Марина Владимировна Мусийчук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Марина Владимировна Мусийчук



Марина Владимировна Мусийчук

Методологические основы психологии

 

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6602949

«Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебник / М.В. Мусийчук.»: Флинта; Москва; 2013

ISBN 978‑5‑9765‑1569‑7

 

Аннотация

 

В учебнике представлен теоретический материал по проблемам методологии психологии. Раскрыты вопросы научного знания и методологии науки; систематизации методов психологии; типы рациональности в классической, неклассической и постнеклассической рациональности; специфика методологии психологии; фундаментальные проблемы психологии; методологические принципы психологии; категориальный строй психологии. Эффективность усвоения материала учебника основывается на сочетании теоретического материала со словарными пояснениями основополагающих терминов, расположенных для удобства читателя непосредственно в тексте представленных теоретических описаний. Также включением биографических описаний выдающихся ученых, занимавшихся проблемами методологии психологии. Для более фундаментального изложения материала приводятся фрагменты основных оригинальных работ авторов концепций по проблемам методологии психологии.

Для бакалавров психологии.

 

Марина Владимировна Мусийчук

Методологические основы психологии

 

Научное знание и методология науки

 

Систематизация методов психологии

 

Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука

 

Специфика методологии психологии

 

Психология объяснительная и описательная

 

Объяснительная (рациональная) психология предпринимает попытку установления системы душевной жизни через раскрытие сущности изучаемого объекта, постижении определенных законов душевного мира, его функций. Яркими представителями объяснительной психологии являются сторонники ассоциативной психологии, Гербарт, Спенсер, Тэн. Для объяснительной психологии характерно выделение ограниченного числа однозначно определяемых элементов. По Спенсеру, психология уникально выделяется сочетанием ассоциаций между внешними и внутренними факторами, в то время как для остальных наук важны либо внешние факторы (естественные науки), либо внутренние (философия и гуманитарные науки).

 

ГЕРБАРТ (Хербарт) (Herbart) Иоганн Фридрих (1776 – 1841), немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике XIX в. Представитель плюрализма: в основе мира – множество неизменных «реалов». Попытался построить психологию как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике. Выдвинул концепцию 4 ступеней (принципов) обучения (ясность, ассоциация, си стема, метод). Основоположник т. н. формальной эстетики (источник прекрасного – симметрия, пропорции, ритм и т. п.).

Объяснительная психология развивалась под влиянием атомистической физики. Объяснительная или естественно‑научная психология, опирается на материал полученный в рамках парадигмы описательной психологии. Элементам объяснения объяснительной психологии присущ гипотетический характер. Объяснительная психология опирается на расчленение процесс восприятия и воспоминания. В ядро объяснительной психологии входят ощущения, представления, чувства удовольствия и неудовольствия, ассоциации, апперцепция.

Описательная психология, как наука об органической жизни располагает такими методическими средствами как: описание, анализ, классификация, сравнение. Описательная психология представляет собой опытную науку, направленную на познание процессов протекающих в душе.

 

Системная модель человекознания в методологии

 

Б. Г. Ананьева

Б. Г. Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, которая бы обобщала исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности. Модель науки о человеке Б. Г. Ананьева представлена четырьмя разделами:

1) человек как биологический вид;

2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида;

3) изучение человека как личности;

4) проблема человечества.

В его теории выделяются иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность.

 

АНАНЬЕВ Борис Герасимович (1907 – 1972), российский психолог, действительный член АПН СССР (1968). Труды по исследованию ощущений, чувственного познания, внутренней речи, а также возрастной и дифференциальной психологии, истории и методологии психологии.

По мнению Б. Г. Ананьева человек является продуктом индивидуально‑психологического развития, реализующегося в трех планах:

1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций организма (индивид – биологическое развитие);

2) становление деятельности история развития человека как субъекта труда, познания и общения;

3) жизненный путь человека – история личности (статус в обществе). Две фазы возрастного развития выделяются Б. Г. Ананьевым:

1) от рождения до зрелости (25 лет) – фаза фронтального развития;

2) фаза индивидуализации. Пики творческой активности могут продолжаться до 70 лет.

