Семейные роли и семейная структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семейные роли и семейная структура



 

Наряду с семейными мифами, фотография позволяет определять роли членов семьи и различия в их позициях. Это может быть сделано, в частности, путем анализа пространственного расположения членов семьи относительно друг друга в кадре. Так, традиционным, соответствующим патриархальным семейным ролям мужа и жены является позиция жены сидя, а мужа – стоя. Также прослеживаются различия в ролях родителей и детей: родители чаще располагаются в центре. Недостаточная дифференциация семейных ролей будет отражаться в хаотичном расположении членов семьи в кадре или детей в том месте и положении, которые являются более характерными для родителей.

Член семьи, играющий роль козла отпущения или отверженного, на фотографиях может быть изолирован, дистанцирован от других, закрываться ими или даже отсутствовать на снимках.

С другой стороны, роль «кумира семьи» (в которой может выступать ребенок) будет проявляться в привилегированном расположении ребенка, например, рядом с родителями или между ними. При этом велика вероятность физического контакта между ребенком и родителями. Такая роль может быть, однако, не менее тяжела для ребенка, чем роль козла отпущения, поскольку на него направлено наибольшее внимание родителей, а предъявляемые к нему требования высоки.

Фотография позволяет выявить семейные треугольники. На ней бывает хорошо видно, что некоторые члены семьи сформировали альянс, в то время как еще один (козел отпущения) оказывается за его пределами. На некоторых фотографиях можно, например, заметить, что мать располагается рядом с детьми, а отец вытеснен на периферию.

Использование фотографии в семейной психотерапии позволяет членам семьи осознать не только то, какие аспекты ее организации и функционирования нарушены и нуждаются в коррекции, но и те аспекты своего поведения и отношенияй, которые имеют здоровый характер. Анализ и обсуждение фотографий с членами семьи позволяет также мотивировать их к пересмотру тех представлений о себе, которые утрируют и искажают реальность, и переходу к более реалистичному и целостному ее восприятию.

Очень важно, что использование фотографии в психотерапии семьи позволяет ее членам осознать преемственность семейной истории и внутреннюю связь с теми родственниками, которые либо умерли, либо находятся далеко. Нередко при этом происходит оживление воспоминаний, повторное переживание и осознание тех чувств, которые связаны с прошлыми и текущими отношениями и ситуациями, что может сопровождаться катарсическим эффектом.

Нередко совместный просмотр и обсуждение фотографий членами семьи во время психотерапевтических сессий активизируют их взаимодействие друг с другом и позволяют тем, кто обычно находится «в тени», обозначить свою позицию.

Помимо знакомства с фотографиями из семейного альбома с вышеназванными целями, психотерапевты могут использовать и иные формы работы с семьями на основе техник фототерапии. Так, Р. Мартин (2006) предлагает своим клиентам воссоздать перед фотокамерой определенные моменты прошлых и текущих семейных отношений, что помогает лучше их осознать. Аналогичный прием в своей работе с семьями применяет также Дж. Зильбах (Zilbach, 1986), называя его «симулятивной фотографией». Членам семьи предлагается воспроизвести перед фотокамерой некоторые характерные для них ситуации, что обеспечивает лучшую фокусировку на чувствах и отношениях, в особенности в тех случаях, когда клиенты затрудняются словесно описать их.

И. Е. Корбит помогает членам семьи в осознании их проблем, предлагая им сначала по отдельности сфотографироваться в ходе сессии, расположившись любым приемлемым для них образом перед камерой. Затем члены семьи должны вырезать свои изображения из фотографий и поместить их на общий лист бумаги или доску. При этом они могут изображать фон и любые дополнительные элементы, используя краски, мелки и иные материалы. Психотерапевт наблюдает за взаимодействием членов семьи в ходе их работы. В качестве дополнительного задания он может предложить им, используя те же фотографические образы и изобразительные средства, создать коллаж, передающий то, какими они хотели бы видеть свои отношения.

Интересным и эффективным является также сочетание фототерапевтических техник с методами семейной психотерапии и психодрамой. В некоторых случаях членам семьи предлагается, используя в качестве основы какую‑либо семейную фотографию, разыграть ту ситуацию, которую она отражает. Иногда при этом они могут изменить привычный для них способ взаимодействия и привести ситуацию к новому завершению. В других случаях семейные фотографии можно использовать в качестве стимульного материала для сочинения историй.

Л. Берман активно применяет фотографию в супружеской психотерапии. Она пытается запечатлеть с помощью «мгновенной фотографии» те моменты взаимодействия супругов в ходе сессий, которые передают за счет «языка тела» характерные для них патологические поведенческие паттерны:

 

Неразрывная связь между психикой и телом позволяет психотерапевту путем наблюдения за физическими, визуальными проявлениями партнеров распознать их состояние… Он выделяет определенные моменты психотерапии, когда типичные для партнеров паттерны взаимодействия проявляются особенно ярко и создают драматический образ, в точности передавая суть проблемы. Партнеры бессознательно создают своего рода «живые скульптуры» тех проблем, которые характеризуют их супружеские отношения. Сфотографировать их в этот момент будет терапевтически весьма эффективно. Если пара в самом начале психотерапии дает согласие на фотографирование некоторых моментов терапевтического процесса на «Поляроид», фотографии отразят некоторые из таких моментов. Если бы не фотографирование, психотерапевту надо было бы использовать все свои вербальные способности для того, чтобы описать тот образ, который он увидел – своего рода воображаемую фотографию.

(Berman, 1993, р. 129)

 

В тех случаях, когда у клиента или семьи нет семейного альбома, Д… Краусс (Krauss, 1980) предлагает им создать некое подобие такового. Это может предполагать создание снимков, имитирующих определенные ситуации прошлого и настоящего.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.006 с.)