Палестина и народы палестины во II тыс. До Н. Э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Палестина и народы палестины во II тыс. До Н. Э.



 

Страна, расположенная к югу от Сирии, была названа греками Палестиной, по имени филистимлян, обитавших с XII века на юго-восточном побережье Средиземного моря. С севера на юг по всей стране протекает река Иордан, впадающая в Мертвое море. Река делит Палестину на две резко отличающиеся одна от другой части: на запад от долины Иордана лежат плодородные земли, покрытые богатой растительностью, восточный берег -скалистый и голый. На севере Палестины лежат отроги гор Ливана и Антиливана, покрытые густым лесом, к югу от Мертвого моря раскинулись степи, цветущие в период дождей и превращающиеся в пустыню в засуху.

Во II тысячелетии до н. э. Палестина (она называлась в то время Ханаан) была населена хананеями, говорившими на семитическом языке, и хурритами. Эти плодородные области уже с III тысячелетия до н. э. стали объектом экспансии египтян, а при фараонах XVIII династии перешли, как и Финикия, под власть Египта. В конце II тысячелетия в результате набегов «народов моря» Египет потерял Палестину, которая на некоторое время становится объектом борьбы различных племен.

В конце II тысячелетия до н. э. в Палестину начинают вторгаться из-за Иордана еврейские племена, объединившиеся в племенной союз под именем израиль.

Движение израильских племен не было организованным военным походом. Оно было разрозненным медленным проникновением отдельных племен, которые в одних случаях истребляли или обращали в рабство население захваченных ими областей, а в других случаях занимали свободные места и поселялись бок о бок с хананеями. После переселения первое время у израильских племен продолжал держаться прежний родоплеменный быт, в особенности у иуды и соседних с ним племен, поселившихся в предпустынной области южной Палестины. Однако постепенно происходил переход от скотоводческого к земледельческому быту, который в центральной и северной части Ханаана уже в XI веке до н. э. сделался господствующим. Вместе с этим родовые общины превращались в соседские общины, хотя и сохраняли бытовые и религиозные традиции родоплеменной эпохи. Их влияние сказывалось и в общественно-политической организации переселившихся племен. Несмотря на расселение племен на более или менее значительной территории и на переход к оседлому земледелию, племенная организация долго сохранялась: сохранялись общеплеменные сходы и военная организация, общеплеменные культы, власть племенных вождей и старейшин. Однако развитие рабовладения и имущественного неравенства создавало уже в конце II тысячелетия до н. э. экономические предпосылки для возникновения государства.

В XII-XI веках до н. э. происходят новые вторжения в Ханаан других племен и с востока, и с запада. С востока прорываются в Ханаан семитские кочевые племена из Заиорданья; на западе из-за моря высаживаются на палестинском берегу филистимляне - один из «морских народов». С вторжениями из-за Иордана израильские племена более или менее справлялись каждое своими силами. Но филистимляне оказались очень опасным врагом. Вооруженные железными мечами, они захватили побережье Палестины и начали завоевание внутреннего Ханаана: построили там укрепленные города (из них наиболее крупными были Ашдод, или Азот, и Газа) и образовали несколько княжеств.

Борьба с филистимлянами за независимость способствовала объединению израильских племен в одно государство. Первая попытка объединения была сделана одним из племенных вождей Саулом, который, сделавшись царем, начал борьбу с филистимлянами. В ней приняли участие и южные израильские племена (в том числе и иуда). После смерти Саула знамя борьбы с филистимлянами поднял вновь один из дружинников Саула, Давид, из племени иуды. Он был провозглашен царем иуды и затем объединил под своей властью израильские племена южного и центрального Ханаана. Это государство известно под названием царства Израиля и Иуды. Ему удалось разбить филистимлян и изгнать их из занятых ими израильских областей. Эта победа утвердила власть Давида (начало X века до н. э.).

 

Царство Израиля и Иуды.

 

После изгнания филистимлян Давид совершил несколько походов на север и распространил свою власть на северные израильские племена. Столицей своего царства Давид сделал древний доизраильский город Урушалим - Иерусалим. Давид построил свою резиденцию рядом с древним городом на холме Сион и укрепил ее так, что ее могли защищать «хромые и слепые». Здесь же было устроено святилище племенного бога иудеев Яхве в традиционной форме священного шатра по древнему обычаю кочевников.

Преемником Давида, умершего в начале X века до н. э., был его сын Соломон. Правление Соломона было мирным; при нем было завершено строительство Иерусалима. Царство Соломона было типичной древневосточной деспотией. Население царства было обложено натуральными податями в пользу царя. Судя по сообщениям библейской «Книги царей», царство Соломона было разделено на 12 округов, из которых только пять совпадали с племенными областями. В каждый округ царь поставил начальника, который должен был обеспечивать содержание «царя и его дома», т. е. царского рода и придворных, и для этого должен был собирать и отправлять в Иерусалим натуральные налоги со своей области. Для заведования работами «на дом царя» был назначен царем специальный сановник. Эти работы должен был нести «весь Израиль», выставляя работников очередями по 30 тысяч человек. Эти принудительно собранные люди соорудили царский дворец и храм Яхве.

Дворец и храм, построенные Соломоном, не отличались грандиозными размерами, но, судя по их описанию, были художественно оформлены и снаружи, и внутри, вероятно, в финикийском стиле, так как работами руководили финикийские мастера. Кроме строительства храма и дворца, Соломон производил обширное строительство укреплений и укрепленных городов. При раскопках в Палестине были найдены остатки крепостных сооружений Соломона в Иерусалиме и царских конюшен в Мегиддо. Кроме израильтян, Соломон сгонял на работы покоренных жителей Ханаана. Соломон завязал торговые сношения не только с Финикией, но также с Египтом, Сирией и Аравией. Из этих стран он получал коней, рабов, золото, серебро, драгоценные камни, благовонные масла и другие предметы роскоши.

Вся строительная деятельность Соломона, содержание его многочисленного двора, вся роскошь его быта зиждились на тяжком принудительном труде и ограблении подданных. Поэтому не удивительно, что к концу царствования Соломона в Палестине создалось весьма напряженное положение. Оно усугублялось также тем, что Соломон не считался с интересами северян и что главную роль играла иудейская знать. Недовольство особенно резко проявилось в одном из крупнейших израильских племен, в эфраиме, где вспыхнуло восстание. Оно было подавлено, но в результате обострившейся борьбы после смерти Соломона государство распалось на два самостоятельных царства (935 год до н. э.) -царство Иуды и царство Израиля.

Царство Израиля было непрочно, раздиралось внутренней борьбой. Через 50 лет после междоусобной борьбы царем в Израиле сделался военачальник народного ополчения Омри (890 год до н. э.). Время династии Омри было самой блестящей эпохой в истории северного царства. Омри построил на горе Шомерон новую столицу с великолепным царским дворцом и храмом, остатки которых были открыты при раскопках, и назвал ее по имени горы-Шомерон (Самария). Омри и его преемники поддерживали постоянную связь с Финикией и успешно вели борьбу с сирийскими царями Дамаска, стремившимися подчинить себе Израиль. Но внутреннее положение Израиля было неспокойным. К тяжести царских повинностей в Израиле присоединились бедствия голода (ему предшествовала продолжительная засуха). Крестьяне волновались, начались волнения и в царском войске, династия Омри была свергнута, и царство Израиля стало клониться к упадку. В VIII веке до н. э. его раздирают внутренние усобицы; одновременно появляется грозный внешний враг в лице Ассирии. После отчаянного, но безнадежного сопротивления израильтян в 722 году до н. э. ассирийский царь Саргон захватил и разрушил столицу Израиля Шомерон. Царство Израиля прекратило свое существование.

Царство Иуды просуществовало дольше. В IX и VIII веках до н. э. цари Иуды не раз пытались восстановить свою власть над севером. Вести войны им было не под силу; но они покровительствовали всем недовольным элементам северного царства, вели агитацию на религиозной почве, однако успеха не имели. После падения и разрушения Шомерона в Иерусалиме началась па-кика - ждали, что и Иуду постигнет та же участь. Ассирийские войска подошли к Иерусалиму и осадили город. Однако тревожные вести из Ассирии заставили ассирийского царя снять осаду. Иудейский царь Хизкия (Езекия) должен был заплатить огромную дань и признать себя зависимым от ассирийского царя. После этого царство Иуды сохраняло свое существование еще в течение почти полутора веков.

 

Контрольные вопросы и задания.

1. Что подразумевается под названием Финикия?

2. Расскажите об основных занятиях древних финикийцев. Какие из них способствовали значительной известности и процветанию финикийских царств?

3. Что представляет собой общественный и государственный строй финикийских царств.

4. Опишите основные этапы объединения еврейских племен. Какие внешние обстоятельства способствовали объединению израильских племен в одно государство?

5. Найдите отличия во внешней и внутренней политике основателя царства Израиля Иуды и его преемника Соломона.

6. На какие два самостоятельных царства оно распалось, что способствовало этому?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.007 с.)