Как один из факторов успешной социализации учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как один из факторов успешной социализации учащихся



I. Теоретическая часть

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех в хорошем настроении! Надеюсь, что проведенный сегодня педагогический совет, сможет еще больше обогатить ваш педагогический опыт в плане воспитания наших детей.

Тема нашего педагогического совета: Профессиональные и личностные качества педагога как один из факторов успешной социализации учащихся

Цель: Рассмотреть педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие и важное условие благоприятного психологического климата в коллективе.

Задачи:

Дать анализ состояния психологического климата на уроках и во внеурочное время;

Выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды, благоприятного психологического микроклимата в коллективе;

Совершенствовать формы и способы взаимодействия участников образовательного процесса;

Обучение технике пе­дагогического общения в работе с коллегами, учащимися и их родителями;

Рассмотреть способы предотвращения конфликтов в педагогическом общении;

Развитие у педагогов способностей предупреждать конфликты, разрешать их приемлемыми средствами.

Современные требования ставят перед педагогическим коллективом новые задачи, одной из которых является развитие профессиональных компетентностей учителя.

Образователь­ное учреждение перспективно, если в нем хорошо каждому ребенку. Уче­ник - основной объект заботы учителя.

В сегодняшнем нестабильном мире ребенок чувствует себя незащищенным. НО школа должна обеспечить такие условия, при которых детям в нем будет хорошо. Только в ус­ловиях комфортной обстановки (имеется в виду психологический комфорт) в образовательном учреждении возможно развитие лично­сти. Необходимость внимания к вопросу психологического ком­форта на уроках и во внеурочное время вызвана и рядом наметившихся негативных тенден­ций в образовательном процессе: в настоящее время наблюдается падение интереса к обучению, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися без уважительных причин.

К негативным явлениям можно отнести и жалобы родителей и учащихся на конфликтные ситуации, возникающие между учите­лями и учащимися, учащимися и учащимися и постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках и, как следствие, их нервные срывы.

Таким образом, выявилась проблема, которую мы и рассмотрим на нашем педагогическом совете.

 

Для начала поговорим о таком качестве педагога, как «культура общения»?

Истинная культура общения означает взгляд на партнера не как на объект своего влияния, а как на равноправного участника обмена информацией.

 

Особое значение имеет педагогическое общение, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств и т. д.

Для каждого человека, а особенно педагога важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и слышать других, понимать их мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой, уметь точно доносить свои мысли до слушателей.

Уметь общаться также важно как, например, знать математику или физику. Чтобы прожить нормальную полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.

В течение рабочего дня учитель включается в широкий диапа­зон взаимоотношений с коллегами, учениками, родителями по разным поводам. И, естественно, в общении возможны недоразумения, ссоры, обиды, проявления аг­рессии, смена настроений и т. д. И ситуация может перейти в конфликт.

Конфликт (от лат. - столкновение) - это столкновение противопо­ложно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов. Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений, вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой.

 

В.А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между пе­дагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом -большая беда школы. Умение избежать конфликт - одна из составных частей пе­дагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только со­храняет, но и создает воспитательную силу коллектива». 1

 

Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы учени­ка как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении кон­фликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники - ученики, педагоги, администрация, родители.

Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благо­родными целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны про­тиворечить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали. Конфликт - тот же порох. Он вспыхнет или от слова, или от единственного по­ступка. Поэтому лучший способ предупредить или разрешить любой конфликт - обеспечить высокую культуру общения.

К.У. Томасом и Р.Х. Киллменом были разработаны основные пять основных стилей поведения в конфликте: соперничества, сотрудниче­ства, компромисса, уклонения, приспособления. Ни один из указанных стилей раз­решения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Эффективность каждого стиля зависит от конкретных обстоятельств и условий.2

(БУКЛЕТ)

Стиль конкуренции или соперничества

Может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтере­сованный в сотрудничестве и стремящийся в первую оче­редь удовлетворить собст­венные интересы

• Исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возник­шей проблемы;

• обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;

• чувствуете, что у вас нет иноговыбора и вам нечего терять;

• должны принять непопулярное решение, и у вас достаточно полномочий для этого.


Стильсотрудничества

Можно использовать, если, от­стаивая собственные интере­сы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, т. к. требует более продолжительной рабо­ты. Цель его применения -разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Та­кой стиль требует умения объ­яснять свои желания, выслу­шивать друг друга, сдерживать эмоции

• Необходимо найти общее реше­ние, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;

• у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

• основной целью является при­обретение совместного опыта работы;

• стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов

Стиль компромисса

Стороны стремятся урегули­ровать разногласия при вза­имных уступках. Наиболее эффективен, если обе сторо­ны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Акцент дела­ется не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте -«мы не можем выполнить свои желания, значит, необ­ходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться»

• Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы;

• удовлетворение вашего желания не имеет для вас большого зна­чения;

• вас может устроить временное решение, т. к. нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными


Стиль уклонения, избегания

Реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хо­тите тратить время и силы на ее решение.

• Источник разногласий несущест­венен для вас по сравнению с другими более важными задача­ми, не стоит тратить силы;

• знаете, что не можете или не хо­тите решить вопрос в свою пользу;

• хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить до­полнительную информацию, прежде чем принять решение;

• пытаться решить проблему не­медленно опасно, т. к. открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию;

• у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности


Стиль приспособ­ления

Вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать соб­ственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной рабочей атмосферы

• Важнейшая задача - восстанов­ление спокойствия и стабильно­сти, а не разрешение конфликта;

• предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся.

***********************

 

По мнению учеников идеальный учитель – это человек, в котором:

· Есть способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т.е. в учителе хотят видеть старшего друга;

· Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания

· Присутствует умение справедливо распоряжаться данной ему властью.

Но, естественно, все качества сочетаются в одном лице не так часто. Поэтому возникают конфликты. Такие конфликты, как установлено психологами, в возрасте от 13 до 18 лет неизбежны и нормальны. Без них не обойтись. Главное, чтобы они не перерастали в "войны", "революции" и чтобы правильно оценивались.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.011 с.)