Вопрос 3. Понятие “Безопасность”. Задачи обеспечения безопасности трудовой деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Понятие “Безопасность”. Задачи обеспечения безопасности трудовой деятельности.



Безопасность трудовой (производственной) деятельности - это комплексная система мер защиты человека на производстве и производственной среды (Среды обитания) от опасностей, формируемых конкретным производственным (технологическим) процессом, т.е. такое состояние трудовой (производственной) деятельности, при котором с определенной вероятностью исключаются потенциальные производственные опасности, влияющие на здоровье человека. Чем сложнее вид деятельности, тем более комплексна система защиты (безопасность этой деятельности). Комплексную систему составляют правовые, организационные, экономические, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические меры защиты.

Основное направление дисциплины ОБТ является обеспечение безопасности конкретной деятельности. При этом должны быть решены следующие три задачи.

Первая задача - идентификация (детальный анализ) опасностей, формируемых в изучаемой деятельности. Идентификация должна осуществляться в следующей последовательности: - устанавливаются элементы среды обитания, формируемые конкретные опасности и требования профессиональной пригодности как источники опасности; - затем проводится качественная, количественная, пространственная и временная идентификация, имеющихся в рассматриваемой деятельности опасностей, возникающих от элементов среды обитания и человека.

Вторая задача - разработка мер защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей, которая проводится с обязательным выбором таких мер, которые давали наибольший эффект защиты при оптимальных затратах на их реализацию.

Третья задача - разработка мер защиты от остаточного риска данной деятельности (они необходимы потому, что обеспечить абсолютную безопасность деятельности невозможно). Эти меры применяются в том случае, когда произошло действие на человека или производственную среду внештатных (чрезвычайных) опасностей (требуется оказать первую помощь или квалифицированную медпомощь пострадавшему, произвести разборку зданий или сооружений, освободить пострадавшего, очистить загрязненную территорию и т.п.). Третью задачу обеспечения безопасности реализуют на производстве службы здравоохранения, пожарной охраны, подразделения ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, службы ликвидации химических аварий и аварий в электросетях, трубопроводах, службы радиационной безопасности.


 

Вопрос 4. Условия труда и их гигиеническая оценка.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Сочетание различных факторов, формируемых в производственной среде, определяет условия труда работающих на производстве. Они оказывают влияние на здоровье и работоспособность человека.

Современная физическая теория функциональных систем различает три функциональных состояния организма как реакцию на воздействие условий труда: нормальное, пограничное (между нормой и патологией) и патологическое. Эти состояния можно использовать в качестве физиологической шкалы для определения тяжести и напряженности труда.

Нормальное функциональное состояние организма: Условия работы соответствуют ПДК и ПДУ. Работоспособность не нарушается, отклонений в состоянии здоровья в связи с профессиональной деятельностью не наблюдается на протяжении всей трудовой деятельности человека.

Пограничное функциональное состояние организма: У практически здоровых людей в процессе труда ухудшается большинство физиологических показателей (особенно в конце смены или недели). Появляются типичные производственно обусловленные предзаболевания.

 

Патологическое функциональное состояние: Условия труда, которые в конце смены, недели формируют реакции, характерные для патологического функционирования организма у практически здоровых людей, исчезающие у большинства работников после полноценного отдыха. Однако у некоторых работников они могут перейти в производственно обусловленные и профессиональные заболевания.

Под гигиеническими нормативами условий труда понимают уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа не должны вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья работающего и его потомства. Условия труда с этими нормативами или при полном отсутствии вредных и опасных производственных факторов называют безопасными условиями труда.

 

Существуют нормативы безопасности, они делятся на две большие группы:
• предельно допустимые концентрации (ПДК), характеризуют безопасное содержание вредных веществ химической и биологической природы в воздухе рабочей зоны;
• предельно допустимые уровни (ПДУ) воздействия различных опасных и вредных производственных факторов физической природы к ним относится (шум, вибрация, ультра- и инфразвук, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и т.д.).

 

В соответствии с гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, (Р2.2.2006-05) условия труда оцениваются по четырем классам:

1 класс - оптимальные условия труда. Считают такие, при которых на работника не действуют вредные и (или) опасные производственные факторы или их уровни не превышают установленных гигиенических безопасных для человека норм и при этом создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

2 класс - допустимые условия труда. Признаются такие, при которых на работника не действуют вредные и (или) опасные производственные факторы или их уровни не превышают установленных гигиенических безопасных для человека норм, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

3 класс - вредные условия труда. Считают такие, при которых уровни воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов превышают установленные гигиенические нормативы.

