Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каковы отличительные черты вирусов?↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Практическая работа 3 Тема: Проведение вирусологических методов исследования. Цель: ознакомить студентов с основами вирусологии, инфекционными заболеваниями, вызванными вирусами.
Задание1. Изучить морфологию вируса. Отметить особенности в строении и образе жизни.
Задание 2. Используя данный рисунок, лекционный материал и материал учебника составить схему «Вирусные инфекции».
Задание 3. Изучить этапы заражения клетки вирусом. Отметить пути заражения.
Кто открыл вирусы? Вирусы и бактериофаги – это внеклеточная форма жизни. Они являются внутриклеточными паразитами и не способны жить вне клетки. Вирусы поражают эукариотические клетки, а бактериофаги прокариотические. Вирус в переводе с латинского означает «яд». Этот термин ввел Луи Пастер, исследуя возбудителей бешенства. Впервые вирусы обнаружил русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский в 1892 году, изучая возбудителей болезни мозаики табака. Этот возбудитель проникает через бактериальные фильтры. В 1917 году канадский бактериолог Ф. де Эрелль обнаружил бактериофаги, поражающие клетки бактерий. Подобные возбудители обнаружили в животных клетках Ф. Леффлёр, П. Фрош. Открытие вирусов положило начало новой науке – вирусологии.
Каковы отличительные черты вирусов? Вирусы особые существа, но иногда, кажется, что это вещества. А) Отличие от неживой материи. -способность воспроизводить себе подобные формы; -наследственность и изменчивость. Б) Отличие от живых организмов. -не имеют клеточного строения; -вирусы облигатные (обязательные) паразиты, вне клетки хозяина находятся в «неживом» состоянии; - не применимо к ним понятие - обмен веществ; - не растут; - не делятся, не размножаются половым путем; - стратегия жизни вирусов – безудержное размножение. Задание5. Изучить строение бактериофага. Бактериофаги Бактериофаги (фаги) – это вирусы, поражающие клетки бактерий. Они не имеют клеточной структуры, неспособны сами синтезировать нуклеиновые кислоты и белки, поэтому являются облигатными внутриклеточными паразитами. Вирионы фагов состоят из головки, содержащей нуклеиновую кислоту вируса, и отростка. Нуклеокапсид головки фага имеет кубический тип симметрии, а отросток – спиральный тип, т. е. бактериофаги имеют смешанный тип симметрии. Фаги могут существовать в двух формах: 1) внутриклеточной (это профаг, чистая ДНК); 2) внеклеточной (это вирион). Фаги, как и другие вирусы, обладают антигенными свойствами и содержат группоспецифические и типоспецифические антигены. Различают два типа взаимодействия фага с клеткой: 1) литический (продуктивная вирусная инфекция). Это тип взаимодействия, при котором происходит репродукция вируса в бактериальной клетке. Она при этом погибает. Вначале происходит адсорбция фагов на клеточной стенке. Затем следует фаза проникновения. В месте адсорбции фага действует лизоцим, и за счет сократительных белков хвостовой части в клетку впрыскивается нуклеиновая кислота фага. Далее следует средний период, в течение которого подавляется синтез клеточных компонентов и осуществляется дисконъюнктивный способ репродукции фага. При этом в области нуклеоида синтезируется нуклеиновая кислота фага, а затем на рибосомах осуществляется синтез белка. Фаги, обладающие литическим типом взаимодействия, называют вирулентными. В заключительный период в результате самосборки белки укладываются вокруг нуклеиновой кислоты и образуются новые частицы фагов. Они выходят из клетки, разрывая ее клеточную стенку, т. е. происходит лизис бактерии; 2) лизогенный. Это умеренные фаги. При проникновении нуклеиновой кислоты в клетку идет интеграция ее в геном клетки, наблюдается длительное сожительство фага с клеткой без ее гибели. При изменении внешних условий могут происходить выход фага из интегрированной формы и развитие продуктивной вирусной инфекции. Клетка, содержащая профаг в геноме, называется лизогенной и отличается от исходной наличием дополнительной генетической информации за счет генов профага. Это явление лизогенной конверсии. По признаку специфичности выделяют: 1) поливалентные фаги (лизируют культуры одного семейства или рода бактерий); 2) моновалентные (лизируют культуры только одного вида бактерий); 3) типовые (способны вызывать лизис только определенных типов (вариантов) бактериальной культуры внутри вида бактерий). Фаги могут применяться в качестве диагностических препаратов для установления рода и вида бактерий, выделенных в ходе бактериологического исследования. Однако чаще их применяют для лечения и профилактики некоторых инфекционных заболеваний.
