсовых работ, утвержденных кафедрой экономики, финансов и природопользования.

В содержании приводится план работы с указанием страниц разделов. Наименование каждого раздела пишется с новой строки. Каждое приложение к курсовой работе оформляется в содержании как самостоятельная часть работы, при этом указывается номер приложения (если их более одного) и название.

Во введении обосновывается актуальность выбранной тематики, необходимость решения проблемы в современных условиях; цели и задачи, которые намечается реализовать в курсовой работе; объект и предмет исследования; степень проработанности темы в литературных источниках.

Основное содержание работы разбивается на главы, характеризующие теоретико-методологическую и аналитическую части.

Теоретико-методологическая часть курсовой работы должна отражать сущность рассматриваемого вопроса, содержание соответствующих экономических категорий, принципов, закономерностей, анализ социально-экономических явлений, причины и условия их возникновения, место и роль в социально-экономической системе. В этом разделе необходимо описать систему государственного управления изучаемым процессом (явлением), систематизировать нормативно-правовое обеспечение изучаемого процесса.

Аналитическая часть работы содержит оценку значения рассматриваемой проблемы в сложившейся системе регионального управления, характеристику современного состояния проблемы и анализ направлений её развития за определённый период времени. Далее производится оценка процессов регионального управления - цели системы управления по рассматриваемой проблеме, применяемый комплекс методов и инструментов регионального управления, показатели (количественные и качественные), характеризующие степень достижения цели. При выполнении данного раздела работы могут быть произведены соответствующие расчёты. Завершением раздела являются выводы по результатам разработки аналитической части. В тезисной форме следует подвести общий итог, характеризующий общее состояние проблемы, тенденции её развития, степень решения методологических вопросов, как в теоретических разработках, так и в практике регионального управления.

В конце каждой главы основного раздела работы должны быть сформулированы краткие выводы. При этом должна просматриваться логическая взаимосвязь, начиная с постановки цели и решения перечисленных задач, чтобы в конце работы можно было сделать содержательные выводы по проделанной работе.

Заключение представляет собой кратко сформулированные основные итоги выполнения работы. Необходимо, чтобы содержащиеся в нем выводы соответствовали цели и задачам курсовой работы и были полностью решены.

Список литературывключает все источники, которые студент изучал при написании курсовой работы. Список литературы следует приводить в алфавитном порядке в соответствии с требованиями по оформлению литературных источников. Необходимо использовать в первую очередь литературу последних пяти лет.

В приложения выносятся, как правило, таблицы вспомогательных цифровых данных и другой материал, который необходим для раскрытия темы работы, но занимает большой объем в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы, в правом верхнем углу пишется слово «Приложение», ставится порядковый номер (если в работе несколько приложений). Например: Приложение 1, Приложение 2. Каждое приложение должно иметь тематический заголовок.

Оформление курсовой работы

 

Курсовая работа выполняется в печатном виде на одной стороне печатного листа формата А-4. Размер шрифта –14; тип шрифта TimesNewRoman. Межстрочный интервал – 1,5.  Текст следует размещать, соблюдая следующие размеры полей:слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм.

Общий объем контрольной работы – 25-30 страниц печатного текста.

Нумерация страниц курсовой выполняется арабскими цифрами сквозным способом по всему тексту работы. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на него не проставляется.

Если в работе используется таблица, то ее следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной порядковой нумерацией в пределах всей работы. Слово «Таблица» располагается справа, на следующей строке печатается название таблицы посредине страницы, пишется с заглавной буквы без точки в конце.

Если в тексте работы используется график, диаграмма, рисунок, непосредственно под изображением слева пишется «Рис.» Далее следует название рисунка с заглавной буквы без точки в конце.

 

Темы курсовых работ

 

1. Регион как объект хозяйствования и управления.

2. Теоретические основы регионального управления.

3. Формы и метолы управления социально-экономическими процессами на региональном уровне.

4. Организационные структуры управления регионом.

5. Методы региональных исследований.

6. Региональная дифференциация социально-экономической ситуации в РФ.

7. Оценка уровня социально-экономического развития регионов.

8. Административно-территориальное деление: отечественный и зарубежный опыт.

9. Становление системы административно-территориального деления в РФ.

10. Экономическое районирование в Российской Федерации.

11. Проблемное районирование в Российской Федерации.

12. Территориальное разделение труда как основа образования регионов.

13. Территориальная структура хозяйства.

14. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.

15. Отраслевая структура экономики региона.

16. Специализация экономики региона.

17. Ресурсный потенциал региона.

18. Природно-ресурсный потенциал региона.

19. Трудовой потенциал региона.

20. Финансовый потенциал региона.

21. Инвестиционный потенциал региона.

22. Управление региональными рынками.

23. Виды и формы межрегиональных связей.

24. Региональная политика в системе государственного регулирования территориального развития.

25. Основы региональной экономической политики.

26. Зарубежный опыт реализации региональной политики.

27. Стратегия социально-экономического развития региона.

28. Программы социально-экономического развития региона.

29. Прогнозирование и планирование социально-экономического развития региона.

30. Развитие регионального маркетинга в Российской Федерации.

31. Кластерные структуры в системе управления социально-экономическим развитием региона.

32. Особые экономические зоны.

33. Управление социально-экономическим развитием муниципального образования.

34. Муниципальное стратегическое управление.

35. Основы территориального планирования в РФ.

36. Территориальное планирование в субъектах РФ.

37. Управление природопользованием в регионе.

38. Управление агропромышленным комплексом региона.

39. Управление сферой образования в регионе.

40. Управление сферой здравоохранения в регионе.

41. Управление развитием туризма в регионе.

42. Региональная система расселения.

43. Демографические факторы регионального развития.

44. Миграционные процессы в регионе.

45. Управление занятостью в регионе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.176.66 (0.191 с.)