Карманный советник Нелли Власовой – 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карманный советник Нелли Власовой –



Нелли Макаровна Власова

Правила и табу менеджера

 

Карманный советник Нелли Власовой –

 

Введение

 

Карманный советник потому и называется карманным, что он маленький, но включает в себя тома литературы по данным проблемам менеджеров. Поэтому будем краткими. Далее мы даем рекомендации по грамотным действиям менеджера. Это своеобразный наставник, который не учит, не объясняет, почему так нужно, а просто напоминает. Это не учебник, а скорее свод истин и принципов, следование которым повышает эффективность управленца. Объекты управления менеджера слишком сложны, многофакторны и многогранны, чтобы обычный человек смог учесть все это многообразие. Вот поэтому мы и создали для него подсказки – получился свод правил, принципов и табу.

Эдвардс Деминг (автор системы качества) сказал: «Выживание совсем не обязательно». Это ваш выбор. Можно медленно ползти к смерти, конституция страны этого не запрещает. Можно довольствоваться средним уровнем. Тоже к суду не привлекут. Но можно и мечтать взобраться на гору успеха. У каждого свои цели. А кто воспользуется нашими советами, мы не знаем. Просто мы делаем то, что считаем полезным менеджерам всех уровней, включая самые высшие.

Книга из одних рекомендаций – все равно что телефонный справочник. Читать скучно. Менеджер управляет самыми сложными объектами этого мира: задачами, проблемами, энергией людей, их поведением, группами, системами, структурами и процессами. Чтобы автомобиль поехал, в него надо залить бензин. Но чтобы включить сотрудника в какие-то действия, ему надо раскрыть смысл, зачем, почему и для чего он так должен делать.

Представим эти советы как плоды дерева, например яблони. Итак, советы – это яблоки, которые вы будете есть. Но чтобы они были вкусными и полезными, они должны быть понятными и обоснованными. Можно обосновать их теориями менеджмента, что и делается во всех больших книгах. Пусть ствол нашего дерева будет метафорой теории менеджмента. Но у ствола есть корни, у дерева есть свои ДНК или генетический код.

 

Теории в этой книге нет, есть только тот «генетический код» человеческого и организационного поведения – основание для научного объяснения всех советов и рекомендаций по выполнению менеджерами своих управленческих функций.

 

В основу всех советов и рекомендаций по грамотному выполнению перечисленных функций положено знание о человеческих потребностях и ожиданиях. Еще Дейл Карнеги говорил, что на свете есть один-единственный способ заставить человека что-либо сделать: сделать так, чтобы он сам этого захотел.

Часто в шутку люди говорят: «Продажи были бы лучшей из профессий, если бы не было клиентов». Можно так же сказать и о профессии менеджера. Она была бы лучшей, если бы люди не сопротивлялись. Самое главное ограничение в деятельности менеджера – это преодоление скрытого или явного сопротивления сотрудников. Если бы вы вдруг, как в волшебной сказке, научились гасить, снимать, растворять чужое сопротивление, вы попали бы в Книгу рекордов Гиннесса как самый выдающийся менеджер всех времен и народов, как менеджер – маг и волшебник.

И в то же время вроде бы раскрыт главный секрет. Он заключается в том, что стоит привязать любое свое задание сотрудникам к их потребностям, как они захотят его выполнять.

Давайте рассматривать свою менеджерскую деятельность как деятельность мага и волшебника, который управляет энергией желания своих подчиненных, чтобы заставить и делать то, что хотите вы. Вы, наверное, в сказки не верите, поэтому мы с вами просто встанем на этот путь. Трансформацию в мага не обещаем, но повышение эффективности деятельности в разы гарантировано.

 

Шесть функций менеджера

 

Менеджер – это управленец. Но управлять можно по-разному – и как командир, и как лидер. Каждая эпоха требует адекватного стиля управления. Современная эпоха – эпоха лидеров.

 

Мудрые мысли

Командир управляет структурами и процессами, лидер управляет людьми.

 

У любой проблемы, которой занимается менеджер, есть два аспекта: сущностный и ценностный.

Сущностный (левополушарный) включает в себя все условия (кто, где, как, когда) для конкретной ситуации, которую хотелось бы изменить.

