Теория государства и права как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория государства и права как наука



Теория государства и права как наука

Понятие науки. - Группы научных знаний. - Понятие теории. Специфика предмета ТГиП - государство и право.

Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Она включает как деятельность по получению нового знания, так и её результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Непосредственные цели – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов.

Выделяются три главные группы научных знаний: 1. естественные науки (сведения о природе); 2. гуманитарные науки (включая юридические); 3. науки о мышлении. < В некоторых случаях третьей группой считаются технические науки. > Соответственно, каждая из наук ищет закономерности в своей сфере (законы природы, общества, мышления). К общественным наукам относится и юридическая наука, изучающая государство и право как самостоятельные, но органично связанные между собой важные сферы жизни общества. Кроме того, она изучает и такой вид законов, как принимаемые государственными органами общеобязательные правила поведения.

Теория – “обозрение”, наука, построенная на обозрении, обобщении. Предмет всякой теории – главные, устойчивые, повторяющиеся длительное время связи – закономерности. Теория государства и права изучает, таким образом, закономерности, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов, рассматривает государство и право как целостные социальные институты. Специфика её предмета - рассмотрение двух общественных институтов, явлений: государства и права <государство как форма общественного управления, право - как его содержание, форма реализации управления>. Это обуславливает условное деление ТГиП на теорию государства и теорию права.

Теория государства и права и социальная практика

Что есть социальная практика. - Влияние практики на теорию. - Влияние теории на практику.

Теория и практика взаимосвязаны. Если теория ищет общие закономерности в практике, то последняя составляет основу и смысл существования теории, обуславливает её. Можно сказать, что практика - это объективная реальность, когда теория - продукт её осмысления. В этой связи социальная практика, т. е. процесс деятельности общества людей (социума), охватывающий экономические (базисные) и политические, юридические и др. взаимоотношения (надстройка) как между отдельными личностями, так и между их так или иначе организованными группами, и составляет основу для теоретического осмысления, для социальной теории. Основой для ТГиП является практическая деятельность государства и правовое регулирование.

Социальная значимость ТГиП во многом определяется ее связью с общественной практикой, способностью удовлетворять потребности последней. Юридическая практика, опыт функционирования государств, факты государственно-правовой деятельности служат источником для развития учения о государстве и праве. Практика же обуславливает и цели исследования государства и права, т. е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной основе.

ТГиП позволяет обобщить практическую деятельность всех государств и всех правовых систем в различных аспектах их взаимодействия, влияния на общество и взаимовлияния. Изучая и обобщая практику, ТГиП формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и использовать их в целях развития общества.

3. Предмет науки “Теория государства и права”

Предмет ТГиП

Предмет всякой науки - те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, то, на что направлено научное познание. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Государство и право рассматриваются во взаимосвязи и взаимозависимости с экономикой, моралью, культурой и др. явлениями, присущими обществу. Предметом науки ТГиП служит многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание. Структурное деление на теорию государства и теорию права позволяет изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право - в его государственном обеспечении; при этом ТГиП остаётся цельной, не распадается на две теории. В конечном итоге предметом ТГиП выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

4. Методы науки “Теория государства и права”

Теории происхождения государства (перечисление). - Неолит и выживание человека. Смена разделения труда. Раннеклассовое общество. - Город-государство. - Типичная и уникальная формы происхождения государства.

Насчитывается множество теорий происхождения государства. Среди них: теологическая (идея божественного происхождения государства и права), патриархальная (государство возникает в результате разрастания семьи), договорная (соглашение народа и государства, желание народа создать себе законное правление), органическая (люди - “клетки” государства), насилия (государство возникло в результате внешнего и (или) внутреннего насилия одних людей над другими), психологическая (потребность людей жить в организованном обществе), классовая (государство - результат действия объективных процессов экономического развития общества). Также материалистическая (государство приходит на смену родоплеменной организации, а законы - обычаям). Реально, конечно, требуется синтез этих теорий.

Для выяснения причин происхождения государства необходимо учитывать множество факторов, в т. ч. природный. Начало процессу положил неолитический период (всемирное похолодание), изменивший условия обитания вида Homo Sapiens и заставившего его отказаться от привычного образа жизни (собирательство). Обычные пищевые ресурсы (мегафауна, присущая тёплым климатическим поясам растительность) были уничтожены. Человек учился приспосабливаться к новым условиям, но, так как он был слишком неприспособлен под новые условия, он стал преобразовывать природу сам. Процесс постепенного перехода от исключительно потребляющей экономики к производящей получил название “неолитическая революция”. Состоялся переход от естественного разделения труда (мужской, женский, детский) и естественного равноправия к общественному разделению труда (земледелие, скотоводство, иная специализация). Одновременно от первобытнообщинного строя состоялся переход к т. н. “военной демократии” (варварские кочевые племена). На базе земледельческой общины стало формироваться раннеклассовое общество.

