Объект и предмет тгп. Определение ее как науки. Соотношение Теории права и гос-ва 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет тгп. Определение ее как науки. Соотношение Теории права и гос-ва



Объект и предмет ТГП. Определение ее как науки. Соотношение теории права и гос-ва

Объект: Государство, право, правоотношения, правонарушения, сама юриспруденция (обл. знаний).

Предмет: Теоретические модели гос. Правовой организации общества; Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как целостной системы; Понятия и категории ТГП

Объект (явление объективной действительности, которое исследует наука)

Предмет (характеризует особенность науки, предоставляет отдельные грани объекта, которые она исследует).

Объект ТГП:

1. гос-во и право.

2. Общество, взятое в аспекте гос-политической организации.

Предмет ТГП:

1. Теоретическая модель гос-правовой организации общ-ва (с этой моделью работает ТГП, ее определяет, создает, развивает и уточняет).

2. Спец. юр. термины, которые вырабатываются большинством учеными. ЦЕЛЬ - познание основных закономерностей, возникновения, развития и функционирования гос-ва и права.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о предмете.

ТГП – общественная, политико-юридическая наука, целью которой являетсяся создание теоретических моделей государственно-правовой организации общ-ва на основе познания наиболее общих закономерностей происхождения, развития и функционирования гос-ва и права.

Соотношение Теории гос-ва и Теории права.

ТГП изучается в единстве, но существуют т.зр, что надо переименовать дисциплину в ТПГ или необходимо вообще разделить Теорию права от Теории гос-ва. Однако нормы права не могут существовать вне гос-ва, а гос-во в свою очередь не может реализовывать свои функции без нормотворчества. Поэтому представляется более верной т.зр. о невозможности разделения Теории права от Теории гос-ва, а необходимости их совместного существования.

 

Закон и право

Термин Закон достаточно многозначен:

В узком смысле Закон – это акт высшей юр. силы, принятым органом законодательной власти или путем всенародного голосования.

В широком смысле Закон – это любой источник права.

Проблема соотношения права и закона сущ-ла практически всегда, ее практическая значимость обусловлена прежде всего хар-ом и особенностями самой проблемы. Суть ее крепко сводится к следующему: сущ-ют законы соответствующие правовым критериям, которые и необходимо считать правовыми законами. Здесь право и закон совпадают. Но есть законы, которые не отвечают правовым критериям, и значит с правом не совпадают.

  Сущ-ют 2 подхода:

1. Гос-во явл-ся единственным и исключительным источником права, все то, о чем говорит гос-во ч\з свои законы – это и есть право

2. Право независимо от гос-ва и закона и даже предшествует ему. Право создается обществом, а закон гос-м.

 

 

3. Позитивное право: сущность, содержание, признаки.

Позитивное право – нормы, правила поведения, установленные или санкционируемые гос-м и адресованные членам общ-ва

Сущность - внутренняя, глубинная сторона явления, это главное, основополагающее в нем.

Сущность Позитивного права – возведенная в официальный источник воля большинства людей.

Содержание – это конкретизация сущности, ее детализация.

Содержание Позитивного права – это масштаб и мера поведения.

Содержание права вкл:

1. Объем и равенство прав и свобод человека и гражданина (Первоначально перечень прав был ограничен и не развит. Впервые равенство прав было провозглашено Декларацией независимости США).

Подходы к понятию права.

Существует множество подходов к правопониманию, которые могут быть классифицированы по различным основаниям:

· Е стественно-правовой подход (юснатурализм): право подразделяется на:

o вечное, неизменное, подобное природным законам, главное, универсальное – ЕСТЕСТВЕННОЕ (как воплощение справедливости, нравственности и гуманности)

o вторичное, производное – ПОЗИТИВНОЕ. Сторонники естественного права относятся критически к позитивному.

· Позитивный подход (этатический, классовый, гос-воцентрический)

право – совокупность команд (приказов), установленных или санкционированных государством (Остин)

Право – приказ государства, закон, сформулированный правителем.

· Социологический подход (правовой реализм)

Ищет право в жизни. Право-то, что ищет на практике. Характерно стремление понять право как социальное явление, отражающее законом условия бытия общества и относительно независимое от государства.

