Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гребенщикова Н.П., Лаптева Ю.А.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Гребенщикова Н.П., Лаптева Ю.А. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков: метод. указ. по видам внеаудиторной учебной работы обучающегося в рамках освоения практик по направлению подготовки 44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование» (очная, очно-заочная, заочная форма) / Н.П Гребенщикова, Ю.А. Лаптева; Новокузнецк. ин-т (фил.) Кемеров. гос. ун-та. – Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2020. – 68 стр.
В работе изложены методические рекомендации для студентов по прохождению практики по получению первичных профессиональных умений и навыков. Методические указания предназначены для студентов 2 курса (4 семестр), 3 курса (5 семестр) факультета психологии и педагогики, обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль) «Психология и педагогика дошкольного образования» (очная, очно-заочная, заочная форма).
Рекомендовано на заседании кафедры дошкольной и специальной педагогики и психологии 25 апреля 2019 года Заведующей кафедрой Т.В.Гребенщикова
Гребенщикова Н.П., Лаптева Ю.А.,2019 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет» Новокузнецкий институт (филиал), 2019
Текст представлен в авторской редакции Предисловие Целью практики является формирование компетенций по решению профессиональных задач, соответствующих направлению подготовки и направленности (профилю) основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) и видам профессиональной деятельности. Практика ориентирована на вид профессиональной деятельности: педагогическая деятельность в дошкольном образовании и обеспечивает готовность решать задачи профессиональной деятельности: педагогическая деятельность в дошкольном образовании. Практика формирует способность решать профессиональные задачи (табл. 1):
Таблица 1 – Задачи практики по направленности (профилю) ОПОП Профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков является видом учебной практики и входит в Блок 2. «Практики» (вариативная часть) ФГОС ВО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Общий объём практики составляет 6 зачетных единиц. Продолжительность практики 6 недель / 216 академических часов. Практика проводится концентрированно.
Раздел «Практика в группах раннего возраста» позволяет познакомиться со спецификой организации образовательного процесса в соответствующих возрастных группах, а так же изучить возрастные особенности детей от 1 года до 3 лет.
Раздел «Готовность ребенка к школе» позволяет увидеть результаты воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, оценить уровень готовности детей к школе. Практика способствует осознанию студентами того насколько необходима систематическая, целенаправленная, научно обоснованная работа по обеспечению готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. Прохождению практики предшествует изучение дисциплин:Психология, Анатомия, возрастная физиология с основами педиатрии, Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований, Организация психолого-педагогических исследований, Педагогика, Психология детей раннего и дошкольного возраста, Психолого-педагогическая диагностика развития детей, Психология и педагогика игры, Коммуникативная культура педагога, Профессиональная этика в деятельности педагога детского сада, которые предусматривают лекционные и практические занятия. Практика проводится в сроки определенные календарным учебным графиком в соответствии с учебным планом по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль) Психология и педагогика дошкольного образования. Практика осуществляется на базе дошкольных образовательных организаций, с которыми предварительно заключены договора на проведение данного вида деятельности. Обязательным условием проведения практики на базе образовательных организаций является наличие в штате образовательной организации педагогов имеющих опыт профессиональной деятельности не менее 3х лет. По окончании практики, в течение 1-2-х недель проводится итоговая конференция, на которую каждый обучающийся готовит документы, обозначенные в программе практики и групповой отчет о результатах проделанной работы. После проверки отчетной документации обучающемуся выставляется зачет с оценкой. Практика оценивается по шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка за практику может быть снижена за пропуски без уважительной причины, недисциплинированность, нарушение сроков сдачи отчетной документации.
Содержание практики Программа практики предусматривает анализ организации образовательного процесса в группе раннего возраста и в подготовительной к школе группе, а также проведение диагностического обследования детей соответствующих возрастных категорий.
Таблица 2 - Содержание практики
В приложении представлены материалы, необходимые для выполнения заданий каждого из разделов практики: Приложение А*. Материалы практики по разделу «Практика в группах раннего возраста» Приложение Б**. Материалы практики по разделу «Готовность ребенка к школе»
Требования к защите отчета. Соблюдение регламента доклада 10-15 минут; наличие презентации, сопровождающей выступление и отражающей основные положения доклада; ответы на вопросы.
