Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список видов лекарственных растений

Поиск

ЗАДАЧИ КУРСА БОТАНИКИ

Ботаника в высшем фармацевтическом образовании является общетеоретической, базисной дисциплиной в системе подготовки провизора. С одной стороны, она нужна для овладения специальной фармацевтической дисциплиной – фармакогнозией, с другой, – дает будущим провизорам основы биологических знаний, необходимые для понимания и усвоения ряда медико-биологических дисциплин, изучаемых в фармацевтическом вузе – микробиологии, физиологии человека, биохимии, фармакологии и т.д. Преподавание ботаники должно обеспечить развитие у студентов интереса к своей специальности и понимание важности вопросов рационального использования богатейшей лекарственной флоры России.

Основные задачи курса:

· Изучить биологические закономерности растительного мира.

· Изучить разнообразие морфологических и анатомических структур растений.

· Освоить методы определения таксонов с помощью их морфологических и анатомических признаков.

· Изучить диагностические признаки растений, используемые при определении лекарственного растительного сырья.

· Изучить таксоны, включающие лекарственные растения.

· Привить умение рационального использования растений и их охраны.

 

В соответствии с учебным планом, утвержденным Министерством здравоохранения РФ, на заочном отделении курс ботаники преподается на III курсе.

Основным документом, определяющим объем знаний студента, является Программа по ботанике для студентов фармацевтических вузов (факультетов), утвержденная руководителем Департамента образовательных медицинских учрежденийи кадровой политики Минздрава России (2000 г., Москва).

 

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, ПРИОБРЕТАЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА БОТАНИКИ

 

Студент должен знать:

1. Основные биологические закономерности развития растительного мира.

2. Разнообразие морфологических и анатомических структур вегетативных и генеративных органов растений.

3. Растительные группы, включающие лекарственные виды, изучаемые в курсе фармакогнозии.

4. Диагностические признаки растений, которыми пользуются при определении лекарственного растительного сырья.

5. Основные положения учения о клетке.

6. Основные физиологические процессы, происходящие в растительном организме

7. Основные типы размножения организмов и циклы их развития.

8. Основы систематики прокариот, грибов, низших и высших растений.

9. Закономерности развития растений определенных систематических групп.

10. Основы экологии растений фитоценологии, географии растений.

 

Студент должен уметь:

1. Самостоятельно работать с ботанической литературой.

2. Работать с микроскопом и бинокуляром.

3. Готовить временные микропрепараты (плоскостные и срезы).

4. Проводить анатомо-морфологическое описание и определение растения.

5. Самостоятельно работать с определителем растений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

ПО КУРСУ БОТАНИКИ

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Балабанов Е. И., Зайчикова С. Г. Ботаника: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 448 с.

2. Яковлев Г. П., Челомбитько В. А. Ботаника: учебник. – СПб: Изд-во СПХФА, 2001. – 647с.

3. Березовская Т.П., Дмитрук С.Е., Гришина Е.И., Белоусов М.В. Основы фармацевтической ботаники: учебное пособие. Томск: Печатная мануфактура, 2004. – 295 с.

4. Бабешина Л.Г., Андреева В.Ю. Сборник тестовых заданий по ботанике: учебное пособие. Томск: СибГМУ, 2010. – 154 с.

5. Программа по ботанике для студентов фармацевтических вузов (факультетов), утвержденная руководителем Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России Н.И. Володиным. – Москва: ГОУ ВУНМЦ, 2000.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Прокопьев Е.П. Экология растений: учебник. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001.

2. Лекарственное сырье растительного и животного происхождения. Фармакогнозия: учебное пособие /Под ред. Г.П. Яковлева. – СПб.:СпецЛит, 2006. – 845с.

3. Жизнь растений. /Под ред. А.Л. Тахтаджяна, Т.1–6. М.: Просвещение, 1974–1982.

4. Положий А. В. Систематика цветковых растений: учебник. – Томск: Томский государственный университет, 2001. – 319с.

5. Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника: Систематика высших, или наземных, растений: учебник. – М: Издательский центр «Академия», 2001.

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Программа по ботанике заочного отделения фармацевтического факультета включает три контрольные работы, курс лекций и практических занятий, экзамен.

К сессии допускаются студенты, которые представили на рецензию три контрольных работы и выслали их в деканат фармацевтического факультета. График выполнения работ устанавливается деканатом. Для их выполнения необходимо прочитать учебную и методическую литературу по предмету, ответить на вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи.