Б. Г. Ананьев считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами как индивида. Индивидуальность результат слияния биологического и культурного различия. Формирование индивидуальности связано с самопознанием. Человек с развитой индивидуальностью понимает кто он и что он. При не развитой индивидуальности самопознание представлено как расколотое. Сенсорно‑перцептивная организация – это способы и приемы, которые человек применяет для общения с миром.

 

3.5. Культурно‑историческая психология в школе Л. С. Выготского

 

Культурно‑историческая психология, направление психологических исследований заложенное Л. С. Выготским в 20‑х гг. ХХ в. В культурно‑психологической теории постулируется принципиально неадаптивный характер и механизмы развития психических процессов.

Л. С. Выготский подчеркивал, что психические закономерности жизнедеятельности современных людей можно правильно понять лишь при учете, что их поведение является результатом двух слитных в онтогенезе процессов: биологической эволюции человека как представителя органического мира и культурного развития человечества как носителя разума на Земле. Такое понимание процесса становления и развития современного человека позволило Выготскому дать собственную трактовку генезиса высших психических функций. Последние рассматриваются им как усвоенные и перенесенные извне, из социокультурной среды, внутрь формы поведения, социального взаимодействия и отношений.

Л. С. Выготский полагал, что в психологии правильнее изучать не сформировавшуюся психику испытуемого, следует изучать развивающегося, эволюционизирующего человека, Познание психики наиболее рационально в связи с этим, в ходе реальной практической работы на поприще педагогики или лечебной практики. Л. С. Выготский высказал предположение о существовании о двух линиях развития психики: натуральной и культурно‑опосредованной. В соответствии с данными линями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции. К низшим психическим функциям можно отнести, например, непроизвольную память или непроизвольное внимание ребенка. Из низших психических функций в процессе воспитания формируются высшие психические функции, например, произвольная память и произвольное внимание.

Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурный характер. Основой культурно– исторической теории Л.С. Выготского является учение о знаковой организации психики человека. Так, например, память не фиксирует происходящие события подобно фотоаппарату и магнитофону, а опосредуется кодами или знаками, выработанными в ходе эволюции человечества, которые в свою очередь усваиваются отдельными людьми в ходе их психического развития. Знаки вырабатываются в истории народа и фиксируются в его культуре. Знаки передаются от поколения к поколению, благодаря системе воспитания, социализации индивида. Знаками опосредуются взаимоотношения людей и отношение человека к самому себе.

 

Психофизическая проблема

 

Соотношение между телом и душой – эта проблема первоначально решается в области философии. Различными аспектами данной проблемы является соотношение между сущностями души и тела, их взаимосвязь, первичность и т. д. М. Г. Ярошевский отмечал, что философия решала задачу включения души в общую картину мирозданья.

Психофизическая проблема, в широком смысле – вопрос об отношении психических явлений к физическим, в узком – о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. На основе механистической философии XVII в. возникли два варианта решения: психофизическое взаимодействие (Декарт; сознание испытывает влияние тела – в ощущениях, аффектах и т. п. и воздействует на него – в актах воли) и психофизический параллелизм (параллельное протекание психических и физических процессов), который обосновывался с различных позиций Г. В. Лейбницем, Н. Мальбраншем, Д. Гартли и приобрел особую популярность в XIX в.

 

Механистический детерминизм

 

Основоположником механистического детерминизма М. Г. Ярошевский называет Р. Декарта. При этом выделяет в истории механистического детерминизма несколько фаз. Первая – собственно картезианство – характеризуется тем, что свойства души выводятся из свойств материальной системы. Вторая фаза относится к эпохе французского Просвещения (XVIII в.) и связана с именами Ж. Ламетри, Гольдбаха, К. Гельвеция во Франции, Д. Гартли – в Англии. По словам М. Г. Ярошевского, на смену декартовой формуле «человек – полумашина» приходит формула «человек – машина», сформулированная Ж. Ламетри и вынесенная им в заглавие одного из основных своих трудов, сожженного по приказу парламента.

