Организационный механизм развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационный механизм развития



ИЛЛЮСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ

СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПАРТНЕРСТВ УНИВЕРСИТЕТА

На основе СЕТЕВОГО ПОДХОДА

 

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(менеджмент)

 

Научный руководитель – 

доктор экономических наук, 

профессор, Терентьева Т.В.

 

 

Владивосток – 2017

                                            АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ                                           

 

· интеграционные процессы в образовании в условиях глобализации;

· конкуренция университетов за ресурсы$

· конкуренция за абитуриентов;

· мониторинг эффективности и рейтинги университетов.

 

Образовательные организации высшего образования РФ

 

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБЪЕКТ

университеты как инициаторы стратегических партнерств сетевого типа.

ПРЕДМЕТ

организационные отношения, возникающие в процессе развития стратегических партнёрств университета с участниками сети.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

разработать организационный механизм развития стратегических партнерств университета на основе сетевого подхода;

ЗАДАЧИ

· уточнить теоретико-методологические положения по развитию стратегических партнерств университета с позиции сетевого подхода;

· разработать организационный механизм развития стратегических партнерств университета и методическое обеспечение его формирования;

· предложить методику оценки развития стратегических партнерств университета.

ПЕРВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. Уточнены теоретико-методологические положения по развитию стратегических партнерств университета на основе сетевого подхода, а именно

а) актуализированы предпосылки сетевизации стратегических партнерских взаимодействий университета с внешней средой в условиях изменения его роли в общественном развитии и появления новых подходов к управлению университетом;

б) уточнено определение стратегического партнерства университета в области целевой направленности взаимодействий с учетом специфики объекта;

в) дополнены особенности стратегического партнерства университета;

г) раскрыто содержание сетевого подхода к развитию стратегического партнерства в области его основных характеристик, участников взаимодействий и их интересов, связей и форм реализации;

д) адаптирована концептуальная схема (конфигурация) сотово- сетевого взаимодействия для стратегического партнерства университета с учетом его особенностей;

е) обоснованы принципыстратегического партнерства с позиции сетевого подхода.

а) предпосылки сетевизации стратегических партнерств университета.

Эволюция моделей Университета

Период


Партнерские взаимодействия в рамках модели
XIII-XIX век
1810-1925 гг.
1925 -1990 гг.
1990 г. по н. в.
2008 г. по н. в.
1
4
5
3
2

1 «Университет - церковь»
2 «Университет -государство»
3 «Университет –отраслевые министерства – предприятия отрасли»
4 «Университет – бизнес-структуры – другие университеты»  
5 «Университет – бизнес-структуры – другие университеты – гос. власть – НИО – выпускники – школы»  



ПЕРВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

б) авторское определение стратегического партнерства университета

Стратегическое партнерства университета открытое долгосрочное мультисубъектное взаимодействие по приоритетным направлениям развития университета на основе взаимного доверия и уважения партнеров без потери ими самостоятельности с целью повышения собственной конкурентоспособности на основе баланса интересов всех стратегических партнеров - участников сети.

в) особенности стратегического партнерства университета

· цели взаимодействий;

· субъекты взаимодействий;

· характер взаимодействий.

Стратегическое партнерство университета
Приращение ресурсов
Приращение динамических способностей
Приращение компетенций
Обуче-ние
Интег-рация
Рекон-фигура-ция
Навыки
Знания
Умения
Мате-риаль-ные
Челове-ческие
Нема-тери-альные

 


                                                                                               



ПЕРВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

г) содержание сетевого подхода

 

Сетевой подход к развитию стратегических партнерств университета   форма реализации мультисубъектных сквозных партнерских отношений, на основе сотовой конфигурации.

 

 


Сеть стратегических партнерств университета совокупность долгосрочных сквозных взаимодействий, осуществляемых между университетом и экономическими агентами (участниками сети) на основе развития прямых и косвенных связей с целью приращения компетенций, ресурсов, динамических способностей.

 

 

д) концептуальная схема стратегического партнерства университета с позиции сетевого подхода

Сотово - сетевая конфигурация стратегических партнерств университета

Инициатор
У1
У2
У6
У5
У4
У3

 

Инициатор – университет;                                                                   У – узлы сети (участники).


ПЕРВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Участники стратегических партнерств университета

Университет инициатор (ядро) сети;
Научно-исследовательские организации организации, занимающиеся проведением фундаментальных и прикладных исследований и разработок;
Университеты в данную группу входят университеты различных статусов (с особым статусом, федеральные, национальные исследовательские, опорные, прочие);
Бизнес – структуры коммерческие организации различных организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, ведущие свою деятельность в общих с университетом сферах;
Выпускники лица, когда-либо закончившие университет;
Учреждения СО и СПО образовательные учреждения, подготавливающие потенциальных абитуриентов.

е ) принципы стратегического партнерства университета на основе сетевого подхода

2
3
4
5
6
7
8
1

ВТОРОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

2. Разработаны организационный механизм развития стратегических партнерств университета на основе сетевого подхода и методическое обеспечение его формирования, реализуемые в пять этапов. Основными элементами организационного механизма являются: стратегические цели субъектов партнерства, которые согласовываются между всеми участниками; субъекты стратегического партнерства, удовлетворяющие критериям сетевого подхода; сбалансированное сочетание инструментов, обеспечивающих эффективность реализации сетевых взаимодействий; трёхуровневое институциональное обеспечение, направленное на формирование и обеспечение открытой системы стратегического партнёрства; эффекты сетевого партнерства, обеспечивающие результативность, имеющую двойственную природу, и потенциал развития университета.

Особенностью организационного механизма учет стратегического партнерства, как открытой системы, способной эффективно адаптироваться к требованиям динамично изменяющейся окружающей среды. Предложенный механизм позволяет обеспечить конкурентоспособность университета в долгосрочной перспективе на основе развития устойчивых связей со стратегическими партнерами.

Конфигурация первого уровня стратегических партнерств университета на основе сетевого подхода

 

Университеты
Научно-исследовательские организации
Бизнес-структуры
Органы власти
Университет – инициатор сети
Учреждения СО и СПО
Выпускники

 

 



ВТОРОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ВТОРОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Определение сетевой готовности стратегических партнерств университета: · Установление соответствия стратегических партнерств университета сетевым критериям: ü информационная открытость; ü вовлеченность партнёров (охват сфер деятельности); ü стадия развития. · Выявление возможностей и ограничений для развития сетевого взаимодействия.

 

Реализация стратегических партнерств на основе сетевого подхода. · реализация утвержденной дорожной карты. · формирование и использование сетевой ресурсной базы; · развитие прямых сетевых связей; · развитие косвенных сетевых связей.

 

Оценка эффектов реализации сетевых стратегических партнерств: · определение факторов сетевой результативности на каждом этапе развития стратегических партнерств; · установление типа партнерских отношений на основе сетевых эффектов стратегических партнерств; · определение качества сетевых взаимодействий; · принятие решений о необходимости корректировки сетевых взаимодействий.

 

Целеполагание развития стратегических партнерств университета: · определение направления развития стратегических партнерств в контексте сетевого подхода; · постановка целей и задач развития стратегических партнерств университета в выбранном направлении; · согласование целей и задач сетевых участников стратегических партнерств; · установление соответствия целей стратегических партнёрств сетевым критериям.

 

Формирование потенциала стратегических партнерств: · установление возможности реализации сетевых партнерств участниками; · заключение соглашений о стратегических партнерствах на условиях сетевого подхода; · определение инструментов и форм сетевых взаимодействий; · разработка дорожной карты реализации стратегических партнерств в контексте сетевого подхода.

 

1
2
3
4
5
Этапы развития стратегических партнерств университета в контексте сетевого подхода

 


 

ТРЕТЬЕ ПОЛОЖЕНИЕ

3. Предложена методика оценки развития стратегического партнерства университета, учитывающая особенности формирования сетевых взаимоотношений; оценивающая количественные и качественные эффекты на каждом этапе их реализации; включающая в себя алгоритм проведения оценки в разрезе этапов формирования сети, систему показателей, отражающих ключевые характеристики сетевых взаимодействий. Отличительной особенностью данной методики является согласованность количественных и качественных характеристик оценки, ориентация на определение сетевых эффектов, возникающих на разных стадиях реализации партнерских отношений. Качество сети оценивается по трем основаниям: результативность партнерских отношений, оцениваемая двойственно: на уровне качества деятельности и ее экономических результатов, и вклад в развитиеуниверситета. Предложенная методика позволяет выявлять проблемы и перспективные направления развития сетевых взаимодействий, повышать качество управленческих решений в области развития стратегического партнерства университета, как одного из условий обеспечения его конкурентоспособности.

