Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

График лекций и собеседований

Поиск

История мировой литературы

Романтизм

Профиль подготовки

    Зарубежная филология

Отечественная филология

Курс 2 семестр 4

Составитель: д. филол. н., доц. Г.В. Заломкина

2020/2021 уч. г.

Система оценки знаний

Оценка на экзамене будет складываться из двух: полученная в семестре и полученная за ответ. Оценка за работу в семестре выставляется по набранным баллам:

1. Посещение лекции: 1 балл. Всего 10 лекций. Максимальное количество баллов – 10.

2. Запись лекций. Максимальное количество баллов – 20.

Лекции должны быть пронумерованы и иметь датировку.

Запись лекций выполняется только от руки, компьютерные распечатки не принимаются

3. Ответ на собеседовании: от 1 до 5 баллов. Всего 4 собеседования.

Максимальное количество баллов – 20. К собеседованию надо подготовить по 5 вопросов  по каждому произведению и сдать их после занятия.

4. Работа на практическом занятии: от 1 до 3 баллов. Всего 13 занятий. Максимальное количество баллов – 39.

5. Письменная подготовка к семинару: от 1 до 2 баллов. Максимальное количество баллов – 26.

Итого: 10 + 20 + 20 + 39+26= 115 баллов

По результатам работы будут выставлены оценки:

69 баллов – «удовлетворительно»

84 балла – «хорошо»

99 баллов – «отлично»

Если по результатам работы в семестре студент получает оценку «отлично», она автоматически ставится за экзамен. При получении других оценок студент сдает экзамен, оценка за который выводится по следующей таблице: 

 

Оценка в семестре Оценка за экзамен Итоговая оценка   Оценка в семестре Оценка за экзамен Итоговая оценка
4 5 5   3 3 3
4 4 4   2 5 3
4 3 4   2 4 3
4 2 3   2 3 3
3 5 4   2 2 2
3 4 4        

 

Экзаменационный билет состоит из двух вопросов: теоретического (перечень вопросов см. далее) и практического – собеседование по произведениям, которые изучались в семестре (список см. далее).

Учебники

1. История зарубежной литературы ХIХ века (Под редакцией Н.А.Соловьевой). М.: Высшая школа, 1991. 637 с. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/izl-hih-soloveva/index.htm

Яшенькина Р.Ф., Пустовалов А.В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм. Электронное учебное пособие.

Пособие выложено в архивированной папке по адресу

https://s.siteapi.org/502de94e2971eb6/docs/21203d2bf9168cdd542cd830d95cfdf7f751a693.zip

Ссылка есть также на сайте zalomkina.jimdo.com в разделе «ИЗЛ – нужные книги и статьи».

Для того, чтобы работать с пособием, надо его скачать, разархивировать, затем открыть папку «Заруб. лит. эпохи Романтизма» и запустить файл index.html. Откроется перечень художественных текстов, которые включены в это пособие. Научные работы можно найти в разделе «Критика» (гиперссылка в верхнем левом углу).

 

График лекций и собеседований

№ нед Тема лекции /собеседования
1 1. Общая характеристика литературы романтизма
2 2. Ранний немецкий романтизм
3 3. Гейльдербергский романтизм
4 Собеседование 1. Л. Тик. Белокурый Экберт. А. Шамиссо. Удивительная история Петера Шлемиля.
6 4. Рождение американской литературы в эпоху романтизма.
7 5. Романтизм в США: Зрелость. 
8 Собеседование 2. Г. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. В. Ирвинг. Рип Ван Винкль. Легенда о сонной лощине
9 6. Ранний французский романтизм.
10 7. Зрелый французский романтизм.
11 Собеседование 3. Р. Шатобриан. Рене. А. Виньи. Чаттертон.
12 8. Романтизм в Англии: У. Блейк, Озерная Школа, Дж. Китс, П. Б. Шелли, М. Шелли
13 9. Титаны английского романтизма Дж. Байрон и В. Скотт
15 Собеседование 4. С. Т. Кольридж. Сказание о старом мореходе. П. Б. Шелли. Прометей освобожденный.
16 10. Итальянская литература романтизма
17 Подведение итогов

 