Первая форма собственности была коллективной. Соседские земледельческие общины, объединившись, способствовали возникновению особого центра власти с формой “город-государство” - переходный этап от организации родовой власти к государственной власти. “Центр” города - дворец, храм, площадь (общественный центр). Город-государство отражает значительные изменения в жизни общества: демографический взрыв, государственность, новые общественные отношения, агрокалендарь, новые культы и обряды, специальный разряд лиц, занимающийся информационным обслуживанием общества.

Этап формирования города-государства подчеркивал, что родовая власть постепенно утратила своё историческое значение и под влиянием многих факторов возникло государство - как генеральная (объединяющая) управленческая структура общества.

Процесс формирования государства во многих регионах шел неравномерно, однако в обобщённом виде можно выделить две основных формы происхождения государства. 1)Типичная форма. Сформировалась на азиатском способе производства: общинное ведение хозяйства, поскольку природные условия требовали объединения усилий (азиатский способ не знает свободного рынка и, следовательно, частного собственника). 2)Уникальные формы происхождения государства возникли на европейском способе производства, который характеризуется формированием свободного, не контролируемого властью рынка. Для того, чтобы рынок развился, нужно такое общество, в котором существует частная собственность. Государство - орган для защиты частной собственности, собственника как самостоятельного участника рыночных отношений. Форма правления - республика (начало). Таким образом, общество создаёт себе орган для защиты своих интересов от внутренних (межклассовых) и внешних столкновений.

Признаки государства

Функции государства

Внешние функции государства

Понятие. – Компоненты.

Политическая система это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и институтов, организующих политическую власть, а также взаимосвязь граждан и гос-ва.

Основные признаки политической системы: во-первых, тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление; во-вторых, выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп; в-третьих, наличие организационных форм выражения политических интересов; в-четвертых, урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

Значение: Реально только через политическую систему происходит властное взаимодействие общества государства. Само государство как правящий орган немыслимо вне своей родной среды – управления. Поэтому политическая система общества обеспечивает: само существование публичной власти; доступ и взаимовлияние общества и государства. Кроме того, политическая система определяет порядок управления.

Структура. – Функции.

Компонентами структуры политической системы являются:

  • совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);
  • политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;
  • политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;
  • политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;
  • политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

Функции политической системы общества. Одна из функций политической системы общества заключается в обеспечении взаимодействия политических сил в ходе выработки управленческих решений, выбора направлений политики, формирования органов государства. Взаимодействие может иметь различный характер. Во-первых, это может быть сотрудничество, выступающее в разных формах. Во-вторых – борьба, которая в различных условиях может вестись мирными средствами в виде соперничества, взаимной критики и т.п., но может превращаться в вооруженную конфронтацию. Другой функцией политической системы общества, тесно связанной с первой, является функция проводника при осуществлении политической власти. Следующая функция представляет собой обеспечение обратнойсвязи со стороны общества, благодаря ей выясняется эффективность предпринятых государством мер в той или иной сфере; функция поддержания взаимоотношений.

Типы политических систем

Виды политических систем. Характер политической системы определяется влиянием различных факторов. К ним относятся состояние экономического развития общества, его культура, традиции и т.д.

Выделяют демократические и тоталитарные политические системы.

Для демократической политической системы характерны многопартийность, политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других политических сил к овладению государственной властью демократическим путем.

В тоталитарных политических системах главная роль в решении всех вопросов управления обществом принадлежит государству и его органам. В политической сфере господствуют одна правящая партия и одна официальная общегосударственная идеология. Все общественные объединения ориентированы на эту идеологию и официальное проведение ее в жизнь. В целом наблюдается огосударствление всей жизни общества, подчинение ее государственным интересам, а вернее, интересам правящей партийно-государственной верхушки.

Понятие формы государства

Монархия, виды монархий

Унитарное государство

Федеративное государство

Понятие конфедерации

Конфедерация - форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Конфедерация сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации. В настоящее время в мире существует только одна конфедерация - Европейское Сообщество.

