Социальные конфликты в молодежной среде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные конфликты в молодежной среде



Социальные конфликты в молодежной среде

 

ПЛАН

 

1. Понятие и классификация конфликтов в молодежной среде

2. Межпоколенные молодежные конфликты

3. Межгрупповые молодежные конфликты

4. Межличностные молодежные конфликты

 

 

1.

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Часто люди одновременно вынуждены участвовать в нескольких самых разных конфликтах, ни один из которых не поглощает полностью их личностные ресурсов. Следовательно, конфликты неизбежны, особенно в молодежной среде.

Выделяют:

1. Межпоколенные молодежные конфликты наиболее важные в общественном значении конфликты, в основе которых лежат конфликты ценностей двух поколений.

2. Межгрупповые молодежные конфликты - конфликты между молодежными группировками, основанные на разделении лидирующих позиций.

3. Межличностные молодежные конфликты - конфликты между индивидами, в основе которого опять лежит конфликт ценностей.

 

2.

Межпоколенные молодежные конфликты касаются взаимоотношений во время социализации, между подростками и родителями, подростками и школой и т. п. Период юности обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны завершение физического, в частности полового созревания, а с другой - достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному. В первобытных обществах, с их сравнительно простой и стабильной социальной структурой, индивид относительно легко усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые взрослому человеку. Низкая продолжительность жизни не позволяла обществу особенно затягивать подготовительный период. “Детство кончалось рано, воспитание и обучение имели преимущественно практический характер: дети обучались, участвуя в посильной для них форме, в трудовой и прочей деятельности взрослых”. В дальнейшем критерии социального созревания усложняются, становятся все более многомерными. В средние века передача накопленного старшими опыта осуществлялась в основном путем непосредственного практического включения ребенка в деятельность взрослых. “Ребенок выполнял подсобные функции в родительской семье или вне дома (ученики в ремесленных цехах, пажи и оруженосцы у рыцарей, послушники в монастырях и т. п.)”. Новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. Физическое, в частности, половое созревание заметно ускорилось, заставляя “снижать” границы юношеского возраста. Напротив, усложнение “общественно-трудовой” деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой увеличение необходимых сроков обучения. Наше новое поколение молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную жизнь. И во все времена буйный юношеский возраст отнюдь не вызывал у старших умиления, скорей наоборот возникало непонимание: “Мы такими не были”, напряжения, которые переходили в конфликты. Отсюда - необходимость изучения проблем юношеского возраста представителями разных наук: социологии, психологии, педагогики, криминологии, психиатрии, медицины и др.

Между поколениями могут возникать: как взаимопонимание и единство, так и существенные различия, переходящие в конфликты. Спектр этих отношений можно проследить по следующим аспектам:

1. Социальный аспект определяет положение поколений в обществе, восходящие или нисходящие линии и тенденции развития.

2. Экономический аспект характеризует уровень занятости в различных сферах трудовой деятельности, возможности профессионального продвижения и карьеры, уровень доходов.

3. Политический аспект показывает отношение между поколениями в системе власти, различия в политической культуре, симпатиях и антипатиях, критике или защите режима, в плюрализме или догматичности суждений, участия в политических организациях, партиях, митингах.

4. Культурный аспект определяет общность и различие в отношении к культурному наследию, достижениям и ценностям, в уровне образования, в нравственных нормах и эстетических вкусах, в мировоззрении, религиозности.

5. Бытовой аспект отражает различные жизненные условия различных поколений.

6. Социально - психологический аспект показывает отношение между поколениями в процессе общения, в повседневной жизни, на работе, в школе и вузе, на улице и дома, между родителями и детьми.

7. Этнический аспект характеризует отношение между различными народами, определяет характер межнациональных отношений.

Выделяя данные аспекты, надо заметить, что не все они имеют одинаковое значение при сравнении разных поколений. Это может зависеть от конкретного исторического момента времени, в котором сравниваются поколения. В современной России наиболее важным является, наверно, культурный аспект. В основе которого лежит ценностный конфликт двух поколений, который наиболее остро встал сейчас, когда молодое поколение является носителем всего нового, отбрасывающее старые нормы и ценности. Старшее же поколение наоборот по-прежнему консервативно. Важно, для решения конфликта, в современной культуре поддерживать традиции новаторства в сочетании с “разумным консерватизмом, с приверженностью к стабильности, устойчивости, предсказуемости.

Межпоколенные молодежные конфликты касаются взаимоотношений подростков не только с родителями, но и со школой. В институте образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родитель и администратор (руководители различных уровней). Отсюда можно выделить 10 видов противостояний: 1. ученик - учитель 2. ученик родитель 3. ученик - ученик 4. ученик - администратор 5. учитель - учитель 6. учитель - родитель 7. учитель - администратор 8. родители - родители 9. родители - администратор 10. администратор – администратор.