График практических занятий

№ нед. ОФ № нед. ЗФ Тема практического занятия
3 4 1 Становление гения в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген»
4 5 2 Эволюция романтического ви́дения в сказках Э. Т. А. Гофмана.
6 6 3 Своеобразие романтического бунта в произведениях Г. фон Клейста «Михаэль Кольхаас» и «Принц Фридрих Гомбургский»
7 7 4 Синтез жанров и спор с романтизмом в поэме Дж. Г. Байрона «Дон-Жуан»
8 8 5 Открытие истории в романе В. Скотта «Айвенго».
9 9 6 Готическое и романтическое в романе М. Шелли «Франкенштейн, или Новый Прометей»
10 10 7 Роман Жорж Санд «Консуэло» как романтическое повествование о творческой личности
11 11 8 Трагедия лишнего человека в романе А. де Мюссе «Исповедь сына века»
12 12 9 Романтическое осмысление заката средневековья в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
13 13 10 Трагедия индейского мира в романе Дж. Ф. Купера «Последний из могикан»
15 14 11 Роман Г. Мелвилла «Моби Дик»: новая мифология Нового Света 
16 15 12 Э. А. По: на границе романтической мистики и научной фантастики.
17 16 13 Роман А. Мандзони «Обрученные»: любовь на фоне исторической драмы

 

Планы практических занятий

Практическое занятие 1

Глоссарий:

Историзм

Курфюрст

Патриотизм

Романтическая ирония

Сомнамбулический

 

Практическое занятие 4

Глоссарий:

Байронический Герой

Лирический Субъект

Реалистичность

Сатира

Скепсис

Сценичность

Практическое занятие 5

Открытие истории в романе В. Скотта «Айвенго».

1. Суть «открытия истории» романтиками. Творческие задачи исторического романа как жанра. Прошлое, настоящее и будущее в романтическом сознании.

2. Какой исторический период запечатлен в романе «Айвенго» и почему? Что породило конфликт между саксами и норманнами?

3. Что такое история, согласно Скотту: цепь случайных событий, осуществление чьего-то замысла? Кто творит историю? Личность, народ, бог, никто? Как эти вопросы развернуты и решены в романе?

4. Система характеров исторического романа Скотта: соотношение исторических личностей, выдуманных персонажей, героев народных легенд. Почему в центре повествования выдуманный персонаж (а не историческая личность)?

5. Образ Айвенго: способы выстраивания, роль в сюжете. Некоторые исследователи полагают, что его роль не настолько значительна, чтобы выносить его имя в заглавие? Каковы основания для такого мнения? Если вы с ним согласны, как объяснить парадокс заглавия?

6. Какие исторические личности представлены в романе? Как строятся их образы?

7. Сравните Ребекку и Ровену: общее, отличия в способах обрисовки характера, внешности, функции.

8. Робин Гуд у Вальтера Скотта: источники и развитие образа. Роль в сюжете. 

9. Мотив сокрытия/подмены личности, его связь со средневековой культурой и функция в романе.

10. Проблема соотношения вымысла и факта в романтическом историческом романе. Почему и как автор использует вымысел? Убедительна ли картина средневековой Англии в романе Скотта? Приведите примеры использования местного колорита.

11. Черты рыцарского романа в «Айвенго».

Литература:

1. Скотт В. Айвенго. http://lib.ru/PRIKL/SKOTT/ivangoe.txt

2. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. М; Л., 1965. https://vk.com/doc22366597_381620014

3. Реизов Б.Г. История и вымысел в романах Вальтера Скотта // Известия АН СССР.

Отделение литературы и языка. Т. XXX. Вып. 4. М., 1971. С. 306-311. 

В интернете: http://www.philology.ru/literature3/reizov-71.htm  

4. Реизов Б.Г. Вальтер Скотт // Вальтер Скотт. Собрание сочинений в двадцати томах. Т. 1.    М.-Л., ГИХЛ, 1960. http://lib.ru/PRIKL/SKOTT/scott0_1.txt

5. Орлов С.А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960. http://www.twirpx.com/file/1385977/ или http://padaread.com/?book=95270

6. Лукач Г. Пушкин и Вальтер Скотт // Яшенькина Р.Ф., Пустовалов А.В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм. Электронное учебное пособие.

7. Лазарева Т. Г. Возвращение к роману о средневековье: Умберто Эко и Вальтер Скотт // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 87. http://cyberleninka.ru/article/n/vozvraschenie-k-romanu-o-srednevekovie-umberto-eko-i-valter-skott

8. Шохина A. H. Образ короля Ричарда I как художественное воплощение мечты о «Народном короле» (на примере исторического романа В. Скотта «Айвенго») // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008 № 2, том 2. http://cyberleninka.ru/article/n/obraz-korolya-richarda-i-kak-hudozhestvennoe-voploschenie-mechty-o-narodnom-korole-na-primere-istoricheskogo-romana-v-skotta-ayvengo