Признаки: 1) Конфедерация является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения определённых целей; 2) Конфедерация – непрочное, как правило, временное образование; 3) Отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий государств – членов); 4) Отсутствие единого гражданства; 5) Право свободного выхода субъектов из конфедерации; 6) Бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов её членов; 7) В предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной политики и др.); 8)Армия состоит из воинских контингентов государств – членов конфедерации.

Нетипичные” ветви власти

Признаки права

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система социального регулирования, которой присуща нормативность, системность, формальная определённость и обеспеченная государством принудительная сила.

Признаки:1. общеобязательность (для всех в равной степени) 2. нормативность (право состоит из норм властного характера) 3. формальная определённость (форма зависит от правовой системы) 4. системность права (внутренняя согласованность и взаимодействие ее сост. элементов) 5. принудительная сила государства. 6. многократность применения. 7. справедливость содержания юридических норм.

Функции права.

Право и мораль

Признаки правовых норм

Структура правовой нормы

Гипотеза правовой нормы

Понятие. – Виды.

Гипотеза (предположение) указывает на условия возникновения прав и обязанностей. Это – элемент правовой нормы, указывающий на условия, при которых возникают права и обязанности. Иными словами, гипотеза содержит указание на конкретные жизненные обстоятельства, при которых данная норма вступает в действие. Условия – правомерное поведение или событие (в охранительных нормах – правонарушение).

Виды. По форме выражения: абстрактные (используют обобщающие формулировки), казуистические (детально описывает обстоятельство действия нормы). По строению: простые (одно обстоятельство), сложные (2 и более обстоятельств, каждое из которых должно быть соблюдено), альтернативные (несколько обстоятельств, одного из которых достаточно для действия правовой нормы).

 

Диспозиция правовой нормы

Понятие. – Виды.

Диспозиция (распоряжение) – указание на сами права и обязанности. Этот элемент представляет собой “сердцевину” правовой нормы, указывает на само правило поведения (права и обязанности участников, предусмотренные гипотезой данной нормы).

Виды. По способу изложения: простые (содержат простое указание на поведение), описательные (содержат развёрнутую характеристику, существенные признаки поведения), ссылочные (отсылают к другой норме данного правового акта), бланкетные (отсылают к норме, содержащейся в другом правовом акте). По составу: простые (одно правило поведения), сложные (несколько правил поведения, выполняемые в совокупности), альтернативные (несколько правил поведения, из которых достаточно выполнить одно).

 

Санкция правовой нормы

Понятие. – Виды.

Санкция (взыскание) есть последствия нарушения диспозиции. Это – элемент правовой нормы, определяющий меру государственного взыскания (поощрения), которая применяется к нарушителю прав и обязанностей (к выполнившему их), предусмотренных диспозицией.

Виды.По степени определённости: точно определённые (санкция определяется однозначно), относительно определённые (устанавливаются верхний и нижний пределы колебаний санкций; при этом могут быть санкции без нижнего предела и без верхнего предела), альтернативные (могут быть применены различные виды наказаний). По характеру реакции государства: карательные (штрафные), правовосстановительные.

Виды правоотношений

1. В зависимости от функций права: регулятивные (возникают на основе правомерного поведения), охранительные (возникают вследствие неправомерного поведения, совершения правонарушения).

2. В зависимости от отраслевой принадлежности: конституционно-правовые, административно-правовые, земельно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, трудовые правоотношения и многое другое.

3. В связи с выделением материального и процессуального права: материально-правовые и процессуально-правовые.

4. В зависимости от характера юридической обязанности: активного типа и пассивного типа.

5. В зависимости от индивидуализации сторон правоотношения: относительные и абсолютные, общие и конкретные. Относительные правоотношения – это те, в которых точно, поимённо определены все субъекты. Абсолютные – те, в которых точно определена только управомоченная сторона. Общие – правоотношения основаные на общих правах и обязанностях. Положение каждого субъекта отличается особым юридическим состоянием. Общие правоотношения носят длящийся характер и характеризуются стабильностью. Индивидуализация такого рода правоотношений проявляется во всеобщности прав и обязанностей. При этом общие правоотношения могут быть основой конкретных – тех, в которых стороны персонифицированы.

 

Субъекты правоотношений

Содержание правоотношений

Режим законности

Законность – принцип точного и повсеместного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований конституций, законов, и других правовых актов.

