Фамилия, имя ребенка . . . Возраст . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фамилия, имя ребенка . . . Возраст .



Дата обследования..........

Интерес к предметам (отсутствует, слабая, средняя, высокая степень выраженности – описать по показателям)

 

Положительные эмоциональные проявления (слабая, средняя, высокая степень выраженности – описать по показателям)

Улыбка

 

Двигательное оживление

 

Вокализации

 

Познавательные действия:

Зрительные

 

Мануальные

 

Оральные

 

Уровень развития познавательной активности (вывод об уровне развития познавательной активности – нормальный, задержка в развитии, глубокая задержка в развитии – с указанием отсутствующих или слабовыраженных параметров и возможных причин задержки)

 

Рекомендации (даются в соответствии с выявленными причинами задержки в развитии познавательной активности, в случае необходимости – направление к соответствующим специалистам)

 

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТА

Во втором полугодии жизни средоточием интересов ребенка становится предметное окружение во всем его многообразии. Младенец познает окружающий мир предметов, активно действуя с ними. Он пытается исследовать любую вещь, которая попадает в поле его зрения и до которой он может дотянуться, будь то игрушка, картина на стене, телефон, кастрюля, книга или мамины украшения. Манипулятивные действия ребенка на протяжении второго полугодия усложняются и становятся все более разнообразными.

Он активно использует ориентировочные действия (трогает, царапает, берет в руки, в рот, рассматривает, кусает, лижет, ощупывает, вертит в руках), совершает простые манипуляции с предметом (постукивает, бросает и поднимает, размахивает, двигает в различных направлениях и т.д.). Такие действия называются неспецифическими, так как ребенок проделывает их с любым предметом, независимо от его физических свойств и функций. Постепенно младенец научается действовать двумя и более предметами, пользуясь обеими руками, соотносить свои действия с их физическими свойствами и функциями. Ребенок катает круглые предметы (мяч, шарик, катушку), растягивает резинку, веревку, сжимает резиновые игрушки, извлекая из них звук, вынимает из коробки и вкладывает в нее мелкие предметы, расчленяет и соединяет детали предметов. Эти действия называются специфическими.

К концу первого года младенец начинает осваивать особый класс специфических действий с бытовыми предметами (ложка, чашка, расческа). Данными действиями ребенок не может овладеть самостоятельно, так как культурные способы употребления предметов не вытекают прямо из их физических свойств. Только во взаимодействии со взрослыми ребенок может получать образцы культурных действий – есть ложкой, причесывать расческой куклу, баюкать, поить ее из чашки и т.д.

Совершая самостоятельно разнообразные действия с предметами, ребенок знакомится с их различными свойствами, постигает причинно-следственные связи между своими действиями и их последствиями (ударяет по столу кубиком – слышит звук, выпускает из рук ложку – она падает и звенит, мнет или рвет бумагу – она шуршит и изменяет форму). Так в процессе предметно-манипулятивной деятельности развиваются познавательные процессы – ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, – расширяются представления ребенка о мире вещей. Опыт самостоятельных действий с предметами порождает переживание младенцем себя как субъекта деятельности. Это отражается в появлении уверенности в действиях, настойчивости в достижении желаемой цели (завладеть игрушкой, почеркать карандашом, покрутить ручку радиоприемника, вынуть из ботинка шнурок и т.д.), в отстаивании права на выбор желаемого действия. Таким образом, новая предметно-манипулятивная деятельность, которая на этом этапе выдвигается на положение ведущей, определяет познавательное и личностное развитие ребенка.

Ребенок, активно стремящийся действовать с предметами, становится в новую позицию по отношению к взрослому. Их общение приобретает ситуативно-деловую форму. Младенец по-прежнему нуждается в доброжелательном внимании взрослого, но этого ему уже недостаточно. Ребенок видит во взрослом не только источник любви и ласки, но и соучастника, помощника в действиях с предметами, носителя образца действий и оценки действий малыша. Взрослый по-прежнему является неиссякаемым источником внешних впечатлений для младенца, но теперь в центре внимания находятся предметы в руках взрослого и его действия с ними. Ребенок с интересом наблюдает за действиями взрослого, присоединяется к ним и пытается подражать, побуждает взрослого приблизить недоступные предметы, повторить понравившееся действие. Содержанием общения становятся предметные действия.

