Содержательный модуль 1. Психология в философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержательный модуль 1. Психология в философии



ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра психологии

 

УТВЕРЖДАЮ:

проректор по научно-методической

и учебной работе

______________________ Е.И. Скафа

«23»   апреля 2020 г.

МП

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_________________ История психологии _________________

название учебной дисциплины

Специальность: 37.05.02 Психология служебной деятельности
Специализация:  
Образовательная программа: специалитет
Квалификация: психолог
Форма обучения: очная, заочная

Донецк 2020

УТВЕРЖДАЮ:

 

И.о. декана филологического факультета

_____________________ Л. П. Квашина

 «22» апреля 2020 г.

МП

 

 

Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1613.

Программа учебной дисциплины «История психологии» разработана на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики (ГОС ВПО ДНР) специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 28 сентября 2016 г. № 989, зарегистрированного в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики от 19 октября 2016 г. № 1643;                                  Порядка организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР № 1171 от «10» ноября 2017 г.; учебного плана и основной образовательной программы специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности, разработанных в ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет».

 

 

Разработчик:

Доцент                                                                             Яновский М.И.

 

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры психологии

Протокол № 10 от «16» апреля 2020 г.

Заведующий кафедрой                                                  ______________ А. В. Гордеева

 

 

Программа учебной дисциплины одобрена учебно-методической комиссией филологического факультета

Протокол № 9 от «20» апреля 2020 г.

 

Председатель учебно-методической

комиссии филологического факультета                      ______________  Н. А. Шокотко

 

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Учебная дисциплина «История психологии» является базовой частью профессионального блока дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 37.00.00 «Психологические науки», специальность 37.03.01 «Психология» и состоит из трех модулей: «Психология в философии», «Формирование научной психологии», «Психология как наука». Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими и сопутствующими дисциплинами – Общая психология, Философия.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Характеристика учебной дисциплины

Специальность

37.05.02 Психология служебной деятельности

Специализация

 

Образовательная программа

специалитет

Квалификация

психолог

Количество содержательных модулей

3

Дисциплина базовой / вариативной части образовательной программы

Дисциплина базовой части профессионального блока

Формы контроля (МК, экзамен, зачет)

МК, экзамен

Показатели очная форма обучения заочная форма обучения
Количество зачетных единиц (кредитов) 3 3
Год подготовки 2 2
Семестр 4 4
Количество часов 108 108
- лекционных 32 8
- практических, семинарских 32 6
- лабораторных    
- самостоятельной работы 44 94
в т.ч. индивидуальное задание    
Недельное количество часов, 7  
в т.ч. аудиторных 4  

 

 

ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи

Цель: Знакомство с развитием психологических знаний начиная с древних времен и кончая современностью, расширение арсенала идей и возможных подходов к психическим явлениям..

Задачи: Психологические знания берутся в их основных исторических формах: религиозные системы; философские концепции, научные теории. Каждая психологическая теория рассматривается как целостная система идей, представлений, опорных фактов и практических выводов. В каждой теории анализируются также исходные мировоззренческие принципы, социально-культурные особенности эпохи, послужившие фоном для создания теории. Анализируется роль личности в формировании теории, исторические причины возникновения теории, их трансформации. Рассматривается судьба идей «донаучной» психологии в научной психологии XX века.

 

Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины «История психологии» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО ДНР по направлению подготовки  37.03.01 Психология и основной образовательной программы высшего профессионального образования направления подготовки 37.03.01 Психология:

а) общекультурных (ОК):  способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации (ОК - 1), способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК-7);

б) общепрофессиональных (ОПК): способностью применять закономерности и методы психологической науки в решении профессиональных задач (ОПК-1);

в) профессиональных (ПК): способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования ( ПК-19).

 

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

знать:

– Формы существования психологического знания;

– Историю развития психологических учений разных времен и современных психологических теорий.

уметь:

– Выявлять и анализировать взаимосвязь идей в психологических теориях;

– Анализировать происхождение различных современных теоретических идей и теорий.