9. Жачемукова Б. М., Бешукова Ф. Б. Художественная специфика жанра исторического романа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2011. № 1. http://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-spetsifika-zhanra-istoricheskogo-romana

10. Лазарева Т. Г. Мотивный инструментарий рыцарского романа в романах Вальтера Скотта о средневековье// Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. № 5. http://cyberleninka.ru/article/n/motivnyy-instrumentariy-rytsarskogo-romana-v-romanah-valtera-skotta-o-srednevekovie

Глоссарий:

Заглавный персонаж

Исторический роман

Легенда

Местный колорит

Рыцарский роман

 

Практическое занятие 6

Глоссарий:

Готический хронотоп

Культурный герой в мифе

Мифопоэтика

Научная фантастика

Прием точки зрения

Практическое занятие 7

О творческой личности

1. Романтические составляющие образа Консуэло: необычность, исключительность, творческий потенциал и т.д. Значение имени.

2. Музыкальная тема в романе. Музыка как высшее искусство для романтиков. Образ Порпоры. Подробности музыкальной жизни Европы как местный колорит. Технические подробности, названия музыкальных произведений как способ придания достоверности. Образ молодого музыканта Иосифа. Теория народной музыки как отражение романтической фольклористики.

3. Религиозно-мистические мотивы в романе.

4. О каких исторических событиях говорится в романе и в чем особенность разработки исторической темы в сюжетном и идеологическом отношении? Как разработан образ Марии-Терезии?

5. Романтические составляющие образа Альберта Рудольштадта.

6. Романтическая разработка любви: любовь как непреодолимая сила, трагедия и счастье. Отрицание брака по расчету. Выбор между любовью и искусством.

7. Женская тема: право женщины на выбор в браке и на творческую самореализацию.

8. Элементы занимательности и авантюрности в романе: путешествие, старинный замок, переодевание, смена имен и т.п.

 

Литература

1. Жорж Санд. Консуэло. http://az.lib.ru/s/sand_z/text_0010.shtml

2. Обломиевский Д. Жорж Санд // Французский романтизм. М., Государственное издательство художественной литературы, 1947. С. 292 – 321. http://www.twirpx.com/file/460356/

3. Андреев Л. Г. Жорж Санд // Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы.   Москва: Высшая школа, 1987. С. 318–321.

http://www.dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2011-06-17/201106171823021.pdf

http://www.twirpx.com/file/642939/

4. Реизов Б.Г. Жорж Санд// Французский роман XIX века. М.: Высшая школа, 1969. С. 114 – 146. https://www.litmir.me/bd/?b=189326

5. Лилеева И. Жорж Санд // Писатели Франции. Составитель Е.Эткинд. Сборник статей. Москва, 1964. http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/pisateli-francii/zhorzh-sand.htm

6. Литвиненко Н. А. Семантика любви как культурно-исторического феномена: романы Жорж Санд // Rhema. 2010. № 4.

http://cyberleninka.ru/article/n/semantika-lyubvi-kak-kulturno-istoricheskogo-fenomena-romany-zhorzh-sand

7. Литвиненко Н. А.   «Графиня Рудольштадт» Жорж Санд: особенности романной поэтики

2009 / Rhema. 2009. № 3. http://cyberleninka.ru/article/n/grafinya-rudolshtadt-zhorzh-sand-osobennosti-romannoy-poetiki

8. Карельский А.В. Жорж Санд // Метаморфозы Орфея. Французская литература XIX век РГГУ, 1998. С. 210-219. http://www.rulit.me/series/metamorfozy-orfeya

Глоссарий:

Авантюрность

Гуситские войны

Исключительность романтического героя

Фольклористика

Практическое занятие 8

Глоссарий:

Жанр исповеди

Лишний человек

Сентиментальная героиня

Типизация

Практическое занятие 9

Глоссарий:

Двойничество

Детективный жанр

Иррациональное

Рациональное

Смысловая лакуна

Практическое занятие 13

Глоссарий:

Авторское отступление

Историческая хроника

Рисорджименто

Стиль художественного произведения

Тиран

Список текстов для чтения

Германия

Новалис. Генрих фон Офтердинген.

Л. Тик. Белокурый Экберт.

Г. фон Клейст. Михаэль Кольхаас. Принц Гомбургский

Э. Т. А.Гофман. Золотой горшок. Песочный человек. Крошка Цахес.

 А. Шамиссо. Удивительная история Петера Шлемиля.

 

Англия

С. Т. Кольридж. Сказание о старом мореход.

Дж. Г. Байрон. Дон-Жуан.

