Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психогимнастика «Волшебный клубочек»

Поиск

Цель: Повышение самооценки, снятие психологического напряжения, устранение страхов, создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей.

Описание: Эта техника является альтернативой рисованию карандашами, красками и т.д. Рисование с помощью клубка не вызывает у детей страха, так как созданный рисунок не может быть плохим или хорошим и приносит чувства удовлетворения любому ребенку. Педагог имеет клубок ниток или веревки любого цвета и толщины. Разматывая нить, он показывает детям, каким образом, создавая на полу определенные фигуры, можно с её помощью «рисовать». Затем передает клубок одному из детей и просит его продолжить «рисование». Ребенок, создавая свою часть изображения, передает клубок следующему участнику игры. После того, как все дети «порисовали», педагог обсуждает с ними то, что получилось, и задает следующие вопросы: «Какие фигуры ты здесь видишь? Что тебе напоминают эти линии: предметы, людей, пейзажи, какие-нибудь события и т.д.? А есть ли здесь то, чего ты боишься? Назови, чего именно. Почему ты этого боишься? Он какой? Когда он к тебе приходит?» и т.п. После того, как ответы первого ребенка прошли обсуждение и получили одобрение (поблагодарить за доверие), другие дети быстро включаются в игру. В группе формируется атмосфера взаимного доверия. Игра может использоваться как индивидуально, так и микрогруппах из 2-3- человек.

 

Техника раскрашивания фигур мальчиков и девочек» (по Б. Тернер)

 

Эта техника может применяться как средство обучения ребенка основам «эмоциональной грамоты». Она позволяет изучать внутренний мир ребенка и его эмоциональных реакций в ходе игровой терапии.

Описание: Для работы заранее надо подготовить картонные шаблоны детской фигуры, соответствующие возрасту и полу ребенка (в арсенале должно быть обе фигуры). На занятии предлагают контурное изображение мальчика или девочки, которую необходимо раскрасить. Задание сопровождается следующими словами: «Раскрась эту девочку так, чтобы можно было узнать, что почувствовала бы эта девочка, случись с ней тоже самое, что с тобой». Или: «Мне хочется узнать, что чувствует этот мальчик».

 

Рисование «Смешной страх»

Цель: Обесценивание страхов; эмоциональная разрядка.

Описание: Дети рисуют свой страх. Когда рисунки готовы, ведущий говорит, что их страхи могут быть совсем не страшными. Они могут быть даже очень смешными. И предлагает нарисовать страхам... какую-нибудь нелепую, смешную одежду, длинные-предлинные усы, бантики... Дети рисуют все, что придет им в голову.

По завершении сделать выставку и от души вместе посмеяться. Можно предложить детям разорвать свой рисунок на мелкие кусочки и выбросить. А лучше сжечь.

 

13. «Эмоции и я. Учусь управлять собой!»

Игра «Три характера»

Цель: Сопоставление различных характеров; коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Описание: Дети слушают три музыкальных пьесы Д. Кабалевского «Злюка», «Плакса», «Рёвушка»; вместе с педагогом они дают оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением рёвушки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а остальные должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого изображает.

 

Этюд «Повторяка»

Цель: Расширение представлений детей об эмоциях; развитие восприятия эмоциональных состояний через графические изображения.

Описание: Детям предлагается показать следующие моменты сказки:

- испуг птенцов;

- гнев скворцов-родителей;

- испуг кота;

- радость скворцов.

Если дети затрудняются выполнить задание самостоятельно, взрослый изображает на своем лице страх, злость, радость и просит детей повторять за ним. Ведущий демонстрирует карточки в соответствии с каждым эмоциональным состоянием.

 

Скворцы

В саду на дереве висел скворечник. В нем жили скворцы. Совсем недавно у них вылупились птенцы. Папе-скворцу и маме-скворчихе приходилось очень много работать. Ведь их детки-птенчики хотели кушать. Скворцы приносили своим птенцам в клюве разных жучков, червячков. Как-то раз, когда папы и мамы не было дома, к скворечнику стал подбираться кот Рыжик. Он уже даже засунул лапу в скворечник. Птенцы очень сильно испугались и стали громко кричать: «Тюи... Тюи...» Их крик услышали папа и мама, они прилетели и увидели кота Рыжика, который пытался залезть к ним в домик. Они очень сильно разгневались. Стали налетать на кота Рыжика и клевать его. Кот испугался и убежал. А скворцы обрадовались, что все целы и невредимы и весело зачирикали: «Чирик... Чирик...».

 

Игра «Встреча настроений»

Педагог раскладывает две группы карточек с изображениями эмоций («пиктограммы») и просит детей представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и та, которая неприятна. Педагог изображает «хорошую», а ребенок «плохую», затем меняются местами. Затем идет обсуждение, как можно эмоции помирить.