Стремление ребенка к совместной со взрослым деятельности делает необходимым обогащение средств общения. Помимо экспрессивно-мимических проявлений, которые во втором полугодии обогащаются гаммой отрицательных эмоций (недовольство, обида, гнев), ребенок начинает использовать предметно-действенные средства общения: локомоторные и предметные действия, позы, жесты (приближение или удаление, протягивание и вручение предметов, изображение действий). Использование взрослыми речи в совместных действиях обостряет у ребенка необходимость в ее понимании и активном овладении словом. На протяжении второго полугодия понимание речи нарастает высокими темпами. При благоприятных условиях воспитания к концу года ребенок знает имена близких людей, названия частей тела, многих окружающих предметов и действий с ними, названия некоторых животных. По просьбе взрослого он указывает на них, выполняет простые инструкции, (дай, покажи, возьми, положи и др.), совершает несложные игровые действия (“ладушки”, “сорока” и др.). Одновременно обогащается лепет ребенка, которым он сопровождает свои действия и иногда пользуется в общении с окружающими. К концу года появляются первые слова (мама, папа, баба, дай и т.д.).

Постепенно младенец начинает различать поощрения и порицания взрослых (радуется при похвале, чуть позже – огорчается при порицаниях), может корректировать в соответствии с ними свои действия (прекращает порицаемые и запрещаемые действия, воспроизводит поощряемые).

Во втором полугодии жизни младенец уже четко дифференцирует окружающих людей. С близкими он вступает и в эмоциональное, и в “деловое” общение, со знакомыми предпочитает “деловое” общение, посторонних нередко встречает настороженно. Привязанность к близким взрослым обеспечивает ребенку чувство защищенности в незнакомой ситуации. Прибегая к психологической поддержке взрослого, он преодолевает боязнь и активизирует познавательную и коммуникативную деятельность.

К концу года ребенок проявляет стремление к самостоятельности в своих действиях, нередко протестует против помощи взрослого и навязывания ему своей воли, против ограничения активности и свободы перемещения; отстаивает свое право на выбор игрушек, действий с ними, партнеров для совместной деятельности. Инициативность, настойчивость в желаниях, стремление к самостоятельности и отстаивание своих прав на свободу в выборе действий – это первые проявления детской личности, ярко манифестирующей в период “кризиса первого года”.

Отклонения и задержки в развитии ребенка во втором полугодии жизни, вызванные неадекватными условиями воспитания, имеют разные причины и, соответственно, по-разному проявляются в поведении. В условиях дефицита общения со взрослыми развитие предметно-манипулятивной деятельности тормозится на этапе овладения неспецифическими и функциональными действиями с предметами, обусловленными их физическими свойствами, овладение культурно-фиксированными способами действий задерживается. При этом сами манипуляции однообразны, малочисленны, не сопровождаются положительными эмоциями и лепетом. Интерес ребенка к предметам быстро иссякает, отсутствует настойчивость в стремлении завладеть отдаленным или упавшим предметом. Младенец, испытывающий дефицит общения с первых месяцев жизни, и во втором полугодии предпочитает эмоциональные контакты со взрослым “деловому” общению. Если же близкие взрослые не вступают в ситуативно-деловое общение с ребенком, оставляют его подолгу с игрушками наедине, реализуя лишь эмоциональные контакты, то ребенок испытывает смущение при взаимодействии с новыми людьми, не инициирует общение, предпочитая в одиночку действовать с предметами. Он также не обнаруживает чувствительности к воздействиям взрослого: не пытается действовать по образцу взрослого, не ждет от него оценки, не принимает помощи. Вследствие этого задерживается предречевое и личностное развитие младенца. Ребенок плохо понимает речь взрослого и сам не использует лепет и отдельные слова, не ориентируется на оценку взрослого его действий, не согласовывает свои действия с действиями партнера, не пытается отстаивать право на выбор действий и игрушек. Неудовлетворенность ребенка в ситуативно-деловом общении в конце первого года его жизни часто проявляется в капризах и непослушании во время режимных процедур (кормление, переодевание, укладывание спать).

Таким образом, во втором полугодии жизни психическое развитие ребенка определяется предметно-манипулятивной деятельностью и связанным с ней ситуативно-деловым общением. Поэтому диагностика психического развития ребенка на этом этапе направлена на установление уровня развития этих двух факторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.005 с.)