Институт повышения квалификации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт повышения квалификации



Институт повышения квалификации

 

 

Кафедра повышения квалификации

Зав. кафедрой Хорунжая Ю.А.

«_______»_____________________ 2001 г.

 

Дипломная работа

 

на тему

 

Управление маркетингом 

в ОАО "Ключанский спиртзавод"

 

 

Дипломник: Ахматов Роман Александрович

Руководитель: Сергеевичев А.П.

Рецензент: Смышляев Э.В.

 

Рязань 2001 год

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ....................................................................................................................................... 2

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................................ 4

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.................................................................................... 7

1.1 Общая характеристика предприятия.................................................................................................. 7

1.2 Номенклатура выпускаемой продукции. Программа качества.............................................................. 8

1.3 Разработка нового вида продукта.................................................................................................... 10

Этапы разработки нового продукта........................................................................................................ 11

2 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ............................................................................................................. 12

2.1 Определение проблем предприятия ………………………………………………………….12

 

2.2 Теория управленческого решения ………………………………………………………..….15

 

2.3 Определение целей дипломной работы ……………………………………………….……..21

 

3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ............................................................................................................. 27

3.1 Природа каналов распределения (сбыта).......................................................................................... 27

3.2 Структура и уровни каналов распределения..................................................................................... 28

3.2.1 Прямые каналы распределения..................................................................................................... 28

3.2.2 Косвенные каналы распределения................................................................................................ 29

3.2.3 Виды посреднических организаций............................................................................................... 30

3.2.4 Смешанные каналы товародвижения............................................................................................ 31

3.3 Товародвижение............................................................................................................................. 31

3.3.1 Планирование товародвижения.................................................................................................... 31

3.3.2 Управление каналами товародвижения......................................................................................... 33

3.3.3 Организация и эффективность системы товародвижения................................................................. 33

3.4 Оптовая и розничная торговля......................................................................................................... 34

3.4.1 Социально-экономическая сущность оптовой торговли.................................................................. 35

3.4.2 Организационные формы оптовой торговли................................................................................... 36

3.4.3 Прямая форма оптовой реализации товаров................................................................................... 37

3.4.4 Коммерческая форма косвенной оптовой реализации товаров......................................................... 39

3.4.5 Розничная торговля в рыночной экономике.................................................................................... 39

3.4.6 Состав и структура розничного товарооборота............................................................................. 41

3.4.7 Прямой маркетинг....................................................................................................................... 43

3.5 Продвижение товара: цели и виды.................................................................................................... 44

3.5.1 Что такое продвижение товара и каковы его цели........................................................................... 44

3.5.2 Пути продвижения товара............................................................................................................ 45

3.5.3 Сегментация, целевая аудитория и направленность продвижения.................................................... 46

3.6 Анализ макроокружения................................................................................................................. 47

4 ПРОЕКТНЫЙ РАЗДЕЛ.................................................................................................................... 49

4.1 Анализ макроокружения................................................................................................................. 49

4.2 SWOT—анализ............................................................................................................................... 51

4.3 Анализ конкурентоспособности предприятия.................................................................................... 53

4.4 Анализ платежеспособного спроса в области.................................................................................... 55

4.5 Анализ рынков сбыта...................................................................................................................... 57

4.6 Анализ каналов распределения продукции ОАО "Ключанский спиртзавод"......................................... 60

4.6.1 Оптовая торговля........................................................................................................................ 60

4.6.2 Розничная фирменная торговля..................................................................................................... 62

4.6.3 Эффективность расширения фирменной торговли........................................................................... 65

4.7 Стратегия предприятия по продвижению товара на рынок................................................................. 66

4.8 Баннерная реклама. Баннеры.......................................................................................................... 68

4.8.1 Баннер как носитель имиджевой рекламы...................................................................................... 69

4.8.2 Эффективность баннерной рекламы.............................................................................................. 71

4.9 Выводы......................................................................................................................................... 73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................................... 75

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................... 77


ВВЕДЕНИЕ

 

Приоритетное право использования ликероводочной промышленности остается за государством. Это обусловлено спецификой данной отрасли народного хозяйства. В своей основе ликероводочная промышленность способна производить продукцию, приносящую в результате реализации достаточно высокую прибыль (сверхприбыль) т.к. даже при относительно низкой себестоимости ликероводочной продукции в результате продаж можно получить около 350-400 % чистой прибыли. Усиливает данную особенность отрасли чрезмерный спрос на этот вид продукции. Такие факторы, как географическое положение (в рамках Российской Федерации) и сезонность практически не влияют на интенсивность производства и сбыт алкогольных напитков.