Эрлих писал: Право –мертвое или живое. Судьи сами делают право.

                                       Либертарный – определение права как социально оправданной свободы

Нерсесянс выделил: Легистский

                                                       Цивилизационный – Право – продукт развития человеческой культутры

В.М. Шафиров выделил:        Классовый – Право – механизм, с пом. кот. гос-во как аппарат управляет общ-м

 

 

Основные правовые школы.

1. Теологическая теория Право – вечно, это выражение Божьей воли. Это Богом данное искусство добра и справедливости.

2. Естественно-правовая теория (17-18вв.) (Гоббс, Локк, Радищев) Право – совокупность всех естественных прав (совокупность высших ценностей, право=морали (право принадлежит человеку от рождения) человека.

Виды правовой культуры.

Правовая культура может быть индивидуальной и общественной. Классификацию правовой культуры можно провести по различным критериям: этническим, религиозным, региональным и т.д.

Правовая культура в России.

Правовые традиции, правовой опыт в России нельзя назвать положительным.

ЮРИДИЧЕСКАЯ

Гипотеза – эл-т нормы права, указывающий на те жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых норма вводится в действие.

Диспозиция – эл-т нормы права, указывающий на правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений.

Санкция – это завершающий эл-т, который содержит указания на негативные или же позитивные последствия возникающие в результате нарушения или же соблюдения диспозиции.

2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ структура – она определяется в социологических понятиях – смысл, цель, назначение нормы. Она раскрывается при толковании нормы права, в процессе ее реализации.

3. ЛОГИЧЕСКАЯ структура – показывает взаимосвязь гипотезы, диспозиции, санкции в виде формулы «если – то – иначе» (Если – усл. дей-я нормы; то – само правило поведения; иначе – это те последствия, которые возникают).

 

17. Виды норм права.

Основные классификации:

I. По субъектам правотворчества различают нормы исходящие от государства и от граждан.

II. По социальному назначению и роли в правовой системе различают нормы: принципы (учредительные), регулятивные (нормы правила поведения), охранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы – отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правовые положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан.

Регулятивные нормы – направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. Три вида:

Управомочивающие – предоставление своим адресатам права на совершение положительных действий).

Обязывающие – содержащие обязанность совершить определенные положительные действия).

Запрещающие – устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определяются законом, как правонарушения).

Охранительные нормы. Фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов.

Обеспечительные нормы. Содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Могут располагаться в разных нормативных актах, связаны между собой.

Декларативные нормы. Включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления.

Дефинитивные нормы. Формируют определения тех или иных правовых явлений и категорий.

Коллизионные нормы. Призваны устранить возникшие противоречия между правовыми предписаниями.

III. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей. Отраслевые нормы могут подразделяться на процессуальные и материальные.

IV. По методу правового регулирования выделяются:

Императивные нормы. Имеют властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Обычно – нормы административного права.

Диспозитивные нормы. Автономный характер позволяет сторонам отношений самим договорится по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Реализуется преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы. Адресуются не государственным предприятиям, устанавливая варианты желательные для государства поведения.

V. По сфере действия:

Нормы общего действия – распространяются на всех граждан и функционируют на территории всего государства.

Нормы ограниченного действия – имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами.

Локальные нормативные предписания – действуют в рамках отдельных государств, общественных или частных структур.

VI. Нормы права классифицируются также по времени и кругу лиц.

 

18. Правовое воздействие и правовое регулирование. Предмет и методы правового регулирования.

Правовое воздействие – любое влияние права на поведение людей.

Формы:

1. Общесоциальное действие права:

- информационное;

- ценностно-ориентационное

2. Правовое регулирование – целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых средств.

Предмет правового рег-я – та сфера общ-ых отношений, которая подвергается юр. воздействию.

Предмет вкл. в себя:

1. Властеотношения

2. Отношения по обеспечению правопорядка;

3. Отношения по поводу обмена материальными и нематериальными ценностями.

