Правила и действия гребцов при взятии рифов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила и действия гребцов при взятии рифов.



 

При усилении ветра до 3 баллов и выше старшина подает команду «Надеть спасательные жилеты». Гребцы по очереди – сначала свободные, а после подмены сидящие на шкотах – надевают спасательные жилеты.

При усилении ветра до 4 баллов и выше необходимо уменьшить площадь парусов, для чего берут рифы. Если этого не сделать, шлюпку будет сильно кренить; она будет черпать воду бортом и может опрокинуться. Обычно при ветре 4 балла берут один риф, при ветре 5 балловдва рифа.

При ветре 6 баллов и более хождение под парусами на шлюпках запрещается, шлюпки обязаны спустить паруса.

 

Для взятия рифов шлюпка приводится носом к ветру.

Затем последовательно подаются команды «На фале», «Паруса долой» и «Два (один) рифа взять». Выполняя последнюю команду, гребцы № 1, 2, 3 и 4 берут рифы на фоке, гребцы № 5 и 6 – на кливере. В соответствующие кренгельсы переносят: гребец № 1 – фока-шкоты, гребец № 3 – фока-галс, гребец № 5 – кливер-галс и гребец № 6 – кливер-шкоты.

По команде «Один риф взять» рифы у кливера не берутся.

 

При взятии рифов паруса не закатываются, а гофрируются и прихватываются риф-штертами рифовым узлом. Шкоты и галсы крепятся шкотовым или брам-шкотовым узлом. При взятии двух рифов сначала берут один риф (нижний), а потом (вокруг него) второй. Это позволяет при ослаблении ветра отдавать рифы без спуска парусов в обратной последовательности.

После взятия рифов гребец № 5 докладывает «На кливере риф взят», а гребец № 1 – «На фоке два (один) рифа взяты». После доклада гребцов старшина командует «На фале» и «Паруса поднять». Гребцы № 6 и 4 поднимают паруса так, чтобы галсовый угол фока был на уровне планширя. Поднимать паруса до места запрещается, так как в этом случае повысится центр парусности и уменьшится остойчивость шлюпки.

Отдавать рифы можно на ходу шлюпки, не спуская парусов. Отдача производится по команде «Отдать рифы» или «Отдать один риф». Перед отдачей рифов шлюпка приводится против ветра. После отдачи рифов и переноса галсов и шкотов паруса поднимаются до места.

 

 

Понятие о действии ветра на парус.

 

Действие ветра на парус

 

На движение шлюпки под парусом оказывают влияние две среды: воздушный поток, действующий на парус и надводную часть корпуса шлюпки, и вода, действующая на подводную часть корпуса шлюпки. Благодаря особой форме паруса даже при самом неблагоприятном ветре – бейдевинд – шлюпка может двигаться вперед.

 

Сечение паруса напоминает крыло, наибольший прогиб которого удален от передней шкаторины на 1/3–1/4 ширины паруса и имеет величину 8–10% ширины паруса (см. рисунок).

 

Ветер огибает парус с двух сторон, причём с наветренной стороны паруса создается повышенное давление (+), с подветренной –разреженное пространство (–). Суммарное действие сил давления и разрежения образует силу Р, которая направлена перпендикулярно плоскости паруса или хорде, проходящей через переднюю и заднюю шкаторины, и приложена к центру парусности ЦП.

 

Сила Р раскладывается на две составляющие – Т и Д, ориентированные относительно диаметральной плоскости (ДП) шлюпки. Сила тяги Т, направленная параллельно ДП, заставляет шлюпку двигаться вперед. Сила дрейфа Д, направленная перпендикулярно ДЛ, вызывает дрейф и крен шлюпки.

 

Сила Р зависит от скорости и направления ветра относительно паруса. Чем больше угол β между направлением ветра и плоскостью паруса (ПП), тем больше сила Р. При β=90° сила Р достигает максимальной величины.

 

Силы Т и Д зависят от угла γ между диаметральной плоскостью шлюпки и плоскостью паруса. С увеличением угла γ сила тяги увеличивается, а сила дрейфа уменьшается.

Действие воды на шлюпку во многом зависит от обводов ее подводной части. В качестве примера можно привести рассмотренный случай с парусом. Несмотря на то, что при ветре бейдевинд сила дрейфа Д превышает силу тяги Т, шлюпка имеет ход вперед. Здесь сказывается боковое сопротивление R1 подводной части корпуса, которое во много раз больше лобового сопротивления R.

 

Сила Д, несмотря на противодействие корпуса, все же сносит шлюпку с линии курса. Угол α, составленный ДП и направлением истинного движения шлюпки ИП, называется углом дрейфа. Чем острее угол между ДП и направлением ветра, тем больше угол дрейфа, так как при острых углах сила тяги Т незначительна и шлюпка, не имея достаточного поступательного движения вперед, сносится под ветер. При ветре круче 40–45° шлюпка вперед двигаться не может.

 

 

Наибольшая тяга и наименьший дрейф шлюпки могут быть получены путем выбора наиболее выгодного положения диаметральной плоскости шлюпки и плоскости паруса относительно ветра. Установлено, что угол между диаметральной плоскостью шлюпки и плоскостью паруса должен быть равен половине угла А между диаметральной плоскостью и направлением ветра. На рисунке показано правильное положение паруса при ветрах бейдевинд (а), галфвинд (б) и фордевинд (в). На рисунке слева показано правильное положение паруса при различных направлениях ветра.

 

 

При выборе положения паруса относительно ДП и ветра старшина шлюпки руководствуется не истинным, а вымпельным (кажущимся) ветром, направление которого определяется равнодействующей от скорости шлюпки и скорости истинного ветра. На кораблях направление кажущегося ветра обычно определяется по вымпелу (отсюда его название), а на шлюпках – по колдунчику – нитке, привязываемой к вантинам, или по ленточкам бескозырки. На рисунке: ВИ – истинный ветер; ВШ – ветер от движения шлюпки, равный скорости хода и направленный в противоположную сторону; ВВ – вымпельный ветер.

 

 

Выше рассматривалось действие одного паруса – фока. Кливер, расположенный перед фоком, исполняет роль предкрылка. Поток воздуха, проходящий между кливером и фоком, уменьшает давление на подветренной стороне фока и, следовательно, увеличивает его тяговую силу. Однако это происходит лишь при условии, что угол γ1 между кливером и ДП шлюпки несколько больше угла γ2 между фоком и ДП. Если же кливер прижать к ДП, то поток воздуха будет ударять в подветренную сторону фока, ухудшит его форму и уменьшит тяговую силу. Такое же отрицательное действие производит кливер, имеющий слишком выгнутую форму. На рисунке показана правильная и неправильная установка кливера относительно фока.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.006 с.)