Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия.Т.35. – М., 1964. – С. 339. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия.Т.35. – М., 1964. – С. 339.



Пенза 2020


СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение……………………………………………………………………………3

2. Характеристика эмоций ………………….………………………………….……4

3. Информационые источники …...………………..………………………………16

 

   


Введение

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Как утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений.

Эмоции (от лат. «emotion»— волнение) — это различные психические явления, которые выражают в форме непосредственных переживаний значимость для индивида тех или иных предметов и ситуаций, и являются важным фактором регуляции его жизнедеятельности. Эмоции - это непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла, явлений и ситуаций.

Благодаря эмоциям, мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Эмоции играют важную роль в жизни человека и различным образом влияют на его деятельность. Таким образом, цель реферативного исследования: рассмотреть роль эмоций в жизни человека.

Актуальность и цель исследования позволили сформулировать задачи:

1. Дать определение эмоциям и чувствам.

2. Рассмотреть основные функции эмоций и чувств.

3. Рассмотреть физиологические основы эмоций.

4. Дать обзор основных видов эмоций и чувств.

 

 


2. Характеристика эмоций

 

1. Определение эмоций и чувств

В ходе эволюции мира животных возникла своеобразная форма проявления защитной функции мозга – эмоции - волную, возбуждаю. Данные функции отражают личную значимую роль внутренних и внешних стимулов, событий, ситуаций для человека, а именно те явления, которые волнуют его и выражаются в виде переживаний.

В психологии эмоции определяют в виде переживания человеком в текущем моменте собственного отношения к чему-либо. Кроме данного неполного осмысления, понятием "эмоция" пользуются и в обширном смысле, имея в виду цельную эмоциональную реакцию личности, содержащую психологический элемент – переживание, а также своеобразные физиологические изменения в организме, сопровождающие данное переживание. В данном случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека.

Чувства - это отношения человека, испытываемые в разной форме, к явлениям и предметам действительности. Жизнь человека нестерпима без переживаний, в случае, когда человек утратил возможность переживать чувства, начинается так именуемый “эмоциональный голод” - он старается удовлетворить его читая остросюжетную книгу, прослушивая любимую музыку. Кроме того, для эмоционального насыщения необходимы как позитивные чувства, так и чувства, сопряженные со страданием.

Житейское представление о "чувства" до такой степени обширно, что утрачивает определенную суть. Это определение ощущений - возврат после потери сознания, боль, - "прийти в чувство". Зачастую и эмоции именуют чувствами. В реальности же определенно научное применение данного термина сводится только к тем случаям проявления человеком собственного позитивного либо негативного, а именно оценивающего отношения к тем или иным объектам. Вместе с тем, в противоположность эмоциям, отображающих краткосрочные переживания, чувства долговременны и иногда могут продлиться все существование человека.

Проявление чувств осуществляется посредством определенных эмоций, обусловлено ситуации, в которой оказывается объект, согласно которому этот человек выражает чувство. В частности, мама, любящая собственного ребенка, естественно будет испытывать в период его экзаменационной сессии различные эмоции, обусловлено результата сдачи экзамена. Когда ребенок отправится на экзамен, мать будет достаточно взволнована, если он известит о благополучно сданном экзамене - радость, при провале - досада, злость, разочарование. Данный пример, и схожие с ним, демонстрируют различие меж чувствами и эмоциями.

Таким образом, непосредственного соотношения меж эмоциями и чувствами нет - неизменная эмоция способна выражать различные чувства, и неизменное чувство способно выражаться в различных эмоциях. Подтверждением их диссонанса представляется и наиболее позднее возникновение чувств в онтогенезе сравнительно с эмоциями. И чувства, и эмоции способны быть позитивными и негативными.

Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие - огорчают или вызывают отвращение, третьи - оставляют равнодушным. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

2. Виды эмоций.

Человеческие переживания весьма многообразны, их делят на виды по содержанию, характеру отношения к беспристрастной действительности, по уровню их развития, особенностями и силой их проявления. Вследствие этого, все многообразие переживаний человека разделяют на две группы. В первую входят являющиеся отображением обусловленного ситуацией отношения человека к конкретным объектам, во вторую - с обобщенным и устойчивым к ним отношением. Первую группу переживаний называют эмоциями, вторую - чувствами.