П. Б. Шелли. Лирика. Прометей освобожденный.

Дж. Китс. Лирика.

В. Скотт. Айвенго.

М. Шелли. Франкенштейн или Новый Прометей.

 

Франция

Б. Констан. Адольф.

Р. Шатобриан. Рене.

А. Виньи. Чаттертон.

А. Мюссе. Исповедь сына века.

Жорж Санд. Консуэло.

В. Гюго. Собор парижской богоматери. 

 

США

Г. Мелвилл. Моби Дик.

Г. Лонгфелло. Песнь о Гайавате

Дж. Ф. Купер. Последний из могикан

Э. А. По. Лирика. Новеллы.

В. Ирвинг. Новеллы

 

Италия

А. Мандзони. Обрученные

Дж. Леопарди. Стихотворения

Вопросы курса

1. Общая характеристика литературы романтизма.

2. Ранний немецкий романтизм: своеобразие философии и эстетики йенского кружка.

3. Творчество Новалиса. Становление гения в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген».

4. Творчество Клейста. Своеобразие романтического бунта в произведениях Г. фон Клейста «Михаэль Кольхаас» и «Принц Фридрих Гомбургский»

5. Творчество Л. Тика и Ф. Гельдерлина.

6. Общая характеристика позднего немецкого романтизма. Гейдельбергская школа.

7. Творчество Э. Т. А. Гофмана. Эволюция романтического ви́дения Гофмана.

8. Своеобразие поэтического мира У. Блейка.

9. Эстетические установки и философия поэтов Озёрной школы У. Вордсворта, С. Т. Колриджа и Р. Саути.

10. Жизненный путь и творчество Дж. Г. Байрона.

11. Синтез жанров и спор с романтизмом в поэме Дж. Г. Байрона «Дон-Жуан»

12. В. Скотт – создатель жанра исторического романа.

13. Открытие истории в романе В. Скотта «Айвенго».

14. Готическое и романтическое в романе М. Шелли «Франкенштейн, или Новый Прометей»

15. Творчество П. Б. Шелли и Дж. Китса – два полюса английского романтизма.

16. Ранний французский романтизм. Творчество Ж. де Сталь, Б. Констана, Р. Шатобриана.

17. Поэтика Ж. Санд. Роман «Консуэло» как романтическое повествование о творческой личности

18. Общая характеристика творчества А. де Мюссе. Трагедия лишнего человека в романе А. де Мюссе «Исповедь сына века».

19. Творчество В. Гюго – ключевой фигуры французского романтизма.

20. Романтическое осмысление заката средневековья в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

21. Творчество А. де Виньи и А. Ламартина.

22. Своеобразие американского романтизма.

23. Творчество Н. Готорна и В. Ирвинга

24. Трагедия индейского мира в романе Дж. Ф. Купера «Последний из могикан»

25. Романтические черты поэмы Г. Логфелло «Песнь о Гайавате»

26. Особенности книги Г. Торо «Уолден, или Жизнь в лесу».

27. Роман Г. Мелвилла «Моби Дик»: новая мифология Нового Света 

28.  Э. А. По: на границе романтической мистики и научной фантастики.

29. Романтизм в Италии в условиях борьбы народа за национальное освобождение и объединение (Рисорджименто).

30. Роман А. Мандзони «Обрученные»: любовь на фоне исторической драмы

Содержание курса [1]

Очередной шаг в драме «модернизации» европейской культуры. Прогрессирующая индивидуализация личности на фоне распада традиционалистской системы культуры, нарастающей проблематичности ее опорных категорий и норм. Романтизм и Просвещение: отталкивание и преемственность.

Великая французская революция и романтизм. Трагическая героика человеческих усилий по преобразованию мира как источник радикального атропоцентризма романтиков: ставка на «гениальную» личность, которую отличает исключительная степень свободы и критичности, дерзость спрашивать «не о том, что есть, а о том, что возможно» (Фр. Шлегель). Деятельность, творчество, созидание нового и самосозидание – важнейшие категории в романтизме. Через «роковое» несоответствие замысла и результата личность открывает собственную сложность, неподконтрольность разуму. Романтизм подлежит анализу в его самоописаниях, утопических программах, перспективных гипотезах-догадках, в драматическом опыте их испытания творчеством и личной судьбой (жизнетворчеством).