 

 

Отличительные особенности оценки развития стратегического партнерства университета на основе сетевого подхода:

Принципы оценки развития стратегического партнерства университета на основе сетевого подхода:

 

ТРЕТЬЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Этапы проведения оценки развития стратегических партнерств университета в контексте сетевого подхода

Измерение сетевой готовности университета к развитию стратегических партнерств · определение рейтинга информационной открытости; · определение рейтинга степени охвата сфер деятельности; · определение рейтинга стадии развития партнерства; · принятие решения о возможности развития;

 

Определение эффектов реализации стратегических партнерств · измерение результативности; · установление вклада в развитие университета; · принятие решения о целесообразности партнерства;

 

Выявление перспективных форм и направлений развития стратегических партнерств · ранжирование эффектов стратегического партнерства; · установление типа партнерских отношений на основе рангов; · характеристика сети на основе уровня партнерства; · принятие решений о корректировке сети.

 

Определение актуальности установленных целей развития   · определение степени отражения целей развития в программных документах; · определение степени отражения целей развития в нормативных документах; · сопоставление целей развития и принципов сетевого подхода; · принятие решений об утверждении целей / необходимости корректировке целей;

 

Оценка потенциала реализации стратегических партнерств · сопоставление характеристик потенциальных участников с условиями сетевых взаимодействий; · проверка соответствия участников, инструментов и форм партнерства; · установление согласованности целей участников и целей университета; · принятие решения в возможности реализации партнерства;

 

1
2
3
4
5

 

 


ТРЕТЬЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Показатели оценки сетевой готовности университета

Вид оценки СП

Объект оценки

Показатели оценки

Информационная открытость

Доступность (открытость) информации о СП на сайте университета

Наличие информации о партнерствах на главном сайте.

Наличие информации о партнерствах на сайте кафедр/институтов/департаментов/отделов

Доступность информации о стратегических партнерах на сайте университета

Наличие на сайте описания партнера/ссылок на официальный сайт партнера

Доступность информации о результатах партнерских отношений на сайте университета

Наличие на сайте информации о результатах партнерских отношений.

Вовлеченность партнёров в деятельность университета

Степень участия стратегических партнеров в деятельности университета (по основным сферам)

Наличие партнерских взаимодействий в образовательной сфере

Наличие партнерских взаимодействий в научно-исследовательской сфере

Наличие партнерских взаимодействий в сфере инноваций

Наличие партнерских взаимодействий в социальной сфере

Оценка уровня развития стратегических партнерств университета

Степень институционализации стратегических партнерств университета

Наличие эндаумент - фондов /ассоциаций выпускников /профессиональных ассоциаций

Наличие института/отдела СП университета

Проявление сетевых форм партнерства.

Участие университета в консорциумах/ассоциациях университетов

Участие университета в сетевых программах обучения


ТРЕТЬЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Показатели университета на которые влияют результаты развития стратегических партнерств

Сфера взаимодействия Показатели, характеризующие качество деятельности университета Показатели, характеризующие экономические результаты деятельности университета Полезность партнерств
Образовательная сфера - средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных на первый курс; - удельный вес численности студентов, зачисленных по результатам целевого приема на первый курс; - доля студентов, приходящихся на базы практики партнеров; - доля совместных ОПОП[1] в общем числе ОПОП университета; - удельный вес численности иностранных студентов, в общей численности студентов. - доход по ДОП[2] на 1 сотрудника университета; - внебюджетные доходы по ОПОП на 1 сотрудника университета; - средняя рентабельность образовательных программ университета; - доход от образовательной деятельности университета на 1 студента.

Вклад партнера в достижение

целевых показателей университета.

