Профессиональное общение и практическая стилистика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональное общение и практическая стилистика.



Тема 2.1. РИТОРИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ.

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать,

внимательно слушать, спокойно отвечать

и переставать говорить, когда нечего больше сказать.

И. Лафатер

Контрольные вопросы

1. Предмет риторики и виды красноречия.

2. Последовательность подготовки к выступлению.

3. Основные приёмы редактирования текста выступления.

4. Речевая деятельность и её виды.

5. Условия успешного общения.

6. Причины коммуникативных неудач.

7. Устная разговорная речь и её жанры.

8. Особенности беседы.

9. Основные компоненты деловой беседы.

10. Основные качества речи.

11. Особенности звучащей речи.

12. Невербальные средства общения.

Понятие о риторике. Подготовка устного выступления.

 

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Риторика – это ораторское искусство, искусство говорить красиво и убедительно.

Существует несколько классификаций видов красноречия:

● монологическое и диалогическое;

● эмоциональное и рациональное;

● социально-политическое, академическое, социально-бытовое, судебное, богословско-церковное;

● информативное и убеждающее.

По сфере употребления выделяют три вида академического красноречия:

1. собственно академическое (в среде учёных);

2. вузовское, ссузовское;

3. школьное.

Академическое красноречие объединяет следующие жанры речи:

● лекция;

● научный доклад;

● научное сообщение;

● научный обзор.

Э т а п ы п о д г о т о в к и к в ы с т у п л е н и ю

Таблица 19.

общепринятые по Х. Леммерману
1. выбор темы и формулировка «рабочего» названия выступления 1. сбор материала
2. сбор материала 2. отбор материала и его организация
3. составление рабочего плана 3. обдумывание материала (связка деталей, комментирование материала)
4. написание основной части текста выступления с одновременным уточнением рабочего плана 4. первая редакция ключевых слов (предварительная редакция)
5. написание вступления и заключения 5. стилистическое оформление главной части (упражнение в словесном оформлении)
6. редактирование текста выступления 6. формулирование вступления и заключения
7. запоминание основного плана выступления 7. общий контроль
8. подготовка произнесения речи (чтение вслух на время, перед зеркалом, запись на магнитофон и т.п.) 8. вторая редакция ключевых слов (окончательная редакция)
  9. мысленное освоение
  10. риторическое освоение (проба речи)

 

Иногда короткие деловые сообщения не требуют тщательной подготовки. В этом случае можно использовать следующую схему:

Выбор темы и формулирование рабочего названия выступления → сбор материала → рабочий план → введение и заключение → краткий просмотр целого (для проверки логики и достижений целей выступления, а также правильности расчёта времени)

Рассмотрим подробнее эти этапы.

Выбор темы и названия речи.

1. Если тема выступления задана заранее(информативное вы­ступление на семинаре; убеждающая речь в конфликтной ситуации и т. п.), подумайте, как лучше преподнести ее аудитории. Только вы определяете, каким образом и на каком материалебудут рас­крыты основные положения предложенной темы.

2. Если вы не ограничены в выборе темы, продумайте, что может заинтересовать слушателей, и выберите тот предмет, в котором лучше всего ориентируетесь.

3. Выбрав тему, сформулируйте «рабочее» название вашего выступления.

 

Название речи

Таблица 20.

должно не должно
1. быть ясным, четким, кратким; 2. отражать содержание выступления (по названию можно предположить, о чем пойдет речь); 3.привлекать внимание слушателей           1.содержать общих формулировок; 2.быть длинным и излишне наукообразным

 

Сбор материала

У каждой книги есть свой «паспорт» — это ее справочный аппа­рат. Основными элементами справочного аппарата являются биб­лиографическое описание книги и аннотация.

 

Справочные материалы.                                                                         Таблица 21.


Библиографическое описание обычно находится в трех местах книги:

1. на титульном листе;

  2. на обороте титульного листа;

  3. на последней странице книги.

Аннотация книги — краткая характеристика книги, в которой читатель найдет ответ на два главных вопроса:

1. Для кого эта книга?

2. О чем в ней рассказывается?

Например, аннотация книги «Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум» (М., 2010): «Справочник» представляет собой сборник нормативных сведе­ний, касающихся трудных случаев произношения, словоупотреб­ления, использования грамматических форм современного русско­го литературного языка, а также орфографии, пу н ктуации и правил оформления письменного текста и деловых бумаг. Задания, на­правленные на усвоение и практическое  применение представлен­ных в «Справочнике» сведений, содержатся в «Практикуме».

Пособие предназначено для самообразования, факультативных и индивидуальных занятий с преподавателем.

Аннотация обычно помещается на обороте титульного листа.

Где что искать

Таблица 22.


Составление рабочего плана. Работа над основной частью текста.

Выступление должно состоять из трех частей: вступление, ос­новная часть и заключение. Каждая часть выступления имеет свою цель.

Цели основной части выступления:

♦ сформулировать общие положения;

♦ сообщить слушателям новую информацию;

♦ последовательно разъяснить выдвинутые положения;

♦ доказать правильность выдвинутых положений;

♦ подвести слушателей к необходимым выводам.

При написании основной части выступления сначала составляют рабочий план. При составлении рабочего плана необходимо оп­ределить, в какой последовательности будут изложены основные вопросы, — композицию текста. Основное требование к компо­зиции — логическая последовательность и стройность изложе­ния материала. Важно расположить материал таким образом, чтобы он помогал раскрыть главную мысль выступления.

При составлении рабочего плана выступления можно:

а) сохранить композицию исходного текста, если выступление представляет собой пересказ какой-либо одной статьи, книги и т. п.;

б) изменить композицию исходного текста (текстов), выбрав способ изложения материала, который в наибольшей степе­ни соответствует цели выступления, аудитории, перед которой вы будете выступать, продолжительности выступления и другим факторам.

Запомните!

Композиция текста — структура текста (строение, расположе­ние и соотношение его составных частей).

План текста — краткое письменное отображение композиции текста.

Способ изложения — метод построения текста заданной компо­зиции.

 

Возможные способы изложения материала

Индуктивный способ — изложение материала от частного к об­щему.

Дедуктивный способ — изложение материала от общего к част­ному (от тезиса к его доказательствам).

Метод аналогии — изложение от частного к частному (переход от известного к новому на основе сопоставления различных явле­ний, событий, фактов, рассуждение или описание по аналогии с из­вестным).

Ступенчатый способ — последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей.

Исторический способ — изложение материала в хронологиче­ской последовательности (разновидность ступенчатого).

Концентрический способ — расположение материала вокруг главной проблемы,  

переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его

рассмотрению.

Использование различных способов изложения материала в од­ном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной час­ти более оригинальной, нестандартной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.012 с.)