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Работу рекомендуется выполнять в тетради; на обложке указать адрес, ФИО, номер зачетной книжки, номер контрольной работы и номер варианта. Перед изложением ответа необходимо написать полный текст вопроса. Для возможных замечаний преподавателя в тетради нужно оставить поля. Зарисовки и схемы следует выполнять простым карандашом, при необходимости, использовать цветные. При выполнении заданий по систематике растений названия таксонов нужно приводить на латинском языке. В конце работы необходимо привести список использованной литературы, указать дату выполнения и поставить свою подпись.

На контрольные работы преподаватель дает рецензию с указанием недочетов и ошибок, если они имеются. В случае недостаточной проработки отдельных вопросов студент должен снова изучить материал по литературе. Если контрольная работа рецензентом не зачтена, то она возвращается студенту для исправления и доработки, после чего снова должна быть представлена на провер­ку. Студенты, не выполнившие контрольные работы, не допускаются к лабораторно-экзаменационной сессии.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Обратите внимание на то, что контрольные работы составлены в виде ситуационных задач. Для их решения следует сначала проработать теоретический материал.

2. При ответе на вопросы о сравнительной характеристике органов растений, следует не просто подробно описывать их строение, а указывать отличительные признаки.

3. При характеристике таксона любого ранга (царство, отдел, класс, семейство и др.) следует приводить примеры применения их в медицине, используя научную и справочную литературу последних лет издания, а так же список растений, приведенный в конце этого методического пособия.

4.  К началу сессии знать список лекарственных растений (на латинском и русском языках), приведенный в конце этого методического пособия.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ВАРИАНТ №1

КОНТОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Морфология и систематика растений.

Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Основные формы простых листьев с цельной листовой пластинкой.

2. Биологические основы классификации растений. Таксономические категории и таксоны, бинарная номенклатура.

3. Характеристика семейства зонтичные, примеры применения в медицине.

4. Укажите один правильный ответ:

а) метаморфоз корня, вызваныЙ симбиотическими отношениями с другими организмами – ЭТО

1) клубни

2) микориза

3) корневые клубни

4) корневые шишки

5) втягивающие корни

Б) РАЗРОСШЕЕСЯ ОСНОВАНИЕ ЛИСТА, охватывающЕе стебель над узлом, называются

1) влагалище

2) листовая подушечка

3) черешок

4) раструб

5) прилистник

В) совокупность тычинок в цветке называется

1) чашечка

2) венчик

3) околоцветник

4) гинецей

5) андроцей

Г) Листья обычно сложные, с прилистниками – это признаки семейства

1) Ephedraceae

2) Magnoliaceae

3) Ranunculaceae

4) Caryophyllaceae

5) Fabaceae

5. Решите следующие задачи:

1. Назовите тип плодов Capsella bursa-pastoris (пастушья сумка обыкновенная), по классификации А.Л.Тахтаджана, по каким признакам их можно отличить от плодов Thermopsis lanceolata (термопсис ланцетный), что общего есть в их строении?

2. Назовите область применения Abies sibirica (пихта сибирская), приведите примеры лекарственных растений, входящих с ней в один отдел.

3. Составьте формулы и диаграммы цветков Adonis vernalis (адонис весенний), Capsella bursa-pastoris (пастушья сумка обыкновенная).

 

КОНТОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Основы ботанической географии.

Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Классификация экологических факторов и закономерности их действия.

2. Экологические группы растений по отношению к температуре Примеры лекарственных растений, относящихся к этим группам.

3. Понятие о фитоценозе. Характеристика фитоценоза, примеры лекарственных растений, выполняющих разную роль в фитоценозе.

4. Укажите один правильный ответ:

а) растительное сообщество, эдификатором которого

является Abies sibirica, Называется

1) темнохвойный лес

2) пустыня

3) степь

4) светлохвойный лес

5) тундра

Б) многолетние растения с очень коротким периодом

вегетации Называются

1) эндемики

2) криптофиты

3) эфемероиды

4) эпифиты

5) эфемеры

В) растительное сообщество, в котором доминирует липа мелколистная, Называется

1) широколиственный лес

2) мелколиственный лес

3) степь

4) тундра

5) тундра

Г) возможное место сбора Eleutherococcus senticosus

1) Дальний Восток

2) Тюменская область

3) Кавказ

4) Якутия

5) Европейская часть России

5. Решите следующие задачи:

1. Назовите лекарственные растения, входящие в состав лесной зоны России.

