УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
МОДУЛИ
| общее
кол-во
часов
|
в том числе
| теория
| практика
| 1
| Артикуляционная гимнастика
| 8
|
| 8
| 2
| Развитие слухового внимания
| 5
| 1
| 4
| 3
| Дыхательная гимнастика
| 6
| 1
| 5
| 4
| Пальчиковая гимнастика
| 5
|
| 5
| 5
| Постановка звука
| 10
| 1
| 9
| 6
| Отработка опорных звуков.
| 5
|
| 5
| 7
| Автоматизация поставленного звука
| 10
|
| 10
| 8
| Дифференциация звуков
| 5
|
| 5
| 9
| Развитие связной выразительной речи
| 10
| 2
| 8
| Итого
| 64
| 5
| 59
| СОДЕРЖАНИЕ 1. Артикуляционная гимнастика Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.
Подготовительные упражнения, статические:
«Желобок»
| «Заборчик»
| «Киска сердится»
| «Лопатка»
| «Улыбка»
| «Щёточка»
| Подготовительные упражнения, динамические: «Футбол», «Фокус».
Для свистящих:
«Желобок»,
«Заборчик»,
«Лопатка»,
«Улыбка»,
«Фокус»;
«Футбол»,
«Щёточка»,
| Для шипящих:
«Вкусное варенье»,
«Грибок»,
«Погреем руки»;
«Трубочка»,
«Чашечка»,
«Поймаем мышку за хвостик»,
| Для Р, Р`:
«Барабанщик»,
«Болтушка»,
«Гармошка»,
«Грибок»,
«Индюк»,
«Лошадка»,
«Маляр»,
«Пулемёт»
| Для Л:
«Лопатка»,
«Накажем язык»
«Улыбка»
|
2. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия. Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию. Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.
3. Дыхательная гимнастика Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания. Упражнения:
«Задуй свечу»
«Шторм в стакане»
| «Снегопад»
«Листопад»
| «Понюхай цветочек»
| «Фокус»
| «Футбол»
| 4. Пальчиковая гимнастика. Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа Су-джок.
Упражнения с предметами:
· сжимать резиновые игрушки, клизму;
· катание мяча по наклонной плоскости;
· «колодец» из спичек, счётных палочек; и др.
Графические задания:
· трафареты, обводка, раскраска;
· дорисовывание недостающих деталей.
Серии последовательных движений (выполняются поочерёдно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно):
· «оса» - поочередно вращать большим, средним, указательным пальцем вправо и влево.
· «человек бегает» и др.
5. Постановка звука. Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука. Проводится по подражанию, механическим способом или смешанным. Проводится на основе подражания звукам окружающего мира (змея шипит, жук жужжит) Проводится с помощью специальных приёмов(от «р», от «т», от «с»). Постановка звуков в такой последовательности: a) свистящие С, З, Ц, С`,ЗЬ b) шипящий Ш c) сонор Л d) шипящий Ж e) соноры Р, Р` f) шипящие Ч,Щ «Р»- вызывается звук на основе подражания логопеду: выдувание струи прерывисто выдыхаемого воздуха, или с помощью специальных приёмов (от «ж», от «т», от «д»). «Л» - по подражанию перед зеркалом (слуховое, зрительное и кинестетическое ощущение тёплой струи) или с помощью специальных приёмов.
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально. 6. Автоматизация поставленного звука. Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей. Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных
- в слогах: по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе: a) С, З, Ш, Ж, С, З, Л автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных; b) Ц, Ч, Щ, Л наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных; c) Р, Р можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
«Ш» - автоматизируется вначале в прямых слогах: ша, шо, шу…, затем в обратных: аш, ош, уш…, в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных: шла, шно, шме ….. «Л» - автоматизируется вначале в обратных слогах: ал, ол, ул…, затем в прямых: ла, ло, лу…, в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных: плу,гла,плы ….. «Р» - автоматизируются вначале в прямых слогах: ра, ро, ру…, затем в обратных: ар, ор, ур…, в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных: пра, тро, пру …
- в словах: Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
- в предложениях: Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
7. Дифференциация звуков. Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.
