Казанский юридический институт (филиал) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Казанский юридический институт (филиал)



КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российская правовая академия

Министерства юстиции Российской Федерации»

 

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Учебно-методическое пособие для самостоятельной

работы студентов дневной формы обучения

 

Казань 2007

ББК 67.52

 М 13

 

Печатается по решению Ученого совета Казанского юридического института (филиала) Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации

Составитель: старший преподаватель Л.З. Газизуллина

Рецензенты: - зав. кафедрой Государственно-правовых дисциплин Казанского юридического института (филиала) Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, кандидат юридических наук, доцент М.В. Байтеева;

- зав. кафедрой уголовного права и процесса Татарского государственного гуманитарного педагогического университета, кандидат юридических наук, доцент Д.К. Амирова

 

 

Данное учебное пособие призвано помочь студентам организовать самостоятельную работу. В структуру пособия входят задания для самостоятельного выполнения, тестовые вопросы, задачи, темы докладов, курсовых работ, глоссарий, а также вопросы для подготовки к зачету и экзамену.

Предназначено для студентов дневной формы обучения юридического факультета

 

 

Газизуллина Л.З. Конституционное право Российской Федерации: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов дневной формы обучения. Казань: КЮИ (ф) РПА МЮ РФ, 2007. – 76 с.

© Казанский юридический институт (филиал) РПА МЮ России, 2007

© Газизуллина Л.З.

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

 

Конституционное право Российской Федерации является одной из ведущих отраслей в правовой системе России. Это вытекает как из характера регулируемых конституционным правом общественных отношений, так и основных источников конституционного права. На современном этапе эта ведущая отрасль системы права характеризуется активным развитием: учреждаются и наполняются новым содержанием подотрасли и институты конституционного права, более конкретный характер приобретает механизм конституционно-правового регулирования важнейших общественных отношений.

Конституционное право России способствует формированию основных представлений о фундаментальных ценностях конституционного строя страны, о правовых принципах, направляющих содержание, развитие и применение всех отраслей отечественного права.

Основным источником конституционного права является Конституция Российской Федерации, которая регулирует наиболее важное в сфере общественных отношений: основы государственного и общественного строя, организацию и систему государственной власти и управления, государственное устройство, права и свободы человека и гражданина, избирательное право. Конституцию Российской Федерации выделяет из системы нормативно-правовых актов то, что она обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативно-правовым актам, непосредственно действует на всей территории России и для ее защиты предусмотрена особая система правовых норм.

Основными объектами изучения данного курса являются Конституция России, федеральное конституционное законодательство, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований.

Изучение курса дает возможность разобраться в основных конституционных институтах, усвоить конституционные принципы в источники других отраслей права, а также ознакомиться с важнейшими формами государственной деятельности: законотворческой, контрольной, конституционным процессом.

ПРОГРАММА

Тема 1. Конституционное право Российской Федерации –

Ведущая отрасль права

Понятие и предмет конституционного права как ведущей отрасли права Российской Федерации. Общественные отношения, составляющие предмет отрасли конституционного права.

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Конституционно-правовые институты.

Конституционно-правовые отношения, их понятие и виды. Субъекты конституционно-правовых отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений.

Источники конституционного права Российской Федерации, их понятие и виды. Конституция РФ - основной источник конституционного права. Другие правовые акты федеральных органов государственной власти как источники конституционного права.

Федеративный договор, двусторонние договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации как источники конституционного права. Конституции республик и уставы субъектов федерации, иные акты как источники конституционного права. Акты органов местного самоуправления как источники конституционного права Российской Федерации.

Постановления Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - особый вид источников конституционного права.

Система конституционного права Российской Федерации, понятие и критерии основы ее построения.

Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Значение конституционного права для других отраслей права Российской Федерации, его ведущая роль. Тенденции развития конституционного права Российской Федерации на современном этапе.

Понятие и предмет науки конституционного права Российской Федерации. Система науки конституционного права Российской Федерации. Источники науки конституционного права. Основные задачи науки конституционного права. Место науки конституционного права в системе юридических наук.

Развитие науки конституционного права. Роль науки конституционного права в решении проблем становления и укрепления Российской государственности.

Конституционное право Российской Федерации - специальная учебная юридическая дисциплина. Система курса конституционного права Российской Федерации. Значение изучения конституционного права Российской Федерации для подготовки юристов.

В Российской Федерации

Понятие и основные признаки государственного органа. Система и виды государственных органов Российской Федерации. Конституционные основы их классификации. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Их особенности и место в системе государственных органов Российской Федерации.