2. Приведите примеры лекарственных растений, относящихся к разным экологическим группам по отношению к температуре окружающей среды.

3. Назовите жизненную форму Pinus sylvestris (сосна обыкновенная) по Серебрякову и Раункиеру. Приведите примеры лекарственных растений имеющих такую же жизненную форму.

 

КОНТОЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Анатомия растений.

Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Структура, химический состав и значение клеточной оболочки. Перечислите видоизменения клеточной оболочки и опишите гистохимические реакции их обнаружения.

2. Объясните особенности анатомического строения меристем, учитывая основную функцию ткани.

3. Строение стеблей травянистых растений.

4. Укажите один правильный ответ

а) Центры синтеза белка в клетке

1) митохондрии

2) рибосомы

3) микротрубочки

4) лизосомы

5) хлоропласты

Б) кристаллы оксалата кальция чаще всего локализуются В

1) в вакуоли

2) в цитоплазме

3) в клеточной стенке

4) в хлоропластах

5) в гиалоплазме

В) Защитные функции перидермы выполняет

1) пробковый камбий

2)  кутикула

3) пробка

4) феллоген

5) феллодерма

Г) признаком, характерным для корней первичного строения, является наличие

1) ризодермы

2)  Амфивазальных пучков

3) эпидермы

4) перидермы

5) закрытых коллатеральных пучков

5. Решите следующие задачи:

1. Перечислите признаки строения ксилемы указывают на то, что перед нами срез стебля Abies sibirica (пихта сибирская).

2. Перечислите ткани, которые могут подтвердить, что перед нами срез многолетнего корня двудольного растения. Обоснуйте ответ, сделайте рисунок.

3.  Назовите органоиды клетки, которые могут подтвердить, что перед нами препарат надземной части растения. Какое значение имеют эти органоиды, могут ли они указывать на степень освещенности данного растения?

 

Класс Polypodiopsida

Семейство Dryopteridaceae – щитовниковые

Dryopteris filix-mas – щитовник мужской

Класс Gnetopsida – гнетовые

Семейство Ephedraceae – эфедровые

Ephedra equisetina – эфедра хвощовая

Класс Ginkgoopsida

Семейство Ginkgoaceae – гинкговые

Ginkgo biloba – гинкго двулопастный*

Класс Pinopsida – хвойные

Семейство Pinaceae – сосновые

Pinus sylvestris – сосна обыкновенная, с. лесная

Abies sibirica – пихта сибирская

Picea obovata – ель сибирская*

Семейство Cupressaceae – кипарисовые

Juniperus communis – можжевельник обыкновенный

Или покрытосеменные

ЗАДАЧИ КУРСА БОТАНИКИ

Ботаника в высшем фармацевтическом образовании является общетеоретической, базисной дисциплиной в системе подготовки провизора. С одной стороны, она нужна для овладения специальной фармацевтической дисциплиной – фармакогнозией, с другой, – дает будущим провизорам основы биологических знаний, необходимые для понимания и усвоения ряда медико-биологических дисциплин, изучаемых в фармацевтическом вузе – микробиологии, физиологии человека, биохимии, фармакологии и т.д. Преподавание ботаники должно обеспечить развитие у студентов интереса к своей специальности и понимание важности вопросов рационального использования богатейшей лекарственной флоры России.

Основные задачи курса:

· Изучить биологические закономерности растительного мира.

· Изучить разнообразие морфологических и анатомических структур растений.

· Освоить методы определения таксонов с помощью их морфологических и анатомических признаков.

· Изучить диагностические признаки растений, используемые при определении лекарственного растительного сырья.

· Изучить таксоны, включающие лекарственные растения.

· Привить умение рационального использования растений и их охраны.

 

В соответствии с учебным планом, утвержденным Министерством здравоохранения РФ, на заочном отделении курс ботаники преподается на III курсе.

Основным документом, определяющим объем знаний студента, является Программа по ботанике для студентов фармацевтических вузов (факультетов), утвержденная руководителем Департамента образовательных медицинских учрежденийи кадровой политики Минздрава России (2000 г., Москва).

 

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, ПРИОБРЕТАЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА БОТАНИКИ

 

Студент должен знать:

1. Основные биологические закономерности развития растительного мира.

2. Разнообразие морфологических и анатомических структур вегетативных и генеративных органов растений.

3. Растительные группы, включающие лекарственные виды, изучаемые в курсе фармакогнозии.

4. Диагностические признаки растений, которыми пользуются при определении лекарственного растительного сырья.

