Приватизация в Российской Федерации: исторические особенности, современные проблемы, значение для формирования существующей социально-экономической системы России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приватизация в Российской Федерации: исторические особенности, современные проблемы, значение для формирования существующей социально-экономической системы России.



Приватизация (от лат. privatus — частный) — процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.

В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.

Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации.

Каждый житель страны получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

Согласно статистике, около 25 миллионов россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 миллионов вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тысяч государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году — до 112,6 тысячи.

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) после 1 июля 1994 года.

На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. В ноябре-декабре того же года состоялись аукционные торги.

Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 триллиона рублей, что не являлось даже приблизительной их рыночной стоимостью. По сути государственное имущество было продано за бесценок.

Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.

На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.

Несмотря на ужасный опыт приватизации в нашей стране, и что не менее важно на тотальное недоверие народа к приватизационным процессам, на современном этапе приватизация федерального имущества сохраняет свое существование.

Важнейшие особенности приватизации:

o Она была проведена молниеносно, в крайне сжатые сроки. 

o Отсутствовала необходимая юридическая чистота приватизационного процесса. 

o Государственная собственность уходила в частные руки по беспрецедентно низким ценам.  

o Какой-либо системный контроль за структурами, проводившими приватизацию, контроль за сделками, правилами и процедурами приватизации отсутствовал.

o Очень часто приватизационные сделки носили нерыночный характер административного и экономического сговора. 

Но главная цель все же была достигнута. Институт частной собственности в России был восстановлен.

 

16. Приведите особенности современной структуры федерального бюджета России. Какие проблемы его исполнения являются, на Ваш взгляд, ключевыми?

· Большой объем замсекречен

· Попилы

· Неправильное распределение по отраслям и территориям



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.004 с.)