Методы правового рег-я это совокупность приемов юр.воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения

1. Децентрализации (диспозитивный) - предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие м/у ними отношений власти и подчинения. Применяется в частно-правовой сфере

2. Метод Централизации (императивный) - базируется на отношениях субординации (т.е. один субъект подчинен др.). Применяется в публично-правовых отраслях.

виды методов:

1) императивный и диспозитивный

2) альтернативный и рекомендательный

3) поощрения и наказания

Виды источников права.

Источниками права являются: 1) международно-правовые документы: декларации, пакты, конвенции; 2) нормативно-правовые акты: Конституция, иные законы, а также система подзаконных актов (указов, постановлений, приказов и т.д.); 3) нормативные договоры (международные, коллективные); 4) правовые обычаи; 5) судебные прецеденты.

Нормативно-правовой документ - это официальный документ субъекта правотворческой деятельности, содержащий правила поведения (нормы права). К ним относятся законы и подзаконные акты.

 

22. Система форм (источников) права РФ: понятие, структура, тенденции развития.

Система источников – сила, которая образует правовые нормы. Условия которой способствуют возникновения правовых норм. Система-это совокупность множества элементов.

Структура:

Законы

1. Конституция РФ

2. Закон о поправке

3. Федеральный Конституционный закон

4. Федеральный закон

5. Закон Совета Федерации

Подзаконные акты

6. Указы Президента РФ

7. Постановления Правительства

8. Приказы и инструкции Федеральных министерств и ведомств

9. Указы и постановления глав субъектов и органов исполнительной власти

10. Решения представительных органов местного самоуправления

11. Постановления глав местных администраций

12. Локальные.

Нормативный договор:

- международный

- федеральный

- коллективный

 

По степени систематизации.

1. Кодифицированные.

2. Обычные.

По содержанию.

1. Экономические.

2. Социальные.

3. Политические.


Роль закона: Чем выше уровень цивилизованности общ-ва, тем больше испытывает потребность в законах, причем в правовых законах, содержание которых соответствует неотчуждаемым, неотъемлемым естественным правом человека. Верховенство закона означает невозможность произвольного усмотрения управления общ-ом и гос-м.

 

 

Подзаконные Н-П акты в РФ

Подзаконный нормативно-правовой акт - это официальный документ субъекта правотворческой деятельности, основанный на законе и не противоречит ему, содержащий правила поведения (нормы права).

Принятие закона

А) принятие закона Гос. Думой (федеральные – 50%+1 голос; федеральные конституционные – 2\3 от общего числа депутатов).

Б) Одобрение Советом Федерации (федеральный – 50%+1 голос или закон не был рассмотрен в теч. 14 дней; фед. Конституционный – 2\3 от общего числа)

В) подписание закона Президентом РФ (в теч. 14 дней).

5. Опубликование закона (в течении 7 дней после подписания Президентом РФ)

 

Виды инкорпорации.

Признаки кодификации.

1. Кодификация - это правотворческая деятельность (является систематизацией лишь в некотором смысле, а по существу это правотворческая деятельность).

2. Кодификация направлена на глубокое и качественное перерабатывание действующего законодательства.

3. Самое главное в кодификации - это создание новых правил поведения, с новым неизвестным ранее содержанием.

4. В кодифицированном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) права.

5. Кодификация рассчитана на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный срок их действия.

6. Предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы права на отрасли и институты.

7. В результате кодификации рождается новый, единый юридически и логически цельный нормативный документ.

8. Акт кодификации всегда значителен по объёму, имеет сложную структуру.

Кодифицированный ак т – акт возникший в результате кодификации, стабильный, имеет сложную структуру, рассчитан на длительное время.

- Это юридически и логически целостносный нормативный акт, который регулирует определенную сферу общественных отношений.

Семья правовых систем.

На правовой карте мира можно обнаружить не только национальные правовые системы, но и определённые их общности или правовые семьи.

Семья правовых систем - это совокупность национальных правовых систем, объединённых общностью исторического пути формирования и развития: источников права, структуры права, правореализации и правовой идеологии.

Типология А.Х. Саидова.

