История Древней Руси в письменных источниках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История Древней Руси в письменных источниках



Русская правда» как исторический источник

 

1. Политическая деятельность князя Ярослава Мудрого и его роль в создании «Русской правды»

2. Причины и источники создания законодательного сборника

3. Преступления, суд и наказания на Руси

4. Общественный строй и социальные группы в Древней Руси по данным «Русской правды»

 

Основные понятия: Закон Русский, варяги, колбяги, поклеп, послухи, видаки, резы, суд Божий, татьба, поток, гривна, вира,  купа, куна, ногата, смерд, княжий муж, вирник, гридин, огнищанин, отрок, тиун, холоп, челядь, закуп, рядович, прощеник, изгой.

Вопросы для обсуждения

Приведите основные факты из жизни и политической деятельности Ярослава Мудрого. Каковы результаты его деятельности? Какую роль он сыграл в создании «Русской правды». Гипотезы исследователей о создании и авторах «Русской правды». Кто из русских историков «открыл» данный исторический источник? Законодательные акты – предшественники «Русской правды». Причины появления «Русской правды». Роль потомков Ярослава Мудрого в дальнейшем редактировании «Русской правды».

Источники создания «Русской правды». Какие данные содержит «Русская правда» о преступлениях, судопроизводстве и наказаниях в Древней Руси? Какие из преступлений считались наиболее тяжкими? Что говорит «Русская правда» о социальных группах и общественном строе Древней Руси. Это был рабовладельческий или феодальный строй? Раскройте значение «Русской правды» для изучения истории Древней Руси.    

Источники

Российское законодательство X – XX вв.: в 9 т. Т. 1: Законодательство Древней Руси / отв. ред. В. Л. Янин. М.: Юридическая литература, 1984. 430 с.

Тихомиров, М.Н. Пособие для изучения Русской Правды / М.Н. Тихомиров. М.: Изд-во Московского университета, 1953. 192 с. 

Режим доступа: hist.msu.ru/ER/Etext/RP/

Литература

Алексеев, С.В. Ярослав Мудрый. Самовластец Киевской Руси / С.В. Алексеев. М.: Вече, 2006. 304 с.

Зимин, А.А. Правда русская / А.А. Зимин. М.: Древлехранилище, 1999. 424 с.

Свердлов, М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси / М.Б. Свердлов. М.: Наука, 1983. 238 с.

Карпов, А.Ю. Ярослав Мудрый / А.Ю. Карпов. М.: Молодая гвардия, 2010. 581 с.

Свердлов, М.Б. От Закона Русского к Русской Правде / М.Б. Свердлов. М.: Юридическая литература, 1988. 176 с.

Как исторический источник

 

1. Святые на Руси: канонизация и типизация. Особенности агиографической литературы  

2. Жития о Борисе и Глебе: образы первых русских святых

3. Князь Александр Невский в житийной литературе.  Дискуссии историков о политической деятельности  Александра Невского.

4. Церковная биография Сергия Радонежского: правда и вымысел.

Основные понятия: агиография, книжник, апостол, апокриф, страстотерпцы, черноризцы, Ливонский Орден, Тевтонский Орден, корзно

 

Вопросы для обсуждения

Святые Древней Руси и их канонизация. Типы русских святых. Причины создания житий святых. Особенности житий как исторического источника. Авторы житийной литературы.

Князья Борис и Глеб – первые русские святые. Почему они были канонизированы? «Сказание о Борисе и Глебе» неизвестного автора и «Чтение о житии и о погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора как агиографические источники. Спорные вопросы, связанные с историей гибели князей и их канонизацией. 

Житийный образ Александра Невского: правда и вымысел. Политическая и военная деятельность князя. Споры историков об Александре Невском как деятеле Средневековой Руси. Память об Александре Невском в России.

Сергий Радонежский в древнерусской истории. Реалии и легенды в житии Сергия Радонежского. Роль Сергия Радонежского в развитии монастырской системы в Северо-Восточной Руси XIV века. Трактовки и оценки историков деятельности Сергия Радонежского.

Источники

«Житие Александра Невского»

Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4962

Житие преподобного Сергия Радонежского / сост. М.А. Письменный. М.: РИПОЛ классик, 2003. 160 с.

Житие святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Екатеринбург: Изд-во Ново-Тихвинского женского монастыря, 2007. 63 с. 

«Житие Сергия Радонежского»

Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4989

Русские святые: 1000 лет русской святости. Жития. М.: Азбука, 2000. 813 с.

Святой Александр Невский – защитник земли русской. Сб. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2001. 555 с.

«Сказание о Борисе и Глебе»

Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4871

Литература

Алексеев, С.В. Александр Невский: жизнь, ставшая житием / С.В. Алексеев // Родина. 2013. № 8. С. 2 – 5. Бегунов, Ю.К. Александр Невский: жизнь и деяния святого и благоверного великого князя / Ю.К. Бегунов. М.: Молодая гвардия, 2003. 259 с.

Борисов, Н.С. Сергий Радонежский / Н.С. Борисов. М.: Молодая гвардия, 2001. 296 с.

Горский, А.А. «Всего еси исполнена земля русская…». Личности и ментальность русского средневековья. Очерки. / А.А. Горский. М.: Языки славянской культуры, 2001. 175 с.

Данилевский, И.Н. Александр Невский: парадоксы исторической памяти / И.Н. Данилевский // «Цепь времен»: проблемы исторического сознания. М.: ИВИ РАН, 2005. С. 119 – 132.  

Данилевский, И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.): Курс лекций / И.Н. Данилевский. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 181 – 228.

Егоров, В.Л. Александр Невский и Чингизиды / В.Л. Егоров // Отечественная история. 1997. № 2. С. 48 – 58.