Эмоции разделяют на простые и сложные.

Различают эмоции настроения и аффекта согласно устойчивости, силе и характеру проявления из числа эмоций.

Акцентируют чувства эстетические, интеллектуальные и моральные согласно содержанию, первоначально.

Отдельные из них имеют возможность накапливать характер страстей.

Вкусы, запахи, цвета бывают неприятные либо приятные, могут пробуждать неудовлетворение либо удовлетворение. Напрямую сопряженные с чувствами, эмоции называют эмоциональным тоном ощущений. Его возникновение осуществляется в период восприятия объектов, сопряженных с удовлетворением основных человеческих потребностей. Эмоциональный тон восприятий и ощущений представляет существенную значимость в человеческой деятельности. Он направляет ее действия, побуждая отыскивать одни объекты, и отрекаться, уклоняться и защищаться от иных.

В процессе существования и деятельности человека простые переживания преобразуются в сложные эмоции, сопряженные с пониманием объектов, осознанием их актуальной значимости.

Выделяют также следующие виды.

Альтруистические - образующиеся переживания на базе потребностей в помощи, содействии иным людям - чувство надежности, сочувствия, преданности, желание доставить счастье и радость иным людям, чувство тревоги за собственную участь, сопереживания.

Коммуникативные - образуются на базе потребности в общении посредством выражения чувства симпатии, желания делиться переживаниями и мыслями, общаться, привязанность, чувства признательности, желания заслужить одобрение уважаемых и близких людей, чувства уважения к кому-либо.

Глоричные - объединены с потребностью в славе, самоутверждении - чувство самовлюбленности, стремление взять реванш, чувство преимущества, гордости, удовлетворение произошедшим ростом, повышенной ценности собственной личности, стремление добиться уважения, признания.

Практические - обуславливаются успешностью либо безуспешностью деятельности, сложностями ее выполнения и окончания - чувство напряжения, приятная усталость, желание добиться успеха в работе, увлеченность работой, приятная удовлетворенность результатами собственного труда.

Романтические - обнаруживаются в стремлении ко всему необыкновенному, тайному - волнующие чувства восприятия измененного окружающего мира - все может показаться иным, необыкновенным, исполненным особенной значимостью, таинственностью; предвкушение необыкновенного и весьма хорошего, светлого.

 

Гностичные - объединены с потребностью в духовной и познавательной гармонии - чувство непонимания либо удивления, колебания, желание узнать естество явлений; чувство ясности либо неясности мысли; радость раскрытия правды; чувство скорого решения проблемы; неудержимое желание справиться с противоречиями в собственных суждениях, все систематизировать.

Эстетические - сопряженные с лирическими переживаниями - чувство духовного роста; потребность в красе, чувство величественного, возвышенного и изящного; чувство волнующего драматизма, поэтическо-наблюдательного, светлого состояния, наслаждение звуками.

Гедоничные - сопряженные с потребностью в благоустроенности духовном и телесном - наслаждение желанными физическими и духовными ощущениями от аппетитной еды, знаний, солнца, тепла. Духовные - чувство покоя, беззаботности, веселья, изнеможения. Физические - бездумное приятное возбуждение, похоть.

Акизитивные - образуются посредством коллекционирования, интереса к накоплению - приятное чувство от рассматривания собственных собраний; стремление к сбережению, восторг от роста накоплений.

Мобилизационные - образуются посредством потребности интереса к борьбе, в преодолении опасности - увлеченность риском, необходимость в острых ощущениях, чувство спортивного азарта, спортивная злость, решительность, мобилизация собственных умственных и физических способностей, чувство сильного эмоциональной и волевой напряженности.

3. Основные функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека

Эмоции и чувства выполняют следующие функции.

Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.

Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции "успеха — неуспеха" обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.

Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.

Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

В нашей психической жизни чувства занимают особое место. Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов — восприятия, памяти, мышления и др. Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее. Чувства непроизвольно активизируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Чувства вызывают и стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной степени обусловливается чувствами. Они обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.