5. Основные положения учения о клетке.

6. Основные физиологические процессы, происходящие в растительном организме

7. Основные типы размножения организмов и циклы их развития.

8. Основы систематики прокариот, грибов, низших и высших растений.

9. Закономерности развития растений определенных систематических групп.

10. Основы экологии растений фитоценологии, географии растений.

 

Студент должен уметь:

1. Самостоятельно работать с ботанической литературой.

2. Работать с микроскопом и бинокуляром.

3. Готовить временные микропрепараты (плоскостные и срезы).

4. Проводить анатомо-морфологическое описание и определение растения.

5. Самостоятельно работать с определителем растений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

ПО КУРСУ БОТАНИКИ

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Балабанов Е. И., Зайчикова С. Г. Ботаника: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 448 с.

2. Яковлев Г. П., Челомбитько В. А. Ботаника: учебник. – СПб: Изд-во СПХФА, 2001. – 647с.

3. Березовская Т.П., Дмитрук С.Е., Гришина Е.И., Белоусов М.В. Основы фармацевтической ботаники: учебное пособие. Томск: Печатная мануфактура, 2004. – 295 с.

4. Бабешина Л.Г., Андреева В.Ю. Сборник тестовых заданий по ботанике: учебное пособие. Томск: СибГМУ, 2010. – 154 с.

5. Программа по ботанике для студентов фармацевтических вузов (факультетов), утвержденная руководителем Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России Н.И. Володиным. – Москва: ГОУ ВУНМЦ, 2000.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Прокопьев Е.П. Экология растений: учебник. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001.

2. Лекарственное сырье растительного и животного происхождения. Фармакогнозия: учебное пособие /Под ред. Г.П. Яковлева. – СПб.:СпецЛит, 2006. – 845с.

3. Жизнь растений. /Под ред. А.Л. Тахтаджяна, Т.1–6. М.: Просвещение, 1974–1982.

4. Положий А. В. Систематика цветковых растений: учебник. – Томск: Томский государственный университет, 2001. – 319с.

5. Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника: Систематика высших, или наземных, растений: учебник. – М: Издательский центр «Академия», 2001.

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Программа по ботанике заочного отделения фармацевтического факультета включает три контрольные работы, курс лекций и практических занятий, экзамен.

К сессии допускаются студенты, которые представили на рецензию три контрольных работы и выслали их в деканат фармацевтического факультета. График выполнения работ устанавливается деканатом. Для их выполнения необходимо прочитать учебную и методическую литературу по предмету, ответить на вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи.

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Работу рекомендуется выполнять в тетради; на обложке указать адрес, ФИО, номер зачетной книжки, номер контрольной работы и номер варианта. Перед изложением ответа необходимо написать полный текст вопроса. Для возможных замечаний преподавателя в тетради нужно оставить поля. Зарисовки и схемы следует выполнять простым карандашом, при необходимости, использовать цветные. При выполнении заданий по систематике растений названия таксонов нужно приводить на латинском языке. В конце работы необходимо привести список использованной литературы, указать дату выполнения и поставить свою подпись.

На контрольные работы преподаватель дает рецензию с указанием недочетов и ошибок, если они имеются. В случае недостаточной проработки отдельных вопросов студент должен снова изучить материал по литературе. Если контрольная работа рецензентом не зачтена, то она возвращается студенту для исправления и доработки, после чего снова должна быть представлена на провер­ку. Студенты, не выполнившие контрольные работы, не допускаются к лабораторно-экзаменационной сессии.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Обратите внимание на то, что контрольные работы составлены в виде ситуационных задач. Для их решения следует сначала проработать теоретический материал.

2. При ответе на вопросы о сравнительной характеристике органов растений, следует не просто подробно описывать их строение, а указывать отличительные признаки.

3. При характеристике таксона любого ранга (царство, отдел, класс, семейство и др.) следует приводить примеры применения их в медицине, используя научную и справочную литературу последних лет издания, а так же список растений, приведенный в конце этого методического пособия.

4.  К началу сессии знать список лекарственных растений (на латинском и русском языках), приведенный в конце этого методического пособия.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ВАРИАНТ №1

КОНТОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Морфология и систематика растений.

Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Основные формы простых листьев с цельной листовой пластинкой.

2. Биологические основы классификации растений. Таксономические категории и таксоны, бинарная номенклатура.

3. Характеристика семейства зонтичные, примеры применения в медицине.