· С-З, С-С, С- Ц,С-Ш;
· Ж-З, Ж-Ш;
· Ч-С, Ч-Т, Ч-Щ;
· Щ-С. Щ-Т, Щ-Ч, Щ—Ш;
· Р-Л, Р-Р, Р-Л,Р-Й, Л-Л;
Цель: развитие умения различать данный звук со сходным:
· по твердости - мягкости;
· по звонкости - глухости;
· по месту образования;
· по способу образования.
8. Развитие связной выразительной речи. Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию. Проводится на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок. Индивидуальный план работы по формированию правильного звукопроизношения.
Исправление недостатков произношения свистящих. Исправление произношения недостатков шипящих. Исправление недостатков произношения Р, Л.
Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программы
В итоге логопедической работы дети должны:
· Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях и формах речи.
· Четко дифференцировать все изученные звуки.
· Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
· Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
· Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
· Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их.
Методическое обеспечение
Логопедическое воздействие осуществляется на индивидуальных занятиях.
В логопедической работе используются различные методы: наглядные, словесные практические, репродуктивные и продуктивные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественно использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используется беседа, пересказ, рассказ.
К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование. Упражнение – это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств. Так, в результате систематического выполнения упражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе постановки звука формируется навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.
В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую моторику, ручную моторику). На начальных этапах усвоения используется наглядный показ действий, при повторениях, по мере усвоения способа действий, наглядный показ всё более «свёртывается» заменяется словесным обозначением. В логопедической работе широко используются речевые упражнения. Примером их могут служить повторения слов с поставленным звуком при коррекции нарушений звукопроизношений.
Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. Использование таких средств и пособий способствует уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, создаёт эмоционально благоприятный фон для проведения логопедических занятий.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности детей, формировании навыков четкого произношения звуко-слоговых упражнений, при восприятии речевых образцов. Их роль особенно велика в формировании первоначальных навыков произношения звуков, коррекции нарушения голоса.
Продуктивные методы более широко используются при построении связных высказываний, различных видов рассказа, в творческих заданиях.
В процессе логопедической работы используются и разнообразные словесные приёмы: показ образца пояснение, объяснение, педагогическая оценка. Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение губ, языка сопровождает показ объяснением.
Большое значение в логопедической работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.
Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,— этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.
ЭТАПЫ. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
I. Этап. Подготовительный.
Задача этого этапа - подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим занятиям.
Содержание работы: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.
Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех, звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени. Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков — сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно.
К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.
II. ЭТАП. ПОСТАНОВКА ЗВУКА.
Задача: добиться правильного звучания изолированного звука.
Постановка звука — это выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее.
Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука.
Первый способ — по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука.
Второй способ — с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.
Третий способ — смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.
К следующему этапу — автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.
Эффективность занятий определяется при проведении диагностического обследования, способного показать уровень сформированности навыков детей в каждой возрастной группе.
Литература для родителей
1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика Развития и коррекции внимания у детей 5–7 лет: Метод. пособие. – М.: Теревинф, 2004. – 47 c.
2. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит. – М.: Айрис-Пресс, 2001.
3. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240.
5. Климонтович Е.Ю. Увлекательная логопедия: Пособие по развитию речи. – М.: Центр лечебной педагогики, 2010.
6. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика: Пособие для занятий с детьми 6–8 лет. – СПб.: Корона-Принт, 2004.
7. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика: Пособие для занятий с детьми 4–6 лет. – СПб.: Корона-Век, 2008.
8. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика: Пособие для занятий с детьми 2–4 лет. – СПб.: Корона-век, 2009.
9. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 3–4 лет: Ч. 1. – М.: ЮВЕНТА, 2008.
10. Резниченко Т.С. Занимательный букварь. – М.: Гном и Д, 2008г.
Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение |