Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Содержательный раздел программыСтр 1 из 3Следующая ⇒
Структура программы ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию 1.3. Основные принципы обучения чтению 1.4. Целевые ориентиры освоения Программы СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 2.1.Направления образовательной работы обучения чтению 2.2. Структура непосредственно-образовательной деятельности 2.3 Работа с букварём Жуковой Н. С. 2.4. Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению 2.5. Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1.Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности кружка «Почитай-ка» 3.2.Педагогическая комплексная диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи (для детей 6-7 лет по Д.Б. Эльконину) 3.3. Список литературы
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка «Испокон века книга растит человека» (русская пословица) Чтение – уникальный феномен культуры, и в каждой стране оно выполняет функции, далеко выходящие за рамки удовлетворения информационных и образовательных потребностей общества. Специалисты в области чтения отмечают, что оно является очень чутким, надёжным, универсальным показателем состояния в обществе в целом. Грамота у всех народов, как отмечал еще Л.Н. Толстой, это умение читать, считать, писать. Только так и должно быть! Родители, наделённые тонким педагогическим чутьем, и сотни лет назад начинали обучение своих малышей чтению чуть ли не с пелёнок. Сегодня в России, в результате огромного количества перемен в жизни общества, произошедших в последнее время, статус чтения, его роль, отношения к нему сильно изменились. Многие родители считают, что чтение – это не только задача по обучению детей элементарным навыкам. Чтение детей – это ключ к жизни в современном информационном пространстве. Не секрет, что многие родители хотели бы, чтобы их ребенок научился читать еще до поступления в школу. И в этом есть рациональное зерно, ведь ничто не способствует интеллектуальному развитию так, как чтению. Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т.д. Однако многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к умению читать. Поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берется за это, в результате ребенка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить. В обучении чтению существуют как бы два пласта-теоретический и практический. Школа призвана ввести ребёнка в теорию письма и чтения, помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Практическое освоение чтением - это совсем другая задача. И если у 6 летнего ребенка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а затем вновь (через год) возбуждать это стремление. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы - сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Педагогу следует подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать. Уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды, в которой: он воспитывается, начиная с самого рождения. Поэтому советуем родителям тщательно следить за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи. В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к чтению являются игровые технологии. Игровые технологии позволяют: • поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки; • создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности; • вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы; • позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия; • доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности, • повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1. Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности кружка «Почитай-ка» Тематический план 1. Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги. Диагностика. 2. Гласный звук IаI,; буква А, а; стр 4. 3. Гласный звук, IуI; буква У, у. стр 5. 4. Гласный звук IоI, буква О,о стр 6. 5. Закрепление букв А. О, У. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание букв. 6. Согласные звуки IмI, IмI; буквы М;стр 7. Печатание букв. 7. Согласные звуки IсI, IсI; буквы С, с стр 8. Печатание букв. 8. Закрепление букв М,С. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание слогов. 9. Учимся соединять буквы А,У. стр 9. 10. Чтение буквы, чтение слогов. УА,АУ. стр 10. 11. Соединяем буквы, читаем слоги. АМ,УМ, УА,АУ. стр 11-12. 12. Соединяем буквы, читаем слоги. АС,УС,ОС. Определение слогов в словах.; стр13.
13. Учимся соединять буквы МА,МУ; стр14-15. 14. Читаем слитно СА, СУ,СО,МА,МУ,МО,АС,ОС,УС,АМ,ОМ,УМ. Определение слогов в словах; стр16. 15. Звуковой анализ слогов. Деление слов на слоги, определение слогов в словах;стр 17. 16. Предложение. Деление предложения на слова. Выкладывание слов: сам, сама; стр 17. 17. Согласные звуки IхI, IхI; буквы Х, х. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ слова: МУХА. Составление предложений со словом СУХО. Печатание слогов;стр 18-19. 18. Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р. Заглавные буквы, слова с этими буквами. Печатание слогов.стр 20-21. 19. Согласный звук IшI, всегда твердый; буквы Ш, ш. Составление предложений из трех слов. Печатание слогов; стр22. 20. Дифференциация звуков и букв С,Ш Чтение и составление слогов по разрезной азбуке; стр23. 21.Гласный звук IыI; буква ы. В русском языке нет слов, которые начинаются на Ы. Звуковой анализ слов МИШКА, МЫШКА. Печатание слогов;стр24. 22. Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л. Точка. Схема предложений. Точка. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Печатание слогов;стр25. 23. Дифференциация звуков и букв Л,Р.Чтение и составление слогов по разрезной азбуке; стр26. 24.Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н. Звуковой анализ слов. Ударный слог. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту;стр28-30. 25. Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к. Закрепление написания больших букв в именах, начале предложений. Учить вычленять словесное ударение, определять его место в словах;стр31-32. 26.Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. Печатание слогов;стр33. 27. Гласный звук IиI; буквы И, и. Звуковой анализ слогов МЫ-МИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ. Учить составлять предложения со словом И. Печатание слогов;стр34-36. 28.Согласные звуки IпI, IпI; буквы П,п. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Печатание слогов;стр37-38. 29. Согласные звуки IзI, Iз I; буквы З, з. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. Печатание слогов;стр39. 30. Согласные звуки звонкие и глухие. Дифференциация звуков и букв З,С;стр 40-41. 31. Согласный звук IйI; буквы Й, й. Совершенствовать навыки чтения. Учить придумывать слова по заданной звуковой модели. Печатание слогов;стр42-44. 32.Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г. Работа с предложением. Вопросительные предложения.
Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Печатание слогов;стр45-46. 33. Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание слогов.стр47-50. 34. Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, Сопоставление звуков и букв Д-Т. Закрепление понятий слог, слово, предложение. Печатание слогов.стр51-52. 35. Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б. Печатание слогов.стр53. 36. Дифференциация звуков и букв Б-П. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке; стр54-57. 37.Согласный звук IжI; буквы Ж, ж. Сопоставление звуков и букв. Познакомить с правилом написания сочетания – ЖИ. Печатание слогов.стр58. 38. Дифференциация звуков и букв Ж,З,Ш. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке; стр59-60. 39.Буквы Е, е. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов; стр 61-63. 40. Буква Ь. Буква Ь - показатель мягкости в конце слога или слова. Работа с разрезной азбукой: ЕЛ-ЕЛЬ,УГОЛ-УГОЛЬ. Учить называть слова. определенной структуры. Печатание слов;стр64-67. 41. Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. Анализ слогов с буквой Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. Печатание слогов;стр68. 42. Чтение текстов с буквой Я;стр69-71. 43. Буквы Ю, ю. Анализ слогов с буквой Ю: ТУ-ТЮ, СУ-СЮ, ДУ-ДЮ. Печатание слогов;стр72-73. 44. Буквы Ё, ё. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов;стр74-77. 45. Дифференциация звуков и букв Е-Е. Чтение текста;стр78-79. 46. Мягкий согласный звук IчI; буквы Ч, ч. Звуковой анализ слов. Печатание слогов;стр80-81. 47. Дифференциация звуков и букв Ч,Ш,С,Ть. Чтение текста;стр82-83. 48. Гласный звук IэI; буквы Э, э. Закрепить умение составлять предложения с предлогами (в, на. за и др.). Печатание слогов;стр84. 49. Согласный звук IцI; буквы Ц, ц. Печатание слогов;стр85. 50. Дифференциация звуков и букв Ц,Ч,С. Чтение текста;стр86-87. 51. Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф. Печатание слогов;стр88-89. 52. Согласный звук IщI; буквы Щ, щ. Дифференциация звуков и букв Щ,Ч,С. Чтение текста;стр90-92. 53. Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости. Печатание слогов; Алфавит.стр93-95. 54. Итоговое занятие.
Календарно-тематический план
Приложение № 1. Пояснительная записка В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения. Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания. 1. Скажи одно слово. 2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове. 3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье. При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Также ответы могут быть оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу. Таблица 1 Фамилия и имя ребенка |
Общая оценка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
выделение слова | Фонемный анализ | анализ предложений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Список литературы
1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.-М.:ТЦ
Сфера,2008
2. Бортникова Е.Ф. РАЗВИВАЕМ НАВЫКИ ЧТЕНИЯ И ГРАМОТНОГО ПИСЬМА.
Для детей 5-6 лет: тетрадь. Часть 1; Часть 2 – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012.
3. Волкова Г.А.Логопедическая ритмика.М.,1998.
4. Гомзяк О.С..Развитие связной речи у шестилетних детей.-М.:Сфера,2007
5. Журнал “Конфетка” (Приложение к журналу “Логопед”)
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия, М., 2003.
7. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие/ Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2007.
8. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстова, М., 1987.
9. Каше Г.А, Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.-М.:Просвещение,1978
10. Крупенчук О.И.. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005
11. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
12. Нищева Н.В.. Будем говорить правильно.С.П.:Детство-
Пресс,2002Е.Н.Косинова.Уроки логопеда.-М.:Эксмо.2008
13.. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.
14.Пожиленко Е.А.. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002
15. Руденко В.И..Домашний логопед.-Ростов на Дону:феникс,2002
16. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.
17. Серия тетрадей «Папка дошкольника» «Чтение с увлечением». – ООО «ВК
«Дакота» г.Киров, 2011.
18. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и
навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.
19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993.
20. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М.,2000.
21. Чиркина Г.В.. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009
22. Швайко Г.С..Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,1988.
Структура программы
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию
1.3. Основные принципы обучения чтению
1.4. Целевые ориентиры освоения Программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1.Направления образовательной работы обучения чтению
2.2. Структура непосредственно-образовательной деятельности
2.3 Работа с букварём Жуковой Н. С.
2.4. Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению
2.5. Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1.Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности кружка «Почитай-ка»
3.2.Педагогическая комплексная диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи (для детей 6-7 лет по Д.Б. Эльконину)
3.3. Список литературы
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
«Испокон века книга растит человека»
(русская пословица)
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.112 с.)