Ценностный (правополушарный) аспект охватывает ценности, желания, стремления, нужды, которые вызывают к ней интерес.

Как мозг работает целостно, так и решение проблем нельзя разделять на отдельные сущности. Без ценностного аспекта проблему не решить, хотя большинство руководителей упрямо пытаются это проделывать в своей ежедневной практике управления. Ценностный аспект решения всех проблем организации – это и есть управление корпоративной культурой этой организации. Корпоративную культуру можно сравнить с рядом жизненных объектов и явлений.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДОБНА ЧЕЛОВЕКУ. В ней также есть органы (подразделения со своими функциями), есть процессы (это бизнес-процессы) и есть вены и артерии, по которым протекают продукты труда всех исполнителей. Такова система взаимосвязей. В этих артериях, венах и капиллярах течет человеческая энергия. Представим на минуту, что эта энергия поражена тяжелым недугом бездуховности. Болезнь протекает вяло, как при гриппе. Сосуды затромбованы и зашлакованы. Все органы есть в наличии, бизнес-процессы четко прописаны, оргструктура определена. Но при «грязной» атмосфере отношений, недоверии, отсутствии ответственности организм будет больным или вялым.

В сущностном плане в организации все правильно, но в ценностном она может быть неполноценной. Ценности фирмы отражаются на ее корпоративной культуре.

 

КУЛЬТУРА ФИРМЫ – это нравственный климат, в котором живут ее работники. Климат воспринимается не столько глазами, сколько через ощущения. Нравственный климат – точно так же. Культура, как ткань, состоит из нитей подлинной преданности сотрудников корпоративным ценностям. Это озон, в атмосфере которого всем дышится легко и радостно. Человек живет в культуре, как рыба в воде. Только сменив культурную среду, мы начинаем осознавать различия в культурных ценностях. Культура связана с ценностями, верой и смыслами.

Культура имеет своих носителей. Перед лицом неопределенности и неоднозначности люди создают символы, чтобы разобраться в путанице, увеличить предсказуемость событий, найти направление и приобрести опору для надежды и веры. Многие события и процессы порождают культурную ткань, сотканную из мифов, героев, ритуалов и историй. Культура – это связующее звено, скрепляющее организацию и объединяющее людей вокруг общих ценностей и убеждений.

Корпоративная культура – это иммунная система организации, определяющая уровень ее успеха и организационного здоровья.

Чем дальше мы отстоим от неандертальцев, тем дальше уходим от материального мира в духовный. Историк Арнольд Тойнби построил шкалу моральных ценностей и образа жизни и вывел закон прогрессивного упрощения, который гласит: «Сила жизнестойкости человечества зависит от способности переносить все возрастающее количество энергии и внимания с материальной стороны жизни на ее образовательную и психологическую, культурную, эстетическую и духовную стороны». Если сказать проще, то чем больше мы зациклены на материальном, тем ближе мы к милым животным. А чем ближе к духовным ценностям, тем больше в нас от гомо сапиенс.

Здоровье фирмы не в норме ее прибыли, а в ее корпоративной культуре. Здоровье человека определяется не температурой его тела или давлением, а состоянием иммунной системы. Можно стремиться к высокой прибыли, но без устойчивости на рынке вы будете похожи на бабочку-однодневку. Душа, как и иммунная система, поддерживает здоровое тело. Культурист с накачанным красивым телом без души – дегенерат, и только. Прекрасное «тело» организации без души – мертвая или механистическая структура. Если по организационным венам и артериям не течет энергия красивых человеческих эмоций, пропитанных высшими ценностями, такая организация подходит лишь для роботов. В современном конкурентном мире устойчивость важнее, чем прибыльность. Устойчивыми могут быть только «живые» организации, а не «мертвые», механистические.

 

Душа организации – это система ценностей, которые ее сотрудники разделяют и воплощают в своем поведении

 

Когда компании продавали товар или услуги, можно было выжить и при красиво построенной организационной системе (оргструктуре, бизнес-процессах, финансовых схемах оплаты и налогообложения, логистике, грамотной стратегии). Когда сейчас компания продает бренд и доверие к себе, выживут только те, кто создает «человеческий рай» внутри своей фирмы. Ибо только сотрудники, живущие в раю доверия, уважения к себе, веры в себя, в атмосфере высокого жизненного тонуса, способны источать эти чувства, которыми заражаются клиенты. А это и составляет сущность бренда этой компании.