Так же ликероводочная промышленность имеет стратегическое значение, являясь одним из основных источников пополнения Федерального и региональных бюджетов, то есть другими словами данная отрасль является бюджетообразующей.

Исходя из специфических данных этой отрасли введенная государственная монополия и строгий контроль, в своей основе, обязаны минимизировать выпуск нелегальной продукции на фоне присутствия мощной законодательной базы. Эта мера имеет под собой весьма существенные причины.

Так, например, с 1991 года "старые" предприятия подобного профиля с богатыми традициями потеряли существенные доли рынков в результате провозглашения антимонопольной политики в области производства и реализации ликероводочной продукции. Моментальный рост численности предприятий-конкурентов в результате открытия правовых барьеров на данный рынок, стал причиной насыщения и перенасыщения рынков аналогичными товарами, чаще всего низкого качества и сомнительного происхождения (погоня за сверхприбылью за счет снижения затрат на сырье, значительного упрощения технологического процесс и ухода от налоговых платежей), а так же появлением большого количества подпольных цехов.

В 1997 году Правительством Российской Федерации было принято решение вернуть отрасль путем обратной ее монополизации, но в связи с повышенной криминализацией общества этот процесс длится и по сегодняшний день.

В связи с монополизацией этой отрасли со стороны государства ожидаются решительные шаги, в целях реанимации этой отрасли. Правительство должно оказывать посильную помощью, заключающейся, прежде всего, в максимальной ликвидации нелегальных “подпольных” производств, уменьшение нижнего предела единой российской цены на ликероводочную продукцию за счет снижения части акцизов в целях привлечения большего количества покупателей, содействии в сбыте путем целевого распределения определенного количества продукции в региональных рамках. Эти и другие меры могут сегодня оказать существенную поддержку в процессе выхода данной отрасли из сложившегося глубокого кризиса.

Создание большого числа предприятий различных форм собственности в период становления рыночного хозяйства в нашей стране привело к тому, что руководителям пришлось учиться управлять самостоятельно, а не по указке «сверху». Одним из элементов самостоятельного управления деятельностью предприятия является принятие управленческих решений.

Процесс принятия управленческих решений актуален в силу того, что все больше расширяются масштабы, количество элементов и взаимосвязей подсистем в организационных системах. Усложнение связей между элементами системы вызывает неопределенность в знании реальной структуры системы, что может быть связано с так называемым человеческим фактором, умышленным или специальным искажением информации и т.д.

Иногда определение управленческого решения ограничивают лишь выбором возможного варианта действий. Такой подход обедняет содержание этой категории теории менеджмента и не соответствует его сущности.

Управленческие решения могут приниматься применительно к любой сфере деятельности организации: управлению персоналом, управлению финансами, управлению производственными процессами, в том числе и управлению маркетинговой службой.

Целью написания данной работы является ликвидация неудовлетворительной работы предприятия посредством разработки и принятия управленческого решения в сфере маркетинговой составляющей деятельности фирмы. Объектом исследования является фирма ОАО «Ключанский спиртзавод».

Актуальность работы объясняется тем, что существование любой организации невозможно без постоянного ежедневного принятия и реализации тех или иных решений на различных уровнях управления. Управленческие решения при этом направлены на достижение наиболее оптимального результата деятельности организационно-производственной системы.

Опираясь на теоретический материал, был разработан проектный раздел, направленный на обоснование предложений и мер по увеличению объема реализации продукции при помощи увеличения сети розничных фирменных магазинов и применение баннерной рекламы.

Реализация продукции предполагает определение и оценку рынков предприятия и внешней среды предприятия с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в работе предприятия, правильного выбора эффективного формы и канала сбыта, улучшения товародвижения, выбора мер по продвижению товара. Эффективная реализация продукции является необходимым условием работы предприятия т.к. реализация является заключительным этапом всего процесса производства, и именно реализация доводит продукт до потребителя.


1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Общая характеристика предприятия

 

ОАО "Ключанский спиртзавод" зарегистрирован в городе Кораблино Рязанской области 19.04.94г., в соответствии с постановлением Главы Администрации города Кораблино с регистрационным № 188.