Группы вирусных инфекций. 1. Респираторные (ОРВи), грипп, аденовирусная инфекция, 2. Кровяные 3. Наружних покровов 4. Кишечные 1. Ротавирусы, которые разделяют на несколько форм. Для человека наиболее характерно поражение вирусами группы А, которые живут в клетках верхнего отдела тонкого кишечника. Это наиболее распространенные вирусы. 2. Реовирусы имеют похожее строение. Их местожительство – тонкий кишечник и верхние отделы дыхательных путей, что ведет к респираторным заболеваниям. 3. Аденовирусы чаще связаны с развитием респираторных заболеваний, но некоторые из разновидностей способны спровоцировать диарею. 4. Энтеровирусы вызывают разные расстройства, связанные с болезнями кишечной системы. 5. Систем органов человека.
Диагностика вирусных инфекций: Методы лабораторной диагностики вирусных инфекций имеют свою специфику, учитывая особенности биологии вирусов. Используют три метода лабораторной диагностики: вирусоскопический, вирусологический и серологический.
ЭТИОЛОГИЯ Возбудителями ОРВИ могут быть вирусы гриппа (типы А, В, С), парагриппа (4 типа), аденовирус (более 40 серотипов), РСВ (2 серовара), рео- и риновирусы (113 сероваров). Большинство возбудителей - РНК-содержащие вирусы, исключение составляет аденовирус, в вирион которого входит ДНК. Длительно сохраняться в окружающей среде способны рео- и аденовирусы, остальные быстро гибнут при высыхании, под действием УФО, обычных дезинфицирующих средств. Входными воротами инфекции чаще всего служат верхние дыхательные пути, реже конъюнктива глаз и пищеварительный тракт. Вирусы гриппа, РСВ и аденовирусы могут поражать эпителий как верхних, так и нижних дыхательных путей с развитием бронхита, бронхиолита и синдрома обструкции дыхательных путей, при риновирусной инфекции преимущественно поражается эпителий носовой полости, а при парагриппе - гортани. Кроме того, аденовирусы обладают тропностью к лимфоидной ткани и эпителиальным клеткам слизистой оболочки конъюнктивы. Через повреждённые эпителиальные барьеры возбудители ОРВИ проникают в кровоток. Поражение эпителия дыхательных путей приводит к нарушению его барьерной функции и способствует присоединению бактериальной флоры с развитием осложнений. Аденовирусная инфекция Инкубационный период составляет от 2 до 12 дней. Основные клинические формы аденовирусной инфекции у детей - фаринго- конъюнктивальная лихорадка, ринофарингит, ринофаринготонзиллит, конъюнктивит и кератоконъюнктивит, пневмония. Заболевание начинается остро с повышения температуры тела, кашля, насморка. Лихорадка в типичных случаях продолжается 6 дней и более, иногда бывает двухволновой. Интоксикация выражена умеренно. Постоянные симптомы аденовирусной инфекции - выраженные катаральные явления со значительным экссудативным компонентом, ринит с обильным серозно-слизистым отделяемым, гранулёзный фарингит, ринофарингит, ринофаринготонзиллит, тонзиллит с отёком миндалин (часто с фибринозными наложениями), влажный кашель, полилимфаденопатия, реже увеличение печени и селезёнки. В разгар заболевания наблюдают признаки ларингита, трахеита, бронхита. Патогномоничный симптом аденовирусной инфекции - конъюнктивит (катаральный, фолликулярный, плёнчатый). В процесс чаще вовлекается конъюнктива одного глаза, в основном нижнего века (рис. 19-1 на вклейке). Через 1-2 дня возникает конъюнктивит другого глаза. У детей раннего возраста (до 2 лет) нередко наблюдают диарею и боли в животе, обусловленные поражением мезентериальных лимфатических узлов. ПРОФИЛАКТИКА Меры специфической профилактики до настоящего времени остаются ещё недостаточно эффективными. В эпидемическом очаге ре- комендуют профилактически использовать интерфероны, например интерферон альфа-2 («Гриппферон», по 1-2 капли в каждый носовой ход 3-4 раза в день, 3-5 дней), индукторы эндогенных интерферонов α, β и γ (например, «Анаферон детский» - по 1 таблетке 1 раз в сутки курсом от 1 до 3 мес), строго соблюдать санитарно-гигиенический режим (проветривание, УФО и влажная уборка помещения слабым раствором хлорамина, кипячение посуды и т.д.). Большое внимание уделяют мероприятиям общего плана: • введение в период эпидемии гриппа ограничительных мер для уменьшения скученности населения (отмена массовых праздничных мероприятий, удлинение школьных каникул, ограничение посещения больных в стационарах и т.д.); • предупреждение распространения инфекции в детских учреждениях, семьях (ранняя изоляция больного - одна из важнейших мер, направленных на прекращение распространения ОРВИ в коллективе); • повышение устойчивости ребёнка к заболеваниям с помощью закаливающих процедур, неспецифических иммуномодуляторов [на- значение эхинацеи пурпурной, «Арбидола», лизатов бактерий смеси («ИРС-19»), «Рибомунила»]; • профилактические прививки: - детям до 10 лет вакцину (например, «Ваксигрипп») вводят в/м дважды по 0,25 мл с интервалом 1 мес, а в возрасте старше 10 лет - однократно в дозе 0,5 мл; применяют и другие специфические вакцины: зарубежные (Инфлювак, Бегривак, Флюарикс) и отечественную (Гриппол); - в ряде стран используют ежегодную сезонную профилактику инактивированной вакциной против гриппа («Ваксигрип»), которую вводят до начала эпидемии (в начале октября) или во время эпидемии, если пациент ещё не заразился.
