Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формационный и цивилизованный подходы к изучению «Всеобщей истории»

Поиск

Формационный и цивилизованный подходы к изучению «Всеобщей истории»

Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства.

Говоря о цивилизационном подходе нужно сказать, что слово «цивилизация» происходит от латинского «civis», что означает «городской, государственный, гражданский». Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию «silvaticus» – «лесной, дикий, грубый». В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.

В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов.

Цивилизационный подход к изучению истории - это один из методов, к которому прибегают научные умы, чтобы прояснить важные вопросы хода событий в историческом процессе различных эпох. Огромное влияние на этот метод оказали труды таких историков, как А. Тойнби, К. Ясперс, Н.Я. Данилевский и многих других.

Изучение хода исторических событий мирового масштаба дает возможность проследить и понять, насколько многообразен этот процесс, и как много вариантов формирования общества, отличающиеся не только достоинствами, но и недостатками.

Цивилизационный подход существует наряду с формационным, главное отличие которого заключается в том, что основу его изучения составляют социально-экономические отношения, независимые от воли человека. Они существуют в силу объективных обстоятельств. Цивилизационный же во главу всех происходящих процессов ставит человека, принимая во внимание его нормы поведения, эстетические и этические взгляды.

Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории часто противопоставляют друг другу. В действительности, акцентируя различные составляющие исторического процесса, они соотносятся не как взаимоотрицающие, а как взаимодополняющие

Позднеродовая община.

Стадия позднеродовой общины характеризуется развитием производящего хозяйства ранних земледельцев или земледельцев-скотоводов в одних частях ойкумены, высокоспециализированного присваивающего хозяйства так называемых высших охотников, рыболовов и собирателейв других. На протяжении всей этой стадии повсюду, где имелись благоприятные природные условия, первая форма хозяйства вытесняла вторую. Но дело даже не в их количественном соотношении. Возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экономики, фундаментом всей дальнейшей социально-экономической истории человечества, важнейшей предпосылкой получения регулярного избыточного, а затем прибавочного продукта. В перспективе именно оно повело к разложению первобытното и складыванию классовых обществ. И раннее производящее, и высокоспециализированное присваивающее хозяйство по-прежнему требовали тесной кооперации трудовых усилий. Но возросшие и продолжавшие возрастать производительные силы обеспечивали намного более заметное получение избыточного продукта, постепенно становившегося регулярным. А это не могло не повлечь за собой начавшееся перераспределение собственности и расширение сферы трудового распределения. Экономическую основу общества, как и раньше, составляла коллективная, преимущественно родовая, собственность на землю. Земельная собственность не могла быть отчуждена. Другие средства производства и предметы потребления, созданные собственным трудом - скот, орудия, утварь и т. п. - со всей несомненностью были личной собственностью и могли отчуждаться.

Сохранявшееся уравнительное распределение только при экстремальных ситуациях охватывало всю общину, а в обычных условиях замыкалось в более узких группах близких родственников по крови и браку. Но и такое распределение постепенно вытеснялось трудовым, при котором человек, получивший хороший урожай или приплод скота, преуспевший на охоте или в рыбной ловле, оставлял продукт себе или делился либо обменивался им только с теми, с кем хотел. Широкое распространение получил дарообмен, который существовал как внутри общины, так и в особенности за ее пределами, связывая между собой значительный круг общин, и совершался как коллективно, так и индивидуально.

Положение основных половозрастных групп продолжало определяться их ролями в разделении труда и отношением к родовой собственности. На стадии позднепервобытной общины продолжал господствовать парный брак. Как и раньше он был легко расторжим по желанию любой из сторон и сопровождался чертами групповых отношений. Браки долгое время оставались кросскузенными, но с расширением связей между общинно родовыми коллективами кросскузенность постепенно исчезала. Усложнился процесс вступления в брак, стала развиваться свадебная обрядность. Возникновение трудового распределения, при котором отец получал возможность материально заботиться о своих детях, повлекло за собой, по мнению одних ученых, появление, а по мнению других, укрепление парной семьи. Вопреки продолжавшемуся разобщению полов муж и жена все чаще вместе работали, у них стало появляться общее имущество. Отцы все чаще старались передать личное имущество своим детям. Словом, уже наблюдались какие-то зачатки превращения парной семьи в позднейшую малую, или моногамную. В целом на стадии позднепервобытной общины парная семья и родовая община находились в состоянии усиливавшегося противоборства.

Родоплеменная организация власти, как правило, жестко подчиняла поведение индивида интересам коллектива, одновременно ставя вне закона все, что находилось за рамками высшего звена этой организации - племени.

 

 

Крестьяне и ремесленники

Основную мас­су населения Древнего Востока составляли мелкие производители — крестьяне и ремесленники, которые формально считались свободными, но имели ограниченные во многих отношениях права. Закон и обычаи защищали их жизнь, здоровье, некоторые личные права, они име­ли семьи, жилища, домашнюю утварь.

Крестьяне и ремесленники подчас находились в долговой зави­симости от ростовщиков. Гнёт ростовщиков оказывался настолько тяжёлым, что часть должников попадала в долговое рабство. По этой причине царь Вавилонии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) был вынужден в своих законах предусмотреть статьи, направлен­ные на защиту должников от порабощения и чрезмерного лихоим­ства ростовщиков.

  Сельские общины

Во многих странах Древнего Востока (в Двуречье, Индии, Ки­тае) мелкие свободные производители объединялись в сельские общины. Община обеспечивала социальную стабильность, она имела самоуправление и была замкнутой. Принадлежность к ней яв­лялась привилегией. Члены общины обычно несли коллективную ответственность за всё, что случалось на её территории.

Во главе общины стоял староста, который фактически являлся низшим представителем государственной власти; в общине был свой местный суд. Община отвечала перед государством за сбор по­датей, выполнение различных работ: строительство каналов, кре­постей, храмов, дворцов. В Древнем Китае возведение Великой Китайской стены стало делом рук свободного, по преимуществу крестьянского населения

государство

  Шумер Ассирия Индия Китай
Местоположение Южное Междуречье (долина рек Евфрат и Тигр) Верховье рек Евфрат и Тигр Полуостров Индостан. Реки Инд и Ганг Восточная Азия. Реки Хуанхэ и Янцзы
Занятия населения Земледелие, ремесло, торговля Земледелие, ремесло, торговля Земледелие, скотоводство, ремесло Земледелие, скотоводство, ремесло
Открытия и изобретения Клинопись, предсказания лунных солнечных затмений, система счета Обработка железа. Изобретения в военном деле (конница, таран, саперные войска) Цифры. Десятичная система счета. Шахматы Шелк. Порох. Лак. Бумага. Компас

Древний Рим

Одной из величайших цивилизаций Древнего мира по праву считается Великая Римская империя. До ее расцвета и долгое время после краха западный мир не знал более могущественного государства, нежели Древний Рим. За короткий промежуток времени эта держава смогла покорить себе огромные территории, а ее культура продолжает оказывать влияние на человечество и по сей день.

Кредиты для малого бизнесаКредиты для малого бизнесаБолее 60-ти видов кредитов от топовых банков на бизнес -целиБолее 60-ти видов кредитов от топовых банков на бизнес -целиБолее 60-ти видов кредитов от топовых банков на бизнес -целиБольше на развивай.рф₽Яндекс.ДиректСодействие в подборе финансовых услуг/организаций;Скрыть объявление

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания - 11 лет.

История Древнего Рима

Историй одного из самых влиятельных государств Античности начиналась с небольших поселений, расположенных на холмах вдоль берегов Тибра. В 753 году до н. э. эти поселения объединились в город, получивший название Рим. Он был основан на семи холмах, в болотистой местности, в самом эпицентре постоянно конфликтующих народов – латинов, этрусков и древних греков. С этой даты началось летоисчисление в Древнем Риме.

₽Яндекс.Директ Кредиты для малого бизнесаУзнать большеразвивай.рфСодействие в подборе финансовых услуг/организацийСкрыть объявление Кредит на развитие бизнесаУзнать большеbezbumag.psbank.ruСодействие в подборе финансовых услуг/организацийСкрыть объявление

Согласно древней легенде, основателями Рима были два брата – Ромул и Рем, которые были детьми бога Марса и весталки Реи Сильвии. Оказавшись в центре заговора, они были на волосок от смерти. От верной гибели братьев спасла волчица, которая вскормила их своим молоком. Повзрослев, они основали прекрасный город, который был назван в честь одного из братьев.

Рис. 1. Ромул и Рем.

Со временем из простых земледельцев вышли прекрасно подготовленные воины, которым удалось покорить не только всю Италию, но и многие соседние страны. Система управления, язык, достижения культуры и искусства Рима распространялись далеко за его пределы. Закат Римской империи пришелся на 476 год до н.э.

Культура Древнего Рима

Делами, достойными истинного римлянина, были философия, политика, земледелие, война, гражданское право. На этом базировалась ранняя культура Древнего Рима. Особое значение уделялось развитию наук и разного рода исследованиям.

Древнеримское искусство, в частности, живопись и скульптура, имело много общего с искусством Древней Греции. Единая античная культура породила множество прекрасных писателей, поэтов, драматургов.

Римляне очень любили развлечения, среди которых наибольшим спросом пользовались гладиаторские бои, гонки на колесницах и охота на диких зверей. Римские зрелища стали альтернативой невероятно популярным в Древней Греции Олимпийским играм.

Феодализм эпоха расцвета

Эпоха расцвета феодализма (классическое средневековье) — с 11 по 15 века;
Расцвет феодализма характеризуется завершением процесса формирования феодальных отношений, при котором крестьяне были поставлены в поземельную и личную зависимость, а представители господствующего класса находились в иерархическом соподчинении. Такое положение вместе с натуральным характером экономики способствовало распаду раннефеодальных государственных образований и переходу к феодальной раздробленности.
Благодаря усовершенствованию орудий труда, наблюдается рост производительных сил, углубляется разделение общественного труда, ремесло отделяется от земледелия. Идет расцвет ремесел, возрождение и рост городов, развитие ближней и дальней торговли, появление купеческих гильдий, развитие рыночного хозяйства.
Всё это происходит на фоне усиления борьбы народных масс против феодальных порядков (крестьянские и городские восстания). Это вело к изменению форм феодальной эксплуатации, ослаблению личной зависимости крестьян, появлению свободного городского населения, изменению форм феодальных повинностей. Эти процессы коренным образом меняли облик феодального общества, способствуя ликвидации феодальной раздробленности, централизации государственной власти и образованию централизованных государств – Франции, Англии, Испании, Польши, России и др.
Отраслевая структура экономики.
Главная отрасль — сельское хозяйство, в которой произошел прогресс — экстенсивное расширение посевных площадей. Сохранились трехпольная и двупольная системы севооборота. Основная форма собственности и организации производства — феодальное поместье. Но если в 11–13вв.– это замкнутое натуральное хозяйство, где тесная связь господского с крестьянским хозяйством и крестьяне обрабатывают землю феодала своими орудиями и своим скотом, то в 13-14 вв. феодальные поместья втягиваются в рыночные отношения и начинается коммутация повинностей (идёт замена отработочной и натуральной ренты – денежной рентой).
В ремесле совершенствование техники и технологий привели к увеличению производительности, идёт заметный прогресс в металлургии, обработке металлов, кузнечном и оружейном деле. С 13в. строят печи до 3,5 м, с 14 в.– получают жидкий чугун, с 15в. идёт строительство домен и применение токарных станков. Наибольшее развитие получает сукноделие из-за спроса на эту продукцию.
Основная форма внутренней торговли–ярмарки. Внешняя торговля ведётся на морях — Средиземном, Северном, Балтийском.

Формационный и цивилизованный подходы к изучению «Всеобщей истории»

Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства.

Говоря о цивилизационном подходе нужно сказать, что слово «цивилизация» происходит от латинского «civis», что означает «городской, государственный, гражданский». Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию «silvaticus» – «лесной, дикий, грубый». В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.

В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов.

Цивилизационный подход к изучению истории - это один из методов, к которому прибегают научные умы, чтобы прояснить важные вопросы хода событий в историческом процессе различных эпох. Огромное влияние на этот метод оказали труды таких историков, как А. Тойнби, К. Ясперс, Н.Я. Данилевский и многих других.

Изучение хода исторических событий мирового масштаба дает возможность проследить и понять, насколько многообразен этот процесс, и как много вариантов формирования общества, отличающиеся не только достоинствами, но и недостатками.

Цивилизационный подход существует наряду с формационным, главное отличие которого заключается в том, что основу его изучения составляют социально-экономические отношения, независимые от воли человека. Они существуют в силу объективных обстоятельств. Цивилизационный же во главу всех происходящих процессов ставит человека, принимая во внимание его нормы поведения, эстетические и этические взгляды.

Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории часто противопоставляют друг другу. В действительности, акцентируя различные составляющие исторического процесса, они соотносятся не как взаимоотрицающие, а как взаимодополняющие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.175 (0.013 с.)