В основе этой классификации три группы критериев: 1) исторический генезис правовых систем; 2) система источников права; 3) ведущие отрасли и институты права. Восемь семей.

1. Романо-германская;

2. Семья общего права;

3. Скандинавская;

4. Латино-американская;

5. Мусульманская;

6. Индусская;

7. Обычного права;

8. Дальневосточная.

Типология С.С. Алексеева.

Три критерия: 1) объективное (позитивное) право; 2) судебная (юридическая) практика; 3) правовая идеология.

1. Семья права континентальной Европы - романо-германское право (закон).

2. Семья англосаксонского права - прецедентное право (прецедент).

3. Семья религиозно традиционных систем (религия).

4. Семья заидеологизированных систем (партийная идеология).

Семья религиозного права.

1. Главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать.

2. Источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов.

3. Весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения.

4. Особое место в системе источников права занимают труды учёных-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения.

5. Отсутствует деление права на частное и публичное.

6. Нормативно-правовые акты (законодательство) имеет вторичное значение.

7. Судебная практика в собственном смысле слова не является источником права.

8. Во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.

9. Иран, Пакистан и т.д.

 

Проблемы развития.

1. Несмотря на то, что Конституция и законодательство ориентированы на права и свободы человека и гражданина, принимаются законы, которые нельзя назвать правовыми, т.е. законы, которые умаляют права и свободы, не соответствующие международным стандартам.

2. Принимаются подзаконные нормативные акты, которые ограничивают права и свободы. Хотя в соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. В субъектах РФ принимаются Конституции, Уставы, законы, которые противоречат федеральному законодательству.

4. Не достигнута динамичность в правотворческом процессе (нет необходимых законов, например, ГПК).

5. Несовершенство правоприменительной практики (недостаёт профессиональных судей, следователей и т.п.).

6. Несовершенство юридической техники.

7. Проблема правового образования (правовой язык, правовое общение требует правовых знаний субъектов общения). Нет налаженной системы правового образования и правового воспитания (необходимо на федеральном уровне принять программу).

Культурные права.

а) право на образование. Право на образование - возможность получения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, во-первых, на общедоступной основе и бесплатного дошкольного и среднего (полного) общего и начального профессионального образования; во-вторых, на конкурсной основе бесплатно получить среднее профессиональное и высшее профессиональное образование. В России устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, развиваются различные формы образования (очная, очно-заочная, заочная, семейное образование, экстернат, самообразование). Наряду с государственными предусматривается существование негосударственных образовательных учреждений.

б) свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. В соответствии с ним (правом) каждый может создавать художественные произведения, заниматься живописью, скульптурой и т.д.

в) право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Это возможность беспрепятственно знакомиться с творчеством писателей, режиссеров, актёров путём посещения библиотек, книжных выставок, картинных галерей и т.д. Важной гарантией реализации данного права является бесплатность пользования библиотечными фондами, наличие льгот при посещении учреждений культуры для детей дошкольного и школьного возраста, студентов, инвалидов, военнослужащих срочной службы.

Конституция 1993 г. проводит различие между правами и свободами человека и правами и свободами гражданина. Понятие «человек», как уже отмечалось выше, охватывает всех жителей планеты Земля. Отсюда правами и свободами человека в равной степени обладают граждане, иностранцы, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы. Понятие «гражданин» указывает на принадлежность данного человека конкретному государству, правовую связь с ним. Следовательно, чтобы обладать правами гражданина необходимо иметь гражданство.

 

По происхождению

А) Права человека (Естественные права)

Б) Права гражданина – предоставляются гос-м своим гражданам.

2. По содержанию:

А) Личные – связаны с честью и достоинством, неприкосновенностью личности (20-28)

Б) Политические – дают возможность участвовать в управлении общ-ом и гос-ом (29-33)

В) Экономические – дают право на ч/с и предпринимательскую деят-ть (34-36)

Г) Социальные – гарантируют минимальные соц. блага независимо от соц. положения.

Д) Культурные – право на образование и пользование культурными ценностями (43-44)

1. Экономико-социальные права - это возможности человека и гражданина в обладании собственностью, в сфере трудовой деятельности, социальных отношений. Благодаря этим правам обеспечивается благосостояние, достойная жизнь личности.

