Законодательная деятельность Государственной Думы IV созыва 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательная деятельность Государственной Думы IV созыва



 

Первые две сессии IV Государственной Думы прошли до начала Первой мировой войны и были посвящены обсуждению и принятию законов, направленных на укрепление основ самодержавного строя - о полиции, духовенстве, тюрьмах и др.

Весьма «прыткими» показали себя в IV Думе прогрессисты, основавшие в ноябре 1912 г. свою партию. В состав ее вошли видные предприниматели (А.И.Коновалов, В.П. и П.П. Рябушинские, С.И. Четвертиков, С.Н. Третьяков), земские деятели (И.Н. Ефремов, Д.Н. Шипов, М.М.Ковалевский и др.). Прогрессисты требовали отмены положения об усиленной и чрезвычайной охране, изменения закона 3 июня о выборах, расширения прав Думы и реформы Государственного совета, отмены сословных ограничений и привилегий, независимости земского самоуправления от административной опеки и расширения его компетенции. Если кадеты не выходили «из рамок» конституционной думской деятельности, иногда лишь позволяя себе «расслабиться» в смелых оппозиционных речах, то прогрессисты, и прежде всего один из ее влиятельных лидеров депутат IV Государственной Думы А.И. Коновалов, попытались объединить революционные и оппозиционные силы для совместных выступлений. По мнению А.И. Коновалова, правительство «обнаглело до последней степени, потому что не видит отпора и уверено, что страна заснула мертвецким сном».

В конце января 1915 г. состоялась очередная, III сессия IV Государственной Думы для утверждения военных кредитов.

июля 1915 г. открылась сессия IV Государственной Думы, на которой октябристы и трудовики сразу же поставили вопрос о создании ответственного перед Думой правительства, а в начале августа кадетская фракция повела активную работу по созданию межпартийного блока. В августе 1915 г. на совещании членов Государственной Думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (235 из 422 членов Думы) и три группы Государственного совета. Председателем бюро Прогрессивного блока стал октябрист С.И. Шидловский, а фактическим руководителем Н.И. Милюков.

«Декларация блока, опубликованная в газете «Речь» 26 августа 1915 г., носила компромиссный характер, предусматривала создание правительства «общественного доверия» из царских сановников и членов Думы. Однако последовавшее вскоре вступление Николая II в верховное командование означало прекращение колебаний власти, отказ от соглашений с парламентским большинством на платформе «министерства доверия», отставку Горемыкина и удаление поддержавших Прогрессивный блок министров, наконец, роспуск Государственной думы после рассмотрения ею военных законопроектов». 3 сентября председатель Думы Родзянко получил указ о роспуске Думы примерно до ноября 1915 г. на каникулы.

Следующая, V сессия IV Государственной Думы была созвана только 1 ноября 1916 г. «Прогрессивный блок» вновь выступил на ней, но с более умеренными требованиями создания ответственного перед Думой правительства и отставки скомпрометировавшего себя прогерманскими взглядами председателя Совета министров Б.В.Штрюмера. Но император, сместив последнего, ни на какие дальнейшие уступки депутатам не пошел. «Прогрессивный блок», по существу, удовлетворился этим, и в дальнейшем IV Дума продолжала мирно сотрудничать с правительством.

В феврале 1917 г. резко обострилась обстановка в Петрограде, где сложилось критическое положение с продовольствием. Недовольство населения переросло в стихийные митинги, демонстрации и забастовки. Большевики, межрайонцы, меньшевики-интернационалисты и другие социальные партии и группы умело воспользовались ситуацией и развернули революционную пропаганду, связывая продовольственные трудности с разложением режима и призывая к свержению монархии. 25 февраля выступления переросли во всеобщую политическую стачку.