 

4. Физиологические основы эмоций и чувств

Физиологические механизмы эмоций представляют собой сложную картину. Они состоят из более древних процессов, протекающих в подкорковых центрах и в вегетативной нервной системе, и из процессов высшей нервной деятельности в коре головного мозга, при господстве последних.

Эти механизмы могут быть представлены в следующем виде: нервные возбуждения, вызванные в коре головного мозга теми или другими внешними и внутренними раздражителями (а также остаточные возбуждения, лежащие в основе воспоминании), широко захватывают при этом область подкорковых центров и вегетативной нервной системы. Это приводит к соответствующим изменениям вегетативных процессов, вызывая сосудо-двигательные реакции, побледнение или покраснение лица, отлив крови от внутренних органов, выделение продуктов внутренней секреции и т. д. Вегетативные изменения, со своей стороны, через афферентные проводники снова передаются в кору головного мозга, наслаиваются на имеющиеся там возбуждения и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния.

Все эмоциональные переживания в очень большой степени обусловлены физиологическими процессами, протекающими в подкорке и в вегетативной нервной системе, которые являются нервными механизмами сложных безусловных рефлексов, называемых инстинктами.

Особую роль в эмоциональных реакциях организма играет зрительный бугор и расположенные рядом с ним в промежуточном мозге corpus striatum(тело полосатое) и центры вегетативной нервной системы. В зрительный бугор приходят афферентные возбуждения от всех внешних и внутренних рецепторов и от него через центростремительные нейроны передаются к проекционным полям коры больших полушарий головного мозга. От зрительного бугра, полосатого тела и вегетативных центров отходят центробежные нервные пути к железам внутренней секреции, гладким мышцам внутренних органов и поперечно-полосатым мышцам скелетной мускулатуры. При инстинктивно-эмоциональных реакциях, связанных с низшими эмоциями — боль, пассивный (страх) и наступательный (гнев) защитные рефлексы,— замыкание рефлекторных дуг происходит в подкорковых центрах, вызывая указанные выше характерные для эмоциональных состояний реакции внутренних органов и мимические движения.

Однако в этой своей функции подкорковые центры не автономны: их деятельность сдерживается или усиливается центральными процессами в коре в связи с проекцией в ней всего, что совершается в подкорковых центрах. Кора больших полушарий головного мозга играет главенствующую роль в нервных отправлениях человека; ее деятельность путем сложнейших условнорефлекторных связей влияет на нервные процессы, протекающие в вегетативной нервной системе и в подкорковых центрах.

Многочисленными исследованиями доказано, что эмоции тесно связаны с деятельностью возбуждаемых через вегетативную нервную систему органов внутренней секреции. Особую роль при этом играют надпочечные железы, выделяющие адреналин. Попадая даже в очень небольших количествах в кровь, адреналин оказывает сильное воздействие на органы. В результате возникают характерные для эмоций сердечно-сосудистые и вазомоторные реакции, усиление и ослабление сердечной деятельности, сужение и расширение кровеносных сосудов, расширение зрачков, характерные кожные реакции, убыстрение свертывания крови при ранениях, нарушается деятельность органов пищеварения, происходит отток крови от органов брюшной полости, и, наоборот, усиленный приток ее к сердцу, легким, центральной нервной системе и конечностям, усиливается распад углеводов в печени и в связи с этим увеличивается выделение печенью сахара и т. д.

Все эти явления указывают на большое биологическое значение эмоций в борьбе за существование. Эмоции боли, страха, ярости, испытываемые при появлении опасности, всегда вызывают усиленную мышечную деятельность (бегство от опасности или, наоборот, борьба с врагом).

В целом эмоции возбуждения имеют динамогенное значение, сопровождаясь огромным увеличением нервно-мышечной силы и энергии. Этим объясняется тот факт, что в состоянии сильного эмоционального возбуждения человек способен проявить мышечную энергию, далеко превосходящую ту, которая обычна для него в спокойном состоянии. Этот факт объясняется тем, что в состоянии эмоционального возбуждения за счет снижения деятельности внутренних органов в результате оттока от них крови к мышцам, легким и центральной нервной системе мобилизуются значительные резервы сахара, необходимые для усиленной мышечной деятельности. Этому способствует также быстрое снижение под влиянием адреналина мышечного утомления (в страхе и гневе человек не чувствует усталости), усиление сердечных сокращений и приведение в действие гораздо большего числа эффекторных нейронов, чем это возможно при волевом усилии в спокойном состоянии.

Эмоции являются по своей природе субъективными отражениями легкости или трудности протекания нервных процессов при переходе от одного динамического стереотипа к другому, противоположному. Именно в характере физиологических процессов, связанных с формированием и разрушением динамических стереотипов, необходимо видеть физиологическую основу эмоциональных переживаний трудности и легкости, бодрости и усталости, удовлетворенности и огорчения, радости и отчаяния и т. д.

Большую роль в возникновении и течении эмоций играют временные связи второй сигнальной системы, благодаря которым те или иные эмоциональные состояния могут быть вызваны не воздействием непосредственных раздражителей, а словами.

У человека механизмы второй сигнальной системы приобретают первенствующее значение в эмоциональных процессах. Благодаря им резко меняется характер и сложность эмоциональных переживаний. Вторая сигнальная система оказывает следующее влияние на развитие эмоций у человека:

Через вторую сигнальную систему эмоции входят в сферу сознания человека и перестают быть только биологическими процессами, свойственными животным.

Расширяется область эмоциональных переживаний, в которую включаются не только элементарные, физические чувства, как у животных, но и высшие человеческие эмоции — интеллектуальные, эстетические, моральные.

Чувства человека приобретают общественный характер, поскольку через вторую сигнальную систему человек усваивает содержание, характер и способы выражения эмоций, сформировавшиеся у человека в процессе его общественно-исторического развития; в эмоциях получают отражение общественные отношения людей.

Повышается в эмоциональных процессах роль представлений и понятий, в связи с чем, совершенствуется и приобретает особый, человеческий характер эмоциональная память; эмоции начинают играть большую роль в деятельности воображения.

Оказывается возможным целенаправленная передача эмоционального опыта, а в связи с этим воспитание и развитие эмоций.

5. Психологические теории эмоций

Заметим сразу, что чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих их физиологической основы, не существует. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от физиологических процессов, происходящих в организме.

Эволюционная теория эмоций.

Согласно эволюционной теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к ситуациям жизни. Телесные движения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, по Дарвину, есть рудименты реальных приспособительных реакций организма.

Органическая теория эмоций.

У. Джемс и К. Ланге считали, что для разных эмоций характерны определенные физические состояния, названные органическими проявлениями эмоций. Слезы являются органическим проявлением эмоции горя, смех - радости. Согласно теории Джемса — Ланге именно органические изменения являются первопричинами эмоций. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем — как их следствие — возникает сама эмоция. Т.о., нам весело потому что мы смеемся, нам грустно оттого, что мы плачем.

Психоорганическая теория эмоций.

У.Кеннон отметил тот факт, что телесные изменения, сопровождающие разные эмоциональные состояния, весьма похожи друг на друга. Их разнообразие недостаточно для того, чтобы объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Во-вторых, внутренние органы представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро. Кроме того, искусственное прекращение поступления органических сигналов (например, от слезной железы) в головной мозг не прекращает эмоций.

Положения Кеннона были развиты П. Бардом и Х.Дельгадо.

Активационная психологическая теория эмоций Линдсея — Хебба.

Она базируется на следующих основных положениях:

1. Эмоции возникают вследствие так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.

2. Работа ретикулярной формации определяет динамические параметры эмоций: их силу, продолжительность, изменчивость и др.

Эмоции человека зависят не только от органических процессов, но и от когнитивных факторов. В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

 

Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера.

Согласно ей, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется несоответствие или диссонанс.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса используется для объяснения социального поведения человека. Согласно этой теории эмоции рассматриваются в качестве основного мотива поступков.

Когнитивно-физиологическая теория эмоций.

С.Шехтер показал, что немалую роль в возникновении эмоциональных процессов помимо воспринимаемых стимулов играют память и мотивация человека.

Подтверждением этой теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также дополнительной эмоциогенной информации в виде переживаний других людей.

6. Виды эмоций и чувств

По содержанию в психологии различают следующие чувства: моральные и эстетические, предметные и межличностные, гармоничные и противоречивые, низменные и возвышенные.

Моральными называют чувства, связанные с соблюдением или нарушением людьми норм морали. К таким чувствам относятся, например, чувства совести и стыда.

Эстетическими называют чувства, которые у человека вызывает восприятие чего-либо красивого, совершенного, близкого к идеалу.

Предметные – это чувства, которые у человека вызывают неодушевлённые предметы, а межличностные – чувства, вызываемые людьми. Межличностные чувства по гамме связанных с ними эмоций гораздо разнообразные, чем предметные чувства. Кроме того, межличностные чувства чаще меняются, чем предметные, и это происходит под влиянием гораздо большего числа факторов, чем тех, которые оказывают воздействие на предметные чувства.

Гармоничными называют чувства, которые включают в себя эмоции одного знака: только положительные или только отрицательные.

Противоречивые – это чувства, включающие в себя эмоции разных знаков, как положительные, так и отрицательные, в отношении одних и тех же объектов. Гармоничные чувства гораздо устойчивее, чем противоречивые; последние часто и непредсказуемо могут меняться в любую сторону, положительную или отрицательную.

Возвышенными называют такие чувства, в основе которых лежит стремление человека делать добро тому объекту, к которому они относятся. В качестве примеров возвышенных чувств может выступать любовь и эмпатия (сопереживание).

Низменными называют чувства, которые связаны с желанием причинить зло, доставить неприятности соответствующему объекту. Примерами низменных чувств человека могут служить злость, зависть и ненависть. Чувства от других эмоций отличаются так же тем, что человек в большинстве случаев их осознаёт и может ими управлять. Поэтому большая часть чувств, переживаемых человеком, считается сознательно регулируемой.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально психологически.

Для эмоций и чувств характерно и то, что личностная и общественная оценка испытываемых человеком переживаний могут при определенных условиях не совпадать. Эмоции и чувства отличаются большим разнообразием. Все они подразделяются на две группы: активизирующие деятельность - стенические и подавляющие и угнетающие жизнедеятельность - астенические. Однако одно и то же чувство или эмоция могут в зависимости от обстоятельств активизировать или подавлять деятельность человека. В процессе развития человека, на практике сложились системы положительных и отрицательных эмоций.

В жизни человека названные выше эмоции создают у личности различные формы эмоциональных состояний: настроение, страсть и аффект.

Настроение — это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной длительностью, неясностью и "безотчетностью" переживаний.

 

Страсть - очень сильное, чрезмерно выраженное чувство, которым человек не в состоянии управлять. Скорее напротив, такое состояние само управляет человеком, его психологией и поведением.

Аффект - эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности аффекта: а) бурное внешнее проявление; б) кратковременность; в) безотчетность поведения человека во время аффекта; г) диффузность переживания (аффект захватывает личность целиком, ее ум, чувства и волю).

7. Факторы, влияющие на формирование эмоций.

Выделяют ряд групп факторов, определяющие формирование эмоциональной сферы - социальные и биологические.

Существенными факторами, воздействующими на формирование эмоций являются:

для новорожденного - прямой контакт с матерью и условия удовлетворения ведущих потребностей, а так же условия невербальной коммуникации, выражающиеся родителями и окружением ребенка

период раннего детства - условия организации игровой деятельности и особенность коммуникативного взаимодействия меж взрослым и ребенком.

 период дошкольного возраста - ведущей деятельностью является познавательная, сопряженная с детским восприятием произведений литературы и искусства, все виды игровой деятельности.

младший школьным возраст - частные отношения со сверстниками и организации учебно-воспитательного процесса.

подростковый возраст - биологические изменения в детском организме, сопряженные с половым созреванием.

период юности - социально-психологические условия, воздействующие на самоутверждение личности и формирующие основные принципы их жизненных позиций.