Уставной капитал составляет 40,1 тыс. рублей, доля государственной собственности 25,5%.

Основными видами деятельности являются:

- производство этилового спирта и ликероводочной продукции из пищевого сырья;

- реализация ликероводочной продукции;

- создание и освоение новых видов спиртовой продукции;

- организация общественного питания;

- производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции. 

Предприятие включено в государственный реестр Российской Федерации предприятий – монополистов. ОАО "Ключанский спиртзавод" считается стратегическим предприятием и входит в список стратегических предприятий области, то есть в случае необходимости завод может работать в военном режиме, мобилизуя все свои производственные и людские ресурсы.

В настоящий момент численность всего персонала составляет 800 человек, в том числе: правление АО – 23 человек; начальники цехов и мастера – 45 человек; экономическая и бухгалтерская служба – 18 человек; технологическая служба – 26 человек; работники фирменных магазинов и оптовых баз – 59 человек; служба снабжения и сбыта – 16 человек; работники производственно-промышленного персонала – 551 человек; прочие – 53 человек.

ОАО "Ключанский спиртзавод" расположен в восточной части Кораблинского района, в 30 км от районного центра и железнодорожной станции, в 92 км от областного центра.

Мощности спиртового производства 600 тыс. дал, мощность производства водки 3500 тыс. дал, цветных напитков - 1500 тыс. дал.

Завод может произвести 1500 тонн майонеза в год, а так же 300 тыс. дал минеральной воды, 200 тонн молока, 600 тонн мяса, 15 тонн меда.       

В 1999г. введено в действие 3 линии по производству спиртных напитков. Введен в строй 32 квартирный жилой дом.

 

1.2 Номенклатура выпускаемой продукции. Программа качества

Набор товаров предлагаемых предприятием на рынке называют ассортиментом. Вид определенных товаров делится на ассортиментные группы. Широта ассортимента - это количество ассортиментных групп. Глубина ассортимента - это количество моделей в каждой ассортиментной группе.

Управление ассортиментом - это координация взаимосвязанных видов деятельности предприятия - научно-технической и маркетинговой.

Планирование ассортимента - это умение воплощать уже имеющиеся и потенциальные технические и материальные возможности предприятия в продуктах, которые приносят прибыль, обладают потребительской ценностью.

За период своего существования ОАО "Ключанский спиртзвад" произвел свыше ликероводочных изделий, что является достаточно высоким показателем среди российских лидеров – производителей. В настоящее время завод выпускает около 30 наименований, среди которой 25 наименований – фирменная продукция.

Предприятие за последние годы максимально нарастило удельный вес фирменной продукции. Это вызвано тем, что в 1995г. российская пищевая ассоциация «Союзплодимпорт» запатентовала практически все виды ликероводочной продукции, ранее свободно производимые различными производителями. В настоящее же время за производимую нефирменную продукцию завод обязан выплачивать 3,5% от суммы произведенной продукции патентному держателю, что делает данное производство неприбыльным.

Продукция винно-водочного завода считается одной из лучшей по-своему качеству среди своих конкурентов на территории Российской Федерации. Это объясняется тем, что изделия изготавливаются из натуральных ингредиентов и настоев. Спирт, на основе которого изготовляется продукция, производится здесь же. Этот спирт изготовляется на основе местной питьевой воды с повышенным содержанием серебра, проходит все этапы сертификации и стандартизации и, на сегодняшний день, признан одним из лучших в рамках Российской Федерации по своим качественным характеристикам. Проверка качества продукции на ОАО "Ключанский спиртзавод" осуществляется путем случайной выборки из произведенной партии продукции согласно ГОСТам Российской Федерации.

Продукция ОАО "Ключанский спиртзавод" пользуется признанием во многих регионах Российской Федерации (об этом говорит широкая география поставок, включая Московскую область, крайний север, Красноярский край, Центральные регионы России и другие).

