Магия Вуду. Практика ритуалов и заклинаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Магия Вуду. Практика ритуалов и заклинаний



Татьяна Звездная

Магия Вуду. Практика ритуалов и заклинаний

 

Ваша тайна –

 

 

Татьяна Звездная

Магия Вуду: практика ритуалов и заклинаний

 

Введение

 

«Вуду» на древнеафриканском языке племени фон означает «дух». Вуду (Sevi Лоа, Vodou, Vodoun, Voudun, Vodun, Voodoo) – это религия, жителей Кубы, Гаити и некоторых частей Соединенных Штатов Америки. Эту религиозную систему исповедуют приблизительно 30 миллионов человек.

До сих пор для европейцев и жителей многих стран, все связанное с африканским наследием, считается диким и едва ли не сатанинским. В двадцатом веке, американцы, оккупировавшие Гаити, провозгласили страну родиной зомби. Правивший с 1818 по 1843 год, президент Гаити Жан‑Пьер Бойе, стал автором Уголовного кодекса, в котором было отражено недвусмысленное отношение к Вуду.

Исповедание этого культа считалось уголовно наказуемым и каралось тюремным заключением. Но, тем не менее, культ Вуду все больше притягивал внимание европейцев. Многие путешественники, побывав на Гаити, писали ужасные отзывы, в которых то и дело можно было увидеть описание жутких бесчинств, вплоть до каннибализма, происходящих в результате проведения ритуалов Вуду его приверженцами, что становилось оправдательным фактом для угнетения негритянского населения, проживающего на острове. Расизм буквально рос, как на дрожжах, питаясь дурной славой Вуду.

И все же в 1860 году Гаити вступил в союз с Ватиканом, провозгласив официальной религией католицизм. Крестовые походы против Вуду стали нормой жизни.

В конечном итоге, культ Вуду прочно закрепил за собой дурную славу религиозной секты, где балом правят каннибалы, принося в жертву людей.

Причиной падения цивилизации на Гаити был так же назван культ Вуду. В этом свете независимость Гаити представлялась невозможной. А чернокожие жители страны просто «нуждались» в присутствии американцев. Связь между расой и вероисповеданием оказалась роковой в вопросе о принятии решения о захвате Гаити американцами. В период с 1915 по 1934 год американцы разрушили огромное количество храмов Вуду, уничтожили святыни предков, устраивая просто резню для избавления гаитянского народа от каннибализма и черной магии. В то время было написано огромное количество книг, одного и того же толка. К примеру, такие как «Кузины каннибалов», в которой раскрывается леденящий душу обычай делать зомби – пробужденных мертвецов, проводя в массы идею о том, что культ Вуду основан на черной магии и сатанизме. В это же самое время гаитянские трибуналы неустанно бросают за решетку жрецов Вуду за колдовство и создание зомби.

Гонения и геноцид продолжался под видом компании по борьбе с суевериями в 1912 и 1925–1930, 1940–1941 годах, где вооруженная армия приступом брала храмы Вуду, буквально принуждая либо отречься от сатанинских культов и принять крещение – либо, прихожан ожидали погромы, сожжение предметов культа и беспощадные аресты.

В результате этой компании, остров Гаити прослыл центром черной магии, колдовства, олицетворяя собой самую темную сторону оккультизма. В это же самое время выходят первые фильмы ужасов, снятые в Голливуде. Так культ Вуду становится открытием для киноиндустрии США и эта машина до сих пор не прекращает красить в черный цвет африканскую традицию. Вся эта кампания окончательно формирует у западноевропейского обывателя мнение о культе, который сводится к страшным обрядам, где колдуны могут смертельно отравить жертву, реанимировав ее в последствии, удерживая мертвеца в мире людей, как раба.

История возникновения Вуду

 

Религия Вуду имеет богатую культурную историю и, хотя состоит из многих элементов других вероучений, является очень самобытной.

О Вуду человечеству известно еще со времен французского колониального рабства, а впервые эта духовная традиция появилась на Гаити – острове в Вест‑Индии.

В качестве рабов на Гаити свозились африканцы разного этнического происхождения, которые должны были работать на этой земле. В 1503 году такие рабы были впервые привезены на остров из Африки и их владельцы (сначала испанцы, затем французы), естественно, запрещали им практиковать народные религии. И заставляли исповедовать только свою религию – католицизм. Но в тоже время рабовладельцы не желали полностью посвящать рабов во все аспекты своей веры. Они опасались, что рабы, принявшие католицизм, поймут, что эта вера считает всех полноценными людьми, в том числе и их, и что рабство и принуждение – это большой грех. Понимание рабами этой истины могло повлечь за собой бунт или восстание. А хозяева не хотели терять контроля над рабочей силой. Поэтому католическая религия стала для рабов своего рода прикрытием – приняв католических святых и другие атрибуты этой странной для них веры, они продолжали поклоняться своим народным божествам.