Следует отметить, что представители механистического детерминизма той поры находили прообразы своих теоретических моделей среди технических устройств того времени. Так, для Р. Декарта таким прообразом стали фонтаны в Фонтебло, украшенные металлическими фигурками людей, которые приводились в движение струйками воды. Для представителей механистического детерминизма эпохи Просвещения таким прообразом стали заводные игрушки – автоматы, расцвет производства которых пришелся на XVIII в.

Постепенно причины объяснения приобретают организмический оттенок. Под влиянием успехов естествознания в первой половине XIX в. распространяются новые объяснительные модели (рефлекторная дуга, закон специфических энергий органов чувств). Значительным этапом в развитии механистического детерминизма стали 60‑е гг. XIX в., когда вульгарно‑материалистическая трактовка успехов естествознания породила представление о психофизическом параллелизме (Л. Бюхнер, Я. Молешотт, К. Фохт, в России – Д. И. Писарев).

Механистический детерминизм сменил биологический. Представители биологического детерминизма сформулировали ряд принципов, впоследствии перешедших в психологию, – гомеостаз или саморегулирующийся характер жизнедеятельности живых организмов (К. Берна, У. Кенон), эволюционный принцип (Ч. Дарвин). Принцип гомеостаза нашел широкое применение в различных областях психологии, так, например, в теории интеллекта Ж. Пиаже и психотерапевтической концепции Ф. Перлза. Эволюционный принцип являлся основополагающим в подходе к изучению интеллекта начиная с времен Ф. Гальтона и до конца 60‑х гг. ХХ в.

 

ГОМЕОСТАЗ (от гомео… и греч. stasis – неподвижность, состояние), относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма. Понятие «гомеостаз» применяют и к биоценозам (сохранение постоянства видового состава и числа особей), в генетике и кибернетике.

 

ГАЛЬТОН (Голтон) (Galton) Фрэнсис (1822 – 1911), английский психолог и антрополог. Один из создателей биометрии, дифференциальной психологии, метода тестов, евгеники. Переносил на человеческое общество биологические законы (борьба за существование, естественный отбор).

 

Биопсихический детерминизм

 

Биологические основы для биопсихического детерминизма были заложены еще в работах И. М. Сеченова. Теориями, в которых приняты за основу подобные детерминистские представления, по мнению М. Г. Ярошевского являются психоанализ, гештальтпсихология и бихевиоризм. В основе данных теорий лежат объяснения либо по принципу гомеостаза, либо физические принципы энергии и поля. Все три теории критикуются как попытки «покончить» с сознанием, что справедливо лишь по отношению к бихевиоризму.

 

Принцип развития

 

Принцип развития – один из наиболее значительных методологических принципов психологии. Поскольку любая психологическая теория подразумевает изменчивость психической реальности человека на протяжении жизни. Анализ теорий психического развития показывает, что термин «развитие» в психологии употребляется как обозначение процесса роста и собственно развития.

 

Принцип системности

 

В психологии принцип системности заключается в подходе к изучению психических явлений, при котором они рассматриваются как система, несводимая к сумме своих элементов и обладающая структурной организацией. Благодаря структурной организации свойства каждого элемента определяются местом в структуре.

 

СИСТЕМА (от греч. sysntema – целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

 

Возникновение принципа системности в психологии связывают с возникновением представлений о структурной организации восприятия, сформулированного в гештальтпсихологии. Представления о структурной организации интеллекта были положены в основу теорий интеллекта Ж. Пиаже.