владеть:

– навыками выделения основных идей в различных теориях и критической оценки теорий.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

Порядковый номер и тема

Краткое содержание темы

  Содержательный модуль 1 ___________________________  
Тема 1. Введение в историю психологии. Основные исторические формы психологического знания. Формы и функции представлений о психике в разные исторические эпохи.
Тема 2. Древнейшие мифологические представления о душе у разных народов. Психологические представления в христианстве. Древнейшие мифологические представления о душе у разных народов (славян, древних греков, древних египтян и т.д.). Особенности понимания человека, души, личности в христианстве. Триединая структура души. "Страсти" как негативные формы душевной жизни.
Тема 3. Психологические представления в восточных религиях: буддизм, индуизм, индийская йога (Патанджали). Формы понимания внутреннего мира человека в восточных религиях. Представление о душе, ее структуру, методы воздействия на ее деятельность.    
Тема 4. Психологические теории античных материалистов Особенности античной культуры вообще. Особенности психологического знания в античную эпоху. Развитие представлений о душе у древнегреческих материалистов (Гераклит, Анаксагор, Демокрит, Эмпедокл, Гиппократ, Эпикур). Теория темперамента как наследие древнегреческого материализма в современной психологии.  
Тема 5. Психологические теории античных идеалистов Учение о душе в античном идеализме (Пифагор, Платон, Плотин). Анализ проблем познания и путей совершенствования души.  
Тема 6. Психологическое учение Аристотеля. Анализ понятия «душа» у Аристотеля. Структура души. Анализ природы и закономерностей психических процессов (ощущение, мышление и т.д.).  
Тема 7. Психологические идеи античного стоицизма. Психологические идеи средневековых европейских и арабских мыслителей. Рассмотрение проблем аффектов и воспитания характера в античном стоицизме. Эволюция психологических понятий в средневековой философии и науке (Августин, Фома и др.). Отношение к античной традиции.  
Тема 8. Общенаучные и психологические идеи Ф. Бэкона. Психологическое учение Р. Декарта. Идеи Ф. Бэкона по реформированию науки в целом и психологии в частности. Психофизический дуализм в Р.Декарта и его происхождение. Разделение критериев познания истины души и тела. Душа и тело как отдельные субстанции с различными принципами функционирования.  
Тема 9. Психологическое учение Б. Спинозы. Психологическое учение Г. Лейбница. Решение психофизической проблемы в Б. Спинозы. Учение о аффектах. Учение о монады Г. Лейбница. "Малые перцепции" и "апперцепция".  
Тема 10. Психологическое учение Дж. Локка. Ассоциативная психология. Дж. Локк: психика как процесс. Рефлексия как один из источников опыта. Эмпиризм Локка. Понятие "ассоциация". Ассоциативная психология как первый шаг к научной психологии (Д. Гартли, Дж. Милль, И. Гербарт, А. Бен, Г. Спенсер и др.).  
Тема 11. Психологические идеи немецких философов-идеалистов Психологические идеи немецких и французских философов-идеалистов (И. Кант, А. Шопенгауэр, Г.В.Ф. Гегель, Ф. Ницше, А. Бергсон). Проблема источников познания у И. Канта. Воля как главная движущая сила в природе и психике у А. Шопенгауэра. Идеи диалектики развития человека в Г.В.Ф. Гегеля. Два принципа внутреннего мира человека у Ф. Ницше. Творческая сущность психики у А. Бергсона.  
Тема 12. Психологические идеи французских философов- идеалистов и материалистов. Психологические идеи французских философов-материалистов (Ж. Руссо, Э. Кондильяк, Ж. Ламетри и др.). Разработка рационально-материалистических представлений о психике у французских философов-материалистов ХVIII века. Творческая сущность психики у А. Бергсона.  
Тема 13. Психологические идеи философов-идеалистов России и Украины ХVIII-XX вв. Психологические идеи философов-идеалистов России и Украины ХVIII-XX вв. Учение о "сродности" Г. Сковороды. Учение о сердце как духовно-психический центр человека П. Юркевича. Методологические идеи Соловьева. Идея непосредственности почвы познания мира и волюнтаризм Н. Лосский. С.Л. Франк. Антропологические идеи П. Флоренского.  