Таким образом, рабы включили множество различных аспектов католицизма в свои национальные традиции. Не смотря на новую для них религию, они видели много схожего между ней и своей традиционной верой. Так, например, обе религии поклоняются одному Высшему Богу. Верят в жизнь после смерти и в то, что существует нечто сверхъестественное. Также общей была идея о неизменной помощи духовных существ (святых – у католиков и лоа – у африканцев), которые являлись посредниками между Высшим Богом и людьми. В принципе, на практике это выглядело так, словно рабы и их хозяева верили в одних богов, но просто называли их разными именами. Попав в мир, где к рабам относились неуважительно, били, морили голодом и издевались, вера Вуду дала этим людям ощущение достоинства личности. И позволила сохранять свою культуру, несмотря ни на что, и противостоять насилию и несправедливости вокруг.

За хранение статуэтки какого‑нибудь духа рабу можно было запросто лишиться жизни. Но под масками святых, архангелов и мадонн они поклонялись своим старым духам. Ни рабовладельцы, ни духи против этого конечно не возражали. Но всего через четыре года после того, как на Гаити завезли первого чернокожего раба, случилось то, чего опасались владельцы рабов, – против потерявших бдительность на острове вспыхнуло восстание. Оно было подавлено, но объединенные Вуду негры продолжали бунтовать до тех пор, пока в конце XVIII века не взяли остров под свой контроль – он к тому времени наполовину принадлежал Франции, и на подавление восстания отправился Наполеон, однако он потерпел на Гаити одно из своих первых поражений. Примечательно, что с самого начала и до настоящего времени Вуду было тайным культом.

Вот так и появилась африканская религия Вуду – немного измененная вкрапленными в нее элементами католических верований, но до сих пор функционирующая на Гаити и представляющая собой часть большого колониального наследия.

Само население Гаити и, соответственно, религия происходит из двух африканских регионов: Дагомеи (северное побережье Гвинейского залива в Западной Африке, где проживали племена йоруба, эве, фон и др., ныне территория Того, Бенина и Нигерии) и Конго (бассейн реки Конго и побережье Атлантического океана в западной части Центральной Африки). Интересен тот факт, что в этих обоих регионах никакое вероучение не считалось единственно правильным и соответственно могло изменяться в зависимости от требований общества. Таким образом, происходил длительный процесс изменения религий. Этот факт изменений религии объясняется, конечно, еще и тем, что оба региона, особенно Конго, имели исторически сложившийся контакт с католической верой. Попав на Гаити, люди из этих регионов стали развивать национальные общины, основанные на поддержке и взаимной помощи.

Католическая религия и Вуду смешались. И рабы стали поклоняться не только своим богам, но и богам из других религий. Это внесло свои изменения в ритуалы различных племен. Различные религиозные группы объединили свои учения, создав новую религию – Вуду.

Главные лоа

 

Damballah, которого также называют Damballah‑Wedo или Большая Змея, – один из самых популярных Лоа и самый старый из предков. Он – это наследственное знание Вуду. Damballah очень доброжелателен, абсолютно невинен, его считают отцом любви. Его мудрость слишком далека от людей, потому что он редко вступает с ними в контакт. Те, кто поклоняется Damballah, поклоняются красоте – цветам и белому цвету. День этого лоа – среда. Змея – это слуга Damballah. Поэтому его символами являются яйца змеи и сами змеи. Со змеей на Гаити поэтому принято обращаться с почтением.

Damballah питается только чистыми и белыми пищевыми продуктами, например, оливковым маслом, шампанским и белым вином, молоком, сахаром и яйцами. В жертву ему приносят только белых цыплят. Damballah – змея. Ему нужен бассейн с водой, специально построенный для него, чтобы он мог погружаться в него, и дерево, на которое он мог бы залезать. Этот лоа необщителен и любит находиться в покое и тишине. Он никогда не говорит людям какие‑либо точные сведения, но своим присутствием излучает успокоение, вселяет дух оптимизма.

Если же Damballah вселится в кого‑то, то этому человеку нужно дать яйцо, которое он раскусит зубами. Одержимые Damballah не могут ходить, а только ползают, их ноги и руки перестают их слушаться. Люди, в которых он вселился, подобно змеям, высовывают свой язык, и начинают залезать на деревья или крыши. Damballah не умеет говорить, поэтому только свистит. Если необходимо он может принести с собой дождь, который так нужен жителям для хорошего урожая.

