Культуроведческой компетенции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культуроведческой компетенции



Раздел 13. Язык и культура

Содержание программы (на примере одного класса, что изучается в этом классе, какие понятия, какие виды деятельности формируются)

Класс:

Язык, речь, общение

Повторение изученного в 5 классе

Текст

Лексика. Культура речи

Фразеология. Культура речи

Словообразование. Орфография. Культура речи

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

 

Количество часов (распределение по разделам)
№ темы Наименование темы Кол - во часов
1 Введение.  Язык и общение 3 ч
2 Глава I. Повторение изученного в I – IV классах  26 ч 
3 Глава II. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 27 ч
4 Глава III. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. 18 ч
5 Глава IV. Лексика. Культура речи.   18 ч
6 Глава V. Морфемика. Орфография. Культура речи.   23 ч.
7 Глава VI. Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное Имя прилагательное - Глагол     49ч. 18 ч 12 ч 19 ч
8 Глава VII. Систематизация знаний и повторение изученного. 6
   Итог 210

 

     

 

Задание №2

 

Анализ технологической карты

Тема урока: Буквы з и с на конце приставок

Тип урока: изучение нового материала

Задачи:

· углубить знания о  приставке как словообразующей морфеме;

· познакомить с  правилом написания приставок на -з, -с;

· учить опознавать слова с  орфограммой;

· учить выбирать буквы в  приставках в  зависимости от условий;

· развивать умение самоконтроля в  процессе графического комментирования орфограммы.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

· знать правило написания букв з и сна конце приставок;

· знать о  единообразном написании приставки с-;

· знать словарные слова, представленные в  теме;

· правильно писать слова с  изученной орфограммой;

· графически обозначать условия выбора правильных написаний;

· правильно писать слова с  непроверяемыми буквами.

 

Метапредметные:

регулятивные:

• прогнозировать, планировать и контролировать учебную деятельность;

• осуществлять взаимопроверку;

познавательные:

• анализировать языковые явления, классифицировать и  делать выводы, строить рассуждение по образцу;

• структурировать учебный материал и  знания по предмету;

коммуникативные:

• продуктивно сотрудничать со сверстниками и  с  учителем, в том числе через речевое взаимодействие.

Личностные:

• ставить перед собой цели;

• стремиться к  личностному самоопределению.

 

Средства обучения: учебник, ч. 2, с. 29—32.

Этапы урока:

I.Актуализация необходимых знаний

II.Мотивация познавательной деятельности

III.Организация познавательной деятельности

IV.Подведение итогов

V.Самоанализ

Содержание деятельности учителя:

На первом этапе урока учитель предлагает детям определить этап изучения темы и вспомнить то, что было пройдено на предыдущих уроках. 

На втором этапе учитель дает учащимся задание, аналогичное с домашним. Исходя из этого задания, класс может установить тему урока.

На третьем этапе учитель обращает внимание на правило написания з и св приставках, предлагая детям определить условия, от которых зависит выбор букв. Также на данном этапе учитель большее внимание уделяет выполнению упражнений по данной теме: организует первичное закрепление учебного материала (упр. 437) с  устным рассуждением и  письменным комментарием условий выбора букв в приставке в трёх словах на выбор; обращает внимание на сложные случаи написания приставок, опираясь на подбор слов из упр. 438 (в словах бесшумный, бесчисленный и  др., где на стыке приставки и  корня слышатся другие звуки); организует выполнение упр. 440 на классификацию слов с  орфограммой по вариантам,  взаимопроверку работ в  парах; организует самостоятельное выполнение упр. 441. Консультирует в  процессе выполнения; помогает подобрать трудные в орфографическом плане слова из упр. 445 (правописание удвоенных согласных). На третьем этапе учитель обращается и к учебнику, то есть он помогает проанализировать материал, который дан в учебнике и классифицировать упражнения по степени сложности, выбрать упражнения, обязательные для выполнения в  классе и  дома, для дополнительной тренировки и  диагностики. Этот этап широкого плана, здесь можно увидеть: теоретическая часть урока (правило написания з и св приставках), практическая часть урока (выполнение упражнений).

На четвертом этапе учитель диагностирует умение учащихся осознанно выбирать орфограммы и предлагает выполнить упр. 442. После проделанной работы учитель подводит итоги урока и задает домашнее задание (упр.443).

На пятом этапе учитель предлагает учащимся оценить свои результаты деятельности с помощью таблицы.

Содержание деятельности учащихся:

На первом этапе урока учащиеся должны определить, на каком этапе изучения темы находятся, и вспомнить пройденный материал.

На втором этапе учащиеся могут сформулировать тему урока после выполнения упражнения, которое им предложил учитель.

На третьем этапе учащиеся исследуют учебную ситуацию, выдвигают гипотезы и  пробуют проверить их на практике. Также на данном этапе учащиеся читают правила и делают выводы по проделанной работе. Учащиесясовместно с учителем планируют учебную деятельность, осознанно выбирая индивидуальный материал для закрепления правила правописания и выполняют упражнения, которые включают в себя устные ответы с элементами рассуждения и письменные ответы. На данном этапе учащиеся обращаются к пройденному материалу: фонетический разбор слова.