Без командного духа, сплоченности, коллективной ответственности, инициативы, взаимной поддержки, стойкости, мужества, терпимости к людям, приверженности идеалам невозможны ни полеты в космос, ни восхождения на Гималаи, ни победы в бизнесе. И все это «альпинистское снаряжение для успеха» создает корпоративная культура.

 

Ценность святых заповедей, полученных от Бога, человечество только сейчас связало с проблемой выживания.

 

Прогресс зашел так далеко, что забыл об истинной природе человека. А когда с людьми обращаются как с винтиками или роботами, то они и ведут себя как роботы, да притом еще и как несовершенные роботы. Что посеешь, то и пожнешь. В психологии это называется законом самоисполняющегося пророчества.

Действия руководителей и даже собственников компаний, которые выглядят скорее как завуалированная и тонкая диверсия против своей же фирмы, объясняются, конечно, не желанием самоубийства, а благими намерениями, которыми, как известно, вымощена дорога в ад. И все это из-за тотальной неграмотности в области человеческой психики.

Без ценностных ориентиров человечество деградирует, а бизнес живет по волчьим законам. Потребовалось несколько тысяч лет после вручения людям десяти заповедей, чтобы человечество прозрело и оценило их не как красивое приложение к жизни, а как основные рычаги успешной работы и жизни. Корпоративная культура – это корпоративная Библия и религия, это ее священные заповеди.

 

Произошли сдвиги в понимании скрытых законов бизнеса. Сила фирмы в ее нравственности, заботе и преданности потребителям.

 

При этом данные ценности воспринимаются как высшее жизненное призвание фирмы. В успешном бизнесе сильнее не тот, кто умнее и хитрее (хотя современный бизнес и опровергает это), а тот, кто является лучшим духовным наставником своих команд. Ближайшее время докажет правдивость этого утверждения. Все устойчивые фирмы демонстрируют именно это. Все компании, где это кредо не является главенствующим, при всех своих прибылях являются колоссом на глиняных ногах. Их везение пока в том, что мало фирм разделяют эти убеждения. И все они, несмотря на многочисленность, кандидаты в смертники, если только не очнутся.

Возможность системы определяется ее самым слабым местом. Хотите предупредить слом системы, найдите ее наиболее проблемное звено и воздействуйте на него. Самые слабые места вытягивают энергию из системы, ослабляя ее. Найдя слабое звено, можно, без затрачивания гигантских усилий, развернуть всю систему куда более легким способом в сторону успеха. Слабыми звеньями в решении основной задачи по увеличению прибыли являются совсем не те места, которым большинство руководителей уделяют львиную долю своего времени, внимание, энергию и деньги. Часто они просто не видят истинного слабого звена – корпоративной культуры.

 

Мудрые мысли

Дух и вера – такие же мотиваторы, как и деньги, но только сильнее.

 

Однако нельзя увеличить собственный рост, просто думая об этом. Пространно рассуждая о значимости корпоративной культуры, нельзя ее изменить, не инвестируя в нее ум, талант, терпение и время.

Духовные лидеры помогают людям найти смысл своей жизни и веру. Они помогают людям ответить на следующие вопросы.

ɤ Кто я как отдельная личность?

ɤ Кто мы как фирма, команда и народ?

ɤ В чем наша миссия?

ɤ В чем цель моей жизни?

ɤ Каким моральным принципам мы следуем?

ɤ Какое наследство мы оставим своим детям?

Если в организации никто не занимается подобным воспитанием, то люди вправе требовать высокую моральную компенсацию за работу в условиях высокотоксичной атмосферы бездуховности и эгоизма.

 

То, что ценно и значимо, должно измеряться. Без измерения истинная ценность останется загадкой. Как измерить доверие, любовь, преданность, страсть? Измерить можно даже то, что до сих пор считалось неизмеряемым. Кто-то сказал, что разница между профессионалом и сумасшедшим в том, что профессионал делает максимально хорошо то, что наметил сделать. А сумасшедший делает чрезвычайно хорошо то, что не может не делать. Наступила эра сумасшедших лидеров.