  Содержательный модуль 2 ___________________________________________  
Тема 14. Предпосылки научной психологии в работах физиологов ХVIII-ХIХ веков. Решение проблемы измерения психических процессов в работах Ф. Дондерса и Г. Фехнера – как одна из предпосылок научной психологии Предпосылки научной психологии в работах физиологов ХVIII-ХIХ веков (И. Мюллер, Г. Гельмгольц и др.). Постановка психологической проблематики в работах европейских физиологов XVIII-XIX веков. Исследования Г. Фехнера и Ф. Дондерса как первые попытки количественного измерения психических явлений.  
Тема 15. Социальные, религиозные и общенаучные предпосылки возникновения научной психологии в XIX столетии .Изменения в религиозной, политической и научной сферах жизни в середине XIX столетии как предпосылка возникновения научной психологии. Роль идей Э. Маха в обосновании научности психологических знаний.  
Тема 16. Программа научной психологии В. Вундта. Обоснование включения психологии в круг точных наук. Место метода самонаблюдения (интроспекции) в психологической системе В.Вундта. Апперцепция как главный принцип психики. Волюнтаризм Вундта. "Психологическая причинность" и интроспекция - фундамент психологии как самостоятельной науки. Толкование Вундтом отдельных психических процессов (эмоций, внимания и т.д.). "Психология народов" как попытка реализации вундтовского понимания предмета психологии.  
Тема 17. Программа научной психологии Ф. Брентано. Программа научной психологии И.М. Сеченова. "Интенциональная" психология Ф. Брентано. Психика как проявление различия живых существ от неживых вещей. Понятие "интенция". Методы исследования психики по Брентано. Виды психических явлений. Судьба идей Брентано в психологии ХХ в. "Рефлекторная" теория И.М. Сеченова. История понятия "рефлекс" и особенности его понимания в Сеченова. Роль явления "торможения" в обосновании сеченовской материалистической психологии. "Рефлекторное" толкование простых и сложных психических процессов. Влияние И.М. Сеченова на психологию ХХ в.  
Тема 18. Психологические идеи и исследования ученых-психологов конца XIX - начала ХХ века Психологические идеи и исследования ученых-психологов конца XIX - начала ХХ века (Г.Эббингауз, К. Штумпф, У. Джемс, Э. Титченер, В.М. Бехтерев и др.). Исследование Г. Эббингауза как реализация идеи "точного измерения" психических процессов. Психология способностей К. Штумпфа. У. Джемс и психология личности. Э. Титченер: американский вариант интроспекционизма. В.М. Бехтерев как родоначальник эклектической петербургской (ленинградской) школы психологии.  
Тема 19. История возникновения основных отраслей прикладной психологии. Предпосылки возникновения, зарождения и краткая история развития отраслей прикладной психологии: дифференциальная, медицинская, возрастная, промышленная, социальная области психологии.  
  Содержательный модуль 3 ___________________________________________  
Тема 20. Психологическая теория бихевиоризма. Необихевиоризм. Бихевиоризм как "радикальный" прагматизм. Э. Торндайк и Дж. Уотсон - основоположники двух линий в бихевиоризме: а) поведение как система проб и ошибок; б) поведение как совокупность реакций на раздражители. Ведущий мировоззренческий принцип бихевиоризма. Вклад необихевиористов (Э. Толмен, Б. Скиннер и др.).  
Тема 21. Психологическая теория фрейдизма Фрейдизм как реализация идей "интенциональной" психологии Ф. Брентано. Либидо как движущая сила поведения. Внутренняя цензура и защитные механизмы. Сознание и подсознание, методы их исследования. Структура личности. Развитие личности и Эдипов комплекс. Культурологические идеи Фрейда.  
Тема 22. Теории последователей фрейдизма. Неофрейдизм. Аналитическая психология К.Г. Юнга. Индивидуальная психология Адлера. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Эго-психология Э. Эриксона. Неофрейдизм К. Хорни. Структурный психоанализ Ж. Лакана.  
Тема 23. Гештальтпсихология. Гештальтпсихология. Смысл понятия "гештальт". История развития гештальтистских идей. Вклад М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки и К. Левина в гештальт-психологию.  
Тема 24. Психологическая теория Ж. Пиаже и традиции французской психологии. Психологическая теория Ж. Пиаже и традиции французской психологии. Французская социологическая школа психологии. Психология действия П. Жане. А. Валлон. Генетическая психология Ж. Пиаже. Ассимиляция и аккомодация как механизмы развития психики. "Эгоцентричное" мышления и децентрация.  
Тема 25. Советская психология: очерк истории развития. Советская психология: базовые принципы и идеи. Очерк истории развития. Дореволюционные традиции русской психологии. Марксистские принципы советской психологии. Основные этапы развития советской психологии. Ее крупнейшие достижения и слабые стороны.  
Тема 26. Субъектно-деятельностная теория С.Л. Рубинштейна и его школы. Субъектно-деятельностная теория С. Л. Рубинштейна и его школы. Принцип "внутри-бытия" субъекта как основной принцип концепции С.Л. Рубинштейна. Производные принципы: 1) "внешние факторы действуют через внутренние условия"; 2) "единство сознания и деятельности". Реализация субъектно-деятельностного подхода в конкретных исследованиях С.Л. Рубинштейна и его учеников.  
Тема 27. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского. Причастность к культуре как основа человеческой психологии в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Отказ от непосредственности как принципа познания. Опосредованность - признак развитых психических процессов. Опосредование отношениями как источник человеческих (культурных) форм психики. Интериоризация - механизм развития человеческой психики. Методологические идеи Л.С. Выготского. Сильные и слабые стороны его теории.  
Тема 28. Теория установки Д.Н. Узнадзе. Установка Д.Н. Узнадзе и "непосредственный опыт" В. Вундта. Критика постулата непосредственности. "Феномен Узнадзе" как демонстрация сущности установки. Использование понятия "установка" для анализа различных психических явлений. Установка: особое явление или вид одного из известных психических явлений?  
Тема 29. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. "Классики" советской психологии: П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, Б. Ананьев. А.Н. Леонтьев как продолжатель идей Л.С. Выготского. Исследование Леонтьевым происхождения психики (проблема возникновения ощущений в жизнедеятельности). Структура сознания по Леонтьеву. Психологическая структура деятельности как попытка создать синтетическую психологическую теорию. Психика как ориентировочный компонент деятельности в концепции П.Я. Гальперина. Формы ориентировочной основы деятельности и другие психологические теории. Идея целенаправленного формирования психических процессов. А.Р. Лурия как создатель нейропсихологии - науки о соотношении психических процессов и процессов работы мозга. Б. Ананьев - исследователь системы психических процессов и проблем индивидуальности. Современное состояние российской психологической науки.  
Тема 30. Гуманистическая психология Гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Оллпорт и др.). Гуманистическая психология: новое направление психологии или один из ее разделов? Природный потенциал саморазвития как одна из главных идей гуманистической психологии. К. Роджерс и потенциал восстановления личностью адекватной самооценки и "контакта" со своей природой. А. Маслоу потребности и "вне"-потребностные движущие силы поведения личности (самоактуализация как высший фактор поведения человека). Г. Оллпорт: несводимость черт личности к первичным силам внутреннего мира.  
Тема 31. Когнитивная психология. Когнитивная психология как результат возникновения нового языка науки (отражение информационных технологий). Методологический анализ базовых понятий когнитивной психологии.  
Тема 32. "Эклектические" психологические теории. Обзор "эклектичных" и новейших концепций психологии: Э. Берн, Ф. Перлз, трансперсональная психология, экзистенциальная психология и др. Современные тенденции развития психологии.  