Две подспудно спорящие в романтизме мировоззренческие установки. «Профетизм» романтиков. Переосмысление основных посылок просветительской идеологии, утверждение на месте разума-рассудка сверхразум-откровение. Пафос искания истины как высокой, универсальной нормы, воплощение которой тождественно концу истории и наступлению нового Золотого века. Романтическая мечта о возрожденной цельности, органичности, о прорыве к всеобъемлющему духовному синтезу сочетается с ощущением нарастающей дробности, «атомизации» жизни. «Эстетизм» романтиков: в нем предъявляет свои права человеческая субъективность, пытающаяся преодолеть свою ограниченность и конечность в акте индивидуального творчества. Культ иронической игры, рефлексии предполагает тотальную релятивизацию бытия, отважное и опрометчивое отречение от «метафизического комфорта» (Фр. Ницше).

 

Ранний романтизм в Германии – пора оптимистических дебютов, «первых откровений и легковерного детства» (Л. Тик). Литературный быт «йенцев», журнал «Атеней». Отношения с Гете и с корифеями современной философской мысли – И. Кантом, Й.-Г. Фихте, Фр. В. Шеллингом. 

Людвиг Тик. «Странствия Франца Штернбальда». Преобразование жанра романа в романтизме. Ослабление идейно-сюжетного стержня за счет усиления лирической стихии. «Продуктивное и синтетическое» (Фр. В. Шеллинг) воображение как способность к творческому синтезу и порождению (не подражанию). Художник – новый культурный герой. «Белокурый Экберт». Романтическая сказка – «канон поэзии» (Новалис): способ стихийного мифотворчества. Тик-комедиограф: озорной дух иронии над развалинами «мещанской драмы» и рассудочно-умеренной «правды жизни».  

Фридрих Шлегель как теоретик нового искусства. Бытие – плодородный хаос, творчество – вечное становление творения и творца. «Фрагмент» – «фермент познания»: незаконченность произведения как принципиальная стратегия и приглашение читателю продолжить на равных труд поэта. Романтический культ оригинального гения в парадоксальном сочетании с «ганзейским», компанейским духом совместного творчества. «Люцинда»: интеллектуальная идиллия на грани пародии. Рефлексивность, самокритика и самоирония в романтизме. Романтическая ирония как возможность подняться «над всем обусловленным» (Фр. Шлегель). Ее двойственная функция: волшебная палочка, освобождающая из плена связанного сознания, – рычаг, расшатывающий бытие в его основаниях. Фридрих фон Гарденберг (Новалис). «Гимны к ночи». Поэзия как магия, «искусство использовать чувственный мир по своему желанию». «Ученики в Саисе». Романтическая натурфилософия: природа и человечество между утратой и возвратом Золотого века, воображение и любовь как царский путь познания. «Генрих фон Офтердинген» – романтическая версия «романа воспитания», «анти-Мейстер». Романтический роман – пространство «романтизирования», экспериментальный синтез поэзии, философии и науки (природоведения). Романтический энциклопедизм. Привилегированный статус символа, смысл его противопоставления (и предпочтения) аллегории в романтической теории. Жизнь – «вечный, тысячеустный разговор» (Новалис). Актуальность категории «Другой» и диалогического понимания в романтизме.

Гейдельбергский кружок. Апология надличного органического целого – народа, нации – как противовес «нарциссизму» раннеромантического героя и, с другой стороны, лекарство от «хронического дуализма» (Э.-Т.-А. Гофман). Романтическое «народничество» в разных национальных вариантах. Собирание и изучение фольклора: научный и художнический подход (дискуссия А. фон Арнима и Я. Гримма). Фольклор как средство преодоления современной разобщенности и реконструкции культуры, достойной Золотого века. Романтическая философия языка.

К. Брентано. «Повесть о славном Каспере и пригожей Аннерль». Болезненное отречение от раннеромантической эйфории, вплоть до «выворачивания» исходного тезиса: индивидуальное творчество – греховная забава, забота об индивидуальном достоинстве разрушительна для духа. Романтический герой отрекается от притязаний и бремени вселенской ответственности. «Гений не у дел» (Й. фон Эйхендорф) – частный индивид, воспетый в его домашней задушевности. Переход от романтизма к эпохе (стилю) бидермейера.

Проблематика взаимоотношений романтизма и христианства. Усилия ранних романтиков направлены к деклерикализации, деконфессиолизации веры, понимаемой как «индивидуальное созерцание универсума» (Фр. Шлейермахер). Истинный верующий – поэт, истинный поэт – пророк, творчество – священнодействие: «Мы будем писать новые Библии» (Новалис). Драма отречения от непомерности претензий, обращение в лоно «старой церкви».