Aida‑Wedo – жена Damballah. Она выглядит как маленькая, свернувшаяся клубочком змейка. Она живет в воде и ест исключительно бананы. Ее символом является радуга. Цвета радуги и есть цвета Aida‑Wedo, ими окрашен центр ее храма. Она часто вместе со своим мужем появляется в образе змеи.

Ogoun – является традиционной фигурой воина в этой религии. Можно провести аналогию с Зевсом – эти два бога очень схожи.

Ogoun – могущественный и мощный дух, дух триумфальных свершений. Сегодня у Ogoun появилось еще одно новое обличие, которое не особенно связано с африканскими корнями. Он представляется как лукавый и сильный политический лидер.

Этот лоа дает силу посредством колдовства и пророчества. Считается, что именно Ogoun внушил идею и дал силу тысячам рабам совершить революцию в 1804 году. Эта сущность призывается, тогда когда нужно помочь людям выбрать правительство, отвечающее их потребностям. Он предстает в различных образах, в которых играет определенные роли: лоа огня, лоа молнии, лоа фаллоса, лоа обработки металлов. Так, например, будучи в образе Ogoun Fer, он будет стабильностью, порядком и властью. А будучи раненым воином, он олицетворяет фигуру Иисуса Христа, известную всем христианам. Становясь Ogoun Feraille, он может давать силу своим служителям, хлопая их по бедрам или по ягодицам. А в образе Ogoun Badagris, может поднять и нести человека, чтобы показать ему свое особое внимание и покровительство. Во всех сферах жизни Ogoun обязательно проявляет свою воинственность и власть. Его цвет – красный, его жертва – бык.

Одержимость этим лоа часто сопровождается насилием. Одержимый им человек может мыть руки в пылающем роме без всяких опасных для себя последствий. Таких людей легко также узнать по одежде – она всегда красного цвета. Они машут мачете или саблей, жуют сигару и требуют ром, говоря старую фразу «Gren mwe fret» («У меня остыли яйца»). Иногда тут же выливают этот ром на землю. Меч или мачете – оружие Ogoun, и он может пытаться проткнуть им себя, но лезвие не проникнет в кожу. Ogoun также идентифицируется со святым Яковом, воинственным генералом.

Loco – дух растительности, опекун святынь. Понятно, что он напрямую связан с деревьями. У Loco огромные знания о свойствах трав. Жрецы получают свои знания именно от него. Этот дух исцеляет сам и помогает целителям лечить, они всегда призывают его перед началом лечения. Жертвоприношения Loco кладут в соломенные мешки, и подвешивают на ветви деревьев.

Grans Bwa – защитник природы. Он живет в глубоком лесу и не любит появляться публично. Он питается фруктами и овощами целый день, и поэтому когда его вызывают на церемонию, он обычно не голоден. Хотя люди все равно предлагают ему пищу. Этот дух призывается прежде, чем кто‑либо посвящается в жрецы Вуду. Он также известен как хороший судья. Именно поэтому если есть какой‑либо конфликт или спор его часто вызывают, чтобы он его разрешил. Grans Bwa не терпит несправедливость, и говорят, что он превращается в ветер, если ему необходимо что‑то подслушать в мире людей.

Legba, его также называют Papa Legba или Legba Ati‑bon, – он не только главный Petro лоа, но наиболее известный и почитаемый из всех лоа в Вуду. Он олицетворяет солнце и является богом ворот. В Вуду его изображают как человека, брызжущего водой, или старика, идущего с палкой. Этот дух также символизирует ритуальные воды и объединение тайн Вуду. Legba отождествляют с апостолом Петром и Иисусом Христом, ведь он обладает ключами от мира духов.

Любой ритуал начинается с обращения к Legba. Без его разрешения никто не может «открыть ворота» между мирами духовным и материальным. И никакой другой лоа тогда не сможет проникнуть на землю. Без одобрения Legba не возможна никакая связь Бога и человека и если Legba не был призван, никакое другое божество не может присоединяться к церемонии Вуду и никакой лоа не сможет действовать без разрешения этого духа. Legba – один из самых мощных среди всех духов. Он охраняет перекрестки и является прямым покровителем колдовства. Священное дерево около храма является алтарем Legba.

Legba питается костями животных. И всегда носит немного пищи в своем мешке и курит маленькую трубку. Если он вселяется в кого‑то, то все тело человека искривляется и не слушается его. Его символ – лев и белая овца.

