Вопрос 1. Социология организаций в системе научных знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Социология организаций в системе научных знаний



Вопрос 3. Объект и предмет социологии организаций.

Социология организаций - отрасль социологии, изучающая социальные закономерности и механизмы функционирования и развития организаций как сложных многоцелевых систем социальных отношений.

Объектом социологии организаций выступают объективно существующий феномен организаций (любые формы организованной социальной жизни), объективная взаимосвязь всех уровней организации и систем управления организацией, социальные, организационные отношения между группами управляющих и группами управляемых (исполнителями), вся система организационных взаимодействий.  

Предметом социологии организаций как естественной и социальной науки, является изучение строения организаций, системы законов и закономерностей, принципов формирования и развития организаций, взаимодействий субъектом и объектов организационной деятельности.

 

Вопрос 4. Классические модели организации. (План Б)

Существует две основные модели

1. механическая модель. Организация рассматривается как своеобразная машина, которая работает по строго установленному порядку. Она предполагает достижение высокого уровня производства и эффек­тивности на основе широкого использования правил, процедур, централизованной власти, а также высокой специализации работ. МаксВебер впервые описал ее применение и ввел термин «бюрократия» как способ организации коллективных действий. Она превосходит любую другую форму по точности, стабильности, дисциплине и надежности. Она позволяет руководителям организации с высокой точностью предсказывать результаты управленческих действий и реакции на эти результаты. При механическом подходе к конструированию организации, по мнению Вебера, обеспечиваются благоприятные условия для управления ОП.

2. органическая модель. Используется при конструировании организации, для которой характерны высокий уровень адаптивности, ограниченное использование правил и процедур, децентрализация власти и относительно низкая степень специализации. Барнс и Сталкер впервые ввели термин «органическая система» для обозначения организаций с гибким менеджментом.

Методы управления.

Структурными методами являются: Разъяснение требований. Это самый эффективный метод профилактики дисфункциональных конфликтов. Использование координационных и интеграционных механизмов. Если в компании установлена четкая иерархия и действует принцип единоначалия, это может служить одним из эффективных методов разрешения конфликтной ситуации. Если конфликт возникает между несколькими сотрудниками или подразделениями, общий начальник может разрешить его силой своей власти. Методы вознаграждения или поощрения позволяют сгладить дисфункциональные последствия конфликта. Установление комплексных общеорганизационных целей. Для применения этого способа на практике требуются совместные усилия нескольких отделов или сотрудников. Руководство стремится направить усилия этих единиц на достижение общеорганизационной цели.

Межличностные способы управления конфликтом: Уклонение, или уход от конфликта, Сглаживание, состоящее в том, чтобы войти в положение другой стороны, Компромисс, Принуждение, заключающееся в разрешении конфликта силой, Решение проблемы, состоящее в разрешении конфликта через сотрудничество.

 

Вопрос 22. Содержание организационной культуры.

Понятие организационной культуры включает в себя весь спектр социального поведения работников, ценности и нормы, принятые в организации, а также внешнее проявление соблюдения норм. Чаще всего подробное определение организационной культуры выглядит так: это совокупность ценностей, традиций, норм, верований, обычаев, воплощенных в разных аспектах деятельности организации, которые делают организацию уникальной.

Рассмотрим содержание организационной культуры на основе десяти характеристик по методике Ф. Харрис и Р. Моран: осознание себя и своего места в организации; коммуникационная система и язык общения; внешний вид, одежда и представление себя на работе; что и как едят люди, привычки и традиции в этой области; осознание времени, отношение к нему и его использование; взаимоотношения между; ценности и нормы; вера во что-то и отношение или расположение к чему-то; процесс развития работника и научение; трудовая этика и мотивирование.

Вышеотмеченные характеристики культуры организации, взятые вместе, отражают и придают смысл концепции организационной культуры.

Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения и определяется не простой суммой предположений, а тем, как они связаны между собой и как они формируют определенные образцы поведения. Отличительной чертой той или иной культуры является относительный порядок, в котором располагаются формирующие ее базовые предположения, что указывает на то, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между разными наборами предположений.

