Дайте общую характеристику основных средств восстановления, стимулирующих физическую работоспособность спортсмена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте общую характеристику основных средств восстановления, стимулирующих физическую работоспособность спортсмена.



 

Основными медикобиологическими средствами восстановления являются: питание (биологические добавки, кислородные коктейли и т.д.); физиотерапевтические процедуры; различные виды массажа. Рационально организованное питание спортсмена является одним из основных факторов, обеспечивающих полноценное протекание восстановления.

группа глобального воздействия

Суховоздушная и парная бани, общий ручной и аппаратный массаж, аэронизация, ванны

Наиболее важные функциональные системы организма спортсменов

Группа общетонизирующего воздействия

Ультрафиолетовое облучение, некоторые электропроцедуры, аэронизация воздуха, местный массаж

Средства, оказывающие тонизирующее влияние на организм

Жемчужная, хвойная, хлоридно-натриевая ванны, восстановительный массаж

Средства, обладающие преимущественно успокаивающим действием

Вибрационная ванна, контрастный душ, предварительный массаж

Средства, оказывающие возбуждающее, стимулирующее влияние

 

87. Особенности построения процесса подготовки спортсменов в соревновательном периоде.

Основными задачами этого периода являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений.

Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарём главных соревнований, которых у квалифицированных спортсменов обычно бывает не более 2 – 4. В главных соревнованиях спортсмен должен находиться в состоянии спортивной формы, то есть в готовности показать свой максимальный результат, победить или занять возможно более высокое место.

Для того чтобы попасть в состав участников главных соревнований, спортсмену необходимо в отборочных соревнованиях занять соответствующее место (определённое в принципах отбора на данных соревнованиях) или выполнить заранее определённый норматив. Все остальные соревнования носят как тренировочный, так и коммерческий характер; специальная подготовка к ним, как правило, не ведётся.

Соревновательный период чаще всего делят на два этапа: 1) этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы; 2)этап непосредственной подготовки к главным соревнованиям и выступлением в них.

1. Этап ранних стартов. На этом этапе длительностью в 4 – 6 микроциклов решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спортивной формы и совершенствования новых технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этапа обычно проводится основное отборочное соревнование.

2. Этап непосредственной подготовки к главным соревнованиям.

Основные отборочные соревнования (чемпионат страны) проводится обычно за 2 – 3 недели до главных соревнований (чемпионатов Европы, мира, Олимпийских игр и других крупнейших международных соревнований). К чемпионату страны проводится напряжённая специальная подготовка. После него спортсмены, попавшие в сборную команду страны проводят тренировку, построенную по принципу предсоревновательных мезоциклов.

На этом этапе решаются следующие задачи:

• Восстановление работоспособности после отборочных соревнований.

• Дальнейшее совершенствование специальной физической подготовленности и технико-тактических навыков

• Создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счёт регуляции и саморегуляции состояний.

• Моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и контроля, за уровнем подготовленности.

• Обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности (физической, технической, тактической, психической) с целью трансформации её в максимально возможный результат.

 

88. Основания для формулирования цели и постановки задач, которые предстоит решать в соревновательном периоде: какую роль играет «обратная связь» при проектировании и реализации целевой программы подготовки. Что необходимо учитывать и какие операции производить при принятии решений по корректировке программы и технологии управления процессом?

 

 

Обратная связь — это непрерывно действующее замкнутое кольцо процессов, в котором управляющая система обеспечивает действие управляемого объекта и, воспринимая от него информацию о фактических параметрах этого действия, контролирует его, держит в требуемых рамках и вносит, если надо, соответствующие поправки. Подобным образом следует понимать обратную связь и в педагогической практике: как взаимодействие между выполняемым заданием или упражнением и обратной подачей ученику информации от его органов и систем, от внешней среды, специальных контрольных аппаратов и устройств, от педагога. Отражаясь в сознании спортсмена, вся эта информация позволяет ему определить, насколько правильно выполняется действие, и соответственно этому подать сигналы для его корректировки.

правление процессом подготовки спортсмена должно включать следующие операции:

1) сбор информации 2) её анализ 3) принятие решения 4) реализация плана 5) контроль результата. Элементы управления системой подготовки спортсмена: • отбор (поиск наиболее перспективных) – предварительный, промежуточный, итоговый • планирование (способ организации подготовки спортсмена) – перспективное, текущее, оперативное • контроль (сравнение результата с планом) – оперативный, текущий, этапный • прогнозирование (предвидение перспектив) – краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное • моделирование (разработка и использование моделей)

Основой для управления тренировочным процессом служат изменяющиеся возможности спортсмена, информация о которых поступает от спортсмена к тренеру при помощи обратных связей 4 типов:

1. Сведения идущие от спортсмена к тренеру (самочувствие, настроение, отношение к работе

2. Сведения о поведении спортсмена (объем тренировочной работы, её выполнение, замеченные ошибки);

 3. Данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер сдвигов в функциональных системах, вызванных тренировочной нагрузкой);

4. Сведения об отставленном и кумулятивном эффектах (изменение в состоянии тренированности и подготовленности спортсменов). Объектом управления является поведение спортсмена и его состояние.

