Тема : Интеллектуальный роман Германа Гессе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема : Интеллектуальный роман Германа Гессе.



Основные вопросы:

1. Г Гессе как представитель модернизма. Биография писателя. Основные этапы творчества.

2. Основные проблемы и образы романа «Степной волк»:

а) Образ главного героя Г. Галлера: автобиографические черты литературного героя, мотив двойничества.

б) Роль второстепенных персонажей(Гермина, Пабло и других) для понимания образа главного героя.

в) Символика романа (символика названия, понимание магического театра).

г) Понимание смеховой культуры в романе.

3. Царство культуры в романе «Игра в бисер» (проблема синтеза искусств, основные мотивы и образы).

Основная литература:

1.Березина, А.Г. Герман Гессе. Л., 1976.

2. История зарубежной литературы XX века / Под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н. Засурского. М., 2003. 

3. Каралашвили, Р. Мир романа Германа Гессе. Тбилиси, 1984.

4. Павлова, Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1945. М., 1982.

Дополнительная литература:

1. Карасев, Л. В. Философия смеха. М., 1996.

 

Тема: Литература «потерянного поколения»

Основные вопросы:

1.Первая мировая война и ее влияние на литературу. Понятие «потерянного поколения».

2.Романы Э. Хемингуэя:

 - автобиографические черты,

- описание войны и трагизма жизни в романе «Прощай, оружие»,

 - послевоенное время в романе «Фиеста».

3. Творчество Э.-М. Ремарка и его знаменитый роман «На западном фронте без перемен»

Основная литература:

1. Анастасьев Н.А. Творчество Э. Хемингуэя. М.,1981.

2. Засурский Я.Н. Американская литература 20 века. М.,1984.

3. Лейтис Н.С. Немецкий роман 1918- 1945.Пермь,1975.

4. Павлова Н.С. Типология немецкого романа. М.,1982.

Тема: Антиутопия в литературе 20 века.

Основные вопросы:

1. Причины расцвета жанра антиутопии 20 века. Утопия и антиутопия.

2. Жанровые принципы антиутопии. Обсудить отличия и сходство утопии и антиутопии.

3. Законы общества и человеческой природы в романе Д. Оруэлла «1984».

4. Мир будущего без истории и культуры в романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

Основная литература:

1.Радзиховский, Л. А. Почему мы дошли до «1984» года/ Л. Радзиховский//Философские науки- 1990.-№9.

2. Рорти, Р. Случайность, ирония, солидарность.М.,1996.

3. Шацкий, Е. Утопия и традиция. М.,1990.

4. Шадурский, М.И. Литературная утопия от Мора До Хаксли. М., 2007.

Дополнительная литература:

1. Свентоховский, А. История утопий. М..1910.

2. Шишкина, С.Г. Истоки и трансформация жанра литературной утопии в 20 веке. Иваново, 2009.

 

Тема: Роман П. Зюскинда «Парфюмер» как пример постмодернистской поэтики.

Основные вопросы:

1.  18 век в романе: оборотная сторона Просвещения. Мир социальный и мир запахов в романе.

2. Этапы «становления» главного героя.

3.  Соотношение гениальности- злодейства- болезненности в трактовке Зюскинда.

4. Литературные реминисценции в произведении.

5. Сцена гибели и мотив жертвоприношения в финале романа.

6. Творчество П. Зюскинда и приемы постмодернистской эстетики.

 Основная литература:

1. Арская Ю.А. Чудовище, убивающее красавиц (опыт интерпретации романа П. Зюскинда) // Художественный текст: варианты интерпретаций. Бийск, 2007.

2. Вилисова Т.Г. Роман Зюскинда «Парфюмер»: сюжет, герой, традиция. // Традиции и взаимодействия в зарубежных литературах. Пермь, 1999.

3. Гладилин Н.В. Роман Зюскинда «Парфюмер» как гипертекст // Вопросы филологии. 2001 г. №1(7)

4. Литвиненко Н.А. «Парфюмер» Зюскинда: трансформации некоторых романтических мотивов // Литература 20 века: итоги и перспективы изучения. М.,2003.

Тема: Роман Гарсиа Маркеса “Сто лет одиночества”.