Раздвоенность, конфликтный внутренний диалог как литературная тема и судьба: А. Шамиссо – француз в Германии, немец во Франции. «Удивительная история Петера Шлемиля». Непреодолимая частичность человека (без тени). Необходимость размыкания круга «самотождественности» в спираль диалогического взаимодействия с миром.

Генрих фон Клейст. Истоки трагического мироощущения, становление жизненной философии. «Разбитый кувшин»: невозможность взаимопонимания в распавшемся мире – комедийное освоение трагической ситуации. «Пентесилея». «Кэтхен из Гейльбронна». Человек – сам себе судьба (и потому заложник собственного произвола) или доверчивая марионетка в руках вседержителя. Значение подтекста в драматургии Клейста – подмена слова жестом, роль лакун в построении психологического рисунка. Клейст-новеллист. «Микаэль Кольхаас».

Гельдерлин. Античность, природа, любовь – триединое воплощение идеала. «Универсальная мифология» – путь к новому обручению человечества с богами. «Гиперион»: попытка посредничества между Элладой («родиной духа») и Грецией (жертвой современного эгоизма, властных инстинктов и произвола толпы). «Эмпедокл». Незавершенное восхождение к вершине духа. Трагическое противостояние «косной» человеческой природе как торжество или поражение романтического гения. Безумие как одна из форм ухода от непосильного дуализма бытия. Своеобразие поздней лирики.

Э. Т. А. Гофман. Новая версия романтической сказки. «Золотой горшок». «Песочный человек». «Крошка Цахес». «Царство грез» как сфера обитания художника – сладостно-смутный промежуток между миром вещей и миром духа, филистерским бытом и ясным светом абсолюта. Философия творчества у Гофмана. Хрупкий баланс поэтического и гротескного, смешного и страшного. Романтический гений – предмет едко-критической самоиронии. Субъективное и объективное видение жизни в их относительной силе и уязвимости («Угловое окно»). «Житейские воззрения кота Мурра»: двойничество как прием и жизненный принцип. Природа фантастического в романтическом искусстве.

 

Становление поэтического романтизма в Англии.

Творящее воображение – центральная категория философии и эстетики У.Блейка. «Песни невинности» и «Песни опыта». «Невинность» как неотчужденно-целостное, интерактивное, творческое переживание мира. «Опыт» как пагуба и благо: противоречивый образ современности. Символизм и мифотворчество Блейка – «пророческие книги».

«Озерная школа». «Лирические баллады»: новаторство замысла и характер соавторства У. Вордсворта и С. Т. Кольриджа. «Природы идеал» в лирике Вордсворта (сравнение с пейзажной лирикой Ламартина). Творчески-активный характер восприятия превращает заурядный опыт в источник эпифании. «Прелюдия» как ранняя версия субъективной поэтической эпопеи. Кольридж о функциях воображения и специфике поэтического языка, развитие им теории органической формы (в частности, идей А.В.Шлегеля). «Музыкальная» суггестия в противовес буквализму видения, «тирании глаза» (по Вордсворту, напротив, максимально точный, зримый образ максимально же символичен – неиссякаем для рефлексии). «Сказание о старом мореходе»: между символом и глоссой, поэтической грезой и моральным приговором. Причины и природа переосмысления традиционного «пакта» между поэтом и читателем поэзии. Дж. Г. Байрон. Проблема маски и театрализации жизни в романтизме. «Байронический герой» как подвижное, эволюционирующее образование. Тоскующий скиталец («Паломничество Чайльд Гарольда»), наполеонствующий разбойник («Корсар», «Лара»), метафизический бунтарь-богоборец («Манфред», «Каин»). «Дон Жуан»: взрыв жанрового канона и «связанного сознания», поэма как «роман в стихах». Иронический скепсис и героический индивидуализм Байрона.

П. Б. Шелли. Лирика. Своеобразие поэтической формы и становление эстетических взглядов («Защита поэзии»). «Освобожденный Прометей». Прометей – архетипический революционер, постигающий парадоксальную природу деяния. Человек призван к творчеству, но не ведает, что творит: освобождая себя, себя же заковывает в цепи в меру бессознательной робости собственной мысли. Близкая проблематика в «Франкенштейне или Новом Прометее» Мэри Шелли: творение бросает упрек творцу, творец с ужасом узнает себя в творении. Философско-эстетическая подоплека «казуистики страстей» в трагедии «Ченчи». Акт мести как святая необходимость и «самый опасный предрассудок, которым когда-либо был заражен мир». Героическая ложь Беатриче в финале и представление Шелли о поэзии как о «правдивой лжи», «словах, выражающих то, чего не понимают сами».