Конституционно-правовое регулирование их организации и деятельности. Роль государственных органов Российской Федерации в становлении и укреплении Российской государственности.

 

Российской Федерации

Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Их структура, срок полномочий, компетенция. Органы исполнительной власти субъектов Федерации. Организация исполнительной власти в республиках. Президенты, иные органы и должностные лица, возглавляющие исполнительную власть в республиках, правительства республик. Органы исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

 

В Российской Федерации

Понятие местного самоуправления. Местное самоуправление - конституционная форма осуществления народовластия. Система и принципы местного самоуправления в Российской Федерации.

Формы прямого волеизъявления граждан (местные референдумы, сходы, муниципальные выборы, народная правотворческая инициатива).

Выборные и иные органы и должностные лица местного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления.

Полномочия местного самоуправления. Механизм реализации полномочий местного самоуправления.

Конституционные гарантии местного самоуправления. Другие правовые гарантии местного самоуправления.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Семинарскому занятию в обязательном порядке должна предшествовать самостоятельная подготовительная работа, целями которой являются:

- самостоятельное изучение необходимого теоретического материала;

- формирование навыков самостоятельной работы с учебной, научной литературой, а также законодательством по изучаемому предмету.

Ответы и практические действия студентов должны носить цельный характер. Ответы студентов оцениваются преподавателем, оценка ответа впоследствии может служить основанием для полусеместровой аттестации студента и (или) приема у него зачета.

Для семинарских занятий студенты должны завести отдельную рабочую тетрадь, в которой должны фиксироваться все выполненные задания.

 

Самостоятельная работа студентов включает:

 

1. Изучение теоретического материала по темам в течение семестра.

2. Изучение нормативно-правовых актов по определенной теме.

3. Подготовка проектов различных документов.

4. Составление схем по лекционным материалам и материалам семинарских занятий (например, схема законодательного процесса, судебной системы РФ, системы органов прокуратуры и т.д.).

5. Составление различного рода таблиц.

6. Подготовка развернутых сообщений и докладов по вопросам семинаров с использованием дополнительной литературы.

7. Решение задач.

8. Составление вопросов по лекционному и семинарскому материалу.

9. Составление кроссвордов и тестов по изучаемой дисциплине, а также их решение.

10. Проведение сравнительного анализа различного рода нормативно-правовых актов.

11. Детальное изучение отдельных источников и проведение с ними различного рода работ.

12. Составление классификации основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина со ссылками на положения Конституции РФ.

13. Поиск постановлений Конституционного Суда РФ в области охраны и защиты конституционных прав и свобод личности.

14. Анализ конституционного права или свободы по 7 критериям (на выбор).

15. Проверка региональных нормативно-правовых актов на соответствие федеральным.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

 

Распределение учебного времени по отдельным темам, а также общая продолжительность СРС, предусмотренная учебным планом для студентов дневной формы обучения на базе общего среднего образования, представлены в таблице № 1.

Таблица № 1

№ п.п. Наименование темы Всего часов Лекции Семинары СРС
1. Конституционное право РФ - ведущая отрасль права 13 4 2 7
2. Конституционное развитие России 12 4 2 6
3. Основы конституционного строя России 20 6 4 10
4. Основы правового положения человека и гражданина в России 13 4 2 7
5. Гражданство РФ 20 6 4 10
6. Личные права и свободы человека и гражданина в России 8 2 2 4
7. Политические права и свободы человека и гражданина 8 2 2 4
8. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина 8 2 2 4
9. Федеративное устройство России 20 6 4 10
10. Избирательное право в РФ 18 6 4 8
11. Система органов государственной власти в России 10 2 2 6
12. Президент Российской Федерации 14 4 4 6
13. Парламент Российской Федерации 18 6 4 8
14. Правительство РФ 14 4 4 6
15. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ 12 4 2 6
16. Конституционные основы судебной власти и прокурорского надзора в РФ 19 6 4 9
17. Конституционные основы местного самоуправления в РФ 13 4 3 6
  ИТОГО 240 72 51 117

Распределение учебного времени по отдельным темам, а также общая продолжительность СРС, предусмотренная учебным планом для студентов дневной формы обучения на базе среднего профессионального образования, представлены в таблице № 2.

