Аналитическая психология Юнга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аналитическая психология Юнга



Основные положения аналитической психологии К.Г. Юнга широко известны, нет нужды говорить здесь о них подробно, поэтому ограничимся кратким перечнем понятий, которые имеют непосредственное отношение к изучению девиантного поведения.

 

Структура личности по Юнгу:

Эго – сознательный ум.

Личное бессознательное – подавленные сознательные впечатления, переживания при появлении бывшие слишком слабыми, чтобы произвести впечатление на уровне сознания.

Содержание доступно сознанию.

Комплексы – организованная тематическая группа переживаний, притягивающихся к так называемому ядру комплекса. Комплекс может захватывать власть над личностью. Может осознаваться через ассоциации, но не непосредственно.

Коллективное бессознательное – скрытые воспоминания, унаследованные филогенетически (опровергнуто на рациональном уровне современной генетикой). Это врожденное основание структуры личности. Симптомы, фобии, иллюзии и другие иррациональные явления могут возникать при отвержении бессознательных процессов.

Архетипы – универсальная мыслительная форма, содержащая эмоциональный элемент. Наиболее развившиеся архетипы могут быть рассмотрены как отдельные системы внутри личности – персона, анима/анимус, тень.

Персона – маска, надеваемая в ответ на:

а) требования социальных условностей;

б) внутренние архетипические потребности.

Это – публичная личность, в противоположность собственной личности, скрытой за внешним проявлением в социальном поведении.

Если Эго сознательно отождествляется с Персоной – человек сознает и ценит не собственные чувства, а принятую роль.

Анима/анимус – бисексуальная природа человека. Как архетип возникли при постоянном сосуществовании обоих полов.

Тень – воплощение животной стороны человеческой природы. Проекция Тени вовне реализуется в образе дьявола или врага. Тень ответственна за социально неодобряемые мысли, чувства, действия.

Самость – (символ – мандала) архетип целостности - ядро личности, вокруг которого группируются все системы. Цель жизни, идеал, обладающий свойством недостижимости. Архетип самости не очевиден до достижения человеком среднего возраста, когда он начинает предпринимать усилия сместить центр личности с сознательного на равновесие между ним и бессознательным.

 

Установки – экстраверсия и интроверсия, одна из которых доминирует, вторая при этом является бессознательной.

Функциимышление, чувство, ощущение, интуиция. (Мышление – рационально; чувство – оценочная функция, определяющая ценность вещей, дает субъективные переживания; ощущение – перцептивная реалистическая функция; интуиция – восприятие на основе бессознательных процессов и содержаний.)

 

 

Взаимодействие систем личности:

Системы могут: компенсировать друг друга; противостоять и объединяться.

Компенсация:

- между экстраверсией и интроверсией,

- между эго и анимой мужчин / анимусом женщин.

Оппозиция:

- между эго и личным бессознательным,

- между эго и тенью,

- между персоной и анимой/анимусом,

- между персоной и личным бессознательным,

- между коллективным бессознательным и персоной.

Объединение: (процесс, похожий на диалектическую триаду) позволяет компонентам создавать качественно новое, направленное на интеграцию личности (самость).

Единство противоположностей достигается за счет трансцендентной функции.

 

Динамика личности.

 

Понятие психической энергии: - проявление жизненной энергии, энергии организма, как биологической системы. Это гипотетическая конструкция, не могущая быть измеренной, но подчиняющаяся тем же физическим законам, что и энергия в обычном смысле.

Психические ценности – количество энергии, вложенной в тот или иной элемент личности, мера напряженности (или силы в побуждениях и управлении поведением). Возможно обнаружение лишь относительной ценности элемента (сравнительно с другими, но не объективно, то есть только внутри данной личности).

 

Принцип эквивалентности – (частное проявление закона сохранения энергии) – если энергия расходуется на одно, то она появится в другом (одна ценность ослабевает, другая усиливается).

Принцип энтропии - (аналогия второго закона термодинамики) - распределение энергии психики стремится к балансу. Состояние идеального распределения энергии – самость.

 

Развитие личности по Юнгу

 

Цель – самореализация, как максимально полная дифференциация и гармоничное сочетание всех аспектов личности. Новый центр – самость, взамен старого центра – эго.

 

Каузальность и телеология – два подхода к изучению личности, один из которых рассматривает причины, другой – исходит из целей, из того, к чему личность движется. Юнг пропагандировал мысль, что для правильного понимания того, что движет поступками человека, необходимо использовать оба подхода.

Стадии развития личности:

До пятилетнего возраста – появляются сексуальные ценности, и достигают вершины в подростковый период.

Юность и ранняя взрослость – доминируют основные жизненный инстинкты, человек энергичен, страстен, зависим от других (даже в форме сопротивления им).

Сороковые годы – смена ценностей – с биологических на более культурные (культурно детерминированные), человек более интровертирован, менее импульсивен. Энергичность уступает мудрости (и как цели, и как инструменту достижения таковой). Ценности личности сублимируются в социальные, религиозные, гражданские и философские символы.

Этот период и наиболее значим для личности, и наиболее опасен, если в переносе энергии на новые ценности наблюдаются нарушения.

 

Прогрессия и регрессия – развитие может направляться в обе стороны.

Прогрессия – противостоящие силы объединяются в гармоничном течении психических процессов.

Регрессия – сознательное эго согласуется с требованиями среды и требованиями бессознательного. Если фрустрирующие обстоятельства не могут быть преодолены, - энергия либидо не направляется на экстравертные, ориентированные на среду, ценности, иначе говоря, объективные ценности эго трансформируются в субъективные. (слово «ценности» понимается здесь в юнгианском смысле).

 

Достоинство юнгианского подхода к истолкованию личности – утверждение о внутренней тенденции человека к развитию в направлении гармоничного единства. (Раскрытие изначальной врожденной целостности.)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.011 с.)