В ночь на 26 февраля власти провели массовые аресты, а днем на Знаменской площади была расстреляна крупная демонстрация. Столкновения с войсками и полицией, сопровождающиеся жертвами, происходили по всему городу. Председатель IV Государственной Думы М.В. Родзянко, лидеры буржуазно-помещичьих партий в Думе неоднократно просили императора произвести изменения в правительстве и быстрее созвать заседание Думы. 26 февраля М.В. Родзянко телеграфировал Николаю II о необходимости «немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство», а на следующий день возглавил Временный комитет Государственной Думы, от имени которого обратился с воззванием к населению. В воззвании говорилось, что этот новый орган власти берет в свои руки восстановление государственного и общественного порядка и призывает население и армию помочь «в трудной задаче создания нового правительства». В этот же день, 26 февраля 1917 г. император издал указ о перерыве в занятиях Государственной думы и назначении «срока их возобновления не позднее апреля 1917 г., в зависимости от чрезвычайных обстоятельств».

После этого в полном составе Дума уже не собиралась. 27 февраля состоялось заседание Временного комитета Государственной Думы, который «нашел…вынужденным взять в свои руки восстановление государственности и общественного порядка» в России. Однако уже 2 марта Временный комитет объявил о создании нового правительства в его составе и фактически прекратил свое существование. Юридически IV Государственная Дума была распущена постановлением Временного правительства от 6 октября 1917 г. в связи с началом избирательной кампании по выборам в состав Учредительного собрания.

Следует заключить, что Государственная Дума имеет значительный опыт законотворческой деятельности. Вопреки достаточно сложной внутриполитической ситуации, которая явилась причиной роспуска первых двух созывов, Государственная Дума в своей последующей работе значительно влияла на принятие законопроектов и характер их содержания. Представляется возможным заключить, что третий созыв Государственной думы являлся показательным с точки зрения процесса законотворчества, поскольку именно третий созыв просуществовал весь положенный срок и принял ряд важнейших законопроектов. Затруднительные отношения с властью, внутренние и внешние потрясения прервали деятельность Государственной Думы, явившуюся, однако, колоссальным опытом в истории Российского парламентаризма.


 

Заключение

 

Функционирование Государственной Думы Российской Империи представляет колоссальный научный интерес, поскольку её деятельность имеет огромное как историческое, так и практическое, политическое значение. Таким образом, по существу данного исследования следует сделать следующие заключения.

Правовой основой для избрания четырёх созывов Государственной Думы являлись избирательные законы, принятые в 1905, 1907 годах. Существование нескольких избирательных законов обусловливается нестабильностью и изменчивостью внутриполитической ситуации, которая во многом породила необходимость создания представительного органа и соответствующего избирательного законодательства. Каждый из избирательных законов имел определённую особенность, что объясняется потребностью в изменчивости избирательного законодательства в соответствии со временем его функционирования. При этом избирательные законы имели значительный ряд схожих положений, определяя общую направленность избирательного процесса в Российской Империи, характерной чертой которого являлась куриальная система выборов.

Ядром правовой основы регламентации деятельности являлся указ "Учреждение Государственной Думы" 20 февраля 1906 года. Следует заключить, что функционирование Государственной думы, её полномочия жёстко регламентировалась, что обусловило затруднения в её фактической деятельности. Предусмотренная политическая система, являлась сложной системой трехзвенной власти - царь, Государственный Совет и Государственная Дума должны были утвердить закон прежде, чем он вступит в силу. При неутверждении хотя бы одним звеном власти закон считался отклоненным. Данное обстоятельство определенно осложняло думский законотворческий процесс, в тоже время, предоставляя возможность предложить для дальнейшего рассмотрения, требующих, по мнению Думы, внимания законопроектов.

Относительно эволюции состава Государственной Думы, следует заключить, что первая Государственная Дума с господствовавшей партией народной свободы, резко указывала правительству на ошибки последнего в делах государственного управления.

Принимая во внимание, что второе место занимала во второй Думе оппозиция, в лице партии народной свободы, депутаты которой составляли около 20°/о, выходит, что вторая Дума являлась также враждебно настроенной к правительству.

Третья же Дума, благодаря закону 3 июня 1907 года, получилась уже иная. Преобладающими в ней явились октябристы, которые сделались правительственною партиею и заняли враждебное положение не только к социалистическим партиям, но и к оппозиционным, как партия народной свободы и прогрессисты, что способствовало принятию ряда важных законопроектов. Четвертая Дума обладала ярко выраженными флангами (левыми и правыми) при весьма умеренном центре (консерваторы), работа, которой осложнялась внутриполитическими событиями, которые не позволили всецело сосредоточиться на законотворческом процессе.