 

 

Таблица 1.1

Сорта водки получившие награды на выставках

Наименование продукта

Награда Место получения награды выставка дата получения

ВОДКИ

“КОЛЕСНИК”

золотая медаль Бельгия Брюссель “Эврика – 96” 1996
золотая медаль Бельгия Брюссель Институт Евросоюз 1996
золотая медаль Бельгия Брюссель “Эврика – 97” 1997
золотая медаль Болгария Варна   1998
гран-при золотая медаль Франция Париж “LEPINE” 1998
золотая медаль Португалия Лиссабон “ЭКСПО-98” 1998
золотая медаль Кипр “Архимед-98” 1998
серебряная медаль Марокко Король Хасан 1998
серебряная медаль Россия Н. Новгород Форум 1998
золотая медаль Россия Москва Российские продукты питания 1998
золотая медаль Швейцария Женева “САЛОН” 1999

“ТАТЬЯНИН ДЕНЬ”

золотая медаль Бельгия Брюссель “Эврика – 98” 1998
серебряная медаль Россия Н. Новгород Форум 1998
золотая медаль Россия Москва Российские продукты питания 1998
серебряная медаль Россия Москва “Архимед-99” 1999
почетный диплом Россия Москва “ПРОДЭКСПО-99” 1999

“ЦАРИЦА”

серебряная медаль Россия Москва Российские продукты питания 1998
серебряная медаль Швейцария Женева “САЛОН” 1999
почетный диплом Россия Москва “ПРОДЭКСПО-99” 1999

“НАСТЕНЬКА”

золотая медаль Россия Рязань “Алкогольные напитки –98” 1998
бронзовая медаль Россия Н. Новгород Форум 1998
золотая медаль Бельгия Брюссель “Эврика – 98” 1998
серебряная медаль Россия Москва Российские продукты питания 1998
золотая медаль Россия Москва “Архимед-99” 1999
почетный диплом Россия Москва “ПРОДЭКСПО-99” 1999

“КАЗАК РОССИИ”

золотая медаль Бельгия Брюссель “Эврика – 98” 1998
серебряная медаль Россия Н. Новгород Форум 1998
золотая медаль Россия Москва Российские продукты питания 1998
золотая медаль Россия Москва “Архимед-99” 1999
почетный диплом Россия Москва “ПРОДЭКСПО-99” 1999

Таблица 1.2

Другие виды продукции завода награжденные на выставках

Наименование продукта

Сведения о продукте

Майонез столовый “ПРОВАНСАЛЬ”

Вкус слегка острый, кисловатый, без выраженной горечи, с запахом и привкусом горчицы и уксуса. Однородный сметанообразный продукт. Пользуется большим спросом у потребителей. Награжден золотой медалью на выставке ВДНХ СССР в 1987 году.

Вода природная минеральная “КЛЮЧАНСКАЯ”

Награждена золотой медалью на выставке “Российские продукты питания” в Москве в 1999 году, золотой медалью на выставке “АРХИМЕД-99” в Москве в 1999 году. Серебряная медаль на выставке в Женеве в 1999 году.

ЦВЕТНЫЕ НАПИТКИ

Настойка горькая “КОЛЕСНИК” (на травах) Крепкость 400 Награждена золотой медалью на выставке “ЭВРИКА 1999” в Брюсселе, Бельгия в 1999 году.
Настойка горькая “КЛЮЧАНСКАЯ” (на рябине) Крепкость 400 Награждена золотой медалью на выставке “ЭВРИКА 1999” в Брюсселе, Бельгия в 1999 году.
Винный напиток “КОЛЕСНИК” (черная смородина) Крепкость 250 Награждена золотой медалью на выставке “ЭВРИКА 1999” в Брюсселе, Бельгия в 1999 году.
Винный напиток “КОЛЕСНИК” (черноплодная рябина) Крепкость 250 Награждена золотой медалью на выставке “ЭВРИКА 1999” в Брюсселе, Бельгия в 1999 году.
Винный напиток “КОЛЕСНИК” (малина-земляника) Крепость 250 Награждена золотой медалью на выставке “ЭВРИКА 1999” в Брюсселе, Бельгия в 1999 году.
Винный напиток “КОЛЕСНИК” (на травах) Крепкость 250 Награждена золотой медалью на выставке “ЭВРИКА 1999” в Брюсселе, Бельгия в 1999 году.
Плодовое вино “КОЛЕСНИК” Крепкость 170 Награждена золотой медалью на выставке “ЭВРИКА 1999” в Брюсселе, Бельгия в 1999 году.
Настойка полусладкая “КЛЮЧАНСКИЕ ДАЛИ” Крепкость 280 Награждена золотой медалью на выставке “ЭВРИКА 1999” в Брюсселе, Бельгия в 1999 году.