Чего хотят люди?

Физического и эстетического комфорта, безопасности, удобства.

О – ОПТИМИЗАЦИОННАЯ ИДЕЯ

По результатам осмотра должна родиться какая-то идея, направленная на оптимизацию или улучшение сложившегося положения.

Оптимизационные идеи СУПС:

√ Сокращать.

√ Упрощать.

√ Перекладывать.

√ Совмещать.

П – ПЛАНИРОВАНИЕ

Родившуюся идею необходимо превратить в план или программу дальнейших действий.

Планирование дает ответ на 10 вопросов.

Кто? Что? Где? Когда? Зачем? Сколько (количество предметов)? Как? Какого качества? Сколько времени? Сколько денег?

Р – РЕАЛИЗАЦИЯ

План нужно реализовать, то есть совершить намеченные действия.

Виды действий:

♦ уборка и контроль (проверять и убирать свое рабочее место и оборудование);

♦ порядок (рассортировывать нужное и ненужное и избавляться от ненужного);

♦ организованность (раскладывать необходимые предметы для немедленного использования при необходимости);

♦ воспитание (дисциплинировать себя с целью выполнения предыдущих правил).

 

 

Формулы корпоративной этики

 

1. Хорошие манеры иногда означают просто умение переносить плохие манеры другого человека.

2. Сердце нужно беречь, и не только свое.

3. Торжество разума заключается в том, чтобы уживаться с людьми, не имеющими его.

4. К чему доказывать мошкам, что они мошки?

5. Три поучения равны оскорблению.

6. Можно и сердиться, но не стоит искать реванша.

7. Кто щадит виновных, тот наказывает невиновных.

8. Благодеяние недостойному считается злодеянием.

9. Ожесточенность – удел завистников и неудачников.

10. Когда рождается высокомерность, душа засыпает.

11. Вместо того чтобы плакать о несовершенстве этого мира, лучше это время потратить на открытие истин.

«Я слишком занят, чтобы беспокоиться».

 

 

Гимн оптимиста

 

Мудрые мысли

Как дико хочется быть цивилизованным!

 

Если хочется, то следуйте нижеприведенным правилам.

 

Что это за действия?

1. Составьте Контракт взаимоотношений, где опишите, с одной стороны, все то, что фирма представляет сотрудникам, а с другой стороны, что она от них требует как ценностную плату за свои вложения в сотрудника. И на первом месте будет принятие на себя обязательства быть успешным, ответственным и соблюдать требования дисциплины, принятые данной фирме.

2. Далее вы представляете людям документы, отражающие корпоративные ценности фирмы, такие как Манифест о работе, о культуре дисциплины, Кодекс успешного человека и др.

 

Мудрые мысли

Соединив культуру дисциплины и предпринимательский дух, можно создать волшебную смесь для получения исключительных результатов и долгосрочного успеха.

 

 

Постулаты культуры дисциплины

 

Культура дисциплины – мера любви и уважения к фирме и коллегам.

1. Цели, высеченные на камне. Задачи, которые мы наметили на текущий год, должны быть высечены на камне. В течение года могут меняться текущие планы, но не конечные задачи. Мы будем фокусироваться не на том, чего мы достигли за год, а на том, чего достигли по сравнению с тем, что обещали достичь.

2. Измеряемые цели. Цели, которые возложены на каждого работника, должны быть представлены в измеряемом виде по любому виду деятельности. Только тогда сам человек сможет управлять их достижением.

3. Культура дисциплины – это свобода и ответственность в пределах довольно проработанной системы. Свобода в рамках достижения целей. Сами цели напоминают гавань, в которую нужно приплыть. Но способ добраться до намеченной гавани выбирает сам капитан. Это и есть сочетание дисциплины и предпринимательского духа. Такая политика напоминает работу летчика, которому строго приписывается выполнение стандартов в типовых обстоятельствах и в то же время предоставляется свобода действий в нестандартных ситуациях. Летчик оперирует в границах жесткой системы. У него нет права выхода за ее рамки. И в то же время наиважнейшие решения – когда взлетать, когда садиться, когда катапультироваться – остаются за летчиком. И при этом летчик несет полную ответственность за самолет и жизни людей.