Рассмотрим подробнее первый вид противостояния:

конфликт между учеником и учителем - причинами такого противостояния, с точки зрения учеников, являются:

· оскорбление со стороны учителя;

· нетактичное поведение;

· необъективность при оценке знаний;

· завышенные требования.

Наиболее распространены следующие формы поведения в конфликтных ситуациях старшеклассников с учителем:

· сотрудничество

· компромисс

· соперничество

· уклонение от контактов

· приспособление

Причем формы поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек существенно различаются. Девушки, прежде всего, стремятся к сотрудничеству, затем выбирают компромисс, приспособление, уклоняются от встреч и лишь в крайнем случае идут на соперничество. Среди юношей наиболее предпочтительной формой поведения является соперничество, далее компромисс, сотрудничество, сведение контактов к минимуму, приспособление.

Заканчивая анализ таких конфликтов, отметим:

1. Поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностях.

2. Обычно в межпоколенных конфликтах задействованы институты, которые напрямую выполняют функцию социализации (родители в семье, или учителя в школе). Таким образом, возможно, такие конфликты (а точнее их последствия) одни из механизмов социализации, которые позволяют зафиксировать на себе внимание социализирующейся личности.

3. Важным последствие таких конфликтов может служить то, что ввиду постоянного противостояния норм и ценностей двух поколений, окажется, что в итоге сохранятся “лучшие” (как естественный отбор у Дарвина). Такие процессы не дают стагнировать обществу, приводят его к постоянному развитию.

 

Межличностные конфликты

 

Межличностные конфликты – это конфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия.

Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость.

Психологическая несовместимость - неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.

Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников: оценка поведения другого как недопустимого, низкий уровень социально-психологической компетентности (когда, например, человек не представляет себе, что есть много выходов из конфликтной ситуации), недостаточная психологическая устойчивость, плохо развитая способность к эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, холерический тип темперамента, чрезмерная выраженность отдельных черт характера.

 

 

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

1. Понятие и классификация конфликтов в молодежной среде

2. Межпоколенные молодежные конфликты

3. Межгрупповые молодежные конфликты

4. Межличностные молодежные конфликты

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РАССМОТРЕНИЯ

Управление конфликтом

 

 

Литература

 

Основы работы с молодежью: учебное пособие / П.И. Бабочкин, Москва, 2010, С. 42 – 56

Литература

1. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // СОЦИС. – 1994.- №5. - С.142-147

2. Основы работы с молодежью / П. И. Бабочкин. – М.: Альфа-М, 2010. - С.42-56

3. Радугин, А.А. Социология. – М.: Центр, 1999. – С.87-96. - Режим доступа: http://www.klex.ru/80d

4. Смелзер, Н. Социология. - пер. с англ. науч. ред. В.А. Ядов. - М.: Феникс, 1994. —С.273-390

Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - М.: Норма, 2005 - 573-602

 

 

Литература

1. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // СОЦИС. – 1994.- №5. - С.142-147

2. Основы работы с молодежью / П. И. Бабочкин. – М.: Альфа-М, 2010. - С.42-56

3. Радугин, А.А. Социология. – М.: Центр, 1999. – С.87-96. - Режим доступа: http://www.klex.ru/80d

4. Смелзер, Н. Социология. - пер. с англ. науч. ред. В.А. Ядов. - М.: Феникс, 1994. —С.273-390

  1. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - М.: Норма, 2005 - 573-602

Социальные конфликты в молодежной среде

 

ПЛАН

 

1. Понятие и классификация конфликтов в молодежной среде

2. Межпоколенные молодежные конфликты

3. Межгрупповые молодежные конфликты

4. Межличностные молодежные конфликты

 

 

1.

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Часто люди одновременно вынуждены участвовать в нескольких самых разных конфликтах, ни один из которых не поглощает полностью их личностные ресурсов. Следовательно, конфликты неизбежны, особенно в молодежной среде.

Выделяют:

1. Межпоколенные молодежные конфликты наиболее важные в общественном значении конфликты, в основе которых лежат конфликты ценностей двух поколений.

2. Межгрупповые молодежные конфликты - конфликты между молодежными группировками, основанные на разделении лидирующих позиций.

3. Межличностные молодежные конфликты - конфликты между индивидами, в основе которого опять лежит конфликт ценностей.

 

2.