 


Тематический план

 

Количество часов

Очная форма

Заочная форма

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

лекции

практические

лабораторные

самостоятельная работа

индивидуальная работа

лекции

практические

лабораторные

самостоятельная работа

индивидуальная работа

Тема 1. Введение в историю психологии.

3

1

1

 

1

 

3

1

 

 

2

 

Тема 2.  Древнейшие мифологические представления о душе у разных народов. Психологические представления в христианстве.

3

1

1

 

1

 

3

 

1

 

2

 

Тема 3. Психологические представления в восточных религиях: буддизм, индуизм, индийская йога (Патанджали).

3

1

1

 

1

 

3

 

 

 

3

 

Тема 4. Психологические теории античных материалистов

3

1

1

 

1

 

3

 

 

 

3

 

Тема 5. Психологические теории античных идеалистов

3

1

1

 

1

 

3

 

 

 

3

 

Тема 6. Психологическое учение Аристотеля.

3

1

1

 

1

 

3

1

 

 

2

 

Тема 7. Психологические идеи античного стоицизма. Психологические идеи средневековых европейских и арабских мыслителей.

3

1

1

 

1

 

3

 

 

 

3

 

Тема 8. Общенаучные и психологические идеи Ф. Бэкона. Психологическое учение Р. Декарта.

3

1

1

 

1

 

3

 

 

 

3

 

Тема 9. Психологическое учение Б. Спинозы. Психологическое учение Г. Лейбница.

3

1

1

 

1

 

3

 

 

 

3

 

Тема 10. Психологическое учение Дж. Локка. Ассоциативная психология.

3

1

1

 

1

 

3

 

1

 

2

 

Тема 11. Психологические идеи немецких философов-идеалистов

3

1

1

 

1

 

3

 

 

 

3

 

Тема 12. Психологические идеи французских философов- идеалистов и материалистов.

3

1

1

 

1

 

3

 

 

 

3

 

Тема 13. Психологические идеи философов-идеалистов России и Украины ХVIII-XX вв.

3

1

1

 

1

 

3

 

 

 

3

 

Количество часов

Очная форма

Заочная форма

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

лекции

практические

лабораторные

самостоятельная работа

индивидуальная работа

лекции

практические

лабораторные

самостоятельная работа

индивидуальная работа

Тема 14. Предпосылки научной психологии в работах физиологов ХVIII-ХIХ веков. Решение проблемы измерения психических процессов в работах Ф. Дондерса и Г. Фехнера - как одна из предпосылок научной психологии

3

1

1

 

1

 

3

1

 

 

2

 

Тема 15. Социальные, религиозные и общенаучные предпосылки возникновения научной психологии в XIX столетии

3

1

1

 

1

 

3

 

1

 

2

 

Тема 16. Программа научной психологии В. Вундта.

3

1

1

 

1

 

3

1

 

 

2

 

Тема 17. Программа научной психологии Ф. Брентано. Программа научной психологии И.М. Сеченова.

3

1

1

 

1

 

3

1

 

 

2

 

Тема 18. Психологические идеи и исследования ученых-психологов конца XIX - начала ХХ века

3

1

1

 

1

 

3

 

1

 

2

 

Тема 19. История возникновения основных отраслей прикладной психологии.

2

1

1

 

0

 

2

 

 

 

2

 

Итого по содержательному модулю 2

17

6

6

5

 

25

3

2

 

20

 

                                                 

 

 

Количество часов

 

Очная форма

Заочная форма

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

лекции

практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа

лекции

практические лабораторные самостоятельная работа

индивидуальная работа

Тема 20. Психологическая теория бихевиоризма. Необихевиоризм.

4

1

1

 

2

 

4

 

1

 

3

 

Тема 21. Психологическая теория фрейдизма

4

1

1

 

2

 

4

1

 

 

3

 

Тема 22. Теории последователей фрейдизма. Неофрейдизм.

4

1

1

 

2

 

4

 

1

 

3

 

Тема 23. Гештальтпсихология.

4

1

1

 

2

 

4

1

 

 

2

 

Тема 24. Психологическая теория Ж. Пиаже и традиции французской психологии.

4

1

1

 

2

 

4

 

 

 

4

 

Тема 25. Советская психология: очерк истории развития.

4

1

1

 

2

 

4

 

 

 

4

 

Тема 26. Субъектно-деятельностная теория С.Л. Рубинштейна и его школы.

4

1

1

 

2

 

4

 

 

 

4

 

Тема 27. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского.

4

1

1

 

2

 

4

1

 

 

3

 

Тема 28. Теория установки Д.Н. Узнадзе.

4

1

1

 

2

 

4

 

 

 

4

 

Тема 29. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. "Классики" советской психологии: П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, Б. Ананьев.

4

1

1

 

2

 

4

 

 

 

4

 

Тема 30. Гуманистическая психология

4

1

1

 

2

 

4

 

 

 

4

 

Тема 31. Когнитивная психология.

4

1

1

 

2

 

4

 

 

 

4

 

Тема 32. "Эклектические" психологические теории.

4

1

1

 

2

 

4

 

 

 

4

 

Итого по содержательному модулю 3

52

13

13

26

56

3

2

 

51

 

Всего часов

108

32

32

44

 

108

8

6

 

94

 

                             

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Темы лекционных занятий

 

П /п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.458 с.)