 

 

1.3 Разработка нового вида продукта

 

За все время своей деятельности завод никогда не сотрудничал с Н.И.И. Поэтому разработка нового продукта и подготовка технологии и оборудования для производства нового продукта проводится собственными силами.

Разработка новый продукта осуществляется специалистами собственной лаборатории, Они разрабатывают своими силами совершенно новые виды продукции, но на разработку нового вида продукции необходимо затратить значительную сумму финансовых средств предприятия (каждый сертификат, разрешение, сам процесс следует оплачивать). Поэтому «качество» продукции закладывается в самой идее нового продукта.

Разработка новой продукции происходит по следующим этапам.

Этапы разработки нового продукта.

1. По специальной книге – "схеме настоев" делается пробная партия настоев в специальных колбах (согласно ГОСТу).

2. По истечении определенного периода времени производится дегустация в специальном для этого дегустационном зале, в присутствии специалистов.

3. Если дегустация прошла успешно, следующим этапом будет подготовка документации на экспериментальное изделие. Документация утверждается в Москве – в департаменте пищевой промышленности и детского питания в случае, если изделие пройдет тестирование.

4. Далее изготовляется пробная партия в цеховых условиях, после чего эта продукция проходит более тщательное тестирование в Московском Центре Стандартизации и метрологии (ЦСМ).

5. После положительного анализа новое изделие получает сертификат соответствия, после чего направляется в СЭС (Санитарно - эпидемическую станцию), где проверяется на все отравляющие вещества. Если эта фаза проверки проходит успешно, то выдается специальный гигиенический сертификат.

После вышеперечисленных этапов необходимо получить регистрационное удостоверение (в Москве) на право розлива нового продукта.


2 Аналитическая часть

 

Таблица 4.1

Факторы макроокружения:

Экономические

Фактор Проявление Возможные решения предприятия
Резкое падение жизненного уровня населения Снижение покупательской способности на выпускаемую продукцию Уменьшение нижнего предела цены, установленного государством
Проблема неплатежей Большая дебиторская задолженность Выход предприятия из создавшейся ситуации пут-тем применения юридических санкций (претензионные акты) и методом взаимозачетов.
Наличие высоких налоговых требований. Рост отпускной цены предприятия => снижение платежеспособного спроса Полное удаление или максимальное снижение ставки акциза на такое основное сырье как спирт.
Применение общих нормативов к переоценке основных фондов без учета их фактического износа Вымывание у предприятия собственных оборотных средств и удорожание продукции за счет необоснованной амортизации. Необходимость нахождения определенного компромисса с экспертной оценочной комиссией.
Неприемлемость механизма исчисления и уплаты акциза Отсутствие финансовых возможностей оплаты акциза в срок => штрафы, рост пени и общего долга перед бюджетом и кредиторами. Добиться от правительства пересмотра сроков оплаты акцизов и введение более гибкого механизма, учитывающего различные варианты оплаты отгруженной продукции уплата акциза по готовой продукции.
Ограничение рекламной деятельности Отсутствие возможности размещения рекламы на радио и телевидении.88 Сделать ставку на другие каналы, влияющие на продвижение товара на рынок.

Продолжение таблицы 4.1

Фактор Проявление Возможные решения предприятия
Отсутствие единого экономического пространства на территории Р.Ф. Противоречие нормативных актов, касающихся ввоза и реализации алкогольной продукции в регионы Р.Ф. Заключение договоров на уровни глав администраций и Правительств. Отмена введенных большинством регионов искусственных препятствий для ввоза и реализации на их территории алкогольной продукции
Несоблюдение авторских прав Незаконное использование некоторыми оптовыми покупателями фирменного знака и имиджа продукции предприятия при продаже фальсифицированных изделий. Отработка механизма выхода предприятия на конечного потребителя через расширение сети розничной фирменной торговли.
Значительная роль государства в хозяйственной деятельности предприятия. Минимальные права в сфере принятия решений, вязаных с производством, ценообразованием и реализацией. Направление Правительства республики Адыгея по эффективному пути развития отрасли. Предоставление предприятиям-производителям самим регулировать цены на выпускаемую продукцию
Присутствие завода в реестре предприятий - монополистов Большая роль предприятия в формировании регионального бюджета => значительные отчисления. Необходимость полного использования всех преимуществ этого положения, вплоть до монополизации торговли.
Неэффективность монопольной политики со стороны государства. Значительное присутствие фальсифицированной продукции на рынках сбыта. Добиться от Правительства более эффективного контроля за нелегальными производителями и максимального вытеснения их с рынков. Добиться от Правительства Запрета выдачи лицензий на производство
Тенденция роста значимости технологического потенциала предприятий. Необходимость поиска финансовых средств в целях разработки новых видов продукции. Производство наиболее рентабельной продукции, пользующейся высоким спросом на рынках сбыта.