На четвертом этапе учащиеся выполняют диагностическую работу. Подбирают слова из предметной области «Технология», а также самостоятельно оценивают свою работу на уроке и выявляют степень готовности к  выполнению упражнения.

На пятом этапе учащиеся оценивают свои результаты деятельности с помощью таблицы.

Вывод:

На данном уроке учитель предлагает учащимся выполнить около 5 упражнений, некоторые из них требуют устного ответа. Итог урока проводится диагностированием умений учащихся осознанно выбирать орфограммы и предлагает выполнить упр. 442. После проделанной работы учитель подводит итоги урока и задает домашнее задание (упр.443). Задавание на дом прежде всего состоит из инструктирования по выполнению домашнего задания. Домашнее задание не дифференцированно, состоит только из одного упражнения. Этап рефлексии или самоанализ представляет собой таблицу, состоящую из трех колонок: «Достижения», «Сложности», «Предложения».

Также учитель в процессе урока включает словарную работу. Обращает внимание на большое количество слов на полях, предлагает объяснить в  первую очередь написание слов в  трудных случаях. Привлечение дополнительных материалов: рабочая тетрадь № 2, упр. 205 (§  82); электронное приложение к  учебнику (тема «Правописание гласных и  согласных в  приставках.Буквы з и  с в  приставках»). Учитель на этапе подведения итогов включает дополнительное творческое задание: сделать тематическую подборку слов из упражнений учебника.

Я считаю, что урок интересный, учитель смог выполнить поставленные задачи. Урок разнообразный, включает в себя упражнения разного типа заданий (упражнения, требующие устного ответа и упражнения, требующие письменного ответа). Также учитель обращает внимание на словарную работу и на сложные написания слов. Я не могу согласиться с задаванием на дом. На данном уроке учитель задает лишь одно упражнение, как мне кажется, лучше, чтобы домашнее задание было дифференцированным. 

Задание №3

Аннотации

Ларионова Л.Г. Вопросы методики преподавания орфографии на страницах журнала «Русский язык в школе» (1979–2019) // Русский язык в школе. Том 81, № 1 (2020): 36-44. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-1-36-44

В статье рассматриваются вопросы методики преподавания орфографии на страницах журнала «Русский язык в школе» в период с 1979 по 2019 г. Это: теоретические (лингвистические, дидактические, психологические, психолингвистические) основы обучения орфографии в средней общеобразовательной школе; приемы и способы объяснения орфографических правил; обзорная характеристика различных методических систем поэтапного изучения сложных правил орфографии; виды развивающих упражнений по орфографии; описание уроков изучения орфографических тем, их повторения и систематизации изученного на разных этапах обучения с V по XI класс в соответствии с меняющимися требованиями в разных вариантах федеральных государственных образовательных стандартов, соответственно – в разных учебниках и учебно-методических комплексах по русскому (родному) языку. В статье уделено внимание аспекту орфографической подготовки учащихся к обязательным письменным экзаменам по русскому (родному) языку в IX и XI классах, включая итоговое сочинение в XI классе. Кроме того, в статье представлен общий обзор рецензий на изданные учеными-методистами учебные пособия, сборники упражнений по орфографии (для учителей и учащихся). Результаты проведенного исследования основываются на методах теоретического анализа научных знаний (проблемном, сравнительно-сопоставительном, аспектном, обзорном); на обобщении практического опыта работы школьных учителей. Делаются выводы о значимости опубликованных статей (в указанный период) для современных читателей.

Соловьева С.А. Бессоюзное предложение: проблемы изучения в школьной грамматике // Русский язык в школе. Том 79, № 7 (2018):12-17. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-7-12-17

В статье рассматриваются проблемы изучения бессоюзного сложного предложения в школьном курсе синтаксиса русского языка, которое ориентировано в основном на усвоение правил постановки тех или иных знаков препинания. Такой подход к бессоюзию не оправдан, так как лишает учащихся возможности разобраться в формально-грамматической структуре этих конструкций, богатстве их смысловых отношений. Цель статьи – показать, что особенности семантики бессоюзного сложного предложения определяются комплексом лексико-грамматических средств. Методический принцип комплексного подхода к анализу структурно-семантической организации бессоюзного сложного предложения, его интонационному и пунктуационному оформлению является наиболее эффективным и должен применяться в школьной практике.