Таблица № 2

№ п.п. Наименование темы Всего часов Лекции Семинары СРС
1. Конституционное право РФ - ведущая отрасль права 9 4 2 3
2. Конституционное развитие России 5 - 2 3
3. Основы конституционного строя России 9 4 2 3
4. Основы правового положения человека и гражданина в России 11 4 4 3
5. Гражданство РФ 11 4 4 3
6. Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации 5 2 - 3
7. Политические права и свободы человека и гражданина 5 2 - 3
8. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина 5 2 - 3
9. Федеративное устройство России 5 2 - 3
10. Избирательное право в РФ 9 4 2 3
11. Система органов государственной власти в России 7 2 2 3
12. Президент Российской Федерации 7 2 2 3
13. Парламент Российской Федерации 9 2 4 3
14. Правительство Российской Федерации 5 2 - 3
15. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ 5 - 2 3
16. Конституционные основы судебной власти и прокурорского надзора в РФ 9 4 2 3
17. Конституционные основы местного самоуправления в России 7 4 - 3
  ИТОГО 123 44 28 51

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ

К теме 1

1. Предметом конституционного права России являются отношения в сфере:

а) формирования и деятельности Международного Суда ООН в Гааге, б) взаимодействия Президента РФ и Федерального Собрания в законодательном процессе, в) взысканий недоимок по налогам и иным обязательным платежам в бюджет, г) расторжения брака и взыскания алиментов, д) заключения договоров о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, е) разрешения трудовых споров в Администрации Президента России, ж) реализация полномочий органа на увеличение штатной численности министерства, з) проведения собрания акционеров РАО «Газпром», и) участия населения в выборах муниципальных органов власти.

 

2. Нормы конституционного права имеют особенности:

а) они всегда декларативны, б) в них часто отсутствует санкция, в) они общеобязательны, г) они регулируют, прежде всего, имущественные отношения, д) они представляют собой нормы-цели, нормы-принципы, нормы-определения, е) в них закреплена презумпция равенства сторон, ж) они имеют карательный характер, з) они не содержатся в актах текущего законодательства, и) они оказывают направляющее воздействие на всю правовую систему.

 

3. Субъектами конституционного права России являются:

а) субъект РФ, б) народ России, в) ООН, г) общественные объединения, коллективы граждан.

д) администрация фабрики «Красный октябрь», е) гражданин, ж) отдел делопроизводства Администрации Нижегородской области, з) иностранные граждане, и) Счетная палата РФ.

 

4. Источниками конституционного права России являются:

а) решение фракции Компартии РФ о солидарном голосовании по кандидатуре Председателя Правительства РФ, б) Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан 1994 г., в) Устав Краснодарского края, г) Регламент Совета Федерации РФ, д) Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О разъяснении судебной практике по делам о банкротстве», е) Устав г. Калуги, ж) Закон РСФСР «О всенародном обсуждении важных вопросов государственной жизни», з) Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в рамках ООН в 1966 г., и) официальная правовая позиция директора Института государства и права РАН о формировании Конституционного Собрания.

 

5. Официальными источниками опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания являются:

а) газета «Комсомольская правда», б) газета «КоммерсантЪ», в) «Российская газета», г) еженедельный бюллетень «Собрание законодательства России Федерации».

 

К теме 2

1. Особенностями конституционного развития России до 1917 г. являются:

а) конституционное оформление перехода страны от абсолютной монархии к ограниченной, б) принятие первой Конституции России, в) учреждение представительного и законодательного органа, состоящего из двух палат: Государственной думы и Государственного совета, г) предоставление избирательных прав населению с учетом сословного и других избирательных цензов

 

2. Конституция России 1918 г.:

а) установила диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства, б) провозгласила всеобщие, равные прямые выборы при тайном голосовании, в) учредила Съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских депутатов, формируемый многоступенчатым путем, г) провозгласила РСФСР унитарным государством, д) закрепила неравное народное представительство жителей города и деревни

 

3. Конституции РСФСР и СССР 1936-1978 гг.:

а) установили всеобщие, равные прямые выборы при тайном голосовании, б) расширили социальную базу власти, провозгласив общенародное государство, в) исключили положения о ведущей роли коммунистической партии, г) ввели местное самоуправление, д) провозгласили широкий круг основных прав и свобод личности

 

4. Конституция Российской Федерации 1993 г. была принята:

а) Учредительным Собранием. б) всенародным референдумом. в) Конституционным Совещанием, образованным указом Президента РФ, г) Конституционной Комиссией, образованной Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ

 

К теме 3

1. Юридическими свойствами Конституции РФ 1993 г. являются:

а) она служит базой текущего законодательства, б) обязательное принятие новой российской Конституции референдумом, в) стабильность, г) полное соответствие Конституции российской действительности, д) высшая юридическая сила.

