Нормативное употребление имен прилагательных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативное употребление имен прилагательных



Употребление степеней сравнения.

Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простой и составной формы обеих степеней сравнения.

Исключение: более лучшее положение, более худшие привычки, самый ближайший путь, самая кратчайшая дорога, самым теснейшим образом.

Неверно: менее дороже, самый наибольший.

Надо: менее дорогой, самый большой.

Нормативное употребление числительных

Правила склонения числительных.

а) При склонении количественных числительных изменяются все компоненты, входящие в их состав (каждый корень, каждое слово);

при склонении составных порядковых числительных – только последнее слово:

И.п.: восемьсот пятьдесят шесть – двести двадцать восьмой

Т.п.: восьмьюстами пятьюдесятью шестью – двести двадцать восьмым

б) И. В. сорок девяносто сто

Р. Д. Т. П. сорок а девяност а ст а

в) Склонение числительных от пятидесяти до восьмидесяти, от двухсот до девятисот

Эти числительные являются сложными (но не составными!). При изменении по падежам склоняются обе части.

 

Падеж

От 50 до 80

От 500 до 900

200,300,400

И.

пятьдесят

пятьсот

двести, триста, четыреста

Р.

пятидесяти

пятисот

двухсот, трёхсот, четырёхсот

Д.

пятидесяти

пятистам

двумстам, трёмстам, четырёмстам

В.

пятьдесят

пятьсот

двести, триста, четыреста

Т

пятьюдесятью

пятьюстами

двумястами, тремястами, четырьмястами

П.

пятидесяти

пятистах

двухстах, трёхстах, четырёхстах

 

Употребление собирательных числительных.

Не употребляются:

– со словами, обозначающими лиц женского пола (ошибочно двое сестёр)

– со словами, обозначающими взрослых животных (ошибочно трое быков)

Употребление сочетаний числительных с существительными.

При смешанном арифметическом числе существительное управляется дробью, а не целым числом: 10,2 процент а (не процент ов).

Нормативное употребление местоимений

а) Образование форм местоимений.

Употребляйте правильные формы: их (не ихний), у неё (не у ней).

б) Местоимения 3 лица заменяют ближайшее к ним существительное.

Неверно: Швабрин что-то сказал Пугачёву, и его потащили к виселице. (кого?)

в) Местоимение должно быть согласовано по роду и числу с существительным.

Неверно: Подошла ещё одна группа, у них сегодня зачёт.

Нормативное употребление глаголов

Образование личных форм.

а) Нет форм 1 лица ед.ч. у глаголов: победить, убедить, очутиться, ощутить, пылесосить и др.

б) Следует употреблять: класть, положи, машет, плещется, сыплет, заезжай и др.

Возвратность.

а) Нет возвратных форм у глаголов: играть, стирать, полоскать, постилать

б) Некоторые формы глаголов на -ся имеют двойное значение.

Неверно: Молодые специалисты направляют ся на предприятия. (сами? или кем-то?)

Надо: Молодых специалистов направляют на предприятия.

Нормативное употребление причастий

а) Смешение возвратных и невозвратных, действительных и страдательных причастий ведёт к ошибке.

Неверно: Мост через реку, недавно построившийся, украсил наш город.

Надо: Мост через реку, недавно построенный, украсил наш город.

б). У причастий не может бытьформ будущего времени и формы условного наклонения:

Неверно: сделающий, сделавший бы

 


 

Практическое занятие №4

Задание 1. Составьте словосочетания с приведенными ниже существительными в соответствии с их родом.

а) Авеню, БАН, бра, боа, вуз, завод-лаборатория, лебедь, Онтарио, плащ-палатка, фирма-получатель, тюль, ФСБ, цунами, Чили, шампунь, диван-кровать, киви, усадьба-музей, школа-интернат, СП, манго, роман-газета, каратэ, дзюдо, алоэ, рагу, шасси, ГРЭС, безе, кашпо, пенальти, МЧС, какао, фламенко; б) бланк..., брон..., плацкарт..., киоск..., рельс..., простын…

Задание 2. Составьте словосочетания, употребив слова

а) в форме им. пад. мн.ч.: аптекарь, архитектор, борт, боцман, бухгалтер, ветер, выговор, год, директор, диспетчер, договор, доктор, доля, джемпер, инспектор, компас, конструктор, лектор, приговор, прожектор, профессор, свитер, слесарь, снайпер, сплетня, сорт, столяр, сторож, редактор, токарь, торт, трюфель, улей, шторм, яблоня, якорь.