Erzulie – жена Legba, символ любви и совершенной женщины. У нее есть несколько состояний: в чистом и девственном состоянии ее олицетворение – луна, в другом состоянии Erzulie – это женщина, знающая все и являющаяся своего рода идеальной любовницей для любого мужчины. Кстати, часто она пользуется этим и делает мужчин своими «мужьями». Но многие другие состояния Erzulie олицетворяют не только любовь и добрую волю, но также ревность, месть, разногласие. Она бывает жестока к женщинам и их желаниям, отметим, что в храме в алтарной комнате она выглядит как корабль, свисающий с потолка. Жертвоприношения ей – это сладости, пряные спиртные напитки, духи, цветы и свечи.

Лоа Erzulie – это творчество, мечты, способность мыслить. У Erzulie роскошные длинные волосы, и в пантеоне Вуду она – самая красивая и чувственная женщина, богатая и уважаемая. Эта Лоа требует от своих любовников, чтобы те отвели особую комнату для ритуального секса с ней, только тогда она будет выполнять их желания и помогать в достижении задуманного. Erzulie очень богата, и если она вселяется в кого‑либо, первое, что она делает, – это совершенствует его внешний облик – старается сделать человека более привлекательным и прекрасным. В храме все самое лучшее предназначено для Erzulie. Она будет купаться, используя нежное мыло. Она оденется в атлас и шелка, возьмет только свежие цветы и все, что символизирует ее женственность. Само изящество и красота – это Erzulie. Она любит танцевать и любит мужчин, и будет танцевать с ними, целовать и ласкать их, часто и неприлично.

У Erzulie три обручальных кольца – поскольку она была отдана в жены Damballah, Ogoum и Agwe. И хотя эта лоа часто флиртовала с Zaka, она решительно отклонила его ухаживания как недостойные ее. Но, несмотря на замужество, Erzulie может взять себе любого служителя в качестве любовника на один день. Но никто не может удовлетворить Erzulie полностью. В конце она всегда начинает плакать. Мир слишком велик для нее, а люди для того чтобы успокоить ее приносят ей изысканную пищу или спиртные напитки с подарками, но слезы Erzulie все равно продолжают течь.

Грусть и слезы Erzulie позволяют многим женщинам симулировать одержимость ею. Эта сущность тесно связана с Девой Марией. Ее символ – сердце, обычно пробитое стрелой почти так же, как это изображено на полотне Девы Марии. Одним из образов Erzulie является Erzulie Dantor. И если Erzulie Freda – это богатая белая женщина, богиня любви, живущая в атмосфере роскоши и прекрасных ароматов духов, то Erzulie Dantor – черная женщина с литографических иллюстраций католических книг «Святая Барбара Африканская». На щеке Erzulie видны племенные шрамы. Она имеет ребенка и гетеросексуальна, но в тоже время она – покровительница женщин‑лесбиянок.

Еще прекрасная Erzulie очень любит ножи. И считается защитницей недавно посвященных жрецов. А вместе с тем и женщин, которые подвергаются насилию со стороны мужа. Призвать эту лоа можно и самому, для этого следует принести ей необходимую жертву и исполнить песнь в ее честь.

Agwe (Maitre Agwe, Met Agwe) – хозяин моря. Он покровитель не только флоры и фауны моря, но также и всех судов, которые находятся в море, подчинены его воле. Его символы – малюсенькие лодки, окрашенные в яркие цвета весла и раковины. Он любит военную форму и орудийный огонь. Тем, кто служит Agwe, приходится проводить весьма непростую церемонию, ведь она проходит непосредственно в море. На небольшой плот ставят все виды любимых продуктов Agwe, включая его любимое спиртное – шампанское. Плот спускается на воду в том месте. Если плот тонет, это хороший знак. Значит Agwe принял жертву и защитит интересы тех, кто ее принес. Но если же плот приплыл назад к берегу, значит, Agwe отказался от жертвоприношения, и его нужно умилостивить. Agwe – один из трех мужей Erzulie.

Simbi (Simba, Simbe, Simbi Andezo) – охраняет болота и фонтаны и не может жить без свежей воды. Живет в источниках и реках. По этой причине ритуалы проводятся только около источников. Этот лоа постоянно познает новое о болезнях сверхъестественного происхождения и способах их лечения. Simbi – один из армии Ogoun, и руководит береговой охраной. Соответственно он ходит только туда, куда ему нравится. Будучи лоа побережья, он один из очень уважаемых членов семейства Petro. Но, имея мягкий характер, он также принадлежит к семейству Rada. И только когда жрецы им пренебрегают или он голоден, он становится жестоким.