Возбудители вирусных кровяных инфекций: II. Возбудители вирусных инфекций наружных покровов: Возбудители вирусных кровяных инфекций: Э п и д е м и о л о г и я: Начиная с 1980 – 1981 гг., когда были зарегистрированы первые больные в США, ВИЧ -инфекция быстро распространилась по всем континентам и странам мира, превратившись в настоящую пандемию. Наиболее поражено ВИЧ-инфекцией население Америки, Африки и в меньшей степени – Азии и Австралии. К настоящему времени на планете насчитывают более 20 млн. ВИЧ -инфицированных, а более 2 млн. человек уже умерли от СПИДа. Специалисты прогнозируют расширение эпидемии и в ближайшее десятилетие. У ВИЧ -инфицированных вирус обнаруживается в крови, лимфе, слезах, слюне, молоке, влагалищном секрете, сперматозоидах, в клетках-мишенях (в Т- и В-лимфоцитах, макрофагах, нервных и других клетках), т.е. практически во всех органах и тканях. Вирусы гепатитов Па р е н т е р а л ь н ы е г е п а т и т ы – инфекционные антропонозные болезни вирусной этиологии, характеризуется поражением печени, длительным течением, вирусоносительством, часто заканчиваются острой печеночной недостаточностью, циррозом печени и первичным раком печени. Передаются через кровь и половым путем. Заболевания вызывает группа вирусов, основными из которых являются вирусы гепатитов B, C, D и G. Х а р а к т е р и с т и к а в о з б у д и т е л я: ВГВ культивируется только в культуре клеток печени в виде персистирующей инфекции, не вызывает цитопатического эффекта. Вирус гепатита С
Вирус гепатита D Вирус гепатита G
Э п и д е м и о л о г и я: Источниками инфекции в природных очагах служат лисы, волки, енотовидные собаки, песцы, шакалы, летучие мыши, а также – собаки и кошки. Вирус бешенства накапливается в слюнных железах больного животного и выделяется со слюной. Механизм передачи возбудителя – контактный, при укусах, реже при обильном ослюнении поврежденных наружных покровов. 2. Вирус простого герпеса
Краснуха. Распространенная детская патология, реже встречается у взрослых. К симптомам относится поражение оболочек дыхательных путей, кожи.глаз, лимфатических узлов. Передается вирус капельным путем, всегда сопровождается высокой температурой, кожными высыпаниями. Свинка. Опасное вирусное заболевание, затрагивающее дыхательные пути, сильно страдают слюнные железы. Редко встречается у взрослых мужчин, отмечается поражение семенников этим вирусом. Корь – часто встречаются у детей, поражает болезнь кожу, дыхательные пути, кишечник. Передается воздушно-капельным путем, возбудителем является парамиксовирус. Полиомиелит (детский паралич). Патология поражает дыхательные пути, кишечник, затем проникает в кровь. Далее происходит поражение двигательных нейронов, что приводит к параличу. Передается вирус капельным путем, иногда ребенок может заразиться через испражнения. В некоторых случаях переносчиками выступают насекомые. Фарингит. Заболевание провоцирует вирус, который проникает вместе с пылью в организм человека. Спровоцировать развитие патологии могут и холодный воздух, стрептококки, стафилококки. Сопровождается вирусный недуг повышение температуры, кашлем, болью в горле. Ангина – распространенное вирусная патология, которая имеет несколько подвидов: катаральная, фолликулярная, лакунарная, флегманозная. Коклюш. Эта вирусная болезнь характеризуется поражением верхних дыхательных путей, образуется отек гортани, наблюдаются сильные приступы кашля.
Задание: Рассмотрите вирусы различных заболеваний.