 

89 Воспроизведите на бумаге простейшую универсальную схему управления процессом спортивной подготовки и объясните значение «прямой» и «обратной» связи.

Вы­деляют два основных вида связи — прямую и обратную. Прямой на­зывается связь, идущая от управляющей системы к управляемой, а об­ратной — от объекта управления к управляющей системе. Например, прямые связи в теле человека — это сигналы, идущие от центральной нервной системы к периферическим органам, а обратные — это сигналы, идущие от периферических рецепторов в центральную нервную систему. В рассматриваемой системе управления спортсменом примером прямых связей являются план и программа тренировки, предла­гаемые тренером спортсмену; примером обратных связей — результат выполнения плана и программы тренировки спортсменом.

 

 

94. Физическая нагрузка — это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Адапта́ция — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Биологическая адаптация. 

Кумулятивный тренировочный эффект — это итог суммирования срочных эффектов тренировок, реализованный в приобретении или совершенствовании подготовленности, которая характеризуется наличием существенных адаптационных перестроек биологических структур и функций организма, морфофункциональными изменениями в органах и системах организма.

При регулярной тренировке следовые эффекты каждого тренировочного занятия или соревнования (соревнование — самый мощный тренировочный стимул, и любое соревнование или тренировка в соревновательном режиме оставляет серьезные морфофункциональные сдвиги..,это стоит учитывать любителям часто соревноваться), постоянно накладываясь друг на друга, суммируются, в результате чего возникает кумулятивный тренировочный эффект, представляющий собой производное от совокупности различных следовых эффектов и приводит к существенным адаптационным изменениям в состоянии организма атлета, увеличению его функциональных возможностей и спортивной работоспособности. Он является общим результатом интеграции эффектов регулярно воспроизводимого упражнения (или системы различных упражнений, что более актуально для функционального многоборья).

95. К числу наиболее важных функциональных состояний организма спортсменов следует отнести оперативный покой, психоэмоциональную напряженность, монотонию, утомление, хроническое утомление и переутомление, тренированность, перетренированность и перенапряжение.

Утомление – это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в том, уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и перераспределения внимания, усвоения теоретического материала. Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения.

Суперкомпенсация или сверхвосстановление – фаза восстановительного процесса, при котором уровень физических возможностей организма превышает показатель до наступления нагрузки.

 

Пример: есть начальный показатель, при котором спортсмен готов выполнять ту или иную нагрузку. Во время той самой нагрузки наступает утомление мышц, вызванное истощением запасов гликогена и креатинфосфата. Этот период означает упадок сил, то есть показатель на графике падает. Потом наступает период восстановления, проще говоря, отдых, при котором физические возможности организма повышаются и достигают своего пика, который превышает начальный показатель, компенсируя его. Это и есть суперкомпенсация. Таким образом, в этот период возможности спортсмена на пике и он может выполнить нагрузку, превышающую по предыдущим показателям.

 

96. Психическая подготовка — это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них:

•                       Трезвая уверенность в своих силах является залогом успешного выступления спортсмена в соревновании. Уверенность возникает и формируется на основании реальных расчётов соотношения возможностей спортсмена и предполагаемых условий. Так, в видах спорта единоборств существуют «внутренние опоры» уверенности, включающие в себя знания спортсмена об уровне собственной технической, физической подготовленности к участию в соревновании, владение приёмами саморегуляции.

•                       Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу означает не что иное, как проявляющуюся в реальных действиях целеустремлённость спортсмена, направленную на ведение борьбы в любых соревновательных условиях до конца не только с равными, но и с более сильными соперниками. Это стремление в соревновательных условиях и перед соревнованием выражается у спортсмена в желании соревноваться. Стремление бороться до конца в течение соревнований может изменяться, угасать. Основными причинами этого является: 1) явное, нередко неожиданное превосходство противника или команды (пример, Боб Бимон прыгнул на 8 м 90 см, и у других соперников желание соревноваться с ним пропало); 2) преждевременно возникающее, нередко обманчивое впечатление о якобы уже достигнутой соревновательной цели. При этом спортсмен нередко упускает победу, которую он «держал в руках». Почувствовал реальность победы и ослабил действия.

