Школьного тура всероссийской олимпиады школьников по биологии 2020-2021 уч. Год. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школьного тура всероссийской олимпиады школьников по биологии 2020-2021 уч. Год.



ЗАДАНИЯ

Школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2020-2021 уч.год.

Класс

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырѐх возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

      1. Важным условием научной достоверности эксперимента является:

      а) его проведение в естественных условиях;

      б) его проведение в искусственных условиях;

      в) его организация в нескольких повторностях;

      г) публикация результатов в открытых источниках.

    2. Рисунок иллюстрирует пример проявления жизненного свойства:

      а) обмен веществ;

     б) размножение;

      в) движение;

      г) рост.

     3. Пережить неблагопри ятные условия обитания бактериям помогает:

    а) способность использовать жгутик для перемещения в благоприятные места;

    б) то, что их клетки не содержат ядра;

     в) способность образовывать споры;

     г) способность впадать в спячку.

    4. Шляпочные грибы играют существенную роль в жизни человека, прежде всего в качестве:

     а) продукта питания;

     б) источника энергии;

      в) лекарственного средства;

      г) индикатора состояния окружающей среды.

     5. Если сравнить особенности белого гриба и опѐнка осеннего, то можно выделить следующее существенное отличие:

        а) белый гриб съедобный, а опѐнок осенний нет;

        б) осенние опята можно встретить в хвойном лесу, а белые грибы нет;

        в) у белого гриба есть ядовитые грибы-двойники, а у осеннего опѐнка нет;

       г) белый гриб с взаимной пользой сожительствует с деревьями, а опѐнок паразитирует на них. 

      6. С целью употребления в пищу грибы традиционно собирают в дикой природе. Однако некоторые съедобные грибы человек успешно выращивает (культивирует) в искусственных условиях.  

Среди них, например:  

       а) вѐшенка обыкновенная; 

       б) белый гриб;

       в) сыроежка;

       г) лисичка.

      7. Общими признаком для большинства водорослей является:

      а) водная среда обитания;

     б) многоклеточное строение;

      в) тело, которое представлено слоевищем;

      г) наличие у них органов и тканей.

      8. Какой тип плода изображен на картинке?

     а) ягода;

     б) орешек;

     в) многокостянка;

      г) многосемянная коробочка.

     9. Как культурное пищевое растение капуста огородная распространена во всех странах с умеренным климатом. В настоящее время возделывается множество еѐ разновидностей, а точнее, групп сортов, у которых пищевую ценность для человека представляют разные части. У брюссельской капусты мы используем в пищу:

    а) видоизменѐнную верхушечную почку;

    б) утолщѐнный реповидный стебель;

    в) видоизменѐнное соцветие;

     г) боковые видоизменѐнные почки.

    10. На рисунке изображена диаграмма цветка, которой соответствует формула:  

 

           а) Ч5Л(5)Т∞П1;

            б) Ч5Л(5)Т∞П∞;

            в).↑.Ч5Л5Т∞П1;

             г) Ч5Л5Т∞П∞. 

    11. Наружная складка кожи у моллюсков, выделяющая вещество, образующее раковину, – это:

    а) нога;

    б) голова;

       в) мантия;

      г) перламутр.

    12. На рисунке представлены животные, относящ иеся к одному типу. Основной чертой различия между ними является то, что они имеют:

 

 

       а) членистое строение конечностей; 

     б) наружный хитиновый покров;

      в) сегментарное строение тела;

      г) разное число ходильных ног.

     13. На рисунке представлен скелет позвоночного животного. Наиболее вероятно он принадлежит:  

     а) жерлянке;

       б) ящерице;

      в) тритону;

       г) крысе.

     14. Чтобы избежать заражения заболеваниями, вызываемыми одноклеточными животными, человеку необходимо:

      а) соблюдать правила личной гигиены и рекомендации по профилактике;

      б) избегать прямого контакта с почвой;

      в) всегда пить только бутилированную воду;

      г) избегать прямых контактов с домашними животными.