Вирус гриппа. Кори. Бешенства герпеса
Ветряной оспы натуральной гепатит А
ГепатитС гепатит Б полиомиелита
Паратита (свинка) Спида
Тренировочные задания 5.
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных: А1. Организмы, которые не имеют клеточного строения, называют 1) простейшими 3) вирусами 2) бактериями 4) грибами А2. Вирусы являются 1) хищниками 3) внешними паразитами 2) всеядными 4) внутриклеточными паразитами А3. Неклеточные формы жизни изучает наука 1) ихтиология 3) зоология 2) вирусология 4) ботаника А4. Вирусным заболеванием не является 1) туберкулез 3) гепатит 2) грипп 4) бешенство А5. Начало изучения нового раздела биологии – вирусологии – заложено 1) Д.К. Заболотным 3) И.И. Мечниковым 2) Д.И. Ивановским 4) С.Н. Виноградским
Выберите три правильных ответа из шести предложенных: В1. К кишечным инфекциям вирусной этиологии относятся 1) бруцеллез 4) ветряная оспа 2) полиомиелит 5) назофарингит 3) ротавирусная инфекция 6) серозный менингит В2. К инфекциям дыхательных путей вирусной этиологии относятся 1) туберкулез 4) корь 2) грипп 5) краснуха 3) сальмонеллез 6) ящур В3. К кровяным инфекциям вирусной этиологии относятся 1) ГЛПС 4) клещевой энцефалит 2) корь 5) брюшной тиф 3) желтая лихорадка 6) эшерихиоз В4. К инфекциям наружных покровов вирусной этиологии относятся 1) корь 4) клещевой энцефалит 2) бешенство 5) ящур 3) шигеллез 6) В5. Кровоконтактными гепатитами являются 1) ВГА 4) ВГD 2) ВГВ 5) ВГС 3) ВГЕ 6) ВИЧ
Для лабораторной диагностики вирусных инфекций используются различные методы. Вирусологическое исследование (световая микроскопия) позволяет обнаружить характерные вирусные включения, а электронная микроскопия - сами вирионы, и по особенностям их строения диагностировать соответствующую инфекцию (например, ротавирусную). Вирусологическое исследование направлено на выделение вируса и его идентификацию. Для выделения вирусов используют заражение лабораторных животных, куриных эмбрионов или культуры тканей. Литература и интернет источники 1. Воробьев А.А., Кривошеин Ю.С. – «Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии», Москва «Мастерство» 2017 2. Прозоркина Н.В., Рубашкина Л.А. – «Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии», Ростов на Дону «Феникс» 2018 3. http://collegemicrob.narod.ru/microbilogy/index.html Микробиология 4. http://microbiology.ucoz.org/photo/kolonii_mikrobov_semejstva_kishechnykh/1-0-4 Фото бактерий
Практическая работа 3 Тема: Проведение вирусологических методов исследования. Цель: ознакомить студентов с основами вирусологии, инфекционными заболеваниями, вызванными вирусами.
Задание1. Изучить морфологию вируса. Отметить особенности в строении и образе жизни.
Задание 2. Используя данный рисунок, лекционный материал и материал учебника составить схему «Вирусные инфекции».
Задание 3. Изучить этапы заражения клетки вирусом. Отметить пути заражения.
Кто открыл вирусы? Вирусы и бактериофаги – это внеклеточная форма жизни. Они являются внутриклеточными паразитами и не способны жить вне клетки. Вирусы поражают эукариотические клетки, а бактериофаги прокариотические. Вирус в переводе с латинского означает «яд». Этот термин ввел Луи Пастер, исследуя возбудителей бешенства. Впервые вирусы обнаружил русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский в 1892 году, изучая возбудителей болезни мозаики табака. Этот возбудитель проникает через бактериальные фильтры. В 1917 году канадский бактериолог Ф. де Эрелль обнаружил бактериофаги, поражающие клетки бактерий. Подобные возбудители обнаружили в животных клетках Ф. Леффлёр, П. Фрош. Открытие вирусов положило начало новой науке – вирусологии.
Каковы отличительные черты вирусов? Вирусы особые существа, но иногда, кажется, что это вещества. А) Отличие от неживой материи. -способность воспроизводить себе подобные формы; -наследственность и изменчивость. Б) Отличие от живых организмов. -не имеют клеточного строения; -вирусы облигатные (обязательные) паразиты, вне клетки хозяина находятся в «неживом» состоянии; - не применимо к ним понятие - обмен веществ; - не растут; - не делятся, не размножаются половым путем; - стратегия жизни вирусов – безудержное размножение.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.92 (0.013 с.) |