4. Не путать культуру дисциплины с тиранией. При всей требовательности к дисциплине работник имеет право сказать нет тем возможностям, которые душат предпринимательский дух.

5. Табу и запреты. Важно иметь перечень табу и запретов, которые нельзя нарушать. Но при этом важно ограничить их число до небольшого объема.

6. Самодисциплина как признак профпригодности. Чтобы создать культуру дисциплины, нужно нанимать на работу самодисциплинированных людей. Люди без самодисциплины считаются на нашей фирме профнепригодными.

7. Дисциплина не гарантирует успеха. Дисциплина – важный фактор успеха. Есть много организаций с прекрасной дисциплиной, которые стройными рядами маршировали к полному краху. Каждый хотел бы стать лучшим. Но большинство организаций не обладают дисциплиной, чтобы добиться ясного понимания, в чем они могут быть лучшими, и силой воли, чтобы сделать все для реализации своего потенциала.

8. Дисциплина требует чаще всего избавления от хлама. Чтобы избавиться от него, нужны ум и настойчивость.

9. Эффективность труда, а не дисциплина должна определять ценность человека или подразделения. Эффективность или результативность труда определяется как соотношение полученных результатов к затратам, которые пошли на достижение данного результата.

10. Подлинная эффективность выводится не из затраченных усилий, а из полученных результатов. Глупо хвалить людей за их усилия, старания и дисциплину, если они не достигают хороших результатов. Глупо ругать за опоздания или расхлябанность, если работник выдает хорошие результаты. Огромные объемы работ или высокие знания, которые не дают нужных результатов, сами по себе имеют малую ценность. Образование ради образования или этика ради этики мало что значат.

11. Компетентность человека проявляется (обнаруживается) в очевидной эффективности, а не в скрытых усилиях. Не стоит жалеть вложения в повышение знаний, технологий, в любые формы обучения, если только они снижают величины затрат (денег, усилий, времени, материалов), необходимых для получения хороших результатов. Нет нужды оценивать усилия до тех пор, пока не измерены результаты. Большинство существующих систем измерения деятельности людей основаны на оценке качеств, свойств человека, дисциплины, отношения людей к труду и пр. Их нужно отправить на свалку.

12. Дисциплина труда выполняет не функцию оценки трудовой активности, а функцию имиджа, показателя культуры и чувства долга. Отсюда следует, что за дисциплиной не следят и не контролируют ее выполнение или нарушение, а рассматривают отклонения в ней (невыполнение обязательств, опоздания, невыполнение сроков и пр.) как нарушение этики взаимных договоренностей, как невыполнение условий для доверия, как создание радиационной атмосферы, в которой никто не хочет находиться, как разрушение важных бизнес-связей. И это карается не наказанием, а скорее презрением к проявлению профнепригодности.

13. Организационные формы внедрения культуры дисциплины. Культура дисциплины может быть превращена в истинную культурную норму, принятую в нашей организации, через ряд организационных форм.

1. Обучение. Доведение до всего персонала философии культуры дисциплины, изложенной выше.

2. Разработка «напоминалок» (памяток, лозунгов, кодексов чести, отражающих принципы культуры дисциплины) для рабочих мест.

3. Борьба с «врагом». Все, что мешает самодисциплине, должно быть объявлено «врагом», с которым нужно бороться. Правда, эта борьба должна иметь юмористический характер.

4. Контроль. Слежение за выполнением принципов и табу, составляющих принятую политику фирмы в отношении культуры дисциплины.

5. Символика. Символы, ритуалы, номинации и атрибуты наград, относящихся к поощрению или наказанию по поводу дисциплины.

6. Личный пример.

 

Если все эти табу и правила не выполняют менеджеры компании, трудно добиться священного отношения к культуре дисциплины среди рядовых работников.

 

 

Памятка менеджеру по контролю дисциплины

 

1. Люди, работающие в организации, связаны друг с другом через выполнение своих функций и проектов. Поэтому дисциплина труда является тем условием, в котором это взаимодействие может протекать эффективно или неэффективно. Требование к дисциплине не является прихотью начальства, а диктуется острейшей необходимостью обеспечивать координацию и взаимодействие между всеми участниками общего процесса.

 

Дисциплина – не наказание, а содействие в улучшении качества работы и в преодолении низкой производительности труда.