Члены организации, разделяя веру и ожидания, создают свое физическое окружение, вырабатывают язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другими действия и проявляют понимаемые всеми чувства и эмоции. Все это, будучи воспринятым работниками, помогает им понять и интерпретировать культуру организации, т.е. придать свое значение событиям и действиям и сделать осмысленным свое рабочее окружение. Поведение людей и групп внутри организации сильно связано нормами, вытекающими из этих разделяемых верований, ожиданий и действий.

Вопрос 1. Социология организаций в системе научных знаний

В ряду социолого-управленческих дисциплин социология организаций может быть охарактеризована как специальная теоретическая дисциплина. На этом уровне она сосуществует с социологией менеджмента или с социологией управления. Наряду с ними, социология организаций - дисциплина среднего уровня (так как в ней изучаются конкретные формы проявления общественных отношений на мезоуровне общества)или отраслевая социология. По отношению к менеджменту она является дочерней дисциплиной, отделившейся от него в силу предметной определенности.

Разница от других дисциплин в том, что если, например, социология менеджмента описывает через предметную призму управленческие процессы (деятельность, связанную с обеспечением коллективного целедостижения), то социология организаций делает акцент на специфическом коллективном субъекте этой деятельности (организации) и ее социальной составляющей (социальная организация). В центре изучения оказываются природа организации, ее строение, динамика, механизмы функционирования и развития, проблемы выживания и т.д. Наконец, по отношению к социолого-управленческим дисциплинам, имеющим прикладной и практическо-управленческий статус (организационное проектирование, социальная инженерия, практика социологического управленческого консультирования, социологической диагностики и социальных технологий и др.), социология организаций выполняет методологические функции.

Особенностью социологии организации является История возникновения и развития тесно связаны с историей развития менеджмента и теории организации; в силу этого данные науки имеют похожий понятийно-категориальный аппарат;

В социологии организаций используются общенаучные методы, философские методы, собственные методы организационно-управленческих дисциплин. Последние принадлежат к различным подходам, теориям, парадигмам.

Вопрос 2. Понятие и сущность организации. (по учебнику Фролова из рпд)

Ч. Барнард. Организация — «система сознательной координации двух или более людей, выполняющих разнообразную деятельность, для достижения единой цели».

Б. Карлоф. Организация - «инструмент координации трудовых вкладов людей для достижения общей цели».

П. Лоуренс, Дж. Лорш. Организация - «совокупность людей, занятых решением сложных задач, связанных друг с другом в процессе сознательного достижения взаимно согласованных целей», «система скооперированной и скоординированной деятельности с целью получения максимальной выгоды от взаимодействия с внешней средой» или «посредник во взаимодействии индивида со средой».

М. Карзье. Организация - «механизм, обеспечивающий обмен деятельностями и контролирующий внутриорганизационные игры».

Г. Саймон. Организация - «система принятия и реализации управленческих решений». Р. Дабин. Организация - «система разнородных средств регуляции поведения».

Во первых, организации - это прежде всего социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей. Каждая организация в какой-то мере целесообразна. Вовторых, организации - такие группы, которым свойственна высокая степень формализации их внутренней структуры в том смысле, что правила, регламентация, распорядок охватывают практически все сферы поведения ее членов.

На основании перечисленных основных специфических черт можно дать следующее определение организации: организация - это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высоко формализованных структур на основе специализации или разделения труда. Нередко определение организации отражает и такую специфическую черту, как наличие координирующего и управляющего органов. Однако эти органы присущи не всем организованным социальным группам. Опыт показывает, что в некоторых организациях развито самоуправление, они характеризуются высокой степенью взаимозависимости отдельных подразделений и зрелостью работников; эти организации могут иметь относительно слабо развитый координирующий орган, выполняющий в основном функции связи с внешним окружением. Но подавляющее большинство организаций нуждается в централизованном управлении и наличии координирующего органа с широкими полномочиями. В целом современная организация - это сложный организм, построенный на четкой координации усилий всех структурных единиц, осуществляемой со стороны управленческого органа. Функционирование организации основано на системе особых, организационных отношений, на четком определении и выполнении ролевых требований каждым членом организации.  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.011 с.)