Научно-исследовательская сфера - доля НПР, защитивших диссертацию в общем количестве НПР[3]; - уровень суммарной цитируемости по данным РИНЦ[4]; - уровень суммарной цитируемости по данным международных наукометрических систем; - число МИП[5], созданных университетом; - количество статей в Scopus. - объем НИОКР на одного сотрудника; - удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации; - рентабельность деятельности МИП; - объем грантов, приходящихся на 1 сотрудника университета.
Социальная сфера - доля трудоустроенных выпускников в общем объеме выпускников текущего года; - количество совместных мероприятий социальной направленности; - темп роста рейтинговой позиции университета.  

ТРЕТЬЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Матрица нормированных значений сетевых эффектов развития стратегических партнерств университета

Стратегический

партнер

университета (i =1;n)

Характеристика

 партнерского

соглашения

Бизнес-структуры

Универси-теты

Органы власти

Школы

НИЦ

Выпускники

П i П i П i П i П i П i П i П i П i П i П i П i П i П i П i П i Пn
Результативность с позиции влияния стратегических партнерств на качество деятельности университета a11 a i 1 a n 1
Результативность с позиции влияния стратегических партнерств на экономические показатели деятельности университета a12 a i 2 a n 2
Вклад стратегических партнерств в развитие университета a13 a i 3 a n 3

Оценка уровня развития стратегических партнерств университета

Оценка Условия присвоения оценки результативности соглашения Качественная характеристика результативности соглашения
5 3 характеристики партнёрского согла-шения находятся на высоком уровне. Высокий уровень партнерского соглашения.
4 1-2 характеристики партнерского согла-шения находятся на приемлемом уровне. Приемлемый уровень партнерского соглашения.
3 3 характеристики партнерского соглаше-ния находятся на приемлемом уровне. Удовлетворительный уровень
2 1 характеристика партнерского соглаше-ния находится на неудовлетворительном уровне. Неудовлетворительный уровень партнерского соглашения
1 2 характеристики партнерского соглаше-ния находится на неудовлетворительном уровне. Низкий уровень партнерского согла-шения
0 3 характеристики партнерского соглаше-ния находятся на неудовлетворительном уровне. Крайне низкий уровень партнерс-кого соглашения

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПО УНИВЕРСИТЕТАМ РФ

Взаимосвязь рейтинговой позиции университета и количества его стратегических партнеров



АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПО УНИВЕРСИТЕТАМ РФ

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПО УНИВЕРСИТЕТАМ РФ

Стратификация отраслевой принадлежности стратегических партнеров ведущих университетов РФ

 


АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПО УНИВЕРСИТЕТАМ РФ

Алгоритм оценки сетевой готовности стратегического партнерства (СП) университетов РФ

 

4. Оценка развития СП по группам университетов  
Ø Уровень стратегического партнерства в группе «Федеральные университеты». Ø Уровень стратегического партнерства в группе «Национальные исследовательские университеты». Ø Уровень стратегического партнерства в группе «Опорные университеты». Ø Уровень стратегического партнерства в группе «Прочие университеты».  
Рейтинг развития стратегического партнерства по группам
2. Оценка вовлеченности партнеров в деятельность университета
1. Оценка информационной открытости  
3. Оценка стадии развития СП университета    
Ø Доступность (открытость) информации о стратегическом партнерстве на сайте университета. Ø Доступность информации о стратегических партнерах на сайте университета. Ø Доступность информации о результатах партнерских отношений на сайте университета. Ø Размещение на сайте университета соглашения о стратегическом партнерстве. Ø Актуализация информации о стратегическом партнерстве университета.
Ø Степень участия стратегических партнеров в деятельности университета (по основным сферам):   1. образовательная, 2. научно-исследовательская, 3. инновационная, 4. социальная.    
Ø Степень институционализации стратегического партнерства университета. Ø Проявление сетевых форм партнерства.    
Рейтинг информационной открытости стратегического партнерства университета
Суммарная оценка развития стратегического партнерства университета
Рейтинг вовлеченности партнеров в деятельность университета
Рейтинг стадии развития стратегического партнерства университета
Суммарная оценка развития СП университетов    
Ø Оценка информационной открытости стратегического партнерства университета Ø Оценка широты охвата стратегического партнерства университета Ø Оценка стадии развития стратегического партнерства университета Ø Оценка развития стратегического партнерства по группам университетов    

 


АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПО УНИВЕРСИТЕТАМ РФ

Распределение университетов, входящих в ТОП-100 Национального рейтинга 2016 года


АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПО УНИВЕРСИТЕТАМ РФ

Показатели сетевой готовности университетов группы

«Научно-исследовательские университеты»

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПО УНИВЕРСИТЕТАМ РФ

 

Показатели сетевой готовности университетов группы

 «Прочие университеты»


Образовательная сфера

Результативность с позиции влияния стратегических партнерств на качество деятельности университета 0 1 0 1 -1
Результативность с позиции влияния стратегических партнерств на экономические показатели деятельности университета 1 1 1 0 0
Вклад стратегических партнерств в развитие университета 0 0 1 1 -1

Социальная сфера

Результативность с позиции влияния стратегических партнерств на качество деятельности университета -1 1 1 0 0
Вклад стратегических партнерств в развитие университета -1 1 1 0 0

Образовательная сфера

Результативность с позиции влияния стратегических партнерств на качество деятельности университета Пересмотр структуры образовательных программ Расширение сферы взаимодействия Пересмотр структуры образовательных программ Расширение сферы взаимодействия Инициирование совместных образовательных программ Результативность с позиции влияния стратегических партнерств на экономические показатели деятельности университета Расширение направлений взаимодействий Расширение направлений взаимодействий Расширение направлений взаимодействий Пересмотр структуры образовательных программ с целью перераспределения ресурсов на более востребованные программы Инициирование совместных образовательных программ Вклад стратегических партнерств в развитие университета Пересмотреть структуру партнерских взаимодействий Пересмотреть структуру партнерских взаимодействий Расширение сферы партнерских отношений Расширение сферы партнерских отношений Необходимо расширить направления и инструменты взаимодействий

Монографии

1. Батурина О.А. Стратегическое партнерство университетов и бизнес - среды в контексте развития малого инновационного предпринимательства / Батурина О.А. Терентьева Т.В., Варкулевич Т.В., Смицких К.В. // Монография. Владивосток: ВГУЭС. 2016.

2. Батурина О.А. Стратегическое партнерство в инновационной экономике знаний / Батурина О.А., Масюк Н.Н., Бушуева М.А, Межонова Л.В., Петрук Г.В., Балдина Ю.В., Кузнецова Ю.П.// Монография. Владивосток: ВГУЭС. 2014.

Публикации в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ

3. Батурина О.А. Стратегическое партнерство университетов: вектор развития // Фундаментальные исследования. 2017 (в печати).

4. Батурина О.А. Теоретические аспекты феномена «стратегическое партнерство университета» / Масюк Н.Н., Батурина О.А. // «Научное обозрение». 2015. № 15. С. 508.

5. Батурина О.А. Стратегическое партнерство университетов с бизнес – средой: баланс взаимных интересов /Масюк Н.Н., Батурина О.А., Бушуева М.А.// «Экономика и предпринимательство». 2014. № 12-4 (53-4). С. 824-829.

6. Батурина О.А. Стратегическое партнерство вуза и бизнеса как инструмент эффективного управления образовательной программой / Попова И.В., Батурина О.А. // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2015. № 3 (41). С. 113-115.

7. Батурина О.А. Российская практика оценки эффективности взаимодействия бизнеса и власти в форме государственно-частного партнерства / Масюк Н.Н.. Батурина О.А., Мокшина Ю.В. // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 12 (30). С. 67-70.

8. Батурина О.А. Эндаумент-фонды как форма реализации государственно-частного партнерства в высшем образовании / Масюк Н.Н., Батурина О.А. //Интернет-журнал Науковедение. 2012. № 4 (13). С. 6.

ИЛЛЮСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ

СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПАРТНЕРСТВ УНИВЕРСИТЕТА

На основе СЕТЕВОГО ПОДХОДА

 

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(менеджмент)

 

Научный руководитель – 

доктор экономических наук, 

профессор, Терентьева Т.В.

 

 

Владивосток – 2017

                                            АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ                                           

 

· интеграционные процессы в образовании в условиях глобализации;

· конкуренция университетов за ресурсы$

· конкуренция за абитуриентов;

· мониторинг эффективности и рейтинги университетов.

 

Образовательные организации высшего образования РФ

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.119 с.)