б) в форме род. пад. мн.ч.: ампер, басня, блюдце, брелок, бюллетень, верховье, вольт, гектар, гренадер, гусар; брызги, вафли, дела, клипсы, макароны, микроны, нападки, партизаны, рельсы, сумерки, солдаты, шампиньоны, цапли, ясли.

Задание 3. Закончите фразу, поставив слова в скобках в нужную форму.

В магазине было много фруктов и овощей: (абрикосы, ананасы, апельсины, бананы, баклажаны, вишни, дыни, лимоны, персики, помидоры, яблоки).

На складе осталось мало: (ботинки, гольфы, джинсы, кеды, кроссовки, лосины, носки, сандалии, сапоги, тапки, туфли, чулки).

Мы купили множество полезных в хозяйстве вещей: (грабли, вилы, кочерги, ножницы, тиски, плоскогубцы, щипцы).

В шкафу аккуратно лежат комплекты: (наволочки, одеяла, пледы, пододеяльники, подушки, покрывала, полотенца).

У нее не было ни шелковых (чулки), ни замшевых (перчатки) — ничего, кроме старых (платья), и грубых (туфли).

Ему пришлось долго жить среди (армяне, башкиры, буряты, грузины, туркмены, румыны, турки, цыгане), а потом — среди (белорусы, казахи, киргизы, чеченцы, таджики, якуты).

Задание 4. Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.

1. Редактор заметил... в тексте. Мы получили новые... (пропуска, пропуски). 2. Это были веселые... в армию. Слышно, как гудят... (провода, проводы). 3. Неоплаченные... У нас с ним старые... (счеты, счета). 4. Везде стояли увядшие... Стены кабинета окрашены в светлые (цветы, цвета). 5. Танковые... двигались на юг. Быстро поднялись новые (корпусы, корпуса). 6. У машины отказали... Некомпетентность и непрофессионализм —... (тормоза, тормозы).

Задание 5. Прочитайте тексты, правильно употребляя формы склонения количественных числительных.

а) Немного статистики. Большая часть из 1673 дорожно-транспортных происшествий в этом году произошла по вине пешеходов. Из 2345 пострадавших получили тяжелые травмы более 790 человек. 655 водителями, увы, совершены наезды в нетрезвом виде. Этим 655 водителям хотелось бы напомнить: "Меньше выпьешь — дальше будешь!" Я прощаюсь с вами. Удачи на дорогах!

б) В нашу редакцию пришло более 7800 писем. В 5765 из них вы просите возобновить сеансы Кашпировского. Сообщаем, что после зарубежного турне, в котором Анатолий Михайлович провел 48 сеансов с 52 893 гражданами разных стран, он отправился в провинцию России.

Задание 6. Отметьте нарушения норм употребления прилагательных и отредактируйте предложения.

1. Разработка морских нефтяных месторождений становится более интенсивнее. 2. Комната низкая для такой мебели. 3. Этот учитель более строгий. 4. Этот удар оказался ловче предыдущего: мяч достиг цели. 5. Показатели у первой группы были более выше, чем у второй. 6. Дипломная работа должна быть переплетенная. 7. У мамы характер мягче, чем у бабушки. 8. Такие объяснения в корне ошибочны. 9. Поступок имел самые тяжелейшие последствия. 10. Более замечательнее города, чем Березники, я не знаю.

Задание 7. Исправьте ошибки, где это необходимо.

1. Пойдем мимо ихних ворот.
2. Скольки карандашей не хватает?
3. Брат решает задачи лучше него.
4. Когда в университет приходит новое пополнение, мы убеждаемся, насколько различен уровень их подготовки.
5. Народ не понимает причин кризиса. Они полагают, что их главный враг — интеллигенция.
6. Выросло целое поколение, для которых война — история.

 


 

Проверочная работа.
Отметьте нарушения морфологических норм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.008 с.)