La Sirena или Yemaya – морская лоа. Некоторые полагают, что La Sirena замужем за Agwe. Если La Sirena появляется в святилище, вселяясь в человека, он становится похожим на кокетку, очень тщательно заботящуюся о своей внешности и говорящей очень быстро и манерно, он также часто оскорбляет жреца, выражая свое пренебрежение к нему.

Ti‑Jean‑Petro (Petro‑e‑rouge, Ti‑Jean‑pied‑fin, Prince Zandor, Ti‑Jean‑Zandor) – лоа черной магии, изображается как карлик с одной ногой. Несмотря на то, что Ti‑Jean‑Petro имеет французское имя, происходит он из Африки. Ti‑Jean‑Petro защищает злых колдунов и помогает им. Имея сильный и страстный характер, он становится видимым, когда овладевает людьми.

Carrefour (Kalfu). Имя этого Лоа переводится как перекресток. Он является противоположностью Legba, и также управляет перекрестком. Если бы этого лоа не существовало, мир был бы лучшим местом во Вселенной. Он почти ничем не отличается от греческой Пандоры. Carrefour управляет злыми силами мира духов.

Он – это неудачи, разрушение и несправедливость. Legba в отличие от него управляет добрыми духами дня, а Carrefour управляет злыми духами ночи.

Если Carrefour вселяется в кого‑либо, каждый участник в церемонии, замолкает, потому что если не замолчать, то злой Лоа может проникнуть в кого‑то еще. Большинство важных Лоа знает его, и он сотрудничает с ними. Некоторые из исповедующих Вуду утверждают, что Carrefour – демон, но этот лоа всегда отрицает это. Хотя многие его не любят, но боятся и уважают. Он – хозяин амулетов и колдовства и тесно связан с черной магией.

Guede – устрашающая фигура в черном. Он открывает доступ к загробному миру. И управляет вечной дорогой от жизни к смерти, которую каждый человек должен когда‑нибудь пересечь. Его символ – крест на могиле. Также Guede – дух эротизма, он находится вне хорошего или плохого, так как такой эротизм неизбежен. Guede равнодушен к эротизму, поэтому он им и ни восхищен, и ни пристыжен. Если Guede решит вселиться в кого‑то, он часто сквернословит в адрес людей, которые притворяются, что эротизма не существует. Он высмеивает их, старается смутить и оскорбить. Больше всего он любит делать это с белыми людьми, из‑за их пуританских сексуальных взглядов и западной культуры.

Guede – это воплощение сексуальности. Он обожает женщин, постоянно использует в своем лексиконе непристойные песни и слова, танцует непристойные танцы, подражая движением полового акта. Тот, кто становится одержим этим лоа, обычно одет в черное пальто, цилиндр и солнечные очки. В тоже время Guede – клоун. И его появление все любят, потому что почти всегда оно приносит радость и смех. Он без ума от сигарет и часто курит одновременно две. Его всегда удивляет поведение людей, именно поэтому он так много шутит и смеется. Этот дух не является ни хорошим, ни злым. Но, как ни странно, Guede является и защитником детей. Он не любит, когда дети умирают, считая, что они должны жить. Поэтому он – лоа, к которому прибегают за помощью для больного ребенка. Он также имеет силу над зомби, и только он решает, действительно ли люди могут быть превращены в животных.

Baron Samedi из семейства лоа Guede является Хозяином Кладбища и опекуном родового знания. Он гораздо более темный и мрачный лоа чем Guede, и имеет множество лиц, в том числе Baron Cimitiere, Baron la Croix и Baron Criminel. Но во всех своих ролях он выступает как мужской Лоа с гнусавым голосом, который несет в руке трость или жезл и одевается в черное или фиолетовое. В жертву ему приносят черных козлов или цыплят. Его символы – гробы и фаллосы. Вселившись в кого‑либо, он может начать ругаться. Считается, что к его помощи прибегают в последнюю очередь, в случае смерти, вызванной колдовством. Потому что, если колдовское заклинание должно привести кого‑либо к смерти, если вдруг Барон откажется «рыть могилу», человек не умрет. У Baron Samedi, есть жена – Maman Brigitte, и они оба являются ответственными за души мертвых и их препровождение к Guede. Интересен тот факт, что Baron Samedi может быть призван в случае бесплодия, он же является божественным судьей, к которому люди обращаются, исполняя ритуальную песню, в случае несправедливости.

Могила первого человека, захороненного на кладбище на Гаити, всегда посвящается Baron Samedi. На ней обязательно устанавливается церемониальный крест. В сельской же местности семьи имеют право устанавливать собственный крест, посвященный Baron Samedi. И никакое строительство храма не может быть завершено без установки креста Baron Samedi.