Однако Государственная Дума имела значительный опыт законотворческой деятельности. Вопреки достаточно сложной внутриполитической ситуации, которая явилась причиной роспуска первых двух созывов, Государственная Дума в своей последующей работе значительно влияла на принятие законопроектов и характер их содержания. Представляется возможным заключить, что третий созыв Государственной думы являлся показательным с точки зрения процесса законотворчества, поскольку именно третий созыв просуществовал весь положенный срок и принял ряд важнейших законопроектов.

Затруднительные отношения с властью, внутренние и внешние потрясения прервали деятельность Государственной Думы, явившуюся, однако, колоссальным опытом в истории Российского парламентаризма.

 

 


 

Литература

 

.Государственная Дума, 1906-1917: Стенографические отчеты. В 4 т./ Ред.В.Д.Карпович./ - М.: Правовая культура. - 1995. - Т.1. - С. 368.

.Сборник Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.9.Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций.-М.: Юридическая литература, 1994. - С. 997.

.Викитека. - URL: www.ru.wikisource.org/wiki/Заглавная_страница

.Демократия.ру - URL: www.democracy.ru

.Историко-биографический сайт А. И. Шингарева. - URL: http://ibyu.narod.ru/swh.html

.Сайт интернет-издания "Ежедневный журнал" www.ej.ru

.Сайт конституции Российской Федерации. - URL: www.constitution.garant.ru

.Хронос. - URL: www.hrono.ru

.Александр Иванович Гучков рассказывает…: Воспоминания пред. Гос.Думы и воен. министра Времен. правительства/ А.И.Гучков. - М.: Вопросы истории, 1993. - С.143.

.Алескеров Ф. Т., Кравченко А. С. Распределение влияния фракций в Государственный думах Российской империи (1906-1917). - М.: ГУ ВШЭ, 2005. - С. 20.

.Боиович М. М. Члены Государственной Думы (портреты и биографии). Третий созыв, 1907-1912. -М.: тип. т-ва И. Д. Сытина, 1912. - С. 238

.Голубева Е.И. Представительное учреждение в системе государственного управления России (начало и конец ХХ в. Сравнительный анализ). - М.:Издательство Российской академии государственной службы при Президенте РФ. 1995.- С. 112.

.Демин В.А. Государственная дума России (1906-1917): Механизм функционирования/ Ред.Шелохаев В.В. - М.: РОССПЭН,1996.- С. 214.

.И.К. Кирьянов, М.Н. Лукьянов Парламент самодержавной России: Государственная Дума и ее депутаты, 1906 - 1917. -

.Каминка А.И., Набоков В.Д. Вторая Государственная Дума.. - СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1907. - С. 318.

.Лазаревский Н.И.Законодательные акты переходного времени. 1904-1906 гг. Изд. 2-е. - СПб.: Право, 1997. - С. 733.

.Лукоянов И.В. У истоков российского парламентаризма. - СПб.: Лики России, 2003. - С. 413.

.Маклаков В.А Вторая Государственная дума. Воспоминания современника. - М.: Центрполиграф, 2006. - С. 260.

.Маклаков В.А Первая Государственная дума. Воспоминания современника. - М.: Центрполиграф, 2006. - С. 253.

.Милюков П.Н. Как прошли выборы во 2-ю Государственную думу. - Спб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1907. - С.92.

.Милюков П.Н. При свете двух революции // Исторический архив. 1993. N 1. - С. 157.

.Пермь.: Изд-во Пермского университета, 1995. - С. 168.

.Таганцев Н.С. Пережитое.Учреждение Государственной Думы в 1905-1906 гг. - Пг., 1919. - С. 224

.Шуб Д.Н. Политические деятели России (1850-ых-1920-ых гг.). Сборник статей. -Нью-Йорк.: Изд. «Нового журнала», 1969. С. 202.