 

2. Люди нарушают дисциплину по разным причинам. Есть злостные сознательные нарушения принятых требований, но есть много и неосознаваемых нарушений из-за непонимания важности той или иной нормы.

3. Управление таким явлением, как дисциплина, невозможно без высказывания претензий, критики и прямых обвинений.

4. Все претензии к работникам предъявляйте в конкретном виде. Недопустимо обвинять: «Ваши деловые поездки становятся слишком дорогими». Это звучит как выражение недовольства, и только. Подобный коммунальный язык приемлем в обыденной жизни, но на производстве важен профессиональный язык. «Ваши расходы по коммерческой сделке превысили согласованные затраты на три тысячи рублей».

5. Все замечания, критику, претензии и даже обвинения недопустимо выражать эмоционально и в агрессивном тоне. Это вызывает у обвиняемого желание защититься, и следует ответное нападение. Процесс переходит во взаимную атаку.

6. Говорить можно только о действиях человека, а не о качествах, свойствах и привычках личности. Это отличает коммунальный язык претензий от языка профессионального разговора деловых людей.

7. Преподносить разоблачающие факты можно только в случае их достоверности, иначе можно быть привлеченным к суду.

8. Говоря о фактах негативного поведения или о нарушениях принятых табу, обязательно стоит вместо привычной оценки сказать о тех последствиях и потерях, которые несет фирма в результате такого поведения ее сотрудников.

9. Задача обвинений и высказывания претензий – не размазывать человека и уличать его, а вывести на осознание тяжелых последствий, к которым привели его действия, и способствовать принятию им самим ответственности за их исправление.

10. Различные нарушения – нередко хороший повод провести разъяснительную работу среди сотрудников для предотвращения не осознаваемых ими вредных действий для компании.

11. Часто нарушения и отклонения вызваны благими намерениями. И если наказывать за них людей, то можно воспитать слишком осторожных и безынициативных сотрудников. У японцев есть принцип: наказывать только за повторяющиеся ошибки. На ошибках люди учатся и растут.

12. Часто за ошибками и провалами стоят промахи менеджеров: плохой подбор кадров, отсутствие учебы, неэффективная мотивация и стимулирование, отсутствие требуемых ресурсов или неспособность предвидеть форс-мажоры.

 

Важно искать причину отклонений, а не виновных.

 

13. Делать замечания нужно не агрессивно, но твердо. Люди должны чувствовать силу негодования.

14. Важно соблюдать принцип справедливости и «правило горячей плиты». Это правило как метафорический образ наказания представлено в разделе «Контроль и оценка» данного справочника.

15. Выстраивайте прочные отношения с неформальными лидерами.

16. Занимайтесь воспитательной работой, формируя лояльность сотрудника к команде. Сплоченная команда работает лучше.

17. Помогайте сотруднику отрабатывать необходимые навыки и умения. Обеспечивайте ротацию и разнообразие видов деятельности сотрудников.

18. Убедитесь, что все подчиненные регулярно уходят в отпуск для того, чтобы получить новый заряд бодрости.

19. Регулярно проверяйте работу оборудования. Когда оборудование в порядке, высококвалифицированная работа выполняется качественно и в срок.

 

Табу сотрудника фирмы

 

У НАС НЕ ПРИНЯТО!

1. Проявлять неуважение к своим коллегам, за глаза отзываться о них пренебрежительно. Если льете грязь на других, пачкаетесь прежде всего сами.

2. Придумывать отговорки, чтобы не выполнять поручения, и оправдания при их невыполнении. Мастер оправдываться редко бывает мастером в чем-либо еще.

3. Позволять себе высказывать критику в резком обвинительном и неэтичном тоне. Гнев лишает нас разума, но, к сожалению, не лишает дара речи. Гневная речь, прежде чем попасть на язык, заглядывает в желчный пузырь.

4. Пользоваться собственностью компании в личных целях. Злоупотребления – моральная нечистоплотность.

5. Заниматься дискриминацией людей по национальным, религиозным, половым или функциональным признакам. На территории нашей фирмы все люди равны и достойны уважения. Проявляя неуважение, демонстрируешь неандертальские стереотипы.