Режим законности означает – наличие развитой системы законов и иных правовых актов, а так же реализацию содержащихся в данных актах норм в соответствии с целями правового регулирования интересами личности, общества и государства. Наличие режима законности – важнейшее проявление демократии, поскольку власть народа реализуется в установлении и надлежащем исполнении законов и иных правовых актов. Установление высокого уровня режима законности – одна из основополагающих предпосылок формирования правового государства.

Эффективность права

Формы реализации права

Стадии правоприменения

Применение норм права – властная деятельность гос. органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально – определенных лив. Состав правоприменения включает в себя: 1)субъекты правоприменения и 2)стадии правовприменения. 1) субъектным правоприменением занимаются компетентные органы или должностные лица. Должностные лица – сотрудники гос. органов, осуществляющий исполнительно – распорядительные или властные функции. Субъекты правоприменения отправляют правотворческую и правоохранительные функции. 2) стадии правоприменения: а) установление фактических обстоятельств дела. Все юридические факты и составы устанавливаются через доказательства. Не подлежат доказательству общеизвестные факты и предположения о наличии или отсутствии определенных фактов - (презумпции). б) установление юридической основы дела. После доказательства времени, места, участников события и других обстоятельств необходимо устанавливать юридическую основу. Начинают с юридической нормы, которая полно регулировала данные общественные отношения. После нахождения которой необходимо проверить правильности текста нормыпо трем этапам проверки: во времени, пространстве и по кругу лиц. Акты правоприменения – это гос- властный, индивидуально – определенный акт совершенный компетентным субъектом по конкретному делу с целью определения наличия, изменения или прекращения субъхективных прав и юридических обязанностей в интересах их нормативного регулирования.

 

Понятие источника права

Источник права- это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешней формы выражения правотворческой деятельности гос-ва, с помощью которой, воля законодателя становится обязательной для исполнения. Источники права: судебный прецедент (решение суда по конкретному делу). Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права, где содержатся нормы права. Религиозные тексты (мусульманское право) доктринальные тексты – мнения выдающихся ученый юристов. Общие принципы права – руководящие, принципиальные положения, и сходные начала всего права в целом либо определенный его отрасли. Нормативный правовой акт – официальный письменный акт изложенный компетентным органом. 

 

Форма права, виды

Форма права есть одно из пониманий источника права, при этом - самым распространённым в юридической науке. Это - понимание источника права как формы, в которой выражены нормы права. Форма права имеет внутреннюю и внешнюю сторону. Внутренняя сторона - внутреннее строение, организация права, система права (правовая отрасль, институт); внешняя - форма установления и выражения правовых норм (используется в формально-юридическом смысле).

К числу основных источников права относят: правовой обычай (исторически сложившееся путем многократного повторения правило поведения, которое взято под охрану государством); правовой (судебный, административный) прецедент (решение по конкретному делу, которому придаётся общеобязательность при рассмотрении аналогичных дел); нормативный договор (двух- и более стороннее решение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права); нормативно-правовой акт (официальный акт - документ, созданный компетентными органами и содержащий нормы права).

К числу дополнительных источников права относят также правосознание, общие принципы права, саму юридическую науку (юридическую доктрину, труды учёных).

 

Обычай как форма права

Правовой обычай - исторически сложившееся путем многократного повторения правило поведения, которое взято под охрану государством. Исторически является первым источником права. Особенности связаны с тем, что обычай появился в результате многократного повторения одних и тех же правил поведения. Обычай возникает в результате единичного случая, и впоследствии эта модель поведения применяется ко всем аналогичным случаям. Обычай характеризуется своей консервативностью.

Правовой обычай - такой обычай, который признаётся, санкционируется государством.

Существует два способа выражения обычая в праве. 1) Содержание обычая может быть сформулировано, воспроизведено в правовой норме. 2) В норме права может содержаться отсылка к обычаю, но само содержание обычая в ней не воспроизводится. Есть позиция, по которой тот обычай, содержание которого передано в правовую норму, находящуюся в каком-либо правовом акте, то мы не можем говорить о нём как об обычае: это - источник права. Потому нужно различать понятие “обычай” в материальном и юридическом смысле.

 

 

Состав правонарушения

Система признаков правонарушения в единстве его объективной и субъективной стороны, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности, определяется как состав правонарушения. Состав правонарушения - это совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих совершенное деяние как конкретный вид правонарушения; необходимое основание ответственности. Состав правонарушения образуют 4 группы признаков, характеризующих: объект правонарушения, его объективную сторону, субъект правонарушения и субъективную сторону.

