Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: отношения между понятиями по объему ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Теоретический материал Основные термины темы Сравнимые и несравнимые по объему понятия. Совместимые и несовместимые по объему понятия Виды отношений между понятиями по объему – равнозначность, подчинение, пересечение, соподчинение, противоречие, противоположность. Дополнения и пояснения к основным терминам Сравнимые и несравнимые понятия Сравнимыми будут являться такие понятия, для которых можно указать общий универсум. Соответственно, если общий универсум для двух понятий указать невозможно, то такие понятия несравнимы по объему. Понятия «студент» и «Депутат Государственной Думы РФ» сравнимы по объему, т. к. для них существует общий универсум: множество людей. Понятия «медведь гризли» и «государство»; «норма права» и «студент» являются несравнимыми по объему, поскольку для них не существует общего универсума. Совместимые и несовместимые понятия Понятия являются совместимыми по объему, если они сравнимы и в общем для них универсуме существует объект, который является элементом объема каждого из данных понятий. Если понятия сравнимы, но в универсуме нет объекта, который бы являлся элементом объема каждого из данных понятий, то такие понятия несовместимы. Понятия «юридический Вуз» и «государственное образовательное учреждение» являются совместимыми, т. к. среди образовательных учреждений (общем универсуме для этих понятий) есть такие, которые являются элементами объема обоих понятий, например, Уральская государственная юридическая академия: относительно УрГЮА верно утверждать: «Это – юридический Вуз» и «Это – государственное образовательное учреждение». Понятия «Несовершеннолетний гражданин РФ» и «Депутат Государственной Думы РФ» несовместимы, т. к. среди людей (общем универсуме для этих понятий) нет такого, кто являлся бы одновременно элементом объема обоих понятий, относительно кого верно было бы утверждать: «Это – несовершеннолетний гражданин РФ» и «Это – Депутат Государственной Думы РФ». Процесс определения отношения между двумя понятиями по объему можно представить в следующей схеме:
Сравнимы ли понятия? НЕТ Существует ли для них общий универсум? ДА Совместимы ли понятия? НЕТ
Все А есть В? 2. Все В есть А? Существует объект в универсуме, который не является элементом объема ни первого, ни второго понятий? ДА ДА А, В Равнозначность ДА НЕТ В А Подчинение НЕТ ДА А В Подчинение
НЕТ НЕТ А В Пересечение ДА Соподчинение А В НЕТ Противоречие А В Задачи и образцы решения Определить отношение между понятиями по объему А) Студент; В) Гражданин РФ. Решение: Согласно приведенной схеме, первый вопрос – о сравнимости: (1) Понятия являются сравнимыми, поскольку для них существует общий универсум – множество людей. Так как ответ на первый вопрос схемы утвердительный, переходим ко второму вопросу: «Являются ли понятия совместимыми?». (2) Понятия являются совместимыми, поскольку существует по крайней мере один такой человек, о ком верно утверждать: «Это – студент» и «Это – гражданин РФ». Т. е. в общем для них универсуме существует объект, который является элементом объема каждого из данных понятий. Уточняем, какой именно вид отношения совместимости имеет место: (3) формулируем вопросы: «Все студенты есть граждане РФ» и «Все граждане РФ есть студенты»? Ответы на оба вопроса отрицательны: отношение между данными понятиями по объему – пересечение. А В 2. Определить отношение между понятиями по объему А) Студент; В) Староста курса Вечернего факультета УрГЮА. Решение: Согласно приведенной схеме, первый вопрос – о сравнимости: (1) понятия являются сравнимыми, поскольку для них существует общий универсум – множество людей. Так как ответ на первый вопрос схемы утвердительный, переходим ко второму вопросу: «Являются ли понятия совместимыми?». (2) Понятия являются совместимыми, поскольку существует по крайней мере один такой человек, о ком верно утверждать: «Это – студент» и «Это – староста курса Вечернего факультета УрГЮА». Т. е. в общем для них универсуме существует объект, который является элементом объема каждого из данных понятий. Уточняем, какой именно вид отношения совместимости имеет место: (3) формулируем вопросы: «Все студенты есть старосты курса Вечернего факультета УрГЮА» и «Все старосты курса Вечернего факультета УрГЮА есть студенты»? Ответ на первый вопрос отрицателен, на второй - утвердителен: отношение между данными понятиями по объему – подчинение.
А В 3. Определить отношение между понятиями по объему А) Студент 101 группы заочного факультета УрГЮА; В) Студент 103 группы заочного факультета УрГЮА. Решение: Согласно приведенной схеме, первый вопрос – о сравнимости: (1) понятия являются сравнимыми, поскольку для них существует общий универсум – множество студентов. Так как ответ на первый вопрос схемы утвердительный, переходим ко второму вопросу: «Являются ли понятия совместимыми?». (2) Понятия являются несовместимыми, поскольку не существует такого студента, о ком верно утверждать: «Это – студент 101 группы заочного факультета УрГЮА» и «Это – студент 103 группы заочного факультета УрГЮА». Т. е. в общем для них универсуме не существует объекта, который являлся бы элементом объема каждого из данных понятий. Поскольку ответ на второй вопрос отрицательный, переходим к определению вида отношения несовместимости: соподчинения или противоречия. (3) Формулируем вопрос: «Существует такой студент, кто не является ни студентом 101 группы заочного факультета УрГЮА, ни студентом 103 группы заочного факультета УрГЮА»? Ответ на вопрос утвердителен: отношение между данными понятиями по объему – соподчинение. А В 4. Определить отношение между понятиями по объему А) Совершеннолетний гражданин РФ; В) Несовершеннолетний гражданин РФ. Решение: (1) Понятия являются сравнимыми, поскольку для них существует общий универсум – множество граждан РФ. (2) Понятия являются несовместимыми, поскольку не существует такого гражданина РФ, о ком верно утверждать: «Это – совершеннолетний гражданин РФ» и «Это – несовершеннолетний гражданин РФ». Т. е. в общем для них универсуме не существует объекта, который являлся бы элементом объема каждого из данных понятий. (3) Формулируем вопрос: «Существует такой гражданин РФ, кто не является ни совершеннолетним, ни несовершеннолетним»? Ответ на вопрос отрицателен: отношение между данными понятиями по объему – противоречие. А В 5. Изобразить отношения между понятиями по объему при помощи кругов Эйлера: А) Учащийся; В) Совершеннолетний гражданин РФ; С) Несовершеннолетний школьник. Решение: (1) Определяем попарно отношения между понятиями. А-В – пересечение, А-С – подчинение, В-С – соподчинение. (2) Строим общую схему, где учтены все попарные отношения между понятиями: В С А
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.006 с.) |