 

ПИАЖЕ (Piaget) Жан (1896 – 1980), швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Основные труды: «Речь и мышление ребенка», «Генезис элементарных логических структур» (совместно с Г. Инельдер). Издание (совместно с П. Фресом) многотомной «Экспериментальной психологии».

 

Наиболее распространенный вариант реализации системного подхода в психологии – иерархические теории психических процессов, например, иерархическая концепция интеллекта Р. Стернберга.

Системный подход в отечественной психологии восходит корнями к сформулированному Л. С. Выготским положению о строении высших психических функций. Системный подход нашел отражение в работах А. Р. Лурии, в виде представлений о системно‑динамической организации психических процессов. В практической психологии, в том числе в отечественной системный подход широко распространился в семейной психотерапии (А. С. Спиваковская, А. Я. Варга и др.).

Следует отметить, что возникновение системного подхода в отечественной психологии некоторые авторы связывают с именем Б. Ф. Ломова (1927–1989) – видного отечественного психолога, организатора и первого директора Института психологии АН СССР (ныне ИП РАН). Б. Ф. Ломов предложил изучать объекты психологической науки как систем и анализе объектов на трех уровнях – макро‑, мезо– и микроуровне. Данный принцип имеет предельно общий характер и нуждается в конкретизации.

ЛОМОВ Борис Федорович (28 января 1927, Горький – 11 июля 1989), российский психолог, член‑корреспондент АН СССР (1976). Создал и возглавил факультет психологии в Ленинградском университете в 1966. В 1959 открыл первую в стране лабораторию инженерной психологии. 1967 – 1971 заведовал отделом науки Министерства просвещения СССР. По его инициативе в 1971 создан Институт психологии АН СССР. Основатель и главный редактор «Психологического журнала» (1980 – 1987), президент Общества психологов СССР (1968 – 1983), с 1972 член исполкома Международного союза психологических наук. Написал более 300 работ по различным направлениям психологии: общей, инженерной, педагогической, а также авиационной и космической.

 

Категория «деятельность»

 

Категория деятельности определяется в психологи и других науках рассматривается в нескольких функциях (Э. Г. Юдин):

– как объяснительный принцип;

– как предмет объективного научного изучения;

– как предмет управления;

– как предмет проектирования;

– как ценность в системах культуры.

Для психологии особый интерес представляют первые две функции.

Как объяснительный принцип категория деятельности была впервые применена в отечественной психологии С. Л. Рубинштейном (1922) в работе «Принцип творческой самодеятельности»: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; но в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить, то, что он есть».

Понятие деятельности становится основой для формирования предмета психологии, за счет чего перестраивается вся система общепсихологических понятий. «Понятие деятельности, – писал Э. Г. Юдин, – позволяет рассмотреть психику как ее функциональный орган». В современной отечественной психологии похожие представления развиваются в работах В. П. Зинченко, предложившего термин «органическая психология», при создании проекта психологии как науки о функциональных органах психики.

Психологические интерпретации деятельности (по Э. Г. Юдину):

– Л. С. Выготский – интериоризация;

– А. Н. Леонтьев – представление о структуре психической деятельности;

– С. Л. Рубинштейн – деятельность как процесс, в котором реализуется отношение человека к миру.

 

Категория «общение»

 

Методологическое значение категории общения состоит в том, что различные ее трактовки задают определенное понимание социального происхождения психики. От содержания категории «общение» зависит понимание той социальной реальности, в которой человек проявляет себя как личность, также понимание того, каким образом человек себя проявляет.

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности человека. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Потребность в общении рассматривается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.

В психологии потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником данной потребности. В психологии рассматривается в двух основных аспектах: как освоение личностью социокультурных ценностей и как ее самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми. Первый из этих аспектов впервые стал предметом анализа в культурно‑исторической теории Л. С. Выготского, который подробно рассматривается в социальной психологии, психологии развития и психологии личности.

 

Марина Владимировна Мусийчук



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.044 с.)