Актах. Нормативно-техническая документация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актах. Нормативно-техническая документация.



Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов,

общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует

устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им,

чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым

предписаниям.

В условиях создания правового государства, ликвидации административнокомандной системы, перехода к рыночной экономике складывающиеся общественные и

производственные отношения должны подвергаться законодательному регулированию.

Должна быть обеспечена надежная социально-правовая база для юридического закрепления системы норм и принципов обеспечения промышленно-технической, экологической

безопасности – тем, что принято понимать под безопасностью жизнедеятельности. Изменение экономической системы в стране привело к тому, что очень многие сферы деятельности, которые раньше находились исключительно в ведении государства, ныне перешли

в негосударственный сектор.

Знание наличия и требований законодательно-правовой базы в этой сфере является

настоятельной необходимостью для специалистов, населения, управляющих структур,

общественных организаций, связанных с природоохранной деятельностью, защитой здоровья человека и природы от техногенной опасности.

Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД

Законы и подзаконные акты

Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое

знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться

высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности

для сотрудников и подчиненных.

Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и

коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ

является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

− Федеральные законы.

− Указы Президента РФ.

− Постановления Правительства РФ.

− Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

− Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

− Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Таким образом, правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности

составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также

подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего:

• Министерство природных ресурсов РФ;

• Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;

• Министерство труда и социального развития РФ;

• Министерство здравоохранения РФ;

• Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и

ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых

условий труда составляет закон РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом благополучии

населения” (1991 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство,

включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие, критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обес-

печению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и

окружающей среды зафиксировано в законе РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” (1991 г.) и в законе РФ “О защите прав потребителей” (1992 г.).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической

безопасности, является закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды” (1991 г.,

введен в действие с 3.02.1992 г.).

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим

Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РСФСР (1991 г.), законы Российской Федерации “О недрах” (1992 г.) и “Об экологической экспертизе” (1995 г.). До принятия соответствующих документов РФ продолжает действовать закон СССР “Об охране атмосферного воздуха” (1980 г.).

Среди законодательных актов по охране труда отметим Основы законодательства

РФ по охране труда (1993 г.) и Кодекс законов о труде РСФСР (с изменениями и дополнениями 1992 г.), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ “О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (1994 г.), “О пожарной безопасности” (1994 г.), “Об использовании атомной энергии” (1995 г.). Среди подзаконных

актов в этой области отметим постановление правительства РФ “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (1995 г.).

Нормативно-техническая документация (НТД)

Эта документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ,

строительные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов “Охрана природы”, документы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающий среды, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Эти

ведомства частично используют документацию организаций, правоприемниками которых

они являются: Минздрава СССР, Госстроя СССР, Госстандарта СССР, Госкомприроды

СССР и Госгидромета СССР.

Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном

воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и

излучений от различных источников, ионизирующих излучений).

В системе строительных норм и правил рассмотрены нормы проектирования со-

оружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды

и рационального природопользования. В группе 12 части 2 системы представлены нормы

отвода земель под различные строительные объекты. Особо отметим СНиП 2.04.03–85

“Канализация. Наружные сети и сооружения”, в котором подробно рассмотрены мероприятия и устройства по очистке сточных вод, их обеззараживанию, а также по утилизации осадков, полученных при очистке (группа 04 части 2 системы СНиПов).

Система стандартов “Охрана природы” (ССОП) – составная часть государственной

системы стандартизации (ГСС), ее 17-я система. Система стандартов в области охраны

природы и улучшения использования природных ресурсов – совокупность взаимосвязан-

ных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим

законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и

экономических требований.

Основными задачами стандартизации в области охраны природы в соответствии с ГОСТ 17.0.0.01-76 являются:

• обеспечение сохранности природных комплексов;

• содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов;

• содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчиво-

стью окружающей природной среды (ОПС);

• совершенствование управления качеством ОПС в интересах человечества.

Структура обозначения стандартов ССОП имеет вид:

ГОСТ 17 17.0.0.01-76

- стандарты Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), утверждаемые:

государственные стандарты (ГОСТ) – Госстандартом и Госкомитетом по вопросам архитектуры и строительства; отраслевые стандарты (ОСТ) – соответствующими федеральными органами исполнительной власти; стандарты предприятия (СТП) – предприятиями;

- санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утверждаемые Федеральным санитарно-эпидемиологическим надзором и Министерством здравоохранения

России;

- правила устройства и безопасной эксплуатации (правила безопасности – пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности), утверждаемые соответствующими федеральными надзорами;

- правила и инструкции по охране труда.

ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАКОНАХ И ПОДЗАКОННЫХ АКТАХ.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ОБУЧЕНИЕ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ И ИТР

123

Согласно ст. 143 КЗОТ РСФСР правила по охране труда подразделяются на единые, межотраслевые и отраслевые. Единые распространяются на все отрасли экономики.

Они закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда, которые одинаковы для всех отраслей. Межотраслевые закрепляют важнейшие гарантии

обеспечения безопасности и гигиены труда в нескольких отраслях, либо в отдельных видах производства, либо при отдельных видах работ (например, на отдельных типах обо-

рудования во всех отраслях).

Инструкции по охране труда делятся на типовые (для рабочих основных профессий отраслей) и действующие в масштабах предприятия, организации или учреждения.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) – одна из систем государственной

системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) этой системы ГСС – 12. В рамках этой

системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как

федерального, так и отраслевого значения. ССБТ представляет собой многоуровневую

систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда.

Стандарты подсистемы 0 устанавливают: цель, задачи, область распространения,

структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ; терминологию в области

охраны труда; классификацию опасных и вредных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности. Большую часть этой подсистемы составляют стандарты предприятий (СТП).

Объектами стандартизации на предприятиях являются: организация работ по охране труда, контроль состояния условий труда, порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; организация обучения и инструктажа работающих по безопасности труда; организация контроля за безопасностью труда и всех других работ, которыми занимается служба охраны труда.

Стандарты подсистемы 1 устанавливают требования по видам опасных и вредных

производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы и

средства защиты работающих от их воздействия; методы контроля уровня указанных

факторов. Стандарты подсистемы 2 устанавливают: общие требования безопасности к

производственному оборудованию; требования безопасности к отдельным группам про-

изводственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований.

Стандарты подсистемы 3 устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности. Стандарты подсистемы 4 устанавливают

требования безопасности к средствам защиты; подсистемы 5 – к зданиям и сооружениям.

В ССБТ принята следующая система обозначений (см. рис.).

Таким образом, если нас интересуют требования безопасности к электросварочным

работам, ищем стандарт класса 12, подсистемы 3 (производственные процессы), где он

фигурирует под номером 3 (ГОСТ12.3.003 – 86).

Стандарт требований к защитному заземлению и занулению (их применению, устройству) следует искать в подсистеме 1 – это ГОСТ 12.1.030 – 81 “ССБТ. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление”. Нельзя путать стандарты такого рода со

стандартами требований безопасности к средствам защиты (подсистема 4), например,

ГОСТ 12.4.021 – 75* “ССБТ. Системы вентиляционные. Общие требования”. Стандарт на

обучение работающих безопасности труда, метрологическое обеспечение охраны труда

следует искать в подсистеме 0 как стандарты на организационные вопросы. Это ГОСТ

12.0.004 – 90 и ГОСТ 12.0.005 – 84.

Если перечень методов и средств защиты, необходимых для обеспечения требований безопасности по рассматриваемому фактору оказывается емким, его стандартизируют в рамках отдельного стандарта подсистемы 1. Примером такого документа является

ГОСТ 12.1.029 – 80 “ССБТ. Средства и методы защиты от шума. Классификация”. Так же

поступают при информативноемких методах контроля требований безопасности. Так, в

подсистеме 1 имеются отдельные стандарты на метод измерения на рабочих местах шума

(ГОСТ 12.1.050 – 86), шумовых характеристик машин (ГОСТ 12.1.023 – 80, ГОСТ

12.1.024 – 80, ГОСТ 12.1.025 – 80, ГОСТ 12.0.026 – 80; ГОСТ 12.1.027 – 80, ГОСТ

12.1.028 – 80) и т. д.

Требования безопасности устанавливают применительно к производственному, а

не технологическому оборудованию, к производственным, а не технологическим процессам. Так, требования ГОСТ 12.2.009 – 80* “ССБТ. Станки металлообрабатывающие. Общие требования безопасности” относятся к станкам всех типов (токарным, сверлильным,

шлифовальным, заточным и т. п.); ГОСТ 12.3.025 – 80* “ССБТ. Обработка металлов ре-

занием. Требования безопасности” относится ко всем видам металлообработки резанием.

Стандарты предприятий по безопасности труда разрабатываются непосредственно

на предприятии и согласовываются с профсоюзным комитетом. Они регламентируют

принципы работ по обеспечению безопасности труда: организацию контроля условий

труда; надзора за установками повышенной опасности; обучение работающих безопасности труда; аттестации лиц, обслуживающих установки повышенной опасности, проведение аттестации рабочих мест на предприятии и т. д.

Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов “Безопасность в чрезвычайных ситуациях” (БЧС).

Основные цели комплекса:

– повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС

на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности

населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биологосоциальных и военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС;

– эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при

проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Задача комплекса – установление:

– терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС, поражающих факторов;

– основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС,

по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и

растений, объектов народного хозяйства в ЧС, по организации ликвидации ЧС;

– уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС;

– методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС;

– способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства,

а также требований к средствам, используемым для этих целей.

Обозначение отдельного стандарта в комплексе состоит из индекса, номера системы по классификатору (ГСС – 22), номера (шифра) группы и года утверждения или пересмотра стандарта

Например, ГОСТ 22.0.01 – 94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные

положения.

Стандарты группы 0 устанавливают:

— основные положения (назначение, структуру, классификацию) комплекса стандартов;

— основные термины и определения в области обеспечения безопасности в ЧС;

— классификацию ЧС;

— классификацию продукции, процессов, услуг и объектов народного хозяйства

по степени их опасности;

— номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

— предельно допустимые уровни (концентрации) поражающих факторов и воз-

действий источников ЧС;

— основные положения и правила метрологического контроля состояния технических систем в ЧС.

Содержание остальных групп стандартов определяется их кодовым наименованием

(см. табл.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.055 с.)