       15. При обморожении пальцев руки I степени рекомендуется:

       а) тщательно промыть открытые раны, удалить отмершие ткани и обратиться к врачу;

       б) поместить руку в холодную воду или обложить кусочками льда; 

       в) поместить руку в тѐплую воду, растереть до покраснения и наложить согревающую повязку;

        г) растереть до покраснения снегом и наложить тугую повязку.

      16. Корковый слой надпочечников вырабатывает гормон:

       а) адреналин;

       б) тироксин;

        в) кортизон;

       г) глюкагон.

     17. Основным источником энергии для организмов, обитающих на Земле, является:

       а) вода;

       б) углекислый газ;

       в) солнечный свет;

      г) все перечисленное верно.

      18. В природных сообществах роль консументов 2-го порядка, как правило, могут играть:

       а) утка, собака, паук, скворец;

      б) уклейка, пеночка, косуля, жужелица;

      в) кедровка, прыткая ящерица, морская звезда, заяц; 

      г) лягушка, виноградная улитка, кошка, канюк.

       19. Разделить клетки, органоиды или органические макромолекулы по их плотности можно с помощью метода:

      а) электрофореза;

      б) хроматографии;

      в) центрифугирования;

      г) авторадиографии.

     20. Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает:

      а) митохондрии;

      б) хлоропласты;

       в) ядро;

       г) вакуоли.

     21. На рисунке представлена реконструкция внешнего облика одного из ископаемых предков человека и орудия.

 

Данного представителя следует отнести к группе:  

         а) предшественников человека;

         б) древнейших людей;

         в) древних людей;

         г) людей современного анатомического типа. 

 

       22. В связи с паразитическим образом жизни у ленточных червей отсутствуют дыхательная и пищеварительная системы. Такое упрощение строения можно рассматривать как:  

         а) морфофизиологический прогресс;

         б) морфофизиологический регресс;

         в) биологический регресс;

          г) идиоадаптацию. 

         23. Укажите, какой из признаков, характерных для млекопитающих, является ароморфозом:

       а) волосяной покров;

      б) строение зубной системы;

      в) строение конечностей;

      г) теплокровность.

      24. Генетическая информация в РНК кодируется последовательностью:

       а) фосфатных групп;

       б) сахарных групп;

        в) нуклеотидов;

        г) аминокислот.

       25. Из названных соединений разветвлѐнными полимерами являются:

     а) ДНК и РНК;

     б) целлюлоза и хитин;

     в) крахмал и гликоген;

     г) альбумин и глобулин.

     26. Укажите, какой из процессов не может происходить в анаэробных условиях:

     а) гликолиз;

     б) синтез АТФ;

     в) синтез белка;

      г) окисление жиров.

     27. Наименьшее количество энергии при расчѐте на одну молекулу вещества клетка получает при:

      а) гидролизе АТФ; 

      б) окислении жиров;

      в) анаэробном расщеплении углеводов;

      г) аэробном расщеплении углеводов.

    28. Если бы в состав белков входило 14 аминокислот, 1 аминокислота могла бы кодироваться:

       а) 1 нуклеотидом;

       б) 2 нуклеотидами;

        в) 3 нуклеотидами;

       г) 4 нуклеотидами.

      29. Индивидуальные черты человека зависят:

      а) исключительно от воздействия внешней среды;

      б) исключительно от фенотипа родителей;

      в) от взаимодействия генотипа и среды;

      г) исключительно от генотипа.

     30. К анализирующему можно отнести скрещивание типа:

      а) АаВВ х АаBb;

      б) ААBb х Ааbb;

      в) Ааbb х ааBb;

      г) АаВВ х ааbb.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырѐх возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. 

Чтобы занять наземную среду обитания, животные были должны: 1) приспособиться использовать для дыхания кислород воздуха; 2) приспособиться к возросшей силе тяжести; 3) выработать механизмы зашиты от высыхания; 4) изменить характер передвижения; 5) усложнить органы чувств.

 а) только 1, 2, 3;

б) только 1, 2, 4;

 в) только 1, 3, 4;

г) только 2, 3, 4, 5;

д) 1, 2, 3, 4, 5.