Скрябина. О. А. Методы и приемы систематизации умений учащихся при изучении темы «Обособленные члены предложения: определение, приложение» // Русский язык в школе. Том 81, № 5 (2020): С. 7–14. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-0-1

Цель статьи – анализ теоретических основ систематизации пунктуационных умений учащихся и актуализация методических условий для оптимизации данного процесса. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: аналитический обзор данных современной лингвистики, психолингвистики, дидактики, методики и обобщение многолетнего практического опыта автора статьи. В процессе анализа теоретических источников и практического опыта делается вывод о необходимости реализации в обучении активной познавательной (когнитивной) деятельности, в основе которой лежат механизмы выбора и контроля. Систематизация пунктуационных умений учащихся организуется на основе приемов проблемного обучения, активной познавательной деятельности учащихся при доминировании индуктивного метода, реализуемого в приемах беседы, языковой наглядности, дифференциации, сопоставления, анализа состава предложений и таблиц. Делаются выводы о значимости систематизации знаний и умений для развития мышления учащихся.

Задание №4

Парная работа

№1

«Причастный оборот» (7 класс)

Задание №1

Учитель раздает карточки разными предложениями, дети должны определить причастный оборот или его отсутствие:

Карточка №1

1. Отдельные камни(1) лежащие в скверах и парках (2) и едва проступающие на газонах (3) украшают городские виды.

Карточка №2

2.Ковёр из листьев(1)сшитый(2) из множества жёлтых и бледно-коричневых лоскутков(3) расстелен по земле.

Карточка №3

3.Дешёвые фарфоровые безделушки на полочках и старинные литографии(1) симметрично развешенные по стенам(2)рассказывали (3) о новом увлечении хозяина дома.

Карточка №4

4. Роса (1) выпадающая вечером(2)бывает очень обильной.

Каточка №5

5.Это была (1) недавно расчищенная и неосвещённая(2) поляна (3) и на ней стоял новый дом.

Карточка №6

6.Он заставлял меня смотреть и на море(1)сизой тучей лежавшее внизу(2) и на последний жёлтый цветок(3) выросший на каменистой дороге(4) и на далёкий водопад(5) казавшийся издали прядью(6)брошенных на отвесные скалы нитей.

Карточка №7

7.Под коркой льда(1) ставшей прозрачной под лучами весеннего солнца (2) журчит(3) пробивающий дорогу к косогору(4)ручей.

Карточка №8

8.Они остановились на краю(1) заполненного серым туманом(2) гигантского провала. Где-то вдали мерещился другой берег(3) напоминающий прильнувшие к земле тяжёлые облака.

Карточка №9

9.Старый пароход напоминал(1) начищенный кирпичом до яркого блеска(2)дымящийся самовар(4) болтающийся на невысоких волнах мелкого моря.

Карточка №10

10.Мы видим деревенского кота, который украл рыбу(1)называемую плотицей(2(и пойманную соседским мальчишкой(3) и уносит её в зубах.

Карточка №11

11.Мы выбрались на поляну(1) сплошь покрытую пнями(2)поросшими мохом (3) и ковром (4) пестревших цветов.

Карточка №12

12. Ели (1) засыпанные (2) снегом (3) окаймляли поляну.

Учитель предлагает детям обменяться карточками и устроить взаимопроверку.

Парная работа

№2

«Главные и второстепенные предложения» (5-6 классы)

Задание №1

-Прочитайте вслух свои тексты

Задание №2

- Отметьте сначала главные члены предложения.

Задание №3

- Отметьте второстепенные предложения

Карточка №1

Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко.

Стебельки сбрасывают с себя цепкие старые листья.

Наш лагерь посетил известный спортсмен.

Карточка №2

Усталый конь быстрее скачет к цели.

Длинные сережки ольхи покачиваются от ветра.

Молодые петухи из-за хлебной крошки подрались немножко.

Карточка №3

Дом стоял поблизости от железнодорожной станции.

Под толстым рыхлым снегом медведи спокойно спят всю зиму.

Моряки по звездной книге находят дорогу в необъятном море.

Карточка №4

В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются мохнатые медвежата.

В чистом небе летают ласточки и предвещают хорошую погоду.

Мы весело идем по узкой дорожке.

Карточка №5

В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. В болоте квакают неугомонные лягушки. На солнце сверкают капли росы.

Карточка №6

Неожиданно начался сильный дождь. Деревья оделись в праздничный наряд. Часто дует холодный ветер.

Карточка №7

Осенью за садом ребята нашли журавля. Солнце светит прямо в окно. Весной в зоопарке появились новые жители.

Карточка №8

Шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы. Весна в окно стучится и гонит со двора. Ночью ветер злится да стучит в окно.

Карточка №9

В октябре за туманами где-то затерялось недавнее лето. В самый разгар игры меня зачем-то позвали домой. Густо и ярко синело небо, сверкало радостное солнце.

Карточка №10

Я сидел в шалаше на берегу озера. Я жил на берегу моря и ловил рыбу. Скоро подъехали гости, и наша собака громко залаяла.

Карточка №11

Люди шли по улице и не замечали сильного ветра. Мы перебрались через лесной овраг и вышли в светлый лесок. Целое лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики.

Карточка №12

Напился вкусной холодной воды из-под крана. Не всегда удаётся успеть на последний трамвай. Я иногда стараюсь писать красивым почерком.

Учитель предлагает детям обменяться карточками и устроить взаимопроверку.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.054 с.)