.Щёголев П. Е. Падение царского режима. - М. - СПб.: Государственное издательство, 1926., Т. 5. - С. 473.

.Аналитический вестник Государствееной Думы РФ. Специальный выпуск (К 90-летию первой Гос. Думы). - 1996. - N 5. - С. 4-6.

.Белов С.А. Выборы членов государственной думы Российской империи в 1905-1912 г.г. // Ленинградский юридический журнал. 2005. № 03. - С. 98-107.

.Болтенкова Л. Ф. Влияние парламентов на развитие федерализма в России // Политико-правовые основы федерализма в России / под ред. Р. Хакимова. - Казань, 2006. - С. 8-23.

.Бориснёв С.В., Мушкаев И.В. Из опыта работы государственной думы Российской империи. // Власть. - 2009. № 2. - С. 1-6.

.Головин Ф.А. Воспоминания о II Государственной думе//Ист.архив. - 1959. - № 4. - С.136-143.

.Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в 1993-2004 годах.//Издание Государственной Думы.- М.- 2004.- С. 26-59.

.Ильин А.В., Хохлов Е.Б. Первый закон о выборах в государственную думу Российской Империи: опыт историко-правового анализа// Правоведение. - 2006. - № 1. - С. 4-30.

.Куликов C.В. Парламент без парламентаризма: Государственная дума в царской России (1906-1917 г.г.) // Ленинградский юридический журнал. - 2005. № 03. - С. 69-88.

.Селезнёв Г. Н. История парламентаризма в России история и современность// Вестник МПА. - 1996. - № 2. - С. 9-15.

.Флоринский М.Ф. Государственная дума в России в 1906-1917 г.г. //Ленинградский юридический журнал. - 2006. № 1. - С. 5-19.

 

Приложение

 

Таблица. Расписание числа членов Государственной Думы по губерниям, областям и городам

Губернии, области и города Число членов Государственной думы
Архангельская 2
Астраханская по городу Астрахани в прочих городах и в уездах  1 3
Бессарабская по городу Кишиневу в прочих городах и в уездах  1 8
Виленская по городу Вильне в прочих городах и в уездах  1 6
Витебская 6
Владимирская 6
Вологодская 5
Волынская 13
Воронежская по городу Воронежу в прочих городах и в уездах  1 11
Вятская 13
Гродненская 7
Область Войска Донского по городу Ростову-на-Дону с Нахичеванью в прочих городах и в уездах  1 11
Екатеринославская по городу Екатеринославу в прочих городах и в уездах  1 9
Казанская по городу Казани в прочих городах и в уездах  1 9
Калужская 5
Киевская по городу Киеву в прочих городах и в уездах  1 15
Ковенская 6
Костромская 6
Курляндская 3
Курская по городу Курску в прочих городах и в уездах  1 10
Лифляндская по городу Риге прочих городах и в уездах  1 4
Минская 9
Могилевская 7
Московская по городу Москве в прочих городах и в уездах  4 6
Нижегородская по городу Нижнему Новгороду в прочих городах и в уездах  1 6
Новгородская 6
Олонецкая 3
Оренбургская 7
Орловская по городу Орлу в прочих городах и в уездах  1 8
Пензенская 6
Пермская 13
Подольская 13
Полтавская 13
Псковская 4
Рязанская 8
Самарская по городу Самаре в прочих городах и в уездах  1 12
С.-Петербургская по городу С.-Петербургу в прочих городах и в уездах  6 3
Саратовская по городу Саратову в прочих городах и в уездах  1 10
Симбирская 6
Смоленская 6
Ставропольская 3
Таврическая 6
Тамбовская 12
Тверская 8
Тульская по городу Туле в прочих городах и в уездах  1 5
Уфимская 10
Харьковская по городу Харькову в прочих городах и в уездах  1 10
Херсонская по городу Одессе в прочих городах и в уездах  1 10
Черниговская 10
Эстляндская 3
Ярославская по городу Ярославлю в прочих городах и в уездах  1 4
Итого 412
В том числе от городов 28

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.112.69 (0.028 с.)