6. Для осуществления свѐртывания крови необходимы вещества: 1) калий; 2) кальций; 3) протромбин; 4) фибриноген; 5) гепарин.

  а) 1, 2, 3;

б) 2, 3, 4;

 в) 2, 3, 5; 

г) 1, 3, 4;

д) 2, 4, 5.

7. Для условных рефлексов характерно то, что они: 1) врождѐнные; 2) стереотипные; 3) исчезают и возникают в течение онтогенеза; 4) возникают на основе условных; 5) индивидуальные.

а) только 1, 2;

 б) только 2, 3;

в) только 1, 3, 4;

 г) только 3, 4, 5; 

д) 1, 2, 4, 5.

ЗАДАНИЯ

школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2020-2021 уч.год.

Класс

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырѐх возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

      1. Важным условием научной достоверности эксперимента является:

      а) его проведение в естественных условиях;

      б) его проведение в искусственных условиях;

      в) его организация в нескольких повторностях;

      г) публикация результатов в открытых источниках.

    2. Рисунок иллюстрирует пример проявления жизненного свойства:

      а) обмен веществ;

     б) размножение;

      в) движение;

      г) рост.

     3. Пережить неблагопри ятные условия обитания бактериям помогает:

    а) способность использовать жгутик для перемещения в благоприятные места;

    б) то, что их клетки не содержат ядра;

     в) способность образовывать споры;

     г) способность впадать в спячку.

    4. Шляпочные грибы играют существенную роль в жизни человека, прежде всего в качестве:

     а) продукта питания;

     б) источника энергии;

      в) лекарственного средства;

      г) индикатора состояния окружающей среды.

     5. Если сравнить особенности белого гриба и опѐнка осеннего, то можно выделить следующее существенное отличие:

        а) белый гриб съедобный, а опѐнок осенний нет;

        б) осенние опята можно встретить в хвойном лесу, а белые грибы нет;

        в) у белого гриба есть ядовитые грибы-двойники, а у осеннего опѐнка нет;

       г) белый гриб с взаимной пользой сожительствует с деревьями, а опѐнок паразитирует на них. 

      6. С целью употребления в пищу грибы традиционно собирают в дикой природе. Однако некоторые съедобные грибы человек успешно выращивает (культивирует) в искусственных условиях.  

Среди них, например:  

       а) вѐшенка обыкновенная; 

       б) белый гриб;

       в) сыроежка;

       г) лисичка.

      7. Общими признаком для большинства водорослей является:

      а) водная среда обитания;

     б) многоклеточное строение;

      в) тело, которое представлено слоевищем;

      г) наличие у них органов и тканей.

      8. Какой тип плода изображен на картинке?

     а) ягода;

     б) орешек;

     в) многокостянка;

      г) многосемянная коробочка.

     9. Как культурное пищевое растение капуста огородная распространена во всех странах с умеренным климатом. В настоящее время возделывается множество еѐ разновидностей, а точнее, групп сортов, у которых пищевую ценность для человека представляют разные части. У брюссельской капусты мы используем в пищу:

    а) видоизменѐнную верхушечную почку;

    б) утолщѐнный реповидный стебель;

    в) видоизменѐнное соцветие;

     г) боковые видоизменѐнные почки.

    10. На рисунке изображена диаграмма цветка, которой соответствует формула:  

 

           а) Ч5Л(5)Т∞П1;

            б) Ч5Л(5)Т∞П∞;

            в).↑.Ч5Л5Т∞П1;

             г) Ч5Л5Т∞П∞. 

    11. Наружная складка кожи у моллюсков, выделяющая вещество, образующее раковину, – это:

    а) нога;

    б) голова;

       в) мантия;

      г) перламутр.

    12. На рисунке представлены животные, относящ иеся к одному типу. Основной чертой различия между ними является то, что они имеют:

 

 

       а) членистое строение конечностей; 

     б) наружный хитиновый покров;

      в) сегментарное строение тела;

      г) разное число ходильных ног.

     13. На рисунке представлен скелет позвоночного животного. Наиболее вероятно он принадлежит:  

     а) жерлянке;

       б) ящерице;

      в) тритону;

       г) крысе.

