Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Группа № 11 Информатика и ИКТ 2 урока↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Группа № 11 Информатика и ИКТ 2 урока Урок № 19 Тема: Оператор присваивания. Операторы ввода и вывода. Практическая работа № 8. Программирование линейных алгоритмов Цели: познакомиться с оператором присваивания, рассмотреть операторы ввода и вывода, выполнить практическую работу. Задачи: научиться применять полученные знания на практике; учиться самостоятельности, внимательности; воспитывать дисциплинированность, ответственность. ПЛАН 1. Оператор присваивания. 2. Операторы ввода и вывода. 3. Практическая работа № 8. Программирование линейных алгоритмов 4. Теоретические сведения Оператор присваивания, ввод и вывод данных Присваивание — это действие, в результате которого переменная величина получает определенное значение. В программе на Паскале существуют три способа присваивания значения переменной: 1) оператор присваивания; Оператор присваивания имеет следующий формат: <переменная>:=<выражение> Сначала вычисляется выражение, затем полученное значение присваивается переменной. В первом примере приведен арифметический оператор присваивания. Здесь х — переменная вещественного типа. Во втором примере — логический оператор присваивания. Здесь b — переменная типа Boolean. Типы переменной и выражения должны совпадать. Из этого правила есть одно исключение: переменной вещественного типа можно присваивать значение целочисленного выражения. В таком случае значение целого числа преобразуется к формату с плавающей запятой и присвоится вещественной переменной. Ввод и вывод данных
Операция ввода называется чтением и выполняется с помощью оператора Read. Вывод называется записью, и для его выполнения используется оператор Write. К внешним устройствам относятся устройства ввода и вывода (клавиатура, монитор, принтер и др.) и устройства внешней памяти (магнитные и оптические диски, флеш-память и др.). Данные на внешних устройствах организованы в файлы. Для внешних запоминающих устройств (ВЗУ) файл — это поименованная область памяти этого устройства. В файлы на ВЗУ можно записывать данные по команде Write и можно читать данные из файлов по команде Read. На одном устройстве ВЗУ может храниться множество файлов одновременно. Правила именования файлов на ВЗУ определяются операционной системой. Имена для файлов, создаваемых пользователем, задает сам пользователь. Устройства ввода с клавиатуры и вывода на экран монитора являются однофайловыми устройствами. Считается, что с клавиатурой связан один системный файл с именем INPUT. Поэтому ввод с клавиатуры равнозначен чтению из файла INPUT. С монитором связан системный файл, который называется OUTPUT. Вывод на экран — это запись данных в файл OUTPUT. Ввод с клавиатуры производится путем обращения к стандартной процедуре Read в следующем формате: Read(<список ввода>) Чтение происходит из системного файла INPUT, всегда доступного для любой программы. Элементами списка ввода могут быть переменные символьного типа, числовых типов и строковые переменные. Например: Read(a, b, с, d) При выполнении этого оператора происходит прерывание исполнения программы, после чего пользователь должен набрать на клавиатуре значения переменных а, Ъ, с, d, отделяя их друг от друга пробелами. При этом вводимые значения высвечиваются на экране. В конце нажимается клавиша Enter. Значения следует вводить в строгом соответствии с синтаксисом Паскаля. Если в программе имеется несколько подряд идущих операторов Read, то данные для них можно вводить последовательно (на экране отражаются в одной строке) и лишь в конце ввода нужно нажать клавишу Enter. Здесь слово «ReadLn» означает read line — «читать строку». Нажатие клавиши Enter в процессе ввода вырабатывает признак «конец строки», и данные при выполнении следующего оператора ввода будут отражаться на экране с начала новой строки. Если в предыдущем примере заменить операторы Read на ReadLn: ReadLn(А, В); ReadLn(С, D); то ввод значений будет происходить из двух строк, отраженных на экране: 18758 34 [Enter] 2.62Е-02 1.54Е+01 [Enter] Вывод на экран производится по оператору обращения к стандартной процедуре: Write(<список вывода>) Здесь элементами списка вывода могут быть выражения различных типов (в частности, константы и переменные). Например: Write ('Сумма А, ' + ', В, ' = ', А+В) Если, например, А = 5 и В = 7, то на экране получим: Сумма 5+7=12 При выводе на экран нескольких значений в строку они не отделяются друг от друга пробелами. Программист сам должен позаботиться о таком разделении. В приведенном примере предусмотрен пробел после слова «Сумма». Второй вариант процедуры вывода на экран: WriteLn(<список вывода>) Write line — «писать строку». Его действие отличается от оператора Write тем, что после вывода последнего в списке значения происходит перевод курсора к началу следующей строки. Оператор WriteLn, записанный без параметров, вызывает перевод строки. В списке вывода могут присутствовать указатели форматов вывода (форматы). Формат определяет представление выводимого значения на экране. Формат отделяется от соответствующего ему элемента двоеточием. Если указатель формата отсутствует, то машина выводит значение по определенному правилу, предусмотренному по умолчанию. Линейная программа. Следование — простейшая алгоритмическая структура. Программа, реализующая следование, называется линейной программой. В линейной программе могут присутствовать только операторы присваивания, ввода, вывода и обращения к процедурам. Заметим, что операторы Read и Write являются обращениями к стандартным процедурам Паскаля. Одним из обязательных условий хорошего стиля программирования является организация диалога между компьютером и пользователем. Такое диалоговое взаимодействие называется интерактивным интерфейсом. Пример 1. Составим линейную программу, по которой в диалоге будут вводиться два целых числа и вычисляться их произведение. Тестирование этой программы отразится на экране следующим образом. А= 13 В= 28 13*28=364 Числа 13 и 28 вводятся пользователем с клавиатуры, всё остальное автоматически выводится по программе. Пример 2. Дано натуральное трехзначное число. Требуется вычислить сумму его цифр. Например, если дано число 325, то в результате должно получиться: 3 + 2 + 5 = 10. Сначала составим программу, а потом ее прокомментируем. В этой программе использованы две операции целочисленной арифметики: div — целочисленное деление и mod — остаток от целочисленного деления (см. табл. 3.3). Остаток от деления на 10 (mod) выделяет младшую цифру числа, а целочисленное деление на 10 (div) отбрасывает младшую цифру. Чтобы лучше понять работу программы, выполним ее трассировку. В курсе 9 класса вам уже приходилось строить трассировочные таблицы. Для программы SumCifr таблица будет выглядеть следующим образом: Выполнение программы на компьютере приводит к такому же результату. Заметим, что эту задачу можно решить с помощью всего одного оператора присваивания: Sum: = Х mod 10 + X div 10 mod 10 + X div 100 Проверьте самостоятельно. Задание Для каждой вычислительной задачи составить программу, содержащую операторы ввода, вывода, присваивания. Уровень 1 1. Вычислить длину окружности и площадь круга одного и того же заданного радиуса R. 2. Вычислить расстояние между двумя точками с данными координатами на плоскости (х1, у1) и (х2, у2). 3. Дана длина ребра куба. Найти площадь грани, площадь полной поверхности и объем этого куба. 4. Три сопротивления R1, R2, R3 соединены параллельно. Найти сопротивление всей цепи. 5. Найти сумму членов арифметической прогрессии, если известны ее первый член, разность и число членов прогрессии. 6. Вычислить корни квадратного уравнения ах2 + bх + с = О с заданными коэффициентами а, b и с (предполагается, что а ≠ О и что дискриминант уравнения неотрицателен). 7. Найти площадь равнобедренной трапеции с основаниями а и b и углом α при большем основании а. Уровень 2 8. Заданы координаты трех вершин треугольника (x1, у1), (х2, у2), (x3, у3). Найти его периметр и площадь. 9. Найти произведение всех цифр заданного четырехзначного числа. 10. Вычислить площадь и периметр правильного N-угольника, описанного около окружности радиуса R (рассмотреть N — целого типа, R — вещественного типа). 11. Дано натуральное число Т — длительность прошедшего времени в секундах. Вывести данное значение длительности в часах (НН), минутах (ММ) и секундах (SS) в следующей форме: НН ч ММ мин SS с. 12. Дано действительное число R вида nnn.ddd (три цифровых разряда в целой и дробной частях). Поменять местами дробную и целую части числа и вывести полученное значение числа. 13. Составить программу перевода радианной меры угла в градусы, минуты и секунды. 14. С начала суток часовая стрелка повернулась на у градусов (О ≤ у < 360, у — вещественное число). Определить число полных часов и полных минут, прошедших с начала суток. Сформулировать и решить обратную задачу. Уровень 3 15. Дан произвольный треугольник ABC, для которого определен следующий набор характерных параметров: а, b, с — стороны треугольника; α, β, γ — углы (в градусах); h — высота, опущенная на сторону с; S — площадь; Р — периметр треугольника. По трем заданным параметрам вычислить все остальные. Различные сочетания параметров определяют варианты заданий. Замечание: входные (исходные) и выходные значения углов представить в градусной мере. Домашнее задание Проработать лекцию и §17. Написать краткий конспект. Оформить практическую работу. Урок № 20 Тема: Логический тип данных. Логические величины. Логические операции. Правила записи и вычисления логических выражений Цели: познакомиться с логическим типом данных, логическими величинами, логическими операциями. Рассмотреть правила записи и вычисления логических выражений. Задачи: научиться применять полученные знания на практике; учиться самостоятельности, внимательности; воспитывать дисциплинированность, ответственность.
ПЛАН 1. Логический тип данных. 2. Логические величины. 3. Логические операции. 4. Правила записи и вычисления логических выражений. Теоретические сведения Логические операции
Конъюнкция (логическое умножение). В русском языке она выражается союзом И. В математической логике используются знаки & или ∧. Конъюнкция — двухместная операция; записывается в виде: А & В. Значением такого выражения будет ЛОЖЬ, если значение хотя бы одного из операндов ложно. Дизъюнкция (логическое сложение). В русском языке этой связке соответствует союз ИЛИ. В математической логике она обозначается знаком v. Дизъюнкция — двухместная операция; записывается в виде: A v В. Значением такого выражения будет ИСТИНА, если значение хотя бы одного из операндов истинно. Отрицание. В русском языке этой связке соответствует частица НЕ (в некоторых высказываниях применяется оборот «неверно, что...»). Отрицание — унарная (одноместная) операция; записывается в виде: А или Ā. Правила выполнения рассмотренных логических операций отражены в следующей таблице, которая называется таблицей истинности логических операций (здесь И означает «истина», Л — «ложь»):
огическая формула — формула, содержащая лишь логические величины и знаки логических операций. Результатом вычисления логической формулы является ИСТИНА или ЛОЖЬ. Последовательность выполнения операций в логических формулах определяется старшинством операций. В порядке убывания старшинства логические операции расположены так: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция. Кроме того, на порядок выполнения операций влияют скобки, которые можно использовать в логических формулах. Например: (А & В) v (А & В) v (А & В). Пример. Вычислить значение логической формулы: X & Y v X & Z, если логические переменные имеют следующие значения: X = ЛОЖЬ, Y = ИСТИНА, Z = ИСТИНА. Решение. Отметим цифрами сверху порядок выполнения операций в формуле: Используя таблицу истинности, вычислим формулу по шагам: 1) ЛОЖЬ = ИСТИНА; 2) ИСТИНА & ИСТИНА = ИСТИНА; 3) ЛОЖЬ & ИСТИНА = ЛОЖЬ; 4) ИСТИНА v ЛОЖЬ = ИСТИНА. Ответ: ИСТИНА. Not And Or, xor 3. Операции отношения: =, <>, >, <, >=, <= Еще раз обратите внимание, что в логическом выражении, соответствующем предикату из примера 3: (Y > -X) and (Y < 1) and (Y > X * X), операции отношения заключены в скобки, поскольку они младше логических операций, а выполняться должны раньше.
Вопросы и задания 1. Какого типа величина получается при вычислении отношения (неравенства) между числами? 2. Что такое предикат? Приведите примеры. 3. Запишите на языке алгебры логики логические функции, которые будут принимать значение ИСТИНА, если справедливы следующие утверждения, и ЛОЖЬ — в противном случае: а) все числа X, Y, Z равны между собой; б) из чисел X, Y, Z только два равны между собой; в) каждое из чисел X, Y, Z положительно; г) только одно из чисел X, У, Z положительно; д) значения чисел X, У, Z упорядочены по возрастанию.
Домашнее задание Проработать лекцию и §18. Написать краткий конспект и ответить на вопросы и задания.
Интернет-ресурсы https://tepka.ru/informatika_10/19.html Ответ отправить на адрес электронной почты: o.petrichenko07@gmail.com
группа № 11 Информатика и ИКТ 2 урока Урок № 19 Тема: Оператор присваивания. Операторы ввода и вывода. Практическая работа № 8. Программирование линейных алгоритмов Цели: познакомиться с оператором присваивания, рассмотреть операторы ввода и вывода, выполнить практическую работу. Задачи: научиться применять полученные знания на практике; учиться самостоятельности, внимательности; воспитывать дисциплинированность, ответственность. ПЛАН 1. Оператор присваивания. 2. Операторы ввода и вывода. 3. Практическая работа № 8. Программирование линейных алгоритмов 4. Теоретические сведения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.214.43 (0.008 с.) |