В. Скотт. Романтический историзм, усилие понять прошлое как другое, в его неповторимой своеобычности. Проблема анонимного авторства («Великий Неизвестный»). «Шотландские романы». Релятивизм Скотта, стремление выступать беспристрастным посредником в общении эпох. «Айвенго». Функция протагониста в романе: мера свободы и несвободы человека как субъекта и объекта истории. Художническое воображение в арсенале историка, осмысление отношений факта и вымысла в историческом повествовании. Формульность скоттовской модели исторического романа, ее сильные и слабые стороны, последующее бытование в литературе.

Дж. Китс. «Поэт» как носитель «негативной способности» и в этом смысле противоположность «мечтателю». Романтический уход (слияние с абсолютом) как соблазн и тупик. Жанры оды и сонета в его творчестве. Тематическое и стилевое разнообразие поэм: «Изабелла», «Канун Святой Агнессы», «Ламия», «Гиперион». Поздние оды («Ода греческой вазе») – усилие воспеть чувственное богатство и полноту жизни. Союз жизни и искусства основан на их разности и взаимной необходимости (не взаимоуподоблении).

Биография Байрона. Жизнетворчество как один из общих принципов романтизма. Создание нового, «байронического героя», в поэме «Паломничество Чайльд Гарольда». Развитие жанра лиро-эпической поэмы в «восточных повестях» – апофеозе романтического бунтарства («Гяур», «Корсар»). Выход на метафизический уровень обобщения в драматических произведениях. Герой-богоборец в «Каине» и противоречивость его позиции. Синтез жанров и ломка жанровых канонов в «Дон Жуане». Эволюция лирического творчества Байрона.

 

Социальная и культурная ситуация в послереволюционной Франции.

Идейно-эстетическое противостояние «реставраторов» (Л. де Бональд, Ж. Де Местр) и либералов. Принудительная образцовость революционного и имперского классицизма и вызов нового в виде «северных», германских влияний. Ф. Р. де Шатобриан между «Опытом о революциях» и «Гением христианства». Культ «чувствительности» и эстетизация веры. «Несчастное сознание» Рене как предмет критики и живописания. А.-Л.-Ж. де Сталь. Обоснование романтизма как «современного» искусства. Сравнение и взаимодействие национальных культур как источник взаимо-вдохновения и обогащения. Романтическая теория перевода. «Коринна»: плодотворное столкновение духовных способностей и культурных типов. Б.Констан. Развернутая симптоматика «болезни века» в «Адольфе», сила и слабость гипертрофированной рефлексии. Обновление языка психологической прозы в эпоху романтизма.

А. де Виньи. «Чаттертон». «Стелло». Образ поэта как заведомой жертвы и мученика, чье прибежище – самодостаточность чистой мысли, гордый аристократизм духа. Поздняя лирика – поле становления прото-символистской эстетики.

Сборник стихов А. де Ламартина «Поэтические размышления» как одна из вершин романтической литературы Франции и первая манифестацией французского романтизма в лирике. Субъективная основа романтизма приближалась здесь к одному из самых чистых своих выражений. Сосредоточенность на внутреннем мире поэтической души, демонстративная отрешенность манеры и жеста, молитвенная экстатичность тона. Поворот Ламартина в 30-е годы к социально-реформаторской проблематике («Жослен», «Падение ангела», поздняя проза).

Гюго как лидер и символ французского романтизма с конца 1820-х до 1880-х гг., классик литературы и общественный деятель. Предисловие к драме «Кромвель» как манифест романтического движения. Контрастная структура драм Гюго 1830-х гг. («Эрнани», «Рюи Блаз»

и др.). Роман «Собор Парижской богоматери» как образец исторического романа французского романтизма. Романтическое осмысление заката средневековья. «Отверженные» как полифонический роман, эпопея свременной жизни Франции. Этическая концепция Гюго как идейная основа произведения.

Место и роль Жорж Санд в литературном процессе Европы XIX века. Роль женской темы в ее творчестве. Ранние интимно-психологические романы начала 1830-х гг. («Индиана», «Валентина»). Оформление эстетической концепции позднего романтизма. Роман «Консуэло» как романтическое повествование о творческой личности. Музыкальная тема в романе. Религиозно-мистические мотивы. Романтическая разработка любви: любовь как непреодолимая сила, трагедия и счастье. Женская тема: право женщины на выбор в браке и на творческую самореализацию. Элементы занимательности и авантюрности в романе.