2. Политические права и свободы - это возможности, обеспечивающие личности индивидуально либо коллективно участвовать в общественно-политической жизни, в управлении государством (главным образом принадлежат гражданам РФ).

3. Личные права и свободы - это возможности, позволяющие индивиду свободно и самостоятельно без чьего-либо вмешательства (включая и государство) решать все вопросы личной, семейной и иной частной жизни.

 

I. По отраслям

А. Гос-правовые

Б. Административно-правовые

В. Гражданско-правовоые

Г. Уголовно-правовые

II. По функциям права

А. Регулятивные - направлены на обеспечение развития общ. отношений.

Б. Охранительные – основным их содержанием являются правовые запреты, ограничения или же активные обязанности должностных лиц.

В. Общие – возникают непосредственно из закона, который порождает правоотношения м/у личностью и гос-м

Г. Конкретные – возникают на основании конкретных юр. фактов – поступков.

I. По последствиям

1. Правообразующие – вызывают возникновение правоотношений (сделки, трудовой договор)

2. Правоизменяющие – изменяют правоотношения.

3. Правопрекращающие – обуславливают прекращение правоотношений (гибель вещи, исполнение юр. обязанности)

II. По волевому признаку:

1. Событие – юр. факты, наступление которых не зависят от воли субъектов.

2. Действия – волевые акты поведения людей.

Они могут быть правомерные – в рамках предписаний юр. норм; неправомерные – нарушающиеся юр. нормы (преступления и проступки)

Правомерные:

- Индивидуальные юр. акты – внешне выраженные решения людей, направленные на достижение результата.

- Юр. поступки – фактическое поведение людей, составляющие содержание реальных жизненных отношений (продажа вещи)

3. Бездействие – пассивное поведение, не имеющего внешнего выражения. 

Юридические фикции - это несуществующие явление или событие, признанное в установленных юридических процедурах существующим

Правовые аксиомы - это самоочевидные истины, не требующие доказательств. Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания.

Правовые презумпции - это закреплённые в нормах права предположения о наличии или отсутствии юридических фактов.

Юридические факты-состояния - например, в гражданстве, в браке, родстве

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

Правовое отношение связывает его участников взаимными позитивными правами и обязанностями, которые составляют главное специфическое содержание правоотношения.

Содержание правоотношения состоит в правах, обязанностях его участников и в реальных действиях по их использованию и осуществлению.

Субъективное юридическое право – это признанная или предоставленная законом возможность того или иного поведения, и не просто фактическая возможность, а защищенная законом и стоящим за ним государством. Оно опирается не на обещание, прогноз или даже собственное предположение, а на государственную защиту интересов участника правоотношения.

Субъективные права различаются по структуре и функциональному назначению. В относительных правоотношениях, где интерес правомочной стороны удовлетворяется через действия обязанной стороны, субъективное право выступает как право требовать от обязанной стороны совершения тех или иных действий.

В абсолютных и некоторых публичных правоотношениях субъективное право выступает в виде обеспеченной правом возможности собственного поведения, свободы осуществлять свое право.

Юридическое субъективное право связано с притязанием, то есть с возможностью обратиться в суд или иной государственный орган за защитой своего права, если имеет место его нарушение, неисполнение законного требования и т. д.

Субъективная юридическая обязанность участника правоотношения состоит в должном поведении, соответствующем субъективному праву.

 

Стадии правоприменения.

Признаки толкования права.

1. Это особая деятельность, которая связана с толкованием текста нормативно-правовых актов.

2. Толкование состоит в уяснении содержания принципов и норм права, т.е. в усвоении содержания принципов и норм права “для себя” с помощью способов толкования (грамматическое, логическое, систематическое и историческое).

3. Толкование состоит в разъяснении содержания принципов и норм права, т.е. в объяснении принципов и норм права для других. Разъяснение должно следовать за уяснением, т.е. прежде чем объяснить кому-либо надо вначале понять, разобраться самому.

4. В установленных законом случаях эта деятельность осуществляется компетентными государственными органами.