 

2. Можно ли внести поправки в главу 2 «Права и свободы человека и гражданина», сохраняя в целом действие Конституции РФ 1993 г.

а) да, б) нет.

3. Поправки и изменения в Конституцию РФ 1993 г. вносятся:

а) указом Президента РФ, б) федеральным законом, в) федеральным конституционным законом, г) совместным постановлением палат Федерального Собрания, д) законом РФ о поправке к Конституции РФ.

 

4. Новая Конституция России может быть принята:

а) Советом Федерации, б) Учредительным Собранием, в) Конституционной комиссией, г) Конституционным Совещанием, д) Конституционным Собранием.

 

5. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ должен рассмотреть закон РФ о поправке к Конституции РФ:

а) в течение 30 дней со дня его принятия, б) не позднее шести месяцев со дня его принятия, в) не позднее одного года со дня его принятия, г) может не рассматривать.

 

6. Согласно Конституции РФ источником власти в России является:

а) народ, б) органы государственной власти

 

7. В Конституции РФ закрепляются следующие виды суверенитета:

а) государственный суверенитет, б) народный суверенитет, в) экономический суверенитет, г) суверенитет республик, входящих в состав РФ

 

8. Государственный суверенитет - это:

а) сама государственная власть, б) свойство государственной власти, в) источник государственной власти

 

9. Согласно Федеральному конституционному закону «О референдуме Российской Федерации» референдум - это:

а) способ решения гражданами наиболее важных вопросов государственной жизни, б) форма прямого волеизъявления граждан по вопросам общественной жизни, в) всенародное голосование граждан РФ по вопросам государственного значения

 

 

10. Формами непосредственной демократии являются:

а) местное самоуправление, б) народная (правотворческая) инициатива, в) средства массовой информации, г) отзыв выборного должностного лица, д) сходы граждан, е) право проводить собрания, митинги и демонстрации

 

11. Предметом референдума Российской Федерации может быть вопрос:

а) об объединении Беларуси и России в единое государство без указания о возможности референдума по этому вопросу в соответствующем международном договоре, б) о принятии закона об изменении ставки налога на добавленную стоимость (НДС), в) о доверии политике Президента РФ и Правительства РФ, г) о переносе на год выборов Президента РФ

12. Инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит:

а) Президенту РФ, б) Конституционному Собранию, в) Центральной избирательной комиссии РФ, г) Правительству РФ, д) Федеральному Собранию РФ, е) не менее чем двум миллионам граждан РФ

 

13. Референдум Российской Федерации назначает:

а) Совет Федерации, б) Государственная Дума, в) Президент РФ, г) Конституционный Суд РФ

 

14. Назначение и проведение референдума Российской Федерации не допускается:

а) в случае возбуждения в отношении Президента РФ процедуры отрешения от должности, б) в случае проведения избирательной кампании одновременно на всей территории России, в) в течение пяти лет после дня официального опубликования результатов референдума РФ с такой же формулировкой вопроса, г) если в отдельных местностях Российской Федерации введено военное или чрезвычайное положение, д) если проведение референдума приходится на последний год полномочий Центральной избирательной комиссии РФ

 

 

15. Решение считается принятым на референдуме Российской Федерации, если за вопрос, выносимый на референдум, проголосовало:

а) относительное большинство граждан, принявших участие в голосовании, б) более половины граждан, принявших участие в голосовании, в) более половины всех зарегистрированных граждан России

 

16. Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, вступает в силу со дня:

а) его дополнительного утверждения Федеральным Собранием, б) официального опубликования его результатов Центральной избирательной комиссией РФ, в) по истечении шести месяцев со дня голосования, если решение не будет обжаловано в Конституционном Суде РФ

 

17. На территории России кандидатов в выборные органы власти вправе выдвигать:

а) благотворительные организации, б) политические общественные объединения, в) религиозные организации, г) профессиональные союзы, д) акционерные общества, е) политические партии

18. Законодательство устанавливает невозможность участия в деятельности политических партий в отношении:

а) военнослужащих, б) членов Правительства РФ, в) судей, г) прокуроров, д) депутатов Государственной Думы, е) государственных служащих, ж) Президента РФ

 

К теме 5

1. Основаниями отказа в выходе из гражданства Российской Федерации являются:

а) владение государственной тайной, б) отсутствие у лица иностранного гражданства и гарантий его приобретения, в) отбывание (в прошлом) наказания в России за особо тяжкие преступления, г) привлечение в качестве обвиняемого либо наличие подлежащего исполнению обвинительного приговора, д) получение повестки о призыве на военную службу  

 

 

2. Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства, б) вследствие постоянного проживания за рубежом более пяти лет, в) на основании решения суда о прекращении гражданства, г) вследствие принятия гражданином России награды иностранного государства, д) вследствие смерти гражданина

 

3. Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по ходатайству уполномоченных государственных органов, б) в результате приема, в) в результате оптации, г) в результате восстановления в отношении лиц, лишенных гражданства в советский период, без их согласия, д) по рождению

4. Государственными органами, принимающими решения по вопросам приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, являются:

а) Президент РФ, б) Государственная Дума, в) органы внутренних дел, г) главы исполнительной власти субъектов РФ, д) государственные органы, ведающие вопросами иностранных дел.

 

5. Конституционное законодательство для иностранных граждан на территории России ограничивает:

а) свободу передвижения, выбор места пребывания и жительств, б) право на жизнь, в) свободу труда, г) право избирать и избираться, д) свободу предпринимательства, е) свободу слова, ж) право на объединение, з) право на доступ к государственной службе

6. Конституционно-правовой статус лиц без гражданства в России приравнивается к статусу:

а) граждан РФ, б) иностранных граждан

 

7. Иностранные граждане в Российской Федерации освобождаются от обязанности:

а) нести военную службу, б) платить налоги, в) соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы, г) беречь памятники истории и культуры

8. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от нее:

а) Президентом РФ, б) Конституционным Судом РФ, в) Государственной Думой, г) Советом Федерации

 

К теме 8

1. Конституционно-правовыми принципами рыночной экономики России являются:

а) вседозволенность, б) свобода экономической деятельности, в) ограниченное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, г) единство экономического пространства, д) преимущественная защита частной собственности по отношению к другим формам собственности, е) неприкосновенность частной собственности, ж) ограничение свободы договора в публичном праве, з) недопустимость конкуренции, и) неприкосновенность частной жизни

 

2. Конституционно-правовыми принципами налогообложения в России являются:

а) финансирование деятельности государства за счет налогов и сборов, б) допустимость установления налогов и сборов подзаконными актами, в) добросовестность налогоплательщика, г) недопустимость двойного налогообложения, д) непредсказуемость отмены или введения налоговых льгот, е) экономическая обоснованность и пропорциональность налогов и сборов, ж) налоговая независимость субъектов Российской Федерации

 

К теме 9

1. Субъектами Российской Федерации являются:

а) автономный край, б) штат, в) республика, г) автономная область, д) кантон, е) земля, ж) федеральный округ

 

2. Конституционное разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ осуществляется на основании перечисления предметов:

а) ведения Федерации, б) совместного ведения РФ и субъектов РФ, в) ведения субъектов РФ, г) ведения муниципальных образований

 

3. Принципами Российской Федерации являются:

а) возможность сецессии (выхода) субъекта РФ из состава Федерации, б) разграничение предметов ведения и полномочий на основе Конституции РФ, договоров и соглашений, в) наличие двух уровней органов государственной власти при отсутствии единства их системы, г) сочетание национального и территориального принципов в организации государственно-территориального устройства

 

К теме 10

1. В России непосредственно гражданами избираются:

а) Совет Федерации РФ, б) Государственная Дума РФ, в) Правительство РФ, г) законодательные (представительные) органы власти субъекта РФ, д) руководитель высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, е) представительные органы местного самоуправления

 

2. В России не могут пользоваться активным и пассивным избирательным правом категории лиц:

а) признанные судом недееспособными, б) находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, в) верующие, г) имеющие двойное гражданство

 

3. На выборах в Российской Федерации используется:

а) только мажоритарная избирательная система, б) только пропорциональная избирательная система, в) и мажоритарная, и пропорциональная избирательные системы, г) система передаваемого голоса

4. В основе мажоритарной избирательной системы лежит принцип:

а) большинства, б) пропорционального представительства

 

5. Избиратель на выборах депутатов Государственной Думы может проголосовать вне помещения для голосования, а также вне своего избирательного участка:

а) по почте, б) с помощью открепительного удостоверения, в) посредством процедуры «переносных ящиков», г) по Интернету

 

 

К теме 12

1 Президент РФ может распустить Государственную Думу Федерального Собрания России в случае, если:

а) Государственная Дума три раза отклонит федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год, б) Государственная Дума выдвинет обвинение против Президента, в) Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, г) Государственная Дума в течение года после ее избрания откажет в доверии Правительству, вопрос о котором перед Государственной Думой поставил Председатель Правительства, д) Совет Федерации не утвердит указ Президента о введении чрезвычайного положения

 

2.. В соответствии с Конституцией РФ Президент России является:

а) высшим должностным лицом, б) главой исполнительной власти, в) главой Правительства РФ, г) главой государства, д) гарантом Конституции РФ, е) главой Совета Безопасности РФ

 

3. Взаимоотношения Президента РФ и Правительства РФ характеризуются тем, что:

а) Президент может приостановить действие актов Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам, указам Президента, б) Президент может председательствовать на заседаниях Правительства только в условиях военного или чрезвычайного положения, в) освобождение от должности Председателя Правительства влечет за собой отставку Правительства, г) Президент с согласия Государственной Думы может отправить Правительство в отставку, д) во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, он может возложить их исполнение на любого члена Правительства

 

4. Президент России издает следующие правовые акты:

а) постановления, б) распоряжения, в) законы, г) приказы

 

5. Полномочия Президента России могут быть прекращены в случае:

а) его отставки, б) отрешения его от должности, в) выражения ему недоверия Государственной Думой, г) истечения срока его полномочий

6. В процедуре отрешения Президента России от должности участвуют следующие государственные органы:

а) Конституционный Суд РФ, б) Генеральная прокуратура РФ, в) Федеральное Собрание РФ, г) Верховный Суд РФ

 

7. Администрация Президента России - это:

а) орган государственной власти, б) государственный орган, в) совещательный орган при Правительстве РФ, г) государственный орган, в состав которого входят руководитель его замы, федеральные министры, референты и другие помощники Президента РФ

 

К теме 13

1. Парламент России - это:

а) исполнительный орган власти, б) законодательный орган власти, в) контрольный орган власти, г) представительный орган власти

 

2. Счетная палата РФ формируется:

а) Президентом РФ, б) Правительством РФ, в) Государственной Думой г) Советом Федерации

 

3. Решение о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности принимается:

а) Генеральным прокурором РФ, б) Государственной Думой, в) Президентом РФ, г) Конституционным Судом РФ

 

4. Федеральное Собрание России правомочно:

а) назначать Председателя Правительства РФ и федеральных министров, б) контролировать исполнение федерального бюджета, в) вводить военное и чрезвычайное положение на территории России, г) отправлять в отставку Правительство РФ

 

5. Структурными подразделениями Государственной Думы Федерального Собрания России являются:

а) совет соотечественников, б) депутатские объединения, в) совет палаты. г) комитеты и комиссии

6. Законопроект становится законом после принятия:

а) Государственной Думой РФ в трех чтениях, б) Государственной Думой РФ и одобрения Конституционным Судом РФ, в) Государственной Думой РФ, одобрения Советом Федерации, подписания и обнародования Президентом РФ, г) Федеральным Собранием

 

7. Будет ли считаться принятым проект Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ, если за него проголосовали 226 депутатов Государственной Думы?

а) да, б) нет

 

К теме 14

1. В состав правительства РФ входят:

а) Председатель, его замы, федеральные министры, руководители федеральных органов исполнительной власти, б) Председатель, его замы, федеральные министры, в) Президент, Председатель, его замы, федеральные министры, руководители федеральных и региональных органов исполнительной власти

 

2. В систему федеральных органов исполнительной власти Росси входят:

а) Правительство РФ, б) органы исполнительной власти субъектов РФ, в) федеральные министерства, г) Администрация Президента РФ, д) федеральные агентства, е) федеральные надзоры, ж) Президент РФ

 

3. Правительство РФ правомочно:

а) разрабатывать и вносить в Государственную Думу проект федерального бюджета на очередной год, б) ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Президенту РФ, в) давать заключения на федеральные законопроекты, г) утверждать структуру федеральных органов исполнительной власти

 

4. Президент России назначает Председателя Правительства с согласия:

а) Совета Федерации, б) Конституционного Суда РФ, в) Счетной палаты РФ, г) Государственной Думы

 

 

5. Назовите те правовые акты, которые издает Правительство РФ:

а) постановления, б) распоряжения, в) законы. г) указы

 

К теме 15

1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации является:

а) главой законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, б) главой субъекта РФ по аналогии с правовым статусом Президент России, в) руководителем высшего исполнительного органа государственно власти субъекта РФ

 

2. В системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.192 с.)