Кирпичников, А.Н. Ледовое побоище 1242 года. Новое осмысление / А.Н. Кирпичников // Вопросы истории. 1994. № 5. С.162 – 166.

Ключевский, В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник / В.О. Ключевский. М.: Астрель, АСТ, 2003. 396 с.

Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы / под ред. Ю.К. Бегунова, А.Н. Кирпичникова. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1995. 214 с

Опрышко, Н.А. Православные святые: почитание и прославление / Н.А. Опрышко. М.: ОЛМА-Пресс, 2002. 302 с.

Кучкин, В.А. Александр Невский. Государственный деятель и полководец средневековой Руси / В.А. Кучкин  // Отечественная история. 1996. № 5. С. 18 – 33.   

Лурье, Я.С. К изучению летописной традиции об Александре Невском / Я.С. Лурье  // Труды Отдела древнерусской литературы.  Т. 50.  СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1996. С. 387 – 399.

Лурье, Я.С. Ордынское иго и Александр Невский: источники и историография ХХ века / Я.С. Лурье // Россия древняя и Россия новая: Избранное. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1999. С. 100 – 130.

Соловьев, К.А. Культ Бориса и Глеба во властных отношениях Древней Руси / К.А. Соловьев. М.: Компания Спутник Плюс, 2007. 168 с.

Ужанков, А.Н. Святые страстотерпцы Брис и Глеб: к истории канонизации и написания житий. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/arhiv/5199.htm

Успенский, Б.А. Борис и Глеб: Восприятие истории Древней Руси / Б.А. Успенский. М.: Языки русской культуры, 2000. 124 с.

Шенк, Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти: Святой, правитель, национальный герой (1263 – 2000) / Ф.Б. Шенк. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 592 с.

Энциклопедия православной святости: в 2 т. /сост. А.И. Рогов, А.Г. Парменов.  Т. 1. М.: Лик пресс, 1997. 398 с.; Т.2. 398 с.

 

 

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ

 

Планы семинарских занятий

для студентов исторических специальностей

Челябинск

2015

ББК Т3(2)41.я7

В676

История Древней Руси в письменных источниках:

Планы семинарских занятий для студентов очного обучения

исторических специальностей / составитель Е.В. Волков.

Челябинск: ЮУрГУ, 2015. 26 с.

 

Планы семинарских занятий являются руководством для подготовки

студентов к практическим занятиям.

 

 

ББК Т3(2)41.я7

 

 © Е.В. Волков

 

Уважаемый студент!

 

Изучение истории Древней Руси является неотъемлемой частью исторического образования в нашей стране. Знание начального периода отечественной истории является очень важным и актуальным для понимания дальнейшего пути, этапов и особенностей исторического развития России.  

Освоение исторической специальности в высшем учебном заведении немыслимо без самостоятельной и практической работы студентов. Семинары – это занятия, на которых знания студентов, полученные на лекциях и в результате самостоятельной работы, во-первых, закрепляются, во-вторых, расширяются, в-третьих, углубляются, продвигая мысль студентов от одного уровня познания к другому, более высокому. Семинары призваны помочь студентам овладеть терминологией (понятиями), научиться работать с текстами исторических источников, применить теорию к анализу явлений прошлого, приобрести навыки самостоятельного мышления и устных выступлений. Качество семинара во многом зависит от готовности к нему студентов. 

Подготовку к семинару рекомендуется начинать с внимательного ознакомления плана занятия, выяснения содержания основных предлагаемых понятий, прочтения вопросов для обсуждения и составления примерного плана ответов на них. Необходимо также ознакомиться со списком рекомендованных источников и литературы. Только после этого есть смысл переходить к чтению и конспектированию текстов источников, научной литературы, работе с интернет-ресурсами.

Конспекты – это краткие, сжатые записи основных текстов источников, глав научных книг (монографий) или статей. Прочитав тексты исторических источников и научной литературы, сделайте выписки, которые, на Ваш взгляд, являются наиболее важными и помогут дать ответы на поставленные вопросы. Ваш конспект должен помочь Вам в выступлении на семинаре. Следовательно, Ваши записи должны быть сделаны так, чтобы они как можно полнее освещали тот или иной вопрос, вынесенный для обсуждения на практическом занятии.

Перед семинаром необходимо продумать план и содержание своего выступления на занятии, а также возможный вывод. Ваше выступление будет полнее, интереснее, если Вы используете краеведческий материал, сопоставите рассматриваемые вопросы с событиями и тенденциями наших дней. Формы Вашей работы на семинаре могут быть разнообразными: сообщение по обсуждаемому вопросу, дополнение или уточнение к выступлениям других студентов, участие в дискуссии, выступление с самостоятельным докладом по отдельному вопросу семинара.

В начале занятия преподаватель предлагает вопрос к обсуждению и приглашает студентов выступать (в случае отсутствия желающих, вызываются любые студенты). Начиная сообщение (доклад), старайтесь говорить логично, аргументированно, со ссылками на данные источников и научной литературы. Не следует во время выступления читать готовый текст книги, статьи, конспекта. Важно учиться говорить литературным и научным языком, используя понятия и знания в области гуманитарных дисциплин (философия, литература, история, культурология и др.). В заключение своего выступления постарайтесь сделать выводы или поставить вопросы, которые, по Вашему мнению, не нашли должного отражения в научной литературе по данной тематике. Не стесняйтесь отстаивать свои взгляды по обсуждаемому вопросу, даже если Вы остаетесь в одиночестве. Спорные вопросы в науке голосованием не решают.

В конце семинара, когда преподаватель подводит итоги обсуждения вопросов и делает выводы, обобщения, следует записать их в свой конспект. Эти записи помогут Вам при подготовке к зачету или экзамену.

Желаем успехов в учебе!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.122 (0.016 с.)