Ранняя творческая зрелость Мюссе. Участие в деятелности кружка «Сенакль». Разочарование, осознание неабсолютности романтических истин. Раскрытие трагического мироощущения в произведениях 1830-х гг. Переплетение комического и трагического в небольших пьесах: «Прихоти Марианны», «Любовью не шутят». Тема несчастной любви. Портрет представителя поколения в романе «Исповедь сына века». Попытка понять исторические причины «болезни века». Октав как иной, по сравнению с байроническим, романтический тип. Специфика повествования. Черты жанра исповеди. Образ Бригитты. Религиозная позиция как перспектива выхода из тупика, невозможная для Октава.

 

Роль романтизма в формировании самосознания молодой нации в США. «Америка» как европейский миф, «фронтир» как географическая реалия и культурный символ. «Американский Адам» – человек «один на один с Природой и Богом» (А. де Токвиль). Э.По – наследник и пародист романтической идеи и романтической формы, разведчик психологической «границы» между самосознанием и подсознательными импульсами в их противоречивой, парадоксальной природе. Произведение как криптограмма: взаимодействие в нем поверхностно-явного и символического смыслов, гротеска и пафоса. Лирика и эссеистика По, космогонические гипотезы («Эврика») в контексте философии творчества. Новелла «Падение дома Ашеров» как вариация готической истории. Психологизм Э. По: исследование тёмных сторон человеческой психики (необоснованная, неконтролируемая жестокость, раздвоение личности) в рассказах «Черный кот», «Сердце-обличитель», «Вильям Вилсон». Пограничье жизни и смерти как одна из главных тем творчества Э. По в рассказах. Сочетание рационального и иррационального, двойственность возможного объяснения (мистическое/материалистическое) необычных явлений в новеллах Э. По. Рационализация страшной тайны как импульс к созданию детективного жанра в рассказах «Убийство на улице Морг», «Похищенное письмо».

«Американское возрождение» 1840-50х годов. Творчество В. Ирвинга. Зависимость от идей европейской романтической культуры. Смешение серьезного с комическим, пародирование «готических» штампов («Жених-призрак», «Легенда о Сонной Лощине»). Проблематика и поэтика рассказа «Рип Ван Винкль». Пуританские традиции Новой Англии в творчестве Н.  Готорна. Историческая тематика ранних новелл 1830-х гг. (сборник «Дважды рассказанные истории»). Вневременная, метафизическая проблематика в «пуританских» новеллах («Молодой

Браун», «Черная вуаль священника»). Синтез основных мотивов творчества Готорна в романе «Алая буква». 

Творчество Дж. Ф. Купера. Разработка специфически национальной американской проблематики при сохранении ориентации на европейские образцы (В.Скотт). Специфика жанра романа о фронтире. Пенталогия о Кожаном Чулке. Трагедия индейского мира в романе Дж. Ф. Купера «Последний из могикан». Место романа в пенталогии. Развитие идеи естественного человека. Романтическая антитеза «культура – цивилизация».

Роман Г. Мелвилла «Моби Дик»: новая мифология Нового Света.   Жанровая специфика романа. Социальный план романа (метафора Америки). Философский план романа: богооставленность человека, противостояние Добра и Зла, природы и цивилизации. Повествовательная организация. Функции образа Измаила как рассказчика. Проблема героя: Измаил и Ахав – два варианта романтического героя. Образ Белого Кита. Способы создания эффекта мифа в романе.

Поэма Г. Логфелло «Песнь о Гайавате» как романтическое воссоздание эпоса на основе индейского фольклора. Источники и стилистическое своеобразие поэмы.

Дневниковая повесть Г. Торо «Уолден, или Жизнь в лесу».  Своеобразная утопическая колония «на одного человека», цель которой не в преобразовании общества, а в выработке разумной и нравственной позиции, в том, чтобы, отказавшись от общепринятой этической и социально-психологической нормы, отделить истинные ценности от ложных. «Под грязным слоем мнений, предрассудков и традиций, заблуждений и иллюзий... постараемся нащупать твердый грунт» (Г. Торо). Этот «твердый грунт» был необходимым фундаментом революции индивидуального сознания.

 

Романтизм в Италии в условиях борьбы народа за свое национальное освобождение и объединение (Рисорджименто). Перестройка эстетической системы. А. Мандзони – крупнейший писатель итальянской романтической школы. Ода «Пятое мая» как отражение  романтического понимания истории, места личности в ней. Исторические драмы «Граф Карманьола» и «Адельгиз». Роман «Обрученные» как одна из вершин европейского исторического романа эпохи романтизма. Историческая концепция Мандзони. События частные и события исторические осмы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.28.196 (0.014 с.)