Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методический журнал фипи « педагогические измерения»↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Человек и общество МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ФИПИ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ» Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по обществознанию.......................................................................... 102 Приведена краткая характеристика КИМ ЕГЭ по обществознанию в 2020 г., представлены основные результаты выполнения экзаменационной работы; дан анализ выполнения линий заданий по видам деятельности и блокам содержания; проанализированы учебные достижения и дефициты выпускников с различным уровнем подготовки по обществознанию; описаны изменения в КИМ ЕГЭ-2020. Задания 1–3 — понятийные задания базового уровня — проверяли знание и понимание биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов и т.п. На позициях 1, 2, 3 и 20 в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяли проверять одни и те же умения на различных элементах содержания. Минимальный балл, как и в предыдущие годы, составил 42 тестовых / 22 первичных балла. В целом доля участников, не преодолевших минимального балла, в 2020 г. практически осталась неизменной в сравнении с 2019 г. и составила 19,3% (в 2019 г. — 19,8%). Стабильность доли выпускников данной группы прогнозируема и объясняется спецификой контингента сдающих ЕГЭ по обществознанию. Подчеркнём, что задания 1, 2, 3 и 12 являются заданиями базового уровня сложности и за правильное выполнение каждого из них выставляется 1 балл. К сожалению, в связи с этим часть учителей и обучающихся не уделяет данным заданиям должного внимания, ошибочно считая их лёгкими для выполнения, игнорируют работу с инструкциями по выполнению этих заданий. В 2018–2020 гг. высока доля ответов на задание 1, в которых выпускники ошибочно указывают вместо слова словосочетание и наоборот / пишут слова, которые использованы в условии задания. На что обратить внимание при выполнении заданий 1 и 2?» Следует внимательно читать условие и уяснить, что является ответом — слово или словосочетание. Задание 1 № 58 Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОБЪЕКТЫ НАУКИ
Пояснение. Закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти — наука о политике то есть политология.
Ответ: политология. Задание 1 № 95 Запишите слово, пропущенное в схеме.
Пояснение. Деятельность делится на две части: практическую и духовную.
Ответ: духовная. Задание 1 № 132 Запишите слово, пропущенное в таблице.
СФЕРЫ ОБЩЕСТВА
Пояснение. Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др — политические субъекты.
Ответ: политическая. Задание 1 № 280 Запишите слово, пропущенное в схеме.
Пояснение. Принято выделять три типа обществ. 1. Традиционное, доиндустриальное, аграрное. В основном население занято в сельском хозяйстве из-за низкой производительности. Преобладает ручной труд. Господствует натуральное хозяйство. Замкнутые социальные структуры: касты, сословия. Характерна низкая социальная мобильность. 2. Индустриальное. Основано на развитии промышленных и сельскохозяйственных технологиях. Основной фактор производства — капитал. Большинство населения занято в промышленном производстве, происходит бурный рост городов. Развито массовое производство. Социальная структура упрощается, мобильность возрастает. 3. Постиндустриальное (информационное). Переход к нему связан с автоматизацией и компьютеризацией. Основная часть населения занята в сфере услуг. Возрастает численность среднего класса.
Ответ: индустриальное. Задание 1 № 502 Запишите слово, пропущенное в схеме. Пояснение. Научное познание — форма отражения объективной действительности. В познании существуют разные уровни: чувственное познание, мышление, а также эмпирическое и теоретическое познание.
Ответ: эмпирический. Задание 1 № 650 Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ МИРА
Пояснение. Религия — мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, которые обусловлены верой в существование «иного», сверхъестественного мира и существ — Бога, духов, богов.
Ответ: религия. Задание 1 № 761 Запишите слово, пропущенное в схеме.
Пояснение. На основе анализа схемы, делаем вывод, что пропущенное слово — учение.
Задание 1 № 798 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Взаимоотношения, где одной стороной выступает государство (власть), относятся к политической общественной сфере. Аналогично с экономическими отношениями, предполагаем, что речь идет о политических отношениях.
Ответ: политические. Задание 1 № 946 Запишите слово, пропущенное в схеме.
Пояснение. Существует только три типа общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.
Ответ: индустриальное. Задание 1 № 1020 Запишите слово, пропущенное в схеме.
Пояснение. Мировые религии — это религии, распространившиеся среди народов различных стран и континентов. Официально существует три мировые религии: христианство, ислам и буддизм.
Ответ: буддизм. Задание 1 № 1057 Запишите слово, пропущенное в схеме.
Пояснение. Существует два уровня научного познания: эмпирический и теоретический, других нет.