Основные вопросы:

1. Место романа «Сто лет одиночества» в творчестве Гарсиа Маркеса».

2. Особенности композиции романа.

3. Родоначальники рода Буэндиа, их отношения и судьба:

 Урсула, Хосе Аркадио.

4. Наследственные черты в их потомках ─ Хосе Аркадио и Аурелиано.

5. Женские образы романа.

6. Мелькиадес как двойник автора романа.

7. Сказочные образы и мотивы в романе.

8. Причины обреченности на одиночество рода Буэндиа.

Основная литература:

1.Земсков В. Габриэль Гарсиа Маркес. М., 1986.

2.Столбов В. Пути и жизни (О творчестве популярных латиноамериканских писателей). М., 1985.

 

Вопросы к экзамену.

 

1. Модернизм как мироощущение и литературное направление. Модернистский роман.

2. Литература «потока сознания».

3. Интеллектуальный роман (на примере творчества Г. Гессе, Т. Манна)

4. Первая мировая война и ее влияние на эпоху и литературу. Литература «потерянного поколения».

5. Романтизм и прагматизм героев Ф.С. Фицджеральда.

6. Абсурд в творчестве Ф. Кафки.

7. Творчество У. Фолкнера. Сага Йокнапатофы, смысл названия, концепция времени, главные темы. (на примере одного из романов).

8. Жанр антиутопии в литературе 20 века.

9. Литература экзистенциализма. Основные философские принципы, тематика, проблематика абсурда.

10. Драматургия экзистенциализма (на примере пьес Ж-П. Сартра или А. Камю.)

11. Эстетика «театра абсурда».

12. Западногерманская литература второй половины 20 века (на примере одного из авторов).

13. Английский философский роман вт. половины 20 века. (творчество У. Голдинга, А. Мердок по выбору).

14. Американская литература вт. половины 20 века (на примере одного из авторов).

15. Судьба молодого поколения в повести Д.Д. Селинджера «Над пропастью во ржи».

16. Тема, идеи, образная система романа по выбору Дж. Фаулза.

17. Эстетика постмодернизма. Анализ одного из романов по выбору.

18. Постмодернистская игра и история в романе У. Эко «Имя розы».

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Основная литература:

1. Зарубежная литература XX век: в 2 т.: учебник для академ. бакалавриата: [рек...] / Учеб-метод. об-ние по классич. универ. образованию, МГУ им. М.В. Ломоносова; ред. В. М. Толмачев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2015. – 2 т. – (Бакалавр: академический курс).

2. Зарубежная литература икультураэпохиПросвещения: учебник: [доп.] / В.Д. Алташина, И.В. Лукьянец, Л.Н. Полубояринова, А.А. Чамеев; Учеб.-метод. об-ние по направлениям пед. образования. - Москва: Академия, 2010. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование: пед. специальности).

3. Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2008. 406 с.

4. Никола, М.И. ИсториязарубежнойлитературыСреднихвеков: учебник для вузов: [доп.] / М. И. Никола, М. К. Попова, И. О. Шайтанов; Учеб.-метод. отд. высш. образования, Моск. пед. гос. ун-т. - Москва: Юрайт, 2015. - 451 с. - (Бакалавр: базовый курс).

5. Тронский И. М. Историяантичнойлитературы: учебник: [доп.] / И. М. Тронский; ред.: Н. А. Чистякова, В. Н. Ярхо; М-во высш. и сред. спец. образования СССР. - Изд. стер. - Москва: Либроком, [2014]. - 464 с. - (Школа классической филологии).

 

 

Дополнительная литература:

1. История зарубежной литературы XVIIIвека: [учебник для филол. специальностей ун-тов / под ред. В.П. Неустроева и Р.М. Самарина]. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 414 с.

2. История зарубежной литературы XX века: учебник: [доп.] / ред. Л.Г. Михайлова, Я.Н. Засурский; М-во образования РФ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Фак. журналистики. - Москва: Проспект, 2003. - 544 с.

3. История зарубежной литературыXIXвека: учебник / ред. Е.М. Апенко. - Москва: Проспект, 2001. - 416 с.

4. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб. пособие: [доп.] / Вл. А. Луков; М-во образования РФ, Междунар. акад. наук пед. образования. - 6-е изд., стер. - Москва: Академия, 2009. - 511 с. - (Высшее профессиональное образование).

