Толкование блаженного Феофилакта Болгарского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

На Послание к евреям святого апостола Павла.

Глава 5

Евр.5:1. Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу,

Чтобы приносить дары и жертвы за грехи,

Евр.5:2. могущий снисходить невежествующим и заблуждающим,

Потому что и сам обложен немощью,

Евр.5:3. и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.

Евр.5:4. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.

Евр.5:5. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; (Пс.2:7)

Евр.5:6. как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. (Пс.109:4)

Евр.5:7. Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение;

Евр.5:8. хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию,

Евр.5:9. и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного,

Евр.5:10. быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека. (Ср. Пс.109:4)

Евр.5:11. О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.

Евр.5:12. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями;

Но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.

Евр.5:13. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;

Евр.5:14. Твердая же пища свойственна совершенным,

У которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

Евр.5:1. Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу,

Теперь Павел хочет показать, что Новый Завет гораздо лучше Ветхого. И прежде всего начинает сравнивать священство ветхозаветных священников со священством Христа и показывает великое превосходство последнего Между тем, так как ему встречалось препятствие в том, что многое, что должно принадлежать священникам, не принадлежало Христу, – так, Он не происходил из священнического колена, не был на земле священником, не был поставлен от человеков и, просто сказать, образ Его священства не имел какого-либо телесного выражения, как, например, колокольчиков и дощечек с заповедями (которые были у ветхозаветных священников) но все духовное, то он перечисляет сначала то, что есть общего между Христом и прочими первосвященниками, а затем показывает и преимущества Христа пред ними. Ибо тогда при сравнении действительно оказывается превосходство, когда в одном Он имеет общее, а в другом – превосходит. Итак, то, что «из человеков избираемый», – это общее у Христа с прочими первосвященниками. Ибо и Он, будучи человеком, сделался Первосвященником. Так же и то, что «для человеков поставляется на служение Богу», то есть является посредником, и это – общее.

Чтобы приносить дары и жертвы за грехи,

Объяснил, что значит: поставляться за людей пред Богом, – это значит, говорит, умилостивлять Бога за грехи. И это общее у Христа с прочими, хотя и не вполне: ибо Он принес в жертву Себя Самого, те же – нечто другое. Как различаются «дар» и «жертва», сообразно точному смыслу, хотя в Писании они употребляются безразлично, узнаешь ниже.

Евр.5:2. могущий снисходить невежествующим и заблуждающим,

То есть привести в соразмерность, сострадать, снисходить и подавать прощение согрешающим по неведению. Но смотри, что невежество и заблуждение производят всякий грех. Ибо, хотя кажется, что кто-либо знает зло, но, омрачаясь в момент деятельности, он страдает от неведения и заблуждения, увлекаемый прелестью удовольствия.

Как и Аарон.

Ибо и Аарон, сначала призванный Богом чрез Моисея, таким образом священствовал, не сам присвоив себе этот сан. И опять, когда жезл расцвел, было показано, что он был послан Богом; и тогда, когда огонь пожрал посягавших на священство (Чис.16–17).

Евр.5:8. хотя Он и Сын,

И это по причине плоти и немощи слушателей: ибо у них еще не было надлежащего понятия о Нем. Мысль здесь следующая: таково было благоговение Его, что то, что Он был услышан, было более делом Его благоговения, чем благодати Божией; и за это почтил Его Бог и внял Его молитве, хотя, как Сын, Он и имел к Нему естественное дерзновение: настолько было велико Его благоговение и достойно почтения. Поэтому, не унывайте, имея Господа, Которого выслушивает Отец. Итак, о чем вы ни попросите Его, исполнит для вас: об этом и Сам Христос в Евангелии говорит ученикам: «ибо Отец Мой более Меня» (Ин.14:28), и: «о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин.16:23).

Евр.5:9. и, совершившись,

Итак, совершенство достигается путем страданий. Для чего же вам негодовать на бедствия, которые вас совершенствуют?

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.007 с.)