Ответ: эмпирический. Задание 1 № 1131 Запишите слово, пропущенное в схеме.
Пояснение. Христиане, буддисты, мусульмане — примеры общностей, образованных по религиозному признаку.
Ответ: религиозному или конфессиональному. Задание 1 № 1205 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Земля и ручной труд — это важный признак традиционного общества. Существует всего три типа общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.
Ответ: традиционное. Задание 1 № 1464 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Элементами структуры деятельности являются: цель, субъект, объект и средство. Идеальный образ желаемого результата — это цель.
Ответ: цель. Задание 1 № 2692 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Психология — это наука, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека.
Ответ: психология. Задание 1 № 2729 Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Пояснение. Демография (от древнегреческого «демос» — народ и «графо» — пишу) — наука, изучающая народонаселение, процессы рождаемости и смертности, продолжительности жизни, закономерности воспроизводства населения.
Ответ: демография. Задание 1 № 3499 Запишите слово, пропущенное в таблице.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ
Пояснение. Типы общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Ответ: традиционное. Задание 1 № 3649 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. В зависимости от уровня развития орудий и средств производства выделяют: традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное) общества.
Ответ: индустриальное. Задание 1 № 3725 Запишите слово, пропущенное в таблице
Пояснение. Коммуникативная функция обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме.
По причине большого количества вопросах, даем следующий комментарий: в учебниках Боголюбова нет перечисления функций морали с их названиями, ни в профильном за 11 класс, ни в базовом за 10 класс, где данная тема рассматривается. Интегративная функция предполагает сплочение людей вокруг какой-либо идеи, а не просто взаимопонимание и общение. Поэтому данный ответ не подходит. Если открыть новый банк ФИПИ и задать тип заданий «краткий ответ» и тема «человек и общество», там данное задание будет первым.
Ответ: коммуникативная. Задание 1 № 3799 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Изменение окружающего мира и самого себя — пример преобразовательной деятельности.
Ответ: преобразовательный. Задание 1 № 3836 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Труд — достижение практически полезного результата, создание продуктов потребления.
Ответ: труд. Задание 1 № 3910 Запишите слово, пропущенное в таблице
Пояснение. Основным фактором производства в аграрном обществе является земля, в индустриальном — капитал.
Ответ: земля. Задание 1 № 4132 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Методы научного познания делятся на эмпирические — основанные на чувственном познании и теоретические — основанные на рациональном познании, с помощью понятий, суждений и умозаключений. Гипотеза — это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.
Ответ: гипотезы. Задание 1 № 4169 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Отражение действительности при помощи художественных образов — это познавательная функция искусства.
Ответ: познавательная. Задание 1 № 4280 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире свойственно науке.
Ответ: наука. Задание 1 № 4393 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Позволяет людям вступать в общение друг с другом — это проявление коммуникативной функции.
Ответ: коммуникативная. Задание 1 № 4971 Запишите слово, пропущенное в схеме
Пояснение. Существуют три типа общества: традиционное индустриальное и информационное.
Ответ: индустриальное. Задание 1 № 5045 Запишите слово, пропущенное в схеме. Пояснение. Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических потребностей общества.
Ответ: институты. Задание 1 № 5158 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Речь о видах культуры. Обществоведы выделяют народную, массовую и элитарную культуру. Элитарная — создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: «искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству. Массовая — сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель — получить коммерческую выгоду. Народная — создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют фольклором.
Ответ: массовая. Задание 1 № 5834 Запишите слово, пропущенное в схеме.
Пояснение. Целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира — это наблюдение.
Ответ: наблюдение. Задание 1 № 6372 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Ответ: мораль. Задание 1 № 8242 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Переход от более высоких форм развития к более низким; упадок в развитии соответствует регрессу.
Ответ: регресс. Задание 1 № 8445 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Виды человеческой деятельности многообразны. Наиболее крупная ее дифференциация предполагает выделение двух типов — практической и духовной деятельности. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и включает материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества). Духовная деятельность предполагает изменение сознания людей и включает: познавательную деятельность, осуществляемую в научной и художественной форме; ценностно-ориентировочную деятельность, направленную на формирование системы ценностей, мировоззрения людей; прогностическую деятельность, предполагающую предвидение и планирование изменений действительности.
Ответ: духовная. Задание 1 № 8474 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Структура деятельности: 1) Цель — осознанный опыт предвосхищаемого результата на достижение которого направлена деятельность. 2) Средства — приемы, способы, приспособления для осуществления деятельности. 3) Действия — конкретные шаги для достижения цели. Виды действий по Веберу: 1) Целерациональные — в основе продуманная цель. 2) Ценностнорациональные — принципы и убеждения. 3) Аффективные — эмоциональное состояние. 4) Традиционные — привычка. Результат — итог. Мотив — побуждение к деятельности.
Ответ: цель. Задание 1 № 8503 Запишите слово, пропущенное в схеме. Пояснение. Типы культур: народная, массовая и элитарная.
Ответ: элитарная. Задание 1 № 8574 Запишите слово, пропущенное в таблице.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА
Пояснение. Человек как субъект социальных отношений — личность.
Ответ: личность. Задание 1 № 8632 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Особая форма представления о мире, которая обусловлена верой в сверхъестественные силы, являющиеся предметом поклонения — религия.
Ответ: религия. Задание 1 № 8890 Запишите слово, пропущенное в таблице.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Пояснение. Американский психолог А. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей. Все потребности человека он расположил в восходящем порядке, от низших к высшим. Для наглядности можно расположить эти категории потребностей в виде пирамиды. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени. В основании пирамиды находятся физиологические потребности (голод, жажда), на следующем уровне — потребности самосохранения (безопасность, чувство защищенности), еще выше — социальные потребности (любовь, чувство духовной близости, принадлежности к группе), на следующем уровне — потребности в уважении (признание, авторитет, социальный статус), на вершине пирамиды — потребности в самоутверждении (творчество, самореализация).
Ответ: безопасности или безопасность. Задание 1 № 8919 Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Пояснение. Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п. — это социальные потребности.
Ответ: социальные. Задание 1 № 8948 Запишите слово, пропущенное в таблице.
СВОЙСТВА ИСТИНЫ
Пояснение. Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения. Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Ответ: относительный. Задание 1 № 8980 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни — мораль.
Ответ: мораль. Задание 1 № 9124 Запишите слово, пропущенное в таблице.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Пояснение. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения относятся к институту образования.
Ответ: образования. Задание 1 № 9152 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Наивысший уровень развития способностей как общих, так и специальных — гениальность.
Ответ: гениальность. Задание 1 № 9208 Запишите слово, пропущенное в таблице.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Пояснение. Доказательность — любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованны.
Ответ: доказательность. Задание 1 № 9273 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. К чувственному виду познания относится ощущение, восприятие, представление.
Ответ: восприятие. Задание 1 № 9385 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Образование — целенаправленный процесс обучения и воспитания.
Ответ: образование. Задание 1 № 9609 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Культура, рассчитанная на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений — элитарная культура.
Ответ: элитарная. Задание 1 № 9637 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. К традиционному типу общества относятся сельское хозяйство, экстенсивные технологии, коллективный труд.
Ответ: традиционное. Задание 1 № 9665 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Человек как носитель социальных качеств — личность.
Ответ: личность. Задание 1 № 9721 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Эмпирический уровень научного познания — непосредственная направленность на изучение конкретного объекта познания.
Ответ: эмпирический. Задание 1 № 9749 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Наука — получение, теоретическое обоснование и систематизация объективных знаний о мире.
Ответ: наука. Задание 1 № 9777 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Объективность — независимость знания от качеств познающего субъекта.
Ответ: объективность. Задание 1 № 9834 Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
Пояснение. Реформа — преобразование какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
Ответ: реформа. Задание 1 № 10255 Запишите слово, пропущенное в таблице.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснение. Основные направления в развитии образования: 1) демократизация; 2) компьютеризация; 3) интеграция — компетентностный подход; 4) интернационализация — единая система образования; 5) гуманизация —особое внимание уделяется личности, её интересам; 6) гуманитаризация — усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам; 7) профилизация.
Ответ: гуманитаризация. Задание 1 № 10313 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Пути развития общества: 1) прогресс — переход от менее совершенного уровня к более совершенному; 2) регресс — переход от более совершенному к менее совершенному.
Ответ: регресс. Задание 1 № 10342 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение. Синтез — метод исследования какого-либо явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом.
Ответ: синтез. Задание 1 № 10371 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Мотивы деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
... | ценности | убеждения | интересы | идеалы |
Пояснение.
Потребности — состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.
Ответ: потребности.
Задание 1 № 10429
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение.
Деятельность — форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Типология деятельности: игра, учение, труд, общение.
Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
Ответ: общение.
Задание 1 № 10458
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пояснение.
Формы духовной деятельности: мораль, искусство, религия, наука, право, идеология.
Наука — форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины <
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.167.229 (0.013 с.)