Baron Samedi можно вызывать в любое время. Но он настолько силен, что может появиться и без зова. Пьет этот лоа исключительно ром, в который был погружен двадцать один перец чили и который никто смертных не смог бы даже проглотить. Его любимая пища – черный кофе, хлеб, жареный арахис. Он – отличный танцор, хотя бывает и охульником когда помещает свою трость или жезл между ногами, имитируя фаллос.

Гаитяне однажды рассказывали, что однажды Baron Samedi вошел в человека, который был гомосексуалистом. Проходящая мимо него женщина обозвала его «masisi» («педик»). Baron Samedi очень разозлился и закричал ей в след: «Я – великий Baron Samedi! Этот человек – педик, да, но я – Baron Samedi, я занимаюсь сексом с самой прекрасной женщиной в мире – Maman Brigitte!». А дальше он еще долго преследовал ее, угрожающе махая своим жезлом.

Maman Brigitte, очень удивительная лоа для Вуду ведь по происхождению она британка. Maman Brigitte – производное от Brigid или святой Brigit, кельтской богини поэзии, кузнечного дела и врачевания. Наверное, она, попала на Гаити стараниями высланных ирландских или шотландских служащих. Об этом даже есть строчка в песне, которую исповедующие Вуду поют в церемониях. Но сейчас Maman Brigitte стала женой Baron Samedi, Хозяина Кладбища и главы всех умерших предков.

Могила первой женщины, захороненной на любом кладбище на Гаити, обязательно посвящена Maman Brigitte, и на том месте всегда установлен ее церемониальный крест. Ее так же, как и Baron Samedi, призывают для того чтобы «воскресить мертвого», то есть вылечить и спасти тех, кто находится при смерти от болезни, вызванной колдовством.

Maman Brigitte, как и Baron Samedi, разговаривает грубо и использует много ругательств. Она также пьет горячий и обжигающий ром с перцем, настолько обжигающий, что если человек, не одержим этой лоа, он никогда не смог бы выпить его. Она также может легко поместить красные гаитянские перцы на свои половые органы. Когда женщины подозреваются в фальсификации одержимостью Maman Brigitte, таким способом проверяют, лгут они или нет. Этот дух танцует сексуальные танцы, всегда очень красивые и эротичные.

Maman Brigitte и Baron Samedi – мать и отец, которые преобразовывают души мертвых в лоа Guede.

Лоа Guede – это духи мертвых и это огромное семейство лоа, которое произошло из душ умерших. Все они – члены одного и того же семейства, духовные дети Baron Samedi и Maman Brigitte, и все имеют одну и ту же фамилию – La Croix, что означает «крест». И независимо от того, есть ли у них другое имя, их подпись всегда – La Croix.

Большинство Лоа Guede – мужчины, но среди них есть одна женщина, именуемая Guedelia. Лоа Guede может вселяться в любого человека в любое время. Поскольку такие духи являются переходными существами, поскольку они находятся между жизнью и смертью, между предками в Ginen – царстве мертвых и живущими людьми. Возможно, именно поэтому лоа Guede почитаются в середине церемонии Вуду, после Rada и перед Petro.

Лоа Guede выглядят как их отец Baron Samedi – в черной или фиолетовой одежде, шляпах, темных очках, иногда с выбитыми линзами, с тростью или жезлом. Они танцуют ритуальные танцы, но всегда сохраняют индивидуальность того человека, от которого они произошли. Так, например, если лоа Guede говорит по‑испански, то он держит свой жезл как гитару и делает вид, что играет на ней, исполняя любовные песни. Хотя это немного и нетипично для Вуду, но многие лоа Guede открыто демонстрируют свое географические происхождение.

Семейство лоа Guede, включая самого Guede, a также Baron Samedi и Maman Brigitte, более всего известно из‑за их любви к ругательствам и вульгарным сексуальным терминам. Но наказать кого‑то из лоа Guede за его неприличное поведение невозможно, потому что он мертв. Да и эти ругательства никогда не бывают оскорбительными и не используются для того чтобы «проклясть кого‑либо». Они всегда достаточно смешные и ироничные. Есть много очень величественных песен, исполняемые для лоа Guede. Но сейчас, все больше акцент делается на сексуальный и непристойный юмор.

Лоа Guede любят воровать. Хотя обычно воровство ограничивается лишь несколькими кусочками пищи. Обычно для Пира Предков – Fet Guede – большинство храмов готовит пищу специально для сотен лоа Guede, которые в это время появляются и блуждают по улицам.