6. Богохульствовать, нецензурно выражаться, кричать и терять самообладание. Ругань – это психологическая рвота. Может, вы и снимаете напряжение, но уж больно неэстетично при этом выглядите.

7. Опаздывать на работу и совещания. Теряя время, травмируешь вечность. Опоздания – мера пренебрежения к коллегам.

8. Подделывать отчеты и любые данные. Честность – признак профпригодности в нашей фирме. Нечестность напоминает радиацию, в которой гибнет доверие и разрушается психологический климат.

9. Постоянно брюзжать и быть недовольным. Энтузиазм заразителен, его отсутствие тоже. Невроз – болезнь заразная.

10. Плести интриги. Интриган создает прежде всего вокруг себя мертвую зону отчуждения. Интриги – вид терроризма.

11. Конфликтовать. Сотрудничество, а не борьба позиций и интересов развивает отношения и успех. После борьбы остаются лишь горы трупов.

12. Лгать и обманывать. Ложь и обман – изощренные формы диверсии в пользу наших конкурентов.

13. Быть в стороне, не проявлять инициативы. Безынициативные люди демонстрируют, что они не живут, а просто выживают.

 

Табу менеджера

 

НЕЛЬЗЯ!

1. Давать людям «терять свое лицо». Эту потерю никто не прощает.

2. Обсуждать приказы вышестоящего начальника в беседах со своими подчиненными означает подрывать силу дисциплины. Это вам же обернется боком.

 

3. Грубить, хамить, кричать, устраивать публичные разносы. Это все равно что публично рыгать после перепоя. Суть одна и та же: выбрасывание из себя накопившихся помоев.

4. Иметь любимчиков. Это значит иметь море ненависти тех, у кого вы просто не заметили их достоинства.

5. Менять систему критериев оценки после того, как вы выдали задание, значит терять кредит доверия, который восстанавливается с трудом.

6. Менять систему обещанных сотрудникам вознаграждений значит обрекать их в будущем на сопротивление вопреки любым вашим обещаниям.

7. Не выполнять свои обещания. Это все равно что делать себе харакири.

8. Игнорировать идеи и предложения, идущие снизу. Это значит пытаться искать свежие идеи, затянув голову пластиковым пакетом. В смердящей атмосфере собственных стереотипов родятся уроды, а не идеи.

9. Нагнетать страхи и стрессы значит ставить людей на плаху. Смертник думает о ненависти, а не о любви. Ну а в истории изобретений не известны случаи творчества и энтузиазма во имя ненависти.

10. Использовать тайный и внезапный контроль. Он подойдет для «врагов», политических противников и неверных супругов. Во всех остальных случаях угроза контроля рождает ненависть и виртуозные обманы. И это вам надо?

11. Игнорировать национальные, религиозные или другие ценности работников. Это все равно что плевать против ветра.

12. Не замечать даже небольшие позитивные сдвиги в работе людей. Это значит упускать шанс стать умелым дрессировщиком.

13. Требовать от других трудоголизма, если сам трудоголик. Это все равно что требовать от антилоп быть львами. Эффект тот же самый, но слишком высока нервная плата.

И если подобные документы не будут пылиться в папках, а будут выставлены так же, как выставлены дорожные знаки на автотрассах, то вероятность их выполнения будет достаточно большой. Все эти памятки и «напоминалки» человеку о его человеческой сущности выполняют функцию рассола, в котором все огурцы становятся солеными без призывов и назиданий.

 

Мудрые мысли

Трудно изменить человека, но всегда можно пробудить его сознание. А пробужденное сознание меняет поведение людей.

 

 

3

Мотивация персонала

 

Снова обращаемся к психологическим потребностям людей. Чего хотят люди?

Они хотят:

☺ кого-то победить, превзойти, опередить;

☺ иметь возможность для личностного роста, самореализации, творчества, постижения мира и его тайн;

☺ достичь вполне конкретного блага или конкретных целей;

☺ обойти конкурента;

☺ карьерного роста;

☺ проявить себя, свой талант, способности и навыки;

☺ проявить свои волевые качества и ответственность;

☺ выбирать характер работы под свои индивидуальные способности и таланты;

☺ участвовать в принятии решений, реализация которых им предстоит;

☺ ясно представлять цели и пути их достижения, понимать смысл и значимость той деятельности, которой они занимаются.