Далее можно детям предложить набор фотографий или иллюстраций с изображениями людей с разными настроениями. Ребенку нужно выбрать такое изображение, которому соответствует его сегодняшнее настроение, картинку с изображением мамы, папы, друга. В этой игре важно обсудить каждый выбор.

 

Игра «Тренируем эмоции»

Педагог предлагает детям выполнить следующие задания:

- нахмуриться, как осенняя тучка; рассерженный человек; злая волшебница;

- улыбнуться, как кот на солнышке; как само солнышко; как Буратино; как хитрая лиса; как радостный ребенок; как будто увидел чудо;

- позлиться, как ребенок, у которого отняли игрушку; как два барана на мосту, которые злятся и не уступают друг другу; как человек, которого толкнули в транспорте или на улице;

- испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу или на незнакомой улице; как заяц, увидевший волка; как котенок, на которого лает собака;

- устать, как папа после работы; как человек, поднявший тяжелый груз; как муравей, который тащил большую веточку;

- отдохнуть, как мама после работы; как ребенок, который много трудился, но помог маме; как лошадь, которая привезла большой груз.

 

Игра «Воздушное настроение»

Цель: Тренировка умения распознавать эмоциональные состояния; снятие эмоционального напряжения.

Описание: Педагог показывает детям карточки с пятью графическими изображениями эмоций (радость, грусть, страх, гнев, удивление). Предлагает детям надуть шарики и нарисовать на них эти эмоции. Рисовать можно маркером любого цвета (по выбору детей).

 

14. Итоговое (диагностическое)

Методика изучения особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека (А.М.Щетинина)

Цели:

1. Выявить особенности восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмоционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса изображенных людей при разных условиях восприятия:

а) опознание эмоционального состояния, переданного только мимикой;
б) опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и позой. (В ряде случаев в качестве дополнительной информации включалась и обстановка, в которой был изображен человек.)

2. Определить зависимость успешности опознания эмоции от характера поставленной перед ребенком задачи.

3. Определить возрастные закономерности и различия в типах восприятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных состояний изображенного человека.

4. Установить, существуют ли различия в восприятии дошкольниками эмоционального состояния детей и взрослых людей и в чем эти различия обнаруживаются.

5. Выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных эмоциональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и владения соответствующими словесными обозначениями.

Материал: картинки, на которых изображены люди (взрослые и дети) в изучаемых эмоциональных состояниях.

Для решения поставленных задач были созданы или же частично модифицированы следующие методики исследования.

 

1. Высказывание свободных суждений об эмоциональном состоянии изображенного человека

Каждому ребенку-испытуемому предоставлялась возможность высказать свободное суждение об изображенном персонаже, о его настроении, эмоциональном состоянии.

Цель: выявить наличие интереса и внимания к экспрессии изображенного человека, умение самостоятельно назвать его. Определить имеющийся опыт и знания о данном состоянии.

 

2. Номинация эмоционального состояния

Ребенок получал задание назвать эмоциональное состояние словом, а в случае затруднения выбрать его из тех, которые предлагал экспериментатор ("Скажи, какое настроение у человека?", "Какое выражение его лица?", "Эта девочка радостная, грустная или сердитая, гневная?" и т.п.).

Цель: определить успешность опознания, его адекватность, умение точно назвать состояние, наличие у ребенка словаря обозначений эмоционального состояния (активного и пассивного).

 

3. Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному состоянию изображенного человека

Испытуемому предлагалось вообразить ситуацию, соответствующую состоянию человека, или подобрать из двух-трех предложенных экспериментатором вербальных ситуаций ту, которая в наибольшей мере соответствовала бы переживанию изображенного человека ("Что случилось с этим человеком?" Или: "Как ты думаешь, этот малыш услышал, как кто-то громко и страшно зарычал или же он увидел заводную обезьянку, которая кувыркается на перекладине?" и т.п.).

Цель: а) выявить понимание ребенком-испытуемым воспринимаемого эмоциональным состоянием в случае, если он не называет его словом, то есть не дает семантической оценки; б) определить умение дошкольников
раскрывать причину ("подтекст") переживания изображенного человека, выявляя тем самым уровень его понимания.

 

4. Подбор изображения к вербальному описанию ситуации.
Каждый ребенок получал задание: подобрать изображение человека в каком-либо эмоциональном состоянии (из 3-4) к рассказу, в котором описывался какой-то конкретный случай.

Целью использования этого метода, как и предыдущего, являлось уточнение возможности и степени понимания экспрессии.

 

5. "Вербальная фиксация" признаков экспрессии с опорой на изображение.

Данная методика представляет собой модификацию методики, использованной В.А. Лабунской для определения типа эталона экспрессии.
Вербальная фиксация признаков экспрессии воспринимаемого ребенком эмоционального состояния изображенного человека расценивалась нами и как их восприятие экспрессии, в какой-то мере как экстериоризованный образ-эталон выражения эмоционального состояния.
Перед испытуемым ставилась задача указать те признаки, на которые он ориентировался, определяя эмоциональное состояние ("Как ты узнал (а), что у него (нее) радостное (или грустное) настроение?", "На что он смотрел?", "Как догадался, что ему страшно?" и т.п.).

Цель: определить тип восприятия эмоции и соответственно возможный тип эталона экспрессии.

6. "Оречевление" или "оживление" (по А.С. Золотниковой) воспринимаемого персонажа.

Испытуемому предлагалось высказать реплику от лица изображенного человека ("Что бы этот человек сказал в таком настроении, если бы он сейчас заговорил?").
"Оречевление" рассматривалось нами как способность ребенка вжиться в состояние другого, встать на его место (способность к эмпатии) и как показатель глубины понимания эмоционального состояния.
Все методики необходимо использовать в комплексном их сочетании в процессе психологического эксперимента, осуществляемого в форме индивидуальных бесед с каждым ребенком по предложенным картинкам.

 

Обработка результатов

Показатели понимания эмоционального состояния:
- умение понять эмоциональное состояние человека через конкретизацию его житейской ситуацией;
- умение детей правильно назвать состояние изображенного человек прилагательными ("радостный", "грустный" и пр.) или его собственными заменителями ("его кто-то обидел", "он чего-то забоялся" и пр.);
- умение раскрыть причину, подтекст переживания через подбор соответствующей ситуации;
- умение передать состояние через воображаемое высказывание, реплику изображенного человека ("оречевление").
Эти показатели легли в основу определения уровней качества понимания детьми эмоционального состояния человека.

Уровни понимания.

I уровень - неадекватный: дети не понимают эмоционального состояния, не могут его назвать или делают грубые ошибки.

II уровень - ситуативно-конкретный: а) дети обнаруживают понимание эмоционального состояния через приведенную, подсказанную им конкретную ситуацию; б) дети с трудом выбирают словесное обозначение (глаголом, а не прилагательным) эмоционального состояния из числа предложенных экспериментатором, т.е. с подсказкой.

III уровень - словесное обозначение и описание экспрессии: а) дети быстро и точно выбирают название состояния из числа перечисленных экспериментатором или б) самостоятельно называют эмоциональное состояние; и выбор, и самостоятельное название расценивались как знание, обозначение эмоционального состояния; в) выделяют экспрессию в целом или перечисляют ее элементы, описывают

IV уровень - осмысливание в форме описания: а) дети самостоятельно, правильно называют эмоциональное состояние человека; б) выделяют и описывают экспрессию; в) самостоятельно осмысливают ситуацию, дают ее

V уровень - осмысливание в форме истолкования и проявления эмпатии: а) дети самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние;
б) истолковывают состояние через анализ экспрессии и через самостоятельное примысливание ситуации; в) проявляют эмпатию, "оречевляют" персонажи (высказываются от его лица), обнаруживают яркое эмоциональное отношение к изображенному человеку в виде восклицаний, имитаций воспринимаемой экспрессии

В основу определения типов восприятия эмоций положены следующие параметры: выделение экспрессивных признаков и обозначение эмоции словом; степень дифференцированности экспрессий; степень обобщенности; степень выраженности эмоционального отношения и эмпатии.

Типы восприятия.

А - довербальный тип. Эмоция не обозначается словом, а ее опознание обнаруживается через установление детьми соответствия выражения эмоционального состояния какой-либо ситуации ("Он, наверное, мультики смотрит" и т.п.).

Б - диффузно-аморфный тип. Дети уже называют эмоцию, но воспринимают ее выражение поверхностно, нечетко, глобально ("веселый… так нарисовано", "веселится он", "посмотрел и узнал, что грустит" и т.п.). По-видимому, у детей с таким типом восприятия эмоций еще не сформирован эталон их выражения. Эталон очень размыт, составляющие его элементы еще не дифференцированы.

В - диффузно-локальный тип. Дети, воспринимая выражение эмоций глобально и поверхностно, начинают выделять отдельный, единичный элемент экспрессии (в большинстве случаев - глаза).

Г - аналитический тип восприятия. Дети этого типа выделяют элементы экспрессии, перечисляют экспрессивные признаки выражения лица и позы.

Д - синтетический тип. Это уже обобщенное целостное восприятие ("Злая она, потому что вся злая - и лицо, и стоит зло"). Элементы экспрессии дети не дифференцируют.

Е - аналитико-синтетический тип. Дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их ("она веселая, у нее все лицо такое, глаза и рот", "у малыша удивленное выражение лица, он глаза широко открыл и ротик открыл немножко и брови высоко поднял").

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.112.15 (0.009 с.)