5. Манн Ю.В., Зайцев В.А., Стукалова О.В., Олесина Е.П. Мировая художественная культура. ХХ век. Литература. СПб: Питер, 2008. 464 с.

6. Стадников Г.В. Зарубежнаялитература и культураСреднихвеков, Возрождения, XVII века: учебник: [доп.] / Г.В. Стадников; Учеб.-метод. об-ние по направлениям пед. образования. - Москва: Академия, 2009. - 168 с. - (Высшее профессиональное образование: пед. специальности).

7. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2006. 416 с.

 

Литература, рекомендованная к ознакомлению:

1. Тронский И.М. История античной литературы: [учеб. для филол. спец. ун-тов] / И.М. Тронский. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва: Высш. шк, 1983. - 464 с.: портр.

2. История зарубежной литературыXVIIвека: учеб. пособие: [доп.] / ред. Н.Т. Пахсарьян; Учеб.-метод. об-ние по классич. универ. образованию. - Москва: Высш. шк., 2007. - 487 с.

3. ИсториязарубежнойлитературыXVIIIвека: Учеб. для студентов вузов / [Е. М. Апенко, А. В. Белобратов, Т. Н. Васильева и др.]; [Под ред. Л. В. Сидорченко]. - 2. изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк.:Academia, 1999. - 319 с.

4. История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: учеб. пособие для студентов вузов: [доп.] / ред. Л.В. Сидорченко, И.И. Бурова; СПбГУ, Филолог. фак, Совет по филологии Учеб.-метод. об-ния по классич. унивеситет. образованию. - Москва: Академия: Изд-во СПбГУ. Филолог. фак, 2004. - 541 с. - (Студенческая библиотека).

5. История зарубежной литературыXVIIIвека: [учеб. пособие для гос. ун-тов] / В. Я. Бахмутский, Ю. И. Божор, В. С. Буняев. - Москва: Высш. школа, 1967. - 527 с.

6. Луков В.А. Историялитературы. Зарубежнаялитература от истоков до наших дней: учеб. пособие: [доп.] / Вл. А. Луков; М-во образования РФ, Междунар. акад. наук пед. образования. - 6-е изд., стер. - Москва: Академия, 2009. - 511 с. - (Высшее профессиональное образование).

7. Кун. Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. В 2 т. Т. 1. Боги и герои / Н.А. Кун. – Москва: Книги «Искателя», 2003. - 302 с. - (Библиотека детской литературы).

8. Булфинч Т. Мифы и легенды рыцарской эпохи / Томас Булфинч; [пер. с англ. Л. А. Игоревского]. - Москва: Центрполиграф, 2009. - 348, [1] с.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

Самостоятельная работа способствует формированию у студента собственных суждений и умозаключений, подготавливает к научно-исследовательской работе, которая предстоит на старших курсах бакалавриата и во время обучения в магистратуре.

 

Методические рекомендации по работе с учебной и научной литературой.

Успех в процессе самостоятельной работы, самостоятельного чтения литературы

во многом зависит от умения правильно работать с книгой, работать над текстом.

Основные приемы работы с научной и учебной литературой можно свести к следующим:

- составить перечень книг, с которыми следует познакомиться;

- обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге

- при составлении перечней литературы необходимо советоваться с преподавателем

- все прочитанные книги необходимо конспектировать

Выделяют четыре установки в чтении научного текста:

-информационно-поисковая (задача – найти, выделить искомую информацию);

-усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения, излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений);

-аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему);

-творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).

Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях.

 

Методические рекомендации по составлению конспекта.

Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного.

Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта.

Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте. Это первый элемент конспекта.

Вторым элементом конспекта являются тезисы. Тезис - это кратко сформулированное положение. Для лучшего усвоения и запоминания материала следует записывать тезисы своими словами. Тезисы, выдвигаемые в конспекте, нужно доказывать. Поэтому третий элемент конспекта - основные доводы, доказывающие истинность рассматриваемого тезиса. В конспекте могут быть положения и примеры.

Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли. Различаются четыре типа конспектов.

План-конспект - это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.

Текстуальный конспект - это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.

Свободный конспект - это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.

Тематический конспект - составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.049 с.)