•                       Оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Предсоревновательный период протекает при повышенной эмоциональной возбудимости. По П. К. Анохину, это целесообразные предрабочие реакции, возникающие по механизмам «опережающего отражения». Однако не во всех случаях уровень возбуждения является благоприятным для успешности предстоящей деятельности спортсмена. При предстартовой лихорадке он слишком высокий, а при апатии недостаточный. Уровень эмоционального возбуждения характеризует психическую напряжённость и обусловлен адекватным или неадекватным предвидением напряженности ожидаемой борьбы в ходе соревнований. Для успешного выступления спортсмена важно, чтобы уровень эмоционального возбуждения был оптимальным, при котором спортсмен выполняет запланированный результат и перевыполняет.

•                       Высокая помехоустойчивость против сбивающих факторов (влияний). В процессе соревнований спортсмен должен сохранять сосредоточенность в процессе спортивной борьбы при влиянии на него множества сбивающих факторов. При этом спортсмен должен проявить максимально возможную «нечувствительность» или активно противодействовать их разрушительному влиянию. Помехоустойчивость человека содействует сохранению рабочих параметров. В исследованиях Н. П. Казаченко и О. И. Мазурова показано, что в основе помехоустойчивости лежит сформированная рабочая доминанта (по А. А. Ухтомскому). В психологических же её механизмах центральное место занимает устойчивое внимание, стабильная длительность сосредоточения перед исполнением спортивного действия, эмоционально-сенсорная устойчивость, совокупность волевых качеств, сила нервной системы по возбуждению. Влияние сбивающих факторов нейтрализуется усилием рабочей доминанты на неосознаваемом уровне, и за счёт волевых усилий на осознаваемом.

•                       Способность управлять своими действиями, мыслями, чувствами и поведением. Соревнования характеризуются изменчивостью борьбы, её разнообразием. При этом спортсмен стоит перед необходимостью ориентироваться в обстановке, предвидеть ход событий, принимать целесообразные решения, регулировать свои действия, управлять своими эмоциями, корригировать своё состояние, противостоять факторам и т. д.

Психическая готовность является необходимым компонентом этого единого, нередко имеющим решающее значение для успешности соревновательной деятельности. Она представляет собой одно из психических состояний спортсмена. Это состояние целостное проявление личности, всегда причинно обусловлено, имеет в своей основе тот или иной функциональный уровень коры головного мозга.

 

98. Какую роль играют и какое влияние оказывают волевые способности на успешность соревновательной деятельности спортсмена: функции волевых качеств, основные положения методики и критерии оценки уровня их развития (на примере ИВС).

Психологическая подготовка – процесс, направленный на создание у спортсменов состояния психической готовности к соревнованию. Это и следует считать предметом психологической подготовки к соревнованиям в спорте.

Термин психологическая подготовка чаще всего используется для обозначения обширного круга действий тренеров, спортсменов и менеджеров, которые направлены на формирование и развитие психических процессов и качеств личности спортсменов, необходимых для успешной тренировочной деятельности и выступления в соревнованиях.

Психологическая подготовка – это процесс практического применения четко определенных средств и методов, направленных на создание психологической готовности спортсмена.

Основные вопросы психологической подготовки:

*       оценка особенностей личности спортсмена – его характера, темперамента, направленности личности, интересов, уровня притязаний в спорте и т.д.;

*       социальные аспекты личности и коллектива – психологический климат в спортивной команде, формирование межличностных отношений;

*       оценка максимальных возможностей спортсмена, его различных психических качеств;

*       оценка психического состояния спортсмена и их регуляция;

*       средства достижения максимальной или оптимальной психической работоспособности;

*       обоснование применяемых средств реабилитации после большой тренировочной нагрузки, ответственных соревнований, напряженного спортивного сезона.

К компонентам психологической подготовленности относятся:

1)    свойства личности, т.е. мотивация, притязания, черты характера, темперамент;

2)    психологические процессы и функции;

3)    стабильные (положительные) психические состояния.

    К числу психических процессов и функций, способствующих совершенному овладению приемами техники и тактики, можно отнести следующие:

а) различные виды ощущений и восприятий;

б) особенности представлений и воображения;

в) особенности внимания;

г) особенности мышления и памяти.

     Общая психологическая подготовка помогает:

1)       воспитанию моральных черт личности, правильных идейных установок, мировоззрения, разнообразных интересов, необходимой мотивации и т.д.;

2)       развитию психических процессов и функций, необходимых для успешного выступления в соревнованиях. Это ощущение и восприятие («чувство мяча», «чувство воды» и т.п.), качества внимания, памяти, мышления и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.025 с.)