Теперь представьте, что будет происходить, если не выполнять все эти желания, заложенные природой. А будет иметь место поведение «бунтующего детского сада», что, кстати, и происходит на самом деле в подавляющем большинстве предприятий и организаций.

Поэтому все нижеприведенные памятки для менеджера построены на том, чтобы напоминать ему, как использовать силы природы, заложенные в людях, для пробуждения их трудовой активности.

 

Мотивация – это побуждение людей к деятельности. Можно мотивировать материальными стимулами, а можно и пробуждением сознания людей.

 

И второй метод оказывается, по данным статистики, куда более эффективным, чем материальный «подкуп». Ради денег люди не совершают подвиги. А вот ради идеи или ради самореализации все мы способны на многое. И менеджер может управлять активностью сотрудников, воздействуя на них идеологией предстоящей деятельности. Но чтобы стать грамотным вдохновителем трудовых побед своих сотрудников, менеджер сам должен научиться новым методам воздействия на людей, которые можно отнести к идеологическим формам воспитания. И для этого мы представляем для него правила и принципы грамотного идеологического воздействия, которые мы назвали формулами мотивации.

 

Целеполагание

 

ɤ Представьте себе ярко и отчетливо идеальную компанию и поделитесь этим видением с остальными. Трудно идти быстро в темноте и в пустоту.

ɤ Не экономьте время на постановку задач и оценку их значимости и важности. Ясность понимания – дармовая энергия.

ɤ Четко определяйте роль участника в соответствии с его индивидуальными особенностями и способностями. Определите для каждого сотрудника его особую личную цель. Люди намного энергичней, если действуют в рамках своих индивидуальных особенностей.

ɤ Регулярно просматривайте личные цели и задачи подчиненных, выделяйте приоритеты и распределяйте усилия. Не стоит делать хорошо то, что вообще не стоит делать.

ɤ Ставьте цели в измеряемом конкретном виде, высокие, но реалистичные. Четкая и конкретная цель стимулирует изнутри.

 

Демонстрация ожиданий

 

ɤ Относитесь к сотрудникам как к ответственным взрослым людям. Люди бессознательно ведут себя так, как от них ждут. Если считаешь, что человек глух, он тебя не услышит.

ɤ Верьте в способность ваших людей выполнять работу и не скрывайте этого. Вера и позитивные ожидания генерируют мощную энергию исполнителя.

ɤ Задавайте ожидаемый образ, из которого людям трудно выйти («Ты у нас ответственный человек…»). Образ подобен зеркалу, в которое хочется или не хочется смотреться.

 

Механизм мотивации

 

ɤ Когда работа нравится, о мотивации можно забыть, поэтому при распределении работ учитывайте особенности людей. Работу-хобби люди готовы делать даже бесплатно.

ɤ Внутреннее удовлетворение (от осознания собственной компетенции, достижений, персонального роста) является эффективным мотиватором. Похвала и признание добавляют мощную позитивную энергию.

ɤ Новички и менее опытные подчиненные мотивируются более эффективно при выполнении заданий, направленных на усовершенствование их навыков. В людях заложена энергия роста и развития, которую нужно использовать на благо дела.

ɤ Опытные и высококвалифицированные специалисты высоко мотивированы в том случае, если рамки управленческого контроля им позволяют сохранить свой собственный стиль работы. Уровень самоуважения и признания другими – виды позитивной энергии, которая направляется на работу.

ɤ Когда зарплата соответствует требованиям человека, ее повышение практически не влияет на мотивацию. Люди более чувствительны к тем мотиваторам, которые влияют на самочувствие.

ɤ Подчиненные хорошо мотивируются осознанием справедливости вознаграждений, соответствующих их вкладу. Несправедливость резко снижает желание делать что-либо.

 

 

Формулы вдохновения

 

 

Мудрые мысли

Откладывание дел на потом – недостаток, исправление которого большинство людей откладывают на потом.

Р. Энтони

 

♦ Сфокусируйтесь на целях и отодвиньте трудности на задний план.

♦ Если пугает сама проблема, то поищите вокруг нее благоприятные возможности, чтобы захотеть ее решать.

♦ Старайтесь стать «результатоголиком», а не «трудоголиком».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.186 с.)