5. Цель толкования - правильное, точное и единообразное понимание и применение принципов и норм права, выявление их смысла, который законодатель вложил в словесную формулировку.

6. Результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение, закрепляются в специальных правовых (интерпретационных) актах.

Способы толкования права.

Способы толкования – конкретные приемы, процедуры, технология, с помощью которых уясняется и разъясняется норма права, устанавливается выраженная в ней воля законодателя – в целях правильного ее применения.

Виды способов толкования:

1. Грамматический: выяснение содержания отдельных понятий, из которых складывается суть нормы права.

2. Логический: толкование по смыслу, с использованием законов логики.

3. Систематический: уяснения смысла нормы, путем ее сопоставления.

4. Историко-политический: нормы создаются в конкретной политико-исторической обстановке.

5. Специально-юридическое: выражение воли осуществляется не только с помощью общеупотребляемых слов, но и с помощью юр. техники.

6. Телеологические (целевое): уяснения целей издания норм.

7. Функциональный: толкование оценочных терминов.

 

Признаки

*обязанность является элементом объективного права, т.е. распространяется на персонально неопределенного человека и гражданина, а также действует и существует независимо от воли того или иного лица;

*Обязанность есть общая мера и вид должного поведения, т.е. всегда связана с долгом и необходимостью поступить так, а не иначе, а также имеет всеобщий характер;

*обязанность – это одно из составляющих правового статуса личности,

*обязанность служит средством обеспечения прав и свобод, т.е. является условием их реализации и эффективности

*обязанность связана с возможностью применения государственного принуждения, т.е. принцип действия обязанностей основан на подчинении обязанных лиц.

 

Б) Организационные – различные мероприятия организующего хар-ра.

 

Состав правонарушения

Состав – совокупность элементов при наличии которых возможны юр. ответственность и наказание.

1.Субъект – деликтоспособное физическое лицо или организация.

2. Объект – то на что направлено правонарушение (те блага которым был нанесен ущерб правонарушителем)

3. Объективная сторона – внешне выраженное деяние, его объективно вредные последствия и необходимая причинно-следственная связь м/у ними.

4. Субъективная сторона – внутренние признаки правонарушения, личное отношение правонарушителя к своим деяниям

Вина – отношение лица к совершенному правонарушению

- Прямой умысел – когда субъект сознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность или неизбежность наступления опасных последствий и желал их наступления.

- Косвенный умысел – это когда субъект осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления опасных последствий, не желал, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично.

- Самонадеянность (легкомыслие) – это когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

- Небрежность (халатность) – это когда лицо не предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимости внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. 

 

Законность

Обоснованность

Целесообразность

Справедливость

Цели – закрепление, регулирование и охрана общ-ых отношений.

- Охрана существующего строя и общественного порядка

- Наказание виновного

- Предупреждения совершения правонарушения.

Функции:

1. Штрафная – реакция общ-ва в лице гос-ва на причиненный вред

Карательная

Воспитательная

Правовосстановительная

Регулятивная

 

Объект и предмет ТГП. Определение ее как науки. Соотношение теории права и гос-ва

Объект: Государство, право, правоотношения, правонарушения, сама юриспруденция (обл. знаний).

Предмет: Теоретические модели гос. Правовой организации общества; Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как целостной системы; Понятия и категории ТГП

Объект (явление объективной действительности, которое исследует наука)

Предмет (характеризует особенность науки, предоставляет отдельные грани объекта, которые она исследует).

Объект ТГП:

1. гос-во и право.

2. Общество, взятое в аспекте гос-политической организации.

Предмет ТГП:

1. Теоретическая модель гос-правовой организации общ-ва (с этой моделью работает ТГП, ее определяет, создает, развивает и уточняет).

2. Спец. юр. термины, которые вырабатываются большинством учеными. ЦЕЛЬ - познание основных закономерностей, возникновения, развития и функционирования гос-ва и права.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о предмете.

ТГП – общественная, политико-юридическая наука, целью которой являетсяся создание теоретических моделей государственно-правовой организации общ-ва на основе познания наиболее общих закономерностей происхождения, развития и функционирования гос-ва и права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.181 с.)