Политические

Переход государства на рыночную форму хозяйствования экономики. Потеря планового механизма распределения продукции => спад реализации => спад производства. Создание на предприятии эффективной и самостоятельной службы маркетинга с целью изучения конъюнктуры рынков.

Технологические

Тенденция роста значимости техно-логического потен-циала предприятий. Необходимость поиска финансовых средств в целях разработки новых видов продукции. Производство наиболее рентабельной продукции, пользующейся высоким спросом на рынках сбыта.

Совокупность внешних факторов, сложившихся в настоящее время, оказывают незначительное влияние на возможные направления развития предприятия в текущих условиях. Наиболее важными факторами можно считать такие, как резкое падение жизненного уровня населения, сроки и механизм акцизного сбора с предприятия, высокие барьеры проникновения на региональные рынки, кризис неплатежей, значительная роль государства в политике ценообразования и отсутствие эффективного контроля за нелегальными производителями.

Произведенный анализ внешней среды позволяет установить условия, связанные с угрозами и возможностями предприятия.

 

4.2 SWOT—анализ

 

Проводя анализ предприятия, помимо анализа внешней среды необходимо оценить сильные и слабые стороны в области его внутренней среды.

Таблица 4.2

Сильные и слабые стороны предприятия

Область деятельности СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
ПРОИЗВОДСТВО 1. Наличие резервов повышения производственных мощностей предприятия; 2. Высокий уровень качества продукции. 1. Относительно невысокая емкость складского хозяйства; 2. Низкий уровень загрузке производственных мощностей; 3. Значительный износ оборудования; 4. Отсутствие 4-х позиционного этикетировочного автомата; 5. Тяжелые условия труда на некоторых участках производства.
ТЕХНОЛОГИЯ 1. Наличие высокой технологии на уровне НОУ-ХАУ; 2. Опытный коллектив технологической службы предприятия; 3. Широкие возможности в области расширения номенклатуры выпускаемых изделий. 1. Нехватка свободных денежных средств на разработку новых видов продукции; 2. Отсутствие современного технологического оборудования.
ПЕРСОНАЛ 1. Устоявшийся высококвалифицированный коллектив работников. 1.Незначительный удельный вес молодых специалистов; 2. Прекращение программы повышения квалификации работников.
ОРГАНИЗАЦИЯ 1. Годами отработанный механизм управления кадрами; 2. Эффективное распределение должностных обязанностей между руководителями 1. Отсутствие эффективной маркетинговой службы на предприятии, предприятие фактически работает на заказ.

Продолжение таблицы 4.2

Область деятельности СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
МАРКЕТИНГ 1. Высокая репутация предприятия в области качественной продукции; 2. Низкая цена по сравнению со средней российской ценой 1. Отсутствие программы маркетинга на предприятии; 2. Низкий уровень реализации
ФИНАНСЫ 1. Финансовая независимость от кредиторов, предоставляющих кредит под процент; 2. Возможность дифференцированной торговли через фирменную сеть магазинов 1. Критическая нехватка собственных оборотных средств; 2. Огромная кредиторская задолженность; 3. Низкие темпы оборачиваемости активов; 4. Резкий рост задолженности дебиторов 5. Высокая вероятность банкротства

 

На основе проведенного исследования по макроокружению и выявлению сильных и слабых сторон во внутренней среде предприятия, можно сформировать SWOT—матрицу, отражающую возможности и угрозы предприятия при комплексном подходе к раннее описанным негативам и позитивам.