Azaka (Azacca, Zaka) – простой фермер, очень почитаемый крестьянами, ведь он любит работать. Обычно он ходит босиком, носит котомку и соломенную шляпу. Характер у этого лоа подозрительный, и он испытывает ненависть и злобу к горожанам. Он любит петь, правда, пение его состоит из неразборчивых звуков, чем‑то напоминающих блеяние. Azaka также любит распространять сплетни и весьма неравнодушен к женщинам. Azaka молод и в свободное от работы время любит поиграть. Azaka, лоа сельского хозяйства, но в тоже время и брат Guede. Поэтому Guede часто приходит во время церемонии для Azaka.

Лоа Azaka всегда в курсе того, кто с кем общается, кто с кем флиртует, и у кого какие отношения. И если он вселяется в человека, он сразу выбалтывает все местные сплетни. Подобно Guede, Azaka любит хорошо поесть. Но, в отличие от своего брата, он абсолютно невежлив и жаден, часто убегает, чтобы тайком и быстро съесть пищу.

Djab – креольское слово djab происходит от французского diable – «дьявол», но в контексте гаитянского Вуду этот термин имеет другое значение. Лоа – очень разные; некоторые из них индивидуальны, им служит только один жрец, и они являются личной собственностью этого человека. Такие лоа не входят в службу Вуду, их нет ни в Rada, ни в Petro группе. Другим лоа служат многие жрецы (например, Makaya лоа), они обычно и называются djab. В этом случае более точно перевести это слово можно как «дикий дух». Djab связан с колдовством. Чаще всего Djab вызывается магами Вуду от имени клиента, чтобы совершить некий обряд против врага или делового конкурента этого человека. Человек, вызвавший djab, обязуется оплатить его услуги, обычно это регулярно приносимые жертвы.

Те люди, которые служит djab, защищаются от их возможных агрессивных действий с помощью garde, ритуала колдовского «щита». Во время него в небольшие порезы на коже втираются специально подготовленные высушенные травы. Ритуал garde проводится ежегодно во время зимнего солнцестояния. Шрамы, оставшиеся от этого ритуала, выглядят своеобразным знаком и служат отличительным признаком.

Особенно злые djab призываются для того, чтобы забрать жизненную энергию человека, привести его к смерти. Когда такой дух становится ответственным за смерть человека, гаитяне не говорят «djab убил человека», а говорят «djab съел человека». Имеется в виду, что djab поглотил жизненную силу человека. В Вуду также можно призывать djab, чтобы убить человека, если он убийца, вор, насильник и т. д.

Есть интересный факт: Жрица Марина призвала Erzulie Dantor, часто именуемую как djab, и принесла ей в жертву борова на церемонии Bwa Caiman в 1794 году, когда началась Гаитянская революция. Во время Гаитянской революции djab были очень важны и, как считалось, давали неуязвимость от пуль, которыми стреляли французы. Даже смерть большинства членов экспедиции генерала Ле Слерка из‑за желтой лихорадки была расценена как результат работы djab.

Зомби – миф или реальность?

 

 

...

«Мертвеца окружила тесная группа голых африканцев, которые, повинуясь знакам жреца, низкими гортанными голосами затянули ритуальную песню. Темп ее убыстрялся с каждой секундой, мелькание рук и ног танцующих становилось все стремительнее, пока, наконец, не перешло в душераздирающие вопли. Казалось, от такой какофонии небо вот‑вот расколется и упадет на землю. Но произошло не менее непостижимое: жрец вдруг взмахнул рукой, заставив поющих умолкнуть. Человеческий круг тут же распался, позволив всем остальным жителям племени узреть нечто фантастическое: охотник, которого они так недавно оплакивали, стоял перед ними живой и невредимый!»…

 

Описанное действо – не плод воображения сумасшедшего и не писательская выдумка. Это свидетельство одного из европейских путешественников, посещавших Гаити. У некоторых африканских племен обряд воскрешения из мертвых – явление чуть ли не обыденное. Естественно, оживление трупов – это не только пассы руками и песнопения жреческой команды. Представлению, как правило, предшествует тщательная обработка тела специальными препаратами, известными лишь посвященным. Однако окружающим этого знать не обязательно, для них достаточно внешней стороны ритуала.