Выделенные факторы не ограничиваются упомянутыми и при более широком диапазоне исследований их можно дополнить иными. Кроме того, важно подчеркнуть, что акцентирование ведущих факторов в любом дальнейшем возрасте не исключает воздействия предыдущих.

 

3. Источники информации

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. – М.: Академия 2007. – 144 с.

Соколова Е. Т. Психотерапия: теория и практика. - М.: Академия, 2002. – 368 с.

21. Тиганов А.С. Общая психопатология. – М.: Медицинское информационное агентство, 2008. – 128 с.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия», 2001. - 336 с.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия», 2001. - 336 с.

Пенза 2020


СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение……………………………………………………………………………3

2. Характеристика эмоций ………………….………………………………….……4

3. Информационые источники …...………………..………………………………16

 

   


Введение

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Как утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений.

Эмоции (от лат. «emotion»— волнение) — это различные психические явления, которые выражают в форме непосредственных переживаний значимость для индивида тех или иных предметов и ситуаций, и являются важным фактором регуляции его жизнедеятельности. Эмоции - это непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла, явлений и ситуаций.

Благодаря эмоциям, мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Эмоции играют важную роль в жизни человека и различным образом влияют на его деятельность. Таким образом, цель реферативного исследования: рассмотреть роль эмоций в жизни человека.

Актуальность и цель исследования позволили сформулировать задачи:

1. Дать определение эмоциям и чувствам.

2. Рассмотреть основные функции эмоций и чувств.

3. Рассмотреть физиологические основы эмоций.

4. Дать обзор основных видов эмоций и чувств.

 

 


2. Характеристика эмоций

 

1. Определение эмоций и чувств

В ходе эволюции мира животных возникла своеобразная форма проявления защитной функции мозга – эмоции - волную, возбуждаю. Данные функции отражают личную значимую роль внутренних и внешних стимулов, событий, ситуаций для человека, а именно те явления, которые волнуют его и выражаются в виде переживаний.

В психологии эмоции определяют в виде переживания человеком в текущем моменте собственного отношения к чему-либо. Кроме данного неполного осмысления, понятием "эмоция" пользуются и в обширном смысле, имея в виду цельную эмоциональную реакцию личности, содержащую психологический элемент – переживание, а также своеобразные физиологические изменения в организме, сопровождающие данное переживание. В данном случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека.

Чувства - это отношения человека, испытываемые в разной форме, к явлениям и предметам действительности. Жизнь человека нестерпима без переживаний, в случае, когда человек утратил возможность переживать чувства, начинается так именуемый “эмоциональный голод” - он старается удовлетворить его читая остросюжетную книгу, прослушивая любимую музыку. Кроме того, для эмоционального насыщения необходимы как позитивные чувства, так и чувства, сопряженные со страданием.

Житейское представление о "чувства" до такой степени обширно, что утрачивает определенную суть. Это определение ощущений - возврат после потери сознания, боль, - "прийти в чувство". Зачастую и эмоции именуют чувствами. В реальности же определенно научное применение данного термина сводится только к тем случаям проявления человеком собственного позитивного либо негативного, а именно оценивающего отношения к тем или иным объектам. Вместе с тем, в противоположность эмоциям, отображающих краткосрочные переживания, чувства долговременны и иногда могут продлиться все существование человека.

Проявление чувств осуществляется посредством определенных эмоций, обусловлено ситуации, в которой оказывается объект, согласно которому этот человек выражает чувство. В частности, мама, любящая собственного ребенка, естественно будет испытывать в период его экзаменационной сессии различные эмоции, обусловлено результата сдачи экзамена. Когда ребенок отправится на экзамен, мать будет достаточно взволнована, если он известит о благополучно сданном экзамене - радость, при провале - досада, злость, разочарование. Данный пример, и схожие с ним, демонстрируют различие меж чувствами и эмоциями.

Таким образом, непосредственного соотношения меж эмоциями и чувствами нет - неизменная эмоция способна выражать различные чувства, и неизменное чувство способно выражаться в различных эмоциях. Подтверждением их диссонанса представляется и наиболее позднее возникновение чувств в онтогенезе сравнительно с эмоциями. И чувства, и эмоции способны быть позитивными и негативными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 1167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.083 с.)