Таблица 4.3

SWOT —матрица

ВОЗМОЖНОСТИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
1. Изменение отношения государства к данной отрасли путем максимального контроля за нелегальными производителями; 2. Мощная поддержка Правительства; 3. Выпуск наиболее рентабельной продукции; 4. Использование всех преимуществ положения монополиста. 1. Наличие возможности наращивания производства до максимального использования мощностей; 2. Высокий уровень качества выпускаемой продукции; 3. Высококвалифицированный персонал; 4. Уровень технологии, обеспечивающий минимизацию затрат.
УГРОЗЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
1. Угроза банкротства предприятия в связи с большой кредиторской задолженностью; 2. Падение жизненного уровня населения; 3. Повышенная криминализация общества; 4. Высокие налоговые требования. 1. Фактическое отсутствие собственных оборотных средств; 2. Незначительное использование рыночного подхода к проблемам, связанных с производством, сбытом и стимулированием; 3. Значительная зависимость от государства.

 

Используя сводную матрицу, можно выявить те цели, которые предприятию необходимо незамедлительно достигать с учетом своих преимуществ и недостатков для увеличения объемов реализации:

- использовать свои преимущества на основании положения ведущего производителя на территории Рязанской области в полную меру как в сфере производства, так и в сфере торговли;

- увеличение объемов выпуска и сбыта продукции, используя высокую конкурентоспособность продукции в области ценового и качественного показателей (цена на 7-7 % ниже единой общероссийской цены на аналогичную продукцию);

- расширение розничной фирменной торговой сети, как стратегического канала сбыта продукции, в целях получения повышенной прибыли в результате розничной торговой наценки;

- использование свободных мощностей для расширения ассортимента производства наиболее рентабельной и пользующейся спросом продукции в целях получения свободных оборотных средств.

4.3 Анализ конкурентоспособности предприятия

 

На сегодняшний день предприятие подвержено существенной конкуренции со стороны производителей на рынке винных изделий.

 

Диаграмма 4.1

Таблица 4.4

Основные конкуренты и их доля на рынке ликероводочной продукции

Наименование организации Пр-во 1999г. факт. (тыс. дал.) Доля рынка в %.
Ликеро-водочные изделия ВСЕГО 1061,1 100
ОАО “Пертовский спиртзавод” 28,7 2,7
АООТ “Загородный спиртзавод” 277,9 26,2
ОАО “Ключанский спиртзавод” 65,9 6,2
АООТ “Покровошишкинский спиртзавод" 43,4 4,1
ОАО "Ибердский спиртзавод" 116,1 11,0
ОАО "Старостеклянный спиртзавод" 152,3 14,4
ОАО "Коровинский спиртзавод" 200,0 18,9
ОАО "Котелинский спиртзавод" 12,6 1,2
ООО "Рудо-НД" 35,2 3,3
ОАО "Нестеровский спиртзавод" 44,7 4,2
ОАО "Лакашинский спиртзавод" 84,3 8.0

 

Из таблицы видно, что производство ликероводочных изделий в 2000 году распределено довольно равномерно между конкурирующими. Но справедливо отметить, что качество продукции фирм-конкурентов во многом уступает качеству продукции ОАО "Ключанский спиртзавод" (Таблица 4.5). В целях минимизации затрат и увеличения прибыли своей продукции многие предприятия прибегают к использованию более дешевой технологии производства, путем замены натуральных ингредиентов искусственными ароматизаторами и красителями.

Таким образом учет данной конкуренции не имеет оснований с точки зрения качественного и нормативного показателей.

Принимая во внимание достаточно высокий уровень технологии, квалификации персонала, наличие мощностей и нетрадиционность производимого товара — конкурентоспособность организации достаточно высокая.

Уровень качества также обеспечивается современной технологией, наличием в организации “НОУ-ХАУ”, что подтверждают медали, дипломы и почетные грамоты, полученные на ежегодных конкурсах, в том числе проводимых и под эгидой международных ассоциаций. Но самым значимым показателем конкурентоспособности предприятия является относительно низкая цена на выпускаемую продукцию при высоком качестве, по сравнению с российскими конкурентами. В таблице 4.5 приведены цены на традиционные типы водочных изделий, произведенных по аналогичной технологии.

 

 

Таблица 4.5

Таблица общероссийских цен на водочные изделия

Показатель

Год

Год

Год

Г. по отношению к 99г.

Г. по отношению к 2000г.

Отклонение % Отклонение % Количество магазинов 11 17 22 6 +55% 5 +29% Выручка от реализации (млн. руб.) 10,2 11,8 17,6 1 +10% 6,4 +57%

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.075 с.)