Глава I. Политические основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Политические основы



 КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1.

1. В Кыргызской Республике носителем суверенитета и единственным источником государственной власти является народ Кыргызстана.

2. Народ Кыргызстана состоит из граждан Кыргызской Республики, проживающих на территории Кыргызской Республики и за ее пределами.

Статья 2.

1. Самостоятельное определение основ конституционного строя является суверенным правом народа Кыргызской Республики.

2. Народ Кыргызстана осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через государственные органы и органы местного самоуправления на основе настоящей Конституции и законов Кыргызской Республики.

3. Выборы являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет.

4. Законы и иные важные вопросы государственного значения могут выноситься на референдум (всенародное голосование). Порядок проведения референдума устанавливается конституционным законом.

 

Статья 3.

1. Народовластие в Кыргызской Республике базируется на общечеловеческих ценностях и гуманистических принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь и достоинство.

2. Народовластие в Кыргызской Республике осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

3. Права и свободы народа защищаются настоящей Конституцией и законами Кыргызской Республики.

4. От имени народа Кыргызстана вправе выступать только Президент и Жогорку Кенеш.

 

Статья 4.

1. Кыргызская Республика (Кыргызстан) – суверенное, демократическое, унитарное, правовое, социальное и светское государство.

2.Суверенитет Кыргызской Республики не ограничен и распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает неприкосновенность, неотчуждаемость и целостность своей территории.

3. В целях организации государственного управления и местного самоуправления территория Кыргызской Республики делится на определяемые законом административно-территориальные единицы.

4. Государство, его органы, органы местного самоуправления и их должностные лица служат народу Кыргызстана и не могут выходить за рамки полномочий, определенных Конституцией и законами Кыргызской Республики.

 

Статья 5.

Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах:

– верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемыми Президентом и Жогорку Кенешем;

– разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви, их согласованного функционирования и взаимодействия;

– открытости и ответственности государственных органов, органов местного самоуправления перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа;

– разграничения функций государственной власти и местного самоуправления.

 

Статья 6.

1. Государство и его органы строят свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества.

2. Никто не может присваивать власть в Кыргызской Республике. Узурпация государственной власти является особо тяжким преступлением.

Не допускаются действия, направленные на насильственный захват или незаконное насильственное удержание государственной власти, присвоение полномочий государственных органов или их должностных лиц.

3. Государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица несут ответственность за противоправные решения, действия (бездействия) в порядке, предусмотренном законом.

Статья 7

1. Высшим совещательным, консультативным и координирующим органом народовластия является Народный Курултай.

Народный Курултай осуществляет свою работу во взаимодействии с Президентом, Жогорку Кенешем, государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами в рамках полномочий, установленных настоящей Конституцией и конституционным законом.

Право созыва Народного Курултая принадлежит Президенту.

2. Народный Курултай:

1) принимает решения по важнейшим вопросам развития государства и общества, прав и свобод человека и гражданина, в том числе по вопросам национальной культуры, языка, укрепления межконфессиональных и межэтнических отношений, иным общественно значимым вопросам и вносит их на рассмотрение государственным органам;

2) вносит предложения Президенту по вопросам основных направлений внутренней и внешней политики государства;

3) заслушивает отчеты Торага Народного Курултая, Президента, Торага Жогорку Кенеша;

4) вносит на рассмотрение Президенту, государственным органам и органам местного самоуправления предложения о несоответствии занимаемой должности должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления;

5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящей Конституцией и законами.

3. Решения Народного Курултая направляются в соответствующие органы в качестве рекомендаций, которые решаются в соответствии с настоящей Конституцией и законами Кыргызской Республики.

4. B работе Народного Курултая могут участвовать Президент и депутаты Жогорку Кенеша. 

Представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, территориальных, профессиональных, этнокультурных, общественно-политических и конфессиональных сообществ вправе присутствовать на заседаниях Народного Курултая.

5. Народный Курултай формируется из представителей территориальных, профессиональных, общественно-политических, этнокультурных, конфессиональных и научных сообществ.