4. Укажите один правильный ответ:

а) метаморфоз корня, вызваныЙ симбиотическими отношениями с другими организмами – ЭТО

1) клубни

2) микориза

3) корневые клубни

4) корневые шишки

5) втягивающие корни

Б) РАЗРОСШЕЕСЯ ОСНОВАНИЕ ЛИСТА, охватывающЕе стебель над узлом, называются

1) влагалище

2) листовая подушечка

3) черешок

4) раструб

5) прилистник

В) совокупность тычинок в цветке называется

1) чашечка

2) венчик

3) околоцветник

4) гинецей

5) андроцей

Г) Листья обычно сложные, с прилистниками – это признаки семейства

1) Ephedraceae

2) Magnoliaceae

3) Ranunculaceae

4) Caryophyllaceae

5) Fabaceae

5. Решите следующие задачи:

1. Назовите тип плодов Capsella bursa-pastoris (пастушья сумка обыкновенная), по классификации А.Л.Тахтаджана, по каким признакам их можно отличить от плодов Thermopsis lanceolata (термопсис ланцетный), что общего есть в их строении?

2. Назовите область применения Abies sibirica (пихта сибирская), приведите примеры лекарственных растений, входящих с ней в один отдел.

3. Составьте формулы и диаграммы цветков Adonis vernalis (адонис весенний), Capsella bursa-pastoris (пастушья сумка обыкновенная).

 

КОНТОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Основы ботанической географии.

Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Классификация экологических факторов и закономерности их действия.

2. Экологические группы растений по отношению к температуре Примеры лекарственных растений, относящихся к этим группам.

3. Понятие о фитоценозе. Характеристика фитоценоза, примеры лекарственных растений, выполняющих разную роль в фитоценозе.

4. Укажите один правильный ответ:

а) растительное сообщество, эдификатором которого

является Abies sibirica, Называется

1) темнохвойный лес

2) пустыня

3) степь

4) светлохвойный лес

5) тундра

Б) многолетние растения с очень коротким периодом

вегетации Называются

1) эндемики

2) криптофиты

3) эфемероиды

4) эпифиты

5) эфемеры

В) растительное сообщество, в котором доминирует липа мелколистная, Называется

1) широколиственный лес

2) мелколиственный лес

3) степь

4) тундра

5) тундра

Г) возможное место сбора Eleutherococcus senticosus

1) Дальний Восток

2) Тюменская область

3) Кавказ

4) Якутия

5) Европейская часть России

5. Решите следующие задачи:

1. Назовите лекарственные растения, входящие в состав лесной зоны России.

2. Приведите примеры лекарственных растений, относящихся к разным экологическим группам по отношению к температуре окружающей среды.

3. Назовите жизненную форму Pinus sylvestris (сосна обыкновенная) по Серебрякову и Раункиеру. Приведите примеры лекарственных растений имеющих такую же жизненную форму.

 

КОНТОЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Анатомия растений.

Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Структура, химический состав и значение клеточной оболочки. Перечислите видоизменения клеточной оболочки и опишите гистохимические реакции их обнаружения.

2. Объясните особенности анатомического строения меристем, учитывая основную функцию ткани.

3. Строение стеблей травянистых растений.

4. Укажите один правильный ответ

а) Центры синтеза белка в клетке

1) митохондрии

2) рибосомы

3) микротрубочки

4) лизосомы

5) хлоропласты

Б) кристаллы оксалата кальция чаще всего локализуются В

1) в вакуоли

2) в цитоплазме

3) в клеточной стенке

4) в хлоропластах

5) в гиалоплазме

В) Защитные функции перидермы выполняет

1) пробковый камбий

2)  кутикула

3) пробка

4) феллоген

5) феллодерма

Г) признаком, характерным для корней первичного строения, является наличие

1) ризодермы

2)  Амфивазальных пучков

3) эпидермы

4) перидермы

5) закрытых коллатеральных пучков

5. Решите следующие задачи:

1. Перечислите признаки строения ксилемы указывают на то, что перед нами срез стебля Abies sibirica (пихта сибирская).

2. Перечислите ткани, которые могут подтвердить, что перед нами срез многолетнего корня двудольного растения. Обоснуйте ответ, сделайте рисунок.

3.  Назовите органоиды клетки, которые могут подтвердить, что перед нами препарат надземной части растения. Какое значение имеют эти органоиды, могут ли они указывать на степень освещенности данного растения?

 

СПИСОК ВИДОВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.008 с.)