Нечто подобное путешественникам приходилось наблюдать и в некоторых индийских племенах. Правда, среди индусов ритуал воскрешения из мертвых (по местному «рланга») – не самоцель, а средство, с помощью которого оказывается помощь душе умершего в ее посмертном состоянии. Оживление, как и у африканцев, происходит при большом скоплении народа, но – в полнейшей тишине. Это – непременное условие церемонии, которое должно неукоснительно соблюдаться. После чудесного воскрешения человек встает, делает с закрытыми глазами несколько механических неуверенных шагов, затем вновь ложится на землю и теперь уже умирает «по‑настоящему». Но не всегда «второе рождение» – благо для умершего.

В начале семидесятых годов прошлого века спецподразделение гаитянской полиции разыскивало в джунглях особо опасного преступника. Во время поисков случайно была обнаружена плантация сахарного тростника, на которой работали до крайности изможденные существа, похожие на людей лишь телосложением. Остекленевший тупой взгляд и неестественные движения этих биороботов вызывали ужас и оцепенение. Один из полицейских обратил внимание на молодого парня, который кого‑то ему смутно напоминал. Вглядевшись пристальнее, он узнал в нем своего брата, умершего и похороненного им лично десять лет назад! По данному факту прокуратурой было возбуждено уголовное дело, но далеко оно не продвинулось: внезапно нагрянувший на тайную плантацию десант никого там уже не нашел…

«Вуду – сложная, многоплановая религия, адепты которой используют мистические ритуалы и поклоняются своим идолам, начиная с божественной змеи Дамбаллы и кончая менее важными божествами, – говорит известный исследователь культов Африки и Центральной Америки профессор Антонио де Боно. – Обращаются к этим божествам приверженцы культа Вуду во всех случаях, прося о выздоровлении или о ниспослании мести своим врагам».

Магия – составная часть этого культа, и не только белая, но и черная. Самая известная церемония Вуду, без сомнения, – «воскрешение »  мертвых. Колдуны культа Вуду, так называемые «бокоры», просят при этом о помощи «барона Самеди» и вызывают душу мертвого словами: «Морту томбу, мийи!», что означает: «Ко мне, мертвец, из могилы!». В этот момент тело покойника должно ожить. Если оно в хорошем физическом состоянии, то вернувшийся к жизни человек может стать настоящим зомби, выполняющим все приказы своих хозяев. Однако чтобы постоянно поддерживать это состояние «жизни‑смерти», тело необходимо кормить.

Но, ни в коем случае ему нельзя давать соленую пищу: если только это произойдет, тогда случится что‑то страшное и зомби жестоко отомстит тем, кто поднял его из могилы. Это самая непонятная сторона культа.

В существовании зомби сейчас уже никто не сомневается. Ученые собрали множество свидетельств о живых биороботах – зомби. Сегодня уже доподлинно известно, что основой для приготовления чудовищного препарата, с помощью которого людей превращают в бессловесных скотов, является яд тетродоксин, извлекаемый из внутренностей рыбы двузуб. В Японии эту рыбу называют «фугу» и готовят с особой тщательностью: по утверждениям японских фармацевтов, блюда из фугу – причина, по крайней мере, ста смертельных случаев отравления в год».

Тетродоксин в сотни раз превышает степень воздействия на организм цианистого калия. Именно поэтому, как свидетельствуют очевидцы, при его приготовлении гаитянские колдуны тщательно затыкают носы ватой, надевают плотные шапки и одежду из толстой мешковины.

У намеченной к превращению в зомби жертвы после принятия внутрь дьявольского зелья сразу же прекращается дыхание, тело синеет, а температура его быстро падает, глаза стекленеют. Но человек не умирает, в нем продолжает теплиться искорка жизни, о которой, правда, знают лишь единицы. После однозначного врачебного диагноза тело хоронят. А через несколько часов, под покровом ночи, вновь извлекают из могилы. Заключительный этап превращения в зомби – вливание в рот парализованной жертвы сильнейшего наркотика, после чего человек «оживает», но полностью и навсегда теряет память, волю и сопротивление. Из могилы встает существо, которое практически лишено мозга и готово выполнить любое, даже самое абсурдное поручение. Те, кто видел зомби, рассказывают о них как о людях, которые «бессмысленно смотрят перед собой мутными, мертвыми глазами». Превращение гаитянскими колдунами людей в биороботов имеет под собой солидное «правовое» обоснование. Экзекуции подвергаются только те, кто «нарушил священные законы Вуду», кто обижал родных и близких, воровал, жульничал, убивал. Местные жители, однако, не очень доверяют суду старейшин, поэтому похоронный ритуал на Гаити включает в себя ряд действий, которые исключают любые попытки похищения мертвеца и насильственного возвращения его к жизни.

И, тем не менее, по некоторым данным, по дорогам небольшого островного государства Гаити бродит сегодня около шести тысяч зомби!..



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.05 с.)