 

По уровню воздействия на организм работника и изменению его функционального состояния вредные условия труда подразделяют на подклассы:

- подкласс 3.1 (вредные условия труда 1-й степени) — условия труда, вызывающие изменение функционального состояния организма, которое, как правило, не успевает восстановиться до начала следующего рабочего дня (смены), и при этом увеличивается риск повреждения здоровья;

- подкласс 3.2 (вредные условия труда 2-й степени) — условия труда, способные вызвать после длительного воздействия (15 и более лет) стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности);

- подкласс 3.3 (вредные условия труда 3-й степени) — условия труда, способные в период трудовой деятельности вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности);

- подкласс 3.4 (вредные условия труда 4-й степени) — условия труда, способные в период трудовой деятельности привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности).

 

4 класс - опасные условия труда. Считают такие, при которых уровни воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов в течение рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника с высоким риском развития острого профессионального заболевания.


 

Вопрос 5. Показатели тяжести трудового процесса. Методический подход к оценке тяжести трудового процесса.

Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Тяжесть трудового процесса оценивают по ряду показателей, выраженных в эргономических величинах, характеризующих трудовой процесс, независимо от индивидуальных особенностей человека. Приоценки тяжести физического труда пользуются показателями динамической и статической нагрузки.

Физическая динамическая нагрузка:
- масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;
- расстояние перемещения груза;
- мощность выполняемой работы;
- мелкие, стереотипные движения кистей и пальцев рук, их количество за смену.

Делятся на: локальные – выполняются с участием мышц кистей и пальцев в быстром темпе (60-250 движений в мин.); региональные – выполняются с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса в более медленном темпе; перемещения в пространстве, км.

Статическая нагрузка:
Человек прилагает физические усилия не только перемещаясь с грузом в производственном пространстве. Статическая нагрузка связана с затратой человеком усилий без перемещения тела или отдельных его частей.

Она характеризуется:
- масса удерживаемого груза (или прилагаемого усилия),кг;
- временем удержания его в статическом состоянии.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ТЯЖЕСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА
Общая оценка по степени физической тяжести проводится на основе данных показателей:
Фактическая продолжительность рабочего дня
Сменность работы
Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учёта обеденного перерыва) При этом в начале устанавливается класс по каждому измеренному показателю и вносится в протокол, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по показателю, отнесенному к наибольшему классу. При наличии двух и более показателей класса 3.1 и 3.2 общая оценка устанавливается на одну степень выше.


 

Вопрос 6. Показатели напряженности трудового процесса. Методический подход к оценке напряженности трудового процесса.

Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА

1. Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все 23 показателя, перечисленные в табл. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.

2. По каждому из 23 показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. В том случае, если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптическими приборами), то по данному показателю ставится 1 класс (оптимальный) - напряженность труда легкой степени.

3. При окончательной оценке напряженности труда:
3.1. "Оптимальный" (1 класс) устанавливается в случаях, когда 17 и более показателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2 классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3 (вредному) классу.
3.2. "Допустимый" (2 класс) устанавливается в следующих случаях:
- когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные - к 1 классу;
- когда от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1 и/или 3.2 степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку 1-го и/или 2-го классов.
3.3. "Вредный" (3) класс устанавливается в случаях, когда 6 или более показателей отнесены к третьему классу (обязательное условие).
При соблюдении этого условия труд напряженный 1-й степени (3.1):
- когда 6 показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;
- когда от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.
Труд напряженный 2-й степени (3.2):
- когда 6 показателей отнесены к классу 3.2;
- когда более 6 показателей отнесены к классу 3.1;
- когда от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей - к классу 3.2;
- когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.

4. В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше - класс 3.3

23 показателя:
Интеллектуальные нагрузки:
1.1 Содержание работы
1.2 Восприятие сигналов (информации) и их оценка
1.3 Распределение функций по по степени сложности задания
1.4 Характер выполняемой работы
Сенсорные нагрузки:
2.1 Длительность сосредоточенного наблюдения
2.2 Плотность сигналов и сообщений в среднем за 1 час работы
2.3 Число производственных объектов одновременного наблюдения
2.4. Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) более 5 мм - 100%; 5 - 1,1 мм - более 50 %; 1 - 0,3 мм - до 50 %; менее 0,3 мм - до 25 %; 1 - 0,3 мм - более 50 %; менее 0,3 мм - 26 - 50 %; менее 0,3 мм - более 50 %.
2.5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены)
2.6. Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену):
-при буквенно-цифровом типе отображения информации:
-при графическом типе отображения информации
2.7. Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов)
2.8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю)
Эмоциональная нагрузка:
З.1.Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки
3.2 Степень риска для собственной жизни
3.3 Степень ответственности за безопасность других лиц
3.4. Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену
Монотонность нагрузок:
4.1. Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях
4.2. Продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций
4.3. Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время – наблюдение за ходом производственного процесса
4.4. Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)
Режим работы:
5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня
5.2. Сменность работы
5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.67.212 (0.022 с.)