Ресурсы сети «Интернет» 1 База данных статей из области психологии (более 2500), Сайт Психологический словарь Психологического института им. Л.Г. Щукиной, режим доступа www.psi.webzom.ru 2 Научная электронная библиотека, режим доступа – http://www.elibrary.ru 3 Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - режим доступа http://www.window.edu.ru.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Содержание программы практики по модулям Оценочно-рефлексивный этап. В ходе группового обсуждения: - сделать вывод о специфике организации развивающей среды в группах раннего возраста; - определить соответствие условий выделенным критериям; - определить, какую роль играет режим в группах раннего возраста. Самостоятельная работа студентов. - Изучить режим дня в группах раннего возраста и зафиксировать в дневнике. - Подготовиться к анализу развивающей среды в группах раннего возраста, знать принципы организации. Оценочно-рефлексивный этап. В ходе группового обсуждения сделать вывод о специфике организации физического и нервно-психического развития в раннем возрасте. Самостоятельная работа студентов. - изучить психолого-педагогическую литературу к модулю. - познакомиться с вопросами беседы для проведения исследования. - зафиксировать в дневнике режим дня детей раннего возраста 2-ой половины дня. - Изучить психолого-педагогическую литературу к модулю. - Подготовить таблицу для сравнения данных наблюдений за видами деятельности.
- Подготовиться к проведению диагностических процедур. - Подготовиться к совместному с воспитателем проведению режимных процессов (по плану воспитателя). Модуль № 3 Особенности организации занятий в группах раннего возраста. Цель: Знакомство с организацией занятий в группах раннего возраста. Задачи: - Актуализация знаний о формах организации детей, методах работы с детьми раннего возраста. - Познакомиться с методикой проведения занятий с детьми раннего возраста. - Познакомиться с планом работы воспитателя группы раннего возраста. - Проведение режимных процессов в группах раннего возраста (по плану воспитателя). Этап целеполагания - Какие способы организации детей на занятии, на Ваш взгляд, соответствовали специфике занятия? Что бы Вы хотели изменить? - Выбор методических приёмов для организации и проведения режимных процессов в группах раннего возраста. Насколько они на Ваш взгляд, были удачными? Экспериментально – деятельностный этап: Виды деятельности студентов. 1. Наблюдение в группах раннего возраста с целью выявления специфики организации и проведения занятий с детьми раннего возраста. - Данные фиксировать в таблице: - Проанализировать полученные данные (проводить на основе результатов наблюдения и знакомства с планами занятий). 2. Совместное проведение режимных процессов (по плану педагога). Оценочно-рефлексивный этап. - в ходе группового обсуждения сделать выводы о специфике организации занятий с детьми раннего возраста; - взаимоанализ проведенных режимных процессов. Самостоятельная работа студентов. - Изучить научно-методическую литературу к данному модулю. - Подготовиться к самостоятельному проведению режимных процессов. Модуль № 5 Оценочно – рефлексивный. Цель: Систематизация знаний о закономерностях развития, воспитания и обучения детей раннего возраста. Задачи: - Провести анализ и обобщение осуществлённой деятельности. - Подготовиться к групповому анализу результатов практики. Этап целеполагания. Насколько удалось познакомиться с особенностями организации педагогического процесса и деятельностью педагога в группах раннего возраста? Видите ли, себя в роли педагога группы детей раннего возраста? Оценочно-рефлексивный этап. Подготовка отчета по практике.Оценить насколько справились с задачами практики.
Изучение развития игры. Года 1. Действия с предметами. Цель: исследование способов действий с предметами. Материал: 4-х-предметная матрешка или вкладыши – 7 цилиндрических или квадратных чашек разного размера четырех основных цветов. Процедура исследования. Ребенку предлагают разобрать и собрать (спрятать) матрешки или собрать чашечки (вкладки) одна на другую. Анализ способов действий: · неспецифические манипуляции (ребенок стучит об стол, подносит к уху и гремит, берет в рот) – неадекватные действия; · специфические манипуляции (познавательные); · силовая проба (без учета свойств и величины); · целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ); · примеривание (определение несоответствия путем поднесения друг к другу); · зрительное соотнесение (правильное решение на основе зрительного анализа). До 2,5 лет возможна силовая проба. Года 6 месяцев. 1. Элементы ролевой игры. Цель: исследование особенностей игры. Материал: пособия для игры в доктора, парикмахера, бытовых игр. Процедура исследования. Проводится наблюдение за игровой деятельностью детей. Показатели развития: · выбор игры определяется попавший на глаза игрушкой или подражанием другим детям; · действия с игрушкой задают игровую ситуацию и определяют ролевое поведение ребенка; · игровые ситуации отражают хорошо знакомые, преимущественно бытовые, события; · содержание игры сводится к действиям с предметами, в которых есть взаимосвязь и последовательность. Года. 1. Элементы ролевой игры. Цель: исследование развития игровой деятельности. Материал: разнообразные сюжетные игрушки. Процедура исследования. Взрослый наблюдает за свободной игрой детей. Показатели развития: · ребенок отражает какой-нибудь сюжет; · выполняет роль, которую определяет словом при ответе на вопрос: «Кто ты?»; · называет действия, соответствующие выполняемой роли, при ответе на вопрос «Что ты делаешь?». Года 1. Воспринимаемые цвета. Цель: исследование перцептивной идентификации и различения основных цветов (красный, синий, зеленый). Материал: три пары носков или варежек красного, синего и зеленого цвета. Процедура исследования. Перед ребенком раскладывают варежки в следующем порядке: красная – зеленая – синяя – красная – синяя – зеленая. Взрослый дает ребенку варежку одного цвета и предлагает найти такую же. Затем порядок меняется: синяя – красная – зеленая – синяя – красная – зеленая. Задание повторяется. Показатели развития: · правильно подбирает по образцу 3 цвета; · делает выбор по названию, сличению. 2. Восприятие формы, величины. Конструирование. Цель: исследование перцептивной идентификации и различения формы (шар, кубик, кирпичик, крыша), величины (большой, маленький), навыков конструктивной деятельности, координации «глаз – рука». Материал: 2 набора четырех основных цветов: шар, кубик, кирпичик, крыша (призма); пирамидка из 3-х колец с колпачком, 12 кубиков. Процедура исследования: 1 серия – Взрослый дает ребенку один набор разных геометрических форм, другой оставляет у себя. Показывает одну фигуру: «Дай такую же». «Покажи, где кубик (шар и т.д.)?» 2 серия – Строительство башни. Предъявить ребенку 12 кубиков. Себе взять 4 кубика и построить башню перед ребенком. «Сделай так же!» - говорят ребенку, образец не разрушают. В ответ на просьбу ребенок должен сделать башню из 4-х или более кубиков. 3 серия – Ребенку предлагают самостоятельно разобрать и собрать пирамидку. 4 серия – Перед ребенком кладут большое и маленькое кольцо от пирамидки (одного цвета). «Покажи большое, маленькое колечко». Показатели развития. · 1 серия – 1,5 – 2 года – сличение геометрических форм. · 2 года – выбор форм по названию. · 3 серия – собирает пирамидку без учета величины. · 4 серия – выбирает из однородных предметов контрастной величины «большой» и «маленький». Года 6 месяцев. 1. Восприятие цвета. Цель: исследование перцептивной идентификации и различения 4 основных цветов (красны, желтый, синий, зеленый). Материал: цветное лото, в котором 4 карточки красного, синего, желтого, зеленого цвета; 4 карточки с изображением разнообразных предметов таких же цветов (изображения знакомых предметов). Процедура исследования Взрослый раздает ребенку карточки 4-х цветов, затем показывает картинки с изображением предметов (цвета чередуются). · На какой цвет эту картинку надо положить? · Покажи, где красные (синие, желтые, зеленые) картинки? Показатели развития: · правильно подбирает картинки каждого цвета; · осуществляет выбор по названию; · осуществляет выбор по образцу. 2. Восприятие формы. Конструирование из формы. Цель: исследование перцептивных действий и способов их осуществления (идентификация, соотношение); различие формы (4-6 предметов разной формы); конструктивного праксиса, координации «глаз – рука». Материал: 2 комплекта геометрических фигур: шар, куб, кирпич, призма, цилиндр, конус; разрезные картинки, 12 кубиков из 2-х частей с разной конфигурацией разреза; дидактическая игра «Почтовый ящик». Процедура исследования. 1 серия – Один комплект геометрических фигур дают ребенку, другой находится у взрослого, который показывает одну из фигур и просит дать такую же. Затем просит: «Покажи, где кубик (кирпичик, крыша, шарик)? 2 серия – Ребенку предлагают что-либо построить из предложенных фигур, назвать свои постройки. Строительство башни: ребенку предъявляют 12 кубиков. Взрослый берет себе 4 кубика и строит башню перед ребенком. «Сделай так же!» - говорит ребенку, образец не разрушают. Ребенок должен суметь построить башню из шести кубиков. 3 серия – Ребенку предлагают соединить 2 части картинки, чтобы получилась целая. 4 серия – Взрослый берет одну из фигур «Почтового ящика» и бросает ее в соответствующую прорезь, затем предлагает ребенку бросить остальные. Показатели развития. 1 серия – сличает 6 геометрических фигур; выбирает по названию 4 фигуры. 2 серия – делает 1-2 простые постройки, обязательно называет их. Постройка должна быть похожа на называемый предмет (дом, стол, стул, и др). 3 серия - правильно самостоятельно составляет разрезные картинки из 2-х частей, называет составленный предмет. 4 серия: 1. неспецифические манипуляции (ребенок стучит об стол, подносит к уху и гремит, берет в рот) – неадекватные действия; 2. специфические манипуляции (познавательные); 3. силовая проба (без учета свойств и величины); 4. целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ); 5. примеривание (определение несоответствия путем поднесения друг к другу); 6. зрительное соотнесение (правильное решение на основе зрительного анализа). 3. Восприятие величины. Цель: исследование перцептивного различения признаков предмета – величины; перцептивных действий (идентификация, соотношение). Материал: 4 предметные картинки для построения сериационного ряда; палочки разных размеров (4 шт.); пирамидка из 4-х колец с колпачком. Процедура исследования. 1 серия – Ребенку предлагают разобрать и собрать пирамидку. После выполнения задания просят показать самое большое колечко и самое маленькое. 2 серия – Ребенку предлагают построить лесенку из 4-х палочек, начиная с самой большой. 3 серия – Ребенку предлагается разложить по порядку картинки. Показатели развития. 1 серия – собирает пирамидку без учета величины. Выбирает по названию «самый большой» и «самый маленький» предмет. 2,3 серии – ориентируется в величине 4-х предметов. Выстраивает сериационный ряд любым способом действия. Года. 1. Восприятие цвета, величины. Цель: исследование перцептивного различения и называния цвета (красный, желтый, зеленый, синий) и величины (большой, поменьше, маленький, самый маленький), перцептивных действий. Материал: пирамидка из 4-5 колец с колпачком. 4 предметные картинки для построения сериационного ряда. Процедура исследования. 1 серия – Ребенку предлагают разобрать и собрать пирамидку. После выполнения задания предлагают назвать цвет колец. 2 серия – Ребенку предлагают разложить картинки по порядку. После выполнения задания спрашивают: «Какой это предмет? (большой, поменьше, маленький, самый маленький)» Показатели развития. 1 серия – собирает пирамидку с учетом величины и с установкой на результат без проб и примеривания. 2 серия – знает и называет величину: большой, поменьше, маленький, самый маленький. 2. Восприятие формы. Навыки конструирования. Цель: исследование перцептивного различения и называния формы (шар, кубик, кирпичик, крыша); перцептивных действий; конструктивного праксиса, координации «глаз – рука». Материал: геометрическая мозаика, к ней карточки с изображением несложных предметов (дом, поезд, елочка и т.п.) в основе которых лежат основные геометрические фигуры; набор строительного материала, 12 кубиков, дополнительный материал (машины, матрешки и др.); дидактическая игра «Почтовый ящик». Процедура исследования. 1 серия – Ребенку по одному показывают образцы несложных предметов из геометрических фигур и просят сделать такую же картинку, накладывая фигуры на образец. После выполнения задания спрашивают: «Что это?», «Какой формы предмет?» 2 серия – Ребенку дают набор строительного материала и дополнительный материал и предлагают что-либо построить. После выполнения задания спрашивают: «Что ты построил?», «Из чего ты построил? (с уточнением формы элементов конструкции)», «Какого цвета кирпичик (кубик и т.п.)?» Постройка моста: ребенку предъявляют 12 кубиков; из 3-х кубиков построить перед ребенком мост. «Сделай так же!». Модель не разрушают. Затем подстраивают по одному кубику вверх, показывая ему. Ребенок должен выполнять так же. Даже если мост будет недостаточно устойчив, проба считается успешной. 3 серия – Ребенку предлагают дидактическую игру «Почтовый ящик». Показатели развития. 1 серия – правильно подбирает мозаику к рисунку. Самостоятельно называет форму: круг, квадрат, треугольник.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.303 с.) |