     14. Чтобы избежать заражения заболеваниями, вызываемыми одноклеточными животными, человеку необходимо:

      а) соблюдать правила личной гигиены и рекомендации по профилактике;

      б) избегать прямого контакта с почвой;

      в) всегда пить только бутилированную воду;

      г) избегать прямых контактов с домашними животными.

       15. При обморожении пальцев руки I степени рекомендуется:

       а) тщательно промыть открытые раны, удалить отмершие ткани и обратиться к врачу;

       б) поместить руку в холодную воду или обложить кусочками льда; 

       в) поместить руку в тѐплую воду, растереть до покраснения и наложить согревающую повязку;

        г) растереть до покраснения снегом и наложить тугую повязку.

      16. Корковый слой надпочечников вырабатывает гормон:

       а) адреналин;

       б) тироксин;

        в) кортизон;

       г) глюкагон.

     17. Основным источником энергии для организмов, обитающих на Земле, является:

       а) вода;

       б) углекислый газ;

       в) солнечный свет;

      г) все перечисленное верно.

      18. В природных сообществах роль консументов 2-го порядка, как правило, могут играть:

       а) утка, собака, паук, скворец;

      б) уклейка, пеночка, косуля, жужелица;

      в) кедровка, прыткая ящерица, морская звезда, заяц; 

      г) лягушка, виноградная улитка, кошка, канюк.

       19. Разделить клетки, органоиды или органические макромолекулы по их плотности можно с помощью метода:

      а) электрофореза;

      б) хроматографии;

      в) центрифугирования;

      г) авторадиографии.

     20. Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает:

      а) митохондрии;

      б) хлоропласты;

       в) ядро;

       г) вакуоли.

     21. На рисунке представлена реконструкция внешнего облика одного из ископаемых предков человека и орудия.

 

Данного представителя следует отнести к группе:  

         а) предшественников человека;

         б) древнейших людей;

         в) древних людей;

         г) людей современного анатомического типа. 

 

       22. В связи с паразитическим образом жизни у ленточных червей отсутствуют дыхательная и пищеварительная системы. Такое упрощение строения можно рассматривать как:  

         а) морфофизиологический прогресс;

         б) морфофизиологический регресс;

         в) биологический регресс;

          г) идиоадаптацию. 

         23. Укажите, какой из признаков, характерных для млекопитающих, является ароморфозом:

       а) волосяной покров;

      б) строение зубной системы;

      в) строение конечностей;

      г) теплокровность.

      24. Генетическая информация в РНК кодируется последовательностью:

       а) фосфатных групп;

       б) сахарных групп;

        в) нуклеотидов;

        г) аминокислот.

       25. Из названных соединений разветвлѐнными полимерами являются:

     а) ДНК и РНК;

     б) целлюлоза и хитин;

     в) крахмал и гликоген;

     г) альбумин и глобулин.

     26. Укажите, какой из процессов не может происходить в анаэробных условиях:

     а) гликолиз;

     б) синтез АТФ;

     в) синтез белка;

      г) окисление жиров.

     27. Наименьшее количество энергии при расчѐте на одну молекулу вещества клетка получает при:

      а) гидролизе АТФ; 

      б) окислении жиров;

      в) анаэробном расщеплении углеводов;

      г) аэробном расщеплении углеводов.

    28. Если бы в состав белков входило 14 аминокислот, 1 аминокислота могла бы кодироваться:

       а) 1 нуклеотидом;

       б) 2 нуклеотидами;

        в) 3 нуклеотидами;

       г) 4 нуклеотидами.

      29. Индивидуальные черты человека зависят:

      а) исключительно от воздействия внешней среды;

      б) исключительно от фенотипа родителей;

      в) от взаимодействия генотипа и среды;

      г) исключительно от генотипа.

     30. К анализирующему можно отнести скрещивание типа:

      а) АаВВ х АаBb;

      б) ААBb х Ааbb;

      в) Ааbb х ааBb;

      г) АаВВ х ааbb.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырѐх возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.169 с.)