Порядок формирования, а также организация и деятельность Народного Курултая регулируются настоящей Конституцией и конституционным законом.

6. Вопросы местного значения рассматриваются местными курултаями.

Порядок формирования, организация и деятельность местных курултаев устанавливаются законом.

Статья 8.

1. В Кыргызской Республике могут создаваться политические партии, общественно-политические организации и движения, профессиональные союзы, объединения граждан.

2. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, создает им равные правовые возможности для участия в общественной жизни.

 

Статья 9.

1. Политические партии выражают политическую волю различных социальных слоев и групп и через своих избранных представителей участвуют в формировании и организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

2. За гражданами признается право на политическую оппозицию согласно законодательству Кыргызской Республики.

3. В Кыргызской Республике запрещается:

1) слияние государственных, муниципальных и партийных институтов; образование и деятельность партийных организаций в государственных и муниципальных учреждениях и организациях; осуществление государственными и муниципальными служащими партийной работы, за исключением случаев, когда такая работа осуществляется вне служебной деятельности;

2) членство военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и судей в политических партиях, их выступления в поддержку какой-либо политической партии;

3) создание политических партий на религиозной, этнической основе, преследование религиозными объединениями политических целей;

4) создание объединениями граждан военизированных формирований;

5) деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, их представительств и филиалов, преследующих политические цели, действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, подрыв национальной безопасности, разжигание социальной, расовой, межнациональной, межэтнической и религиозной вражды.

Статья 10.

1. В Кыргызской Республике никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религия и все культы отделены от государства.

3. Запрещается вмешательство религиозных объединений и служителей культов в деятельность государственных органов.

Статья 11.

1. Представителям средств массовой информации гарантируется право доступа к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления, свободно печататься, выражать и отражать различные взгляды через средства массовой информации и иным способом.

2. В Кыргызской Республике цензура не допускается. Средства массовой информации свободны и осуществляют свою деятельность в соответствии с законом.

3. Ограничения в доступе и распространении информации устанавливаются только законом.

Статья 12.

1. Кыргызская Республика не имеет целей экспансии, агрессии и территориальных притязаний, решаемых военной силой, отвергает милитаризацию государственной жизни, подчинение государства, его деятельности задачам ведения войны. Вооруженные Силы Кыргызской Республики строятся в соответствии с принципом самообороны и оборонительной достаточности.

2. Право ведения войны, за исключением случаев агрессии против Кыргызстана и других государств, связанных обязательствами коллективной обороны, не признается. Разрешение по каждому случаю отправления частей Вооруженных Сил Кыргызской Республики за пределы территории Кыргызстана принимается Жогорку Кенешем большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов.

3. Использование Вооруженных Сил Кыргызской Республики для решения внутригосударственных политических задач запрещается.

4. Кыргызская Республика стремится к всеобщему и справедливому миру, взаимовыгодному сотрудничеству, разрешению глобальных и региональных проблем мирным путем.

 

Статья 13.

Чрезвычайное положение и военное положение в Кыргызской Республике могут быть введены в случаях и порядке, предусмотренных настоящей Конституцией и конституционными законами.

 

Статья 14.

1. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике.

2. На основе Конституции принимаются конституционные законы, законы и другие нормативные правовые акты.

3. Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.

Порядок и условия применения международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права определяются законами.

4. Официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов является обязательным условием вступления их в силу.

5. Закон или иной нормативный правовой акт, устанавливающий новые обязанности либо отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

 

Статья 15.

1. Государственным языком Кыргызской Республики является кыргызский язык.

2. В Кыргызской Республике в качестве официального употребляется русский язык.

3. Кыргызская Республика гарантирует представителям всех этносов, образующих народ Кыргызстана, право на сохранение и развитие родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Статья 16.

1. Кыргызская Республика имеет государственные символы – Флаг, Герб, Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются законом.

2. Столицей Кыргызской Республики является город Бишкек.

Города Бишкек и Ош являются городами республиканского значения, их статус определяется законом.

3. Денежной единицей Кыргызской Республики является сом.

ГЛАВА I I.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.024 с.)