Межпоколенные молодежные конфликты касаются взаимоотношений во время социализации, между подростками и родителями, подростками и школой и т. п. Период юности обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны завершение физического, в частности полового созревания, а с другой - достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному. В первобытных обществах, с их сравнительно простой и стабильной социальной структурой, индивид относительно легко усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые взрослому человеку. Низкая продолжительность жизни не позволяла обществу особенно затягивать подготовительный период. “Детство кончалось рано, воспитание и обучение имели преимущественно практический характер: дети обучались, участвуя в посильной для них форме, в трудовой и прочей деятельности взрослых”. В дальнейшем критерии социального созревания усложняются, становятся все более многомерными. В средние века передача накопленного старшими опыта осуществлялась в основном путем непосредственного практического включения ребенка в деятельность взрослых. “Ребенок выполнял подсобные функции в родительской семье или вне дома (ученики в ремесленных цехах, пажи и оруженосцы у рыцарей, послушники в монастырях и т. п.)”. Новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. Физическое, в частности, половое созревание заметно ускорилось, заставляя “снижать” границы юношеского возраста. Напротив, усложнение “общественно-трудовой” деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой увеличение необходимых сроков обучения. Наше новое поколение молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную жизнь. И во все времена буйный юношеский возраст отнюдь не вызывал у старших умиления, скорей наоборот возникало непонимание: “Мы такими не были”, напряжения, которые переходили в конфликты. Отсюда - необходимость изучения проблем юношеского возраста представителями разных наук: социологии, психологии, педагогики, криминологии, психиатрии, медицины и др.

Между поколениями могут возникать: как взаимопонимание и единство, так и существенные различия, переходящие в конфликты. Спектр этих отношений можно проследить по следующим аспектам:

1. Социальный аспект определяет положение поколений в обществе, восходящие или нисходящие линии и тенденции развития.

2. Экономический аспект характеризует уровень занятости в различных сферах трудовой деятельности, возможности профессионального продвижения и карьеры, уровень доходов.

3. Политический аспект показывает отношение между поколениями в системе власти, различия в политической культуре, симпатиях и антипатиях, критике или защите режима, в плюрализме или догматичности суждений, участия в политических организациях, партиях, митингах.

4. Культурный аспект определяет общность и различие в отношении к культурному наследию, достижениям и ценностям, в уровне образования, в нравственных нормах и эстетических вкусах, в мировоззрении, религиозности.

5. Бытовой аспект отражает различные жизненные условия различных поколений.

6. Социально - психологический аспект показывает отношение между поколениями в процессе общения, в повседневной жизни, на работе, в школе и вузе, на улице и дома, между родителями и детьми.

7. Этнический аспект характеризует отношение между различными народами, определяет характер межнациональных отношений.

Выделяя данные аспекты, надо заметить, что не все они имеют одинаковое значение при сравнении разных поколений. Это может зависеть от конкретного исторического момента времени, в котором сравниваются поколения. В современной России наиболее важным является, наверно, культурный аспект. В основе которого лежит ценностный конфликт двух поколений, который наиболее остро встал сейчас, когда молодое поколение является носителем всего нового, отбрасывающее старые нормы и ценности. Старшее же поколение наоборот по-прежнему консервативно. Важно, для решения конфликта, в современной культуре поддерживать традиции новаторства в сочетании с “разумным консерватизмом, с приверженностью к стабильности, устойчивости, предсказуемости.

Межпоколенные молодежные конфликты касаются взаимоотношений подростков не только с родителями, но и со школой. В институте образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родитель и администратор (руководители различных уровней). Отсюда можно выделить 10 видов противостояний: 1. ученик - учитель 2. ученик родитель 3. ученик - ученик 4. ученик - администратор 5. учитель - учитель 6. учитель - родитель 7. учитель - администратор 8. родители - родители 9. родители - администратор 10. администратор – администратор.

Рассмотрим подробнее первый вид противостояния:

конфликт между учеником и учителем - причинами такого противостояния, с точки зрения учеников, являются:

· оскорбление со стороны учителя;

· нетактичное поведение;

· необъективность при оценке знаний;

· завышенные требования.

Наиболее распространены следующие формы поведения в конфликтных ситуациях старшеклассников с учителем:

· сотрудничество

· компромисс

· соперничество

· уклонение от контактов

· приспособление

Причем формы поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек существенно различаются. Девушки, прежде всего, стремятся к сотрудничеству, затем выбирают компромисс, приспособление, уклоняются от встреч и лишь в крайнем случае идут на соперничество. Среди юношей наиболее предпочтительной формой поведения является соперничество, далее компромисс, сотрудничество, сведение контактов к минимуму, приспособление.

Заканчивая анализ таких конфликтов, отметим:

1. Поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностях.

2. Обычно в межпоколенных конфликтах задействованы институты, которые напрямую выполняют функцию социализации (родители в семье, или учителя в школе). Таким образом, возможно, такие конфликты (а точнее их последствия) одни из механизмов социализации, которые позволяют зафиксировать на себе внимание социализирующейся личности.

3. Важным последствие таких конфликтов может служить то, что ввиду постоянного противостояния норм и ценностей двух поколений, окажется, что в итоге сохранятся “лучшие” (как естественный отбор у Дарвина). Такие процессы не дают стагнировать обществу, приводят его к постоянному развитию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.043 с.)