Субъектом правонарушения может быть деликтоспособное физическое лицо или организация. Объектом правонарушения является то, на что оно направлено, т. е. те ценности и блага, которым правонарушением нанесен ущерб,— собственность, жизнь, здоровье граждан, общественный порядок и т.д. Объективную сторону правонарушения характеризуют: внешне выраженное деяние, его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь между ними. Как и иные элементы состава, объективная сторона достаточно четко закреплена в законе. Субъективная сторона правонарушения сопряжена с понятием вины. Степень вины субъекта определяется предвидением или непредвидением виновным последствий своего деяния, его отношением к деянию и его последствиям. Вина может выступать в форме умысла или неосторожности.

 

Виды правонарушений

По характеру и степени социальной вредности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки. Нередко преступления и проступки различают по степени общественной опасности, т. е. в основу деления кладется количественный критерий. Однако это не совсем точно характеризует фактическую сторону правонарушений, основу которой составляет их качественное своеобразие.

Преступления — общественно опасные уголовно наказуемые деяния. Общественная опасность—это явная опасность деяния для общества, для наиболее существенных интересов государства, личности. Признавая вредоносность, антисоциальный характер иных правонарушений (проступков), следует помнить, что вред, причиненный ими, не достигает уровня общественной опасности. Повышенная общественная опасность преступлений предопределяет и их формально-юридическую сторону. В качестве преступных деяния закрепляются исключительно законом. Проступки в зависимости от сферы общественных отношений делятся на административные, гражданско-правовые, дисциплинарные. Административные проступки - деяния, наносящие ущерб отношениям, складывающимся в сфере государственного управления. Общественная вредность их состоит в том, что они мешают осуществлению нормальной исполнительной и распорядительной деятельности государственных и общественных органов и организаций, дестабилизируют ее, посягают на общественный порядок. За совершение подобных проступков законодательством предусмотрена административная ответственность.

Гражданско-правовые правонарушения (деликты) – это противоправные деяния, наносящие вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям.

Дисциплинарный проступок - это противоправное виновное неисполнение рабочим или служащим своих трудовых обязанностей, нарушающее правила внутреннего трудового распорядка. Такие правонарушения подрывают трудовую дисциплину и тем самым наносят вред нормальному функционированию предприятий, организаций.

 

Система права


Система права – это внутреннее строение действующего в государстве права, отражающее единство составляющих его норм и разграничение на: 1.Отрасль права –обособившаяся внутри системы права совокупность, взаимосвязанных между собой норм, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования. К ним относятся, например: трудовое право – нормы которого регулирующие трудовые отношения и определяют права и обязанности работников и работодателей и т.д. 2.Правовой институт – группа взаимосвязанных юридических норм регулирующих определенные виды, близких по содержанию, родственных общественных отношений. Виды в зависимости от элементного состава: а) простой, который объединяет близкие нормы права внутри определенной отрасли права; схожий, складывается из близких норм права, которые объединяет посредством входящих в него более конкретных простых институтов, имеющих самостоятельное значение. б) в зависимости от отраслевой принадлежности норм: отраслевой состоит из одной отрасли права; комплексный (межотраслевой) объединяет схожие, близкие нормы, относящиеся к различным отраслям права. 3.Подотрасль права – это целые по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют сферу отношений в пределах широкого комплекса отношений, урегулированных той или иной отраслью права (например – в отрасли гражданского права: жилищное, наследственное, авторское право и т.д.).

Теория разделения властей

Разделение властей есть один из основополагающих принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную (наряду с которыми иногда выделяют также учредительную, избирательную и контрольную) власти. Утверждение разделения властей как составной части учения о демократическом государстве связано с революциями XVII - XVIII вв., когда Д. Локк (Великобритания) и Ш. Монтескье (Франция) сформулировали этот принцип как важную гарантию против концентрации и злоупотребления властью, свойственную феодальным монархиям.

Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:

— законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом;

— исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;

— между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;

— судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;

— ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

— споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т. е. Конституционным Судом;

  • конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т. е. содержать взаимные противовесы для всех властей.

Общности права

В теории прав (т.п.) это нормы имеющие обще отраслевое или меж отраслевое значение. Общие нормы имеющее отраслевое значение содержатся в общей части соответствующей отрасли права (трудового, гражданского, уголовного и др.) и представляют содержание правовых норм и институтов этой отрасли. Общие нормы могут иметь межотраслевое значение, например, конституционные нормы, устанавливающие те или иные гарантии и принципы, действия которых обеспечивается нормами и институтами нескольких отраслей права.

 

 

Теория государства и права как наука



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.072 с.)