Откровение святого Иоанна богослова, 1-16 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Откровение святого Иоанна богослова, 1-16



 

(1) По вознесении Господа нашего Иисуса Христа взошел я, Иоанн, один на гору Фавор, на то место, где [Он] показал нам пречистое [тело] своё и божественность Свою. И, не в силах взглянуть, пал на землю и взмолился к Богу, говоря: Господи Боже мой, призри на меня, раба Своего, услышь голос Мой и научи меня о [втором] пришествии Твоем, и когда намереваешься прийти на землю, и что будет затем? И что будет с небом и землею, с солнцем и луною в те времена? Открой мне все [это], если послушаешься раба Своего.

(2) И провел [я] семь дней в молитве, и после этого светлое облако восхитило меня от горы и поставило меня пред лице небес, и услышал [я] голос, говорящий мне: смотри, раб Божий Иоанн, и разумей. Я воззрел и увидел небо отверстым, и исходили изнутри неба запах ароматов [и] многих благовоний и весьма обильное сияние, более света солнечного. (3) И затем услышал голос, говорящий мне: смотри, праведный Иоанн! И я поднял взор и увидел книги лежащие толщиною в семь гор, а длину их ум человеческий не может представить, и они имели семь печатей [739]. И спросил [я]: Господи Боже мой, открой мне, что написано в этих книгах? (4) И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, в тех книгах, которые ты видишь, написано все, что в небе, и на земле, и в бездне, и о всяком деле человеческом, преступном и праведном. (5) И [я] сказал: Господи, когда наступит все это и придут те времена? И тогда услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, наступит время изобилия хлеба и вина, такое, какого не было никогда на земле и не будет, доколе не наступят те времена. Тогда колос пшеничный принесёт полхеника, и побег лозы [виноградной] принесёт тысячу гроздей, и [каждый] гроздь даст полмеры вина [740]. Но неожиданно придёт год, когда на всей земле не найдётся ни полхеника пшеницы, ни полмеры вина. (6) Тогда снова спросил [я]: Господи, а что будет затем? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда явится отверженный и изгнанный во тьму, называемый Антихрист. И ещё спросил: открой мне, Господи, каков он? (7) И услышал голос, говорящий мне: вид лица его мрачен; волосы головы его остры как стрелы, брови у него как у дикаря, правое его око как утренняя звезда восходящая [741], а другое как у льва; уста его [длиною] в локоть, зубы [длиною] в пядь; пальцы его как серпы, стопа ноги его [длиною] в две пяди; и на челе его написано: «Антихрист» [742]. До неба вознесётся и низвергнется до ада, творя ложные призраки. И тогда сделается небо медным и не даст земле росы, и скроются облака в потаённых местах и не пошлют на землю росы, и улягутся все рога ветров, и не будут дуть ветры на земле.

(8) И снова вопросил: Господи, как долго это продлится на земле? И услышал голос, говорящий мне; слушай, праведный Иоанн, три года продлятся времена те, и сделаю те три года как три месяца, и три месяца как три дня, и три дня как три часа, и три часа как три мгновения. Как и пророк Давид говорит: престол его поверг на землю, сократил дни. времени его, покрыл его стыдом  (Пс 88/89:45-46). Тогда пошлю Еноха и Илию для обличения его (Антихриста), во свидетельство лжи и обмана его. И [он] убьёт их у жертвенника [743], как сказал пророк: тогда возложат на алтарь Твой тельцов  (Пс 50/51:21).

(9) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда умрет вся природа человеческая и не останется живого человека на всей земле [744]. И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда пошлю ангелов Моих принести бараньи рога, лежащие на облаках. И спустятся с небес, и вострубят Михаил и Гавриил в рога те, как предрёк пророк Давид: при звуке трубы роговой  (Пс 97/98:6). И будет слышен звук трубный от [одного] конца до [другого] конца вселенной. И от звука труб тех сотрясется вся земля, как предрёк пророк, и от звука малой птицы восстанет всякое растение; то есть от гласа архангельского воскреснет вся природа человеческая.

(10) И ещё спросил: Господи, умершие от Адама и доныне, и которые пребывают в аде от [начала] века, и которые умрут при кончине века, как воскреснут? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, вся природа человеческая воскреснет в тридцатилетнем [возрасте] [745]. (11) И ещё спросил: Господи, мужской и женский пол умерший, одни в старости, другие в молодости, другие во младенчестве, как восстанут в воскресении? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, ибо как пчёлы не различаются между собою, но все вместе единый вид и возраст имеют, так будет в воскресении с каждым человеком; не будет ни белого, ни красного, ни черного, и не будет никакой смуглости в лице, но все восстанут в едином образе и возрасте. Вся природа человеческая воскреснет бесплотной, как и прежде говорил вам; ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах  (Мф 22:30).

(12) И ещё спросил: Господи, как же в мире том узнают друг друга брат брата, любящий любимого, отец детей своих и дети своих родителей? И услышал голос, говорящий мне: слушай, Иоанн, праведники узнают родных, грешники же никоим образом, и в воскресении силы не узнают друг друга.

И ещё спросил я, Иоанн: Господи, будут ли вспоминать там о виноградниках и прочем, [оставленном] здесь? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, как сказал пророк Давид: помните, что [вы] персть; дни человека как трава, как цвет полевой, так он цветёт. Подует над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его  (Пс 102/103:14-16). И ещё он сказал: выйдет дух его и возвратится в землю его. В тот день исчезнут все помышления его  (Пс 145/146:4).

(13) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда пошлю ангелов Моих на лице всей земли, и они возьмут от земли все славное и все честное, и святое, и чтимые и святые иконы, и славные и честные кресты, и церковные святыни, и божественные и священные книги, и все чтимое и святое вознесётся на облаке в воздух. И тогда повелю принести великий и священный скипетр, и протяну его в руке Моей к ним [746], и поклонятся ему все Мои чины ангельские. Тогда вознесётся вся природа человеческая на облака, как пророчествовал апостол Павел: вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе  (1 Фес 4:17). Тогда изыдут все духи лукавые, которые на земле, которые в бездне или где ещё есть на лице всей земли от восхода солнца до заката, которые, прилепились со служителями [своими] к диаволу или к Антихристу, и [также] восхищены будут на облака.

(14) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда пошлю ангелов Моих на лице всей земли, и зажгут землю на восемь тысяч пятьсот пядей, и сгорят горы великие, и все камни расплавятся и станут как пыль, и сгорят все деревья, и всякий скот, и все гады, ползающие на земле, и всякий, находящийся на лице земли, и всякая птица, парящая в воздухе, и потом не останется на лице всей земли ничего колеблющегося, и станет земля недвижима.

(15) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда отпечатаю четыре части восточные, и выйдут четыре ветра великих и возвеют на лице всей земли от одного конца до другого конца вселенной. И сотрёт Господь грех с земли, и убелится земля как снег, и расправится как папирус, не имеющая ни пещер, ни гор, ни холмов, ни камней, и станет лице земли от востока до запада [ровным] как стол и белым как снег. И будут выжжены огнём недра земли, и обратятся ко Мне, говоря: целомудренны мы пред Тобой, Господи, и нет в нас греха, как предсказал пророк Давид: окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега  (Пс 50/51:9). И ещё сказал: всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, и станет всякая кривизна прямой и неровные пути  гладкими, и узрит всякая плоть спасение Божие  (Ис 40:4).

(16) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда очистится вся земля от греха и исполнится вся благоухания, чтобы Мне [Самому] пребывать на земле. Тогда явится великий и священный скипетр [747] среди тысяч ангелов, предшествующих ему, как предсказано: тогда явится знамение Сына человеческого на небе с силою и славою многой  (Мф 24:30). Тогда увидит его делатель неправды [748] со своими служителями, громко вскрикнет; и все нечистые духи устремятся в бегство. Но невидимая сила удержит их, не давая бежать. И заскрежещут зубами своими, говоря ему: где сила твоя? как ты обманул нас! И убежали [мы], и лишились славы, которую имели через Грядущего судить нас и всю природу человеческую. Горе нам, ибо будем извергнуты во тьму внешнюю!

 

 

ОТКРОВЕНИЕ ПСЕВДО-МЕФОДИЯ

 

***

 

В известном византийском апокалипсисе, так называемом «Откровении Мефодия Патарского», вкратце изложена история мира, разделенная на семь периодов-тысячелетий, начиная от сотворения Адама до конца света. При этом последнему тысячелетию посвящена вся вторая половина текста.

Хотя это сочинение приписано раннехристианскому апологету Мефодию Патарскому (ум. 310), оно не принадлежит ему. Не является его автором и Константинопольский патриарх Мефодий Исповедник (ум. 846), как это считалось одно время. По мнению современных исследователей, сочинение это было написано в конце VII в. на сирийском языке [749], причём автором его был несторианин [750]. ещё до 700 г. «Откровение» было переведено на греческий язык, и до наших дней дошли четыре его разные редакции. Появились также латинский, армянский и арабский переводы, имеющие существенные добавления. На Русь «Откровение Мефодия» пришло в болгарском изводе и стало известно довольно рано: выдержки из него приводятся в летописи Нестора (ум, 1114) [751]. Знакомство с ним обнаруживает игумен Даниил, побывавший в Палестине в 1105-1115 гг. и оставивший её описание. С момента своего появления «Откровение» пользовалось огромной популярностью в Церкви (о чём свидетельствует множество сохранившихся рукописей на разных языках) и только в XIX в. было отнесено в разряд «отреченных» книг.

Основная идея «Откровения» состоит в том, что нашествие и бесчинства «сынов Измаила» (арабов-мусульман) знаменуют собою наступление «последних времен». Автор предсказывает гибель «сынов Измаила» от руки «последнего» византийского императора («царя Римского»), после чего тот должен явиться в Иерусалим и передать свою власть Богу. В заключение рассказывается о царствовании Антихриста, который представляется евреем, родившимся и воспитанным в Палестине, воссевшим в Иерусалимском храме и требующим всеобщего поклонения. Показательно, что Антихристу отводится в «Откровении» гораздо меньше места, чем арабам-мусульманам, насилия которых описываются обстоятельно и подробно. Когда речь заходит о «сыне погибели», пророчество Псевдо-Мефодия превращается в собрание цитат и парафраз из Священного Писания. Ясно, что в этом случае у автора не было перед глазами живого примера, такого, каким были мусульманские завоеватели. Его Антихрист – это достаточно условная фигура. Несмотря на это рассказ Псевдо-Мефодия об Антихристе оказал сильнейшее влияние на последующую апокалиптическую литературу как Восточной, так и Западной Церкви. Зависимость от Откровения Псевдо-Мефодия (как и от Видения пророка Даниила) обнаруживается в средневековом пророчестве так называемой Тибуртинской Сивиллы, в знаменитом трактате об Антихристе, приписываемом аббату Адсону из Монтье-эн-Дера (X в.), и др.

Перевод выполнен составителем по изданию: Истрин В. М.  Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славянерусской литературах. М., 1897. Тексты. С. 5-50 (по ватиканской рукописи XVIII в.). Раннеславянский перевод (болгарский извод в сборнике 1345 г.) издан Н. С. Тихонравовым в кн.: Памятники отреченной русской